Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Туркменистан превращается в транспортно-логистический центр

Формирование современной разветвленной транспортной системы ? один из приоритетов государственной политики Туркменистана.

Одним из приоритетных направлений государственной политики Правительства Туркменистана является создание в стране разветвлённой транспортной инфраструктуры как важнейшего фактора экономического и социального развития страны. В этой сфере успешно воплощены в жизнь инициированные главой государства масштабные проекты, в том числе по модернизации действующих и строительству новых автомобильных и железных дорог, кардинальному обновлению и расширению материально-технической базы гражданской авиации, судоходства.

На сегодняшний день Туркменистан известен как современный международный логистический центр на древнем торговом пути. Используя геостратегические преимущества, планомерно формируются транспортно-коммуникационные сети, создавая прочную основу для развития национальной экономики, повышая её инвестиционный потенциал, способствуя наращиванию взаимовыгодного международного сотрудничества. Как известно, по территории Туркменистана издревле пролегали ключевые маршруты Великого Шёлкового пути, соединявшие народы и страны континентов. Это сыграло огромную роль в развитии цивилизации, во взаимодействии Востока и Запада.

Туркменистан выходит на мировой рынок с предложением своих транспортно-логистических услуг, и это предложение актуально и востребовано. Так, например, об этом наглядно свидетельствует запущенный новый интернациональный рейс ? поезд по маршруту Китай-Казахстан-Туркменистан-Иран. Использование этого экономически чрезвычайно выгодного маршрута поспособствует не только реализации транзитного потенциала Туркменистана, но и повлияет на активизацию торговых связей в регионе. Это, в свою очередь, станет весомой предпосылкой и для развития континентальных торговых отношений, положительно скажется на подъеме всей мировой торговли, где в последние годы наблюдается снижение объёмов товарооборота между странами.

В программе президента Туркменистана по социально-экономическому развитию страны на 2019-2025 годы Туркменистан определён как трансконтинентальный экономический мост взаимодействия европейской, азиатско-тихоокеанской и южно-азиатской экономических систем. На международной арене Туркменистан активно продвигает глобальную транспортную стратегию, которая признана объединить географические и инфраструктурные возможности, технический и технологический потенциал государств и регионов. Поэтому для создания транспортно-транзитного коридора Туркменистан активно строит новые дороги, воздушные гавани, прокладывает стальные магистрали, создаёт логистические центры. Главный критерий всех путей сообщения ? соответствие мировому стандарту.

Важнейшей транспортной артерией международного коридора Север-Юг стала трансконтинентальная железнодорожная магистраль Казахстан-Туркменистан-Иран. Удобный и экономически выгодный маршрут открывает путь на азиатские рынки, что важно для Туркменистана и Казахстана, не имеющих прямого выхода к океану. Кроме того, страны получают преимущества как транзитные государства и формируют на своей территории логистические узлы.

Другой транспортный коридор пролегает по маршруту Средняя Азия-Ближний Восток (Узбекистан-Туркменистан-Иран-Оман). К этому проекту подключился и Казахстан. Строительство другой железной дороги Туркменистан-Афганистан-Таджикистан даст выход к портам Пакистана и Ирана и будет способствовать интеграционным процессам в регионе. Транзитная дорога через Туркменистан, Азербайджан, Грузию и Турцию свяжет Афганистан с Европой.

В транспортной системе Туркменистан ускоренными темпами развиваются также автомобильная, воздушная и морская отрасли. Крупным звеном на евразийском экономическом пространстве стал железнодорожный мост через реку Амударья, автомобильный мост Туркменабат-Фараб, автомагистрали Туркменбаши-Гарабагаз, Мары-Серхетабат, Туркменабат-Газачак-Дашогуз, Туркменабат-Туркменабаши. Участвуя в проектах ТРАСЕКА, Туркменистан предпринимает шаги по возрождению Великого Шёлкового пути и укреплению статуса важнейшего транспортного узла региона.

Крупнейшим проектом является строительство и сдача в эксплуатацию Международного морского порта в Туркменбаши. Порт создаст благоприятные условия для выхода европейских стран на рынки Ближнего и Среднего Востока, к государствам бассейна Индийского океана.

Крупным транзитным пунктом страны является международный аэропорт города Ашхабада. «Воздушные ворота» туркменской столицы ежегодно принимают и отправляют более 14 млн. человек.

Логистическая стратегия Туркменистана определяет качественно новое развитие всего комплекса отраслей транспорта и связи, их тесное взаимодействие и координацию движения грузопотоков. Практически полностью обновился железнодорожно-подвижной состав, воздушный транспорт оснащён новыми авиалайнерами «Боинг». Морской флот имеет несколько танкеров из серии высокотехнологических судов, современные паромы для перевозки пассажиров и грузовых автомобилей.

Повышение эффективности функционирования транспортно-логистических систем в Туркменистане, соблюдение баланса межрегионального и межконтинентального взаимодействия, достижение синергического эффекта от интеграции таких систем для Туркменистана и стран Евро-Азиатского Экономического Содружества имеет важное экономическое, стратегическое и политическое значение.

 

Источник: CentralAsia.news