Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Сергей Лебедев: Содружество устремлено к созиданию и прогрессу (интервью журналу «Деловой собеседник»)

31 мая 2013 г. в Минске состоялось заседание Совета глав правительств Содружества Независимых Государств. На нем были подписаны важные документы, нацеленные на расширение и углубление экономических и гуманитарных связей, интенсификацию инновационного сотрудничества, обеспечение безопасности стран СНГ и решение других актуальных проблем.

Редакция журнала «Деловой собеседник» попросила председателя Исполнительного комитета - Исполнительного секретаря СНГ Сергея Николаевича Лебедева рассказать подробнее, какие вопросы были в центре внимания руководителей правительств стран Содружества, о целях и задачах, приоритетных направлениях деятельности Содружества.

 

- Сергей Николаевич, последние встречи глав государств и глав правительств стран СНГ, принимаемые решения по актуальным проблемам взаимодействия в сфере экономики, военно-технического, гуманитарного и политического сотрудничества, нарастание интеграционных процессов явно показывают, что сегодня Содружество обретает новое качество, и это вселяет оптимизм относительно перспектив развития стран в рамках СНГ. Вы разделяете это мнение?

- Безусловно. Я реалистично и с оптимизмом смотрю на будущее Содружества. За двадцать два года существования СНГ накоплен огромный позитивный опыт взаимодействия, реализации совместных программ сотрудничества во всех сферах жизнедеятельности наших государств. Создание Содружества в свое время помогло избежать развития событий на постсоветском пространстве по югославскому сценарию. Во многом благодаря усилиям Содружества удалось остановить братоубийственную войну в Таджикистане, сохранить мир на границе между Абхазией и Грузией. Многосторонние соглашения, принятые в начальный период существования СНГ, позволили не допустить социального и экономического коллапса, обеспечить нормальное функционирование государственных механизмов выплаты пенсий и пособий, работу транспорта и связи, беспрепятственного перемещения граждан на постсоветском пространстве. За сравнительно небольшой исторический промежуток времени СНГ превратилось в действенный инструмент многостороннего общения и взаимодействия, позволяющий на принципах равноправия, добрососедства и взаимного уважения выстраивать эффективные формы и механизмы интеграционного сотрудничества. Совместная деятельность государств-участников СНГ строится с учетом общих задач и национальных интересов каждой страны и подчинена прежде всего целям повышения благосостояния и социальному благополучию граждан.

 

- Как бы Вы охарактеризовали нынешнее состояние Содружества?

- Сегодня Содружество имеет четкую и сбалансированную программу совместных первоочередных и перспективных действий, налаженную систему межгосударственного взаимодействия. И очень важно, что у нас сохранились довольно тесные межрегиональные экономические, культурные, гуманитарные связи и межличностные отношения. В рамках СНГ разработана солидная нормативно-правовая база и созданы работающие механизмы сотрудничества в экономике, гуманитарной сфере, в обеспечении стабильности и безопасности государств. На территории Содружества координируется работа транспорта и связи, действуют соглашения по пенсионному обеспечению, безвизовому режиму, культурному обмену. В сентябре 2012 года вступил в силу Договор о зоне свободной торговли, во многом определяющий наше взаимодействие в сфере экономики. Этот документ будет содействовать свободному движению товаров на территории стран Содружества с учетом общепринятых норм международного права и правил ВТО, что положительно скажется на росте национальных экономик. В рамках реализации Договора предусмотрено подписание ряда международных документов - это прежде всего Соглашение о свободной торговле услугами, Соглашение по транзиту трубопроводным транспортом, Протокол, определяющий обязательства сторон в отношении правил и процедур урегулирования государственных закупок. Приятно отметить, что заметно повысилась результативность принимаемых решений, диапазон и интенсивность интеграционных процессов.

 

- И документы, принятые на декабрьском саммите 2012 года в Ашгабате и майском заседании Совета глав правительств СНГ в Минске, должны внести свою лепту в поступательное движение стран Содружества...

- Разумеется. Содружество сегодня живет и работает в динамичном и демократичном режиме. Практически на каждой встрече глав государств и глав правительств по инициативе стран-участников принимаются десятки важнейших документов, которые действительно положительно влияют на положение дел и условия жизни людей в Содружестве.

Мы ведем постоянный мониторинг исполнения принимаемых договоров и соглашений, подводим итоги сделанного. Так, на прошедшем в Ашгабате 5 декабря 2012 года саммите президенты наших стран отметили, что год в интеграционном взаимодействии ознаменовался неплохими результатами. Достаточно сказать, что только на этой встрече было подписано 23 документа, и наиболее значимый из них - Декларация о дальнейшем развитии всестороннего сотрудничества СНГ. Проект документа был предложен Туркменистаном как председателем Содружества и поддержан всеми государствами. Декларация подтверждает решимость руководителей государств Содружества и далее совершенствовать и укреплять региональную международную организацию. В Декларации записано: «Мы считаем целесообразным продолжить совместную работу по дальнейшему совершенствованию деятельности СНГ, мы выражаем твердую уверенность в необходимости и далее развивать отношения в различных областях, содействовать укреплению дружбы и сотрудничества между государствами - участниками Содружества». На мой взгляд, эта фраза во многом дает ключ к пониманию сегодняшнего состояния и вектора будущего развития СНГ.

Майское заседание глав правительств в Минске в этом году вновь продемонстрировало последовательность в решении наиболее актуальных и приоритетных для Содружества вопросов. Особое место в повестке дня занимал проект Протокола о применении Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года между его сторонами и Республикой Узбекистан. Документ был одобрен и подписан.

Премьеры подписали также межгосударственную программу инновационного сотрудничества до 2020 года. Она дает возможность вести согласованные проекты по таким важнейшим направлениям, как информационно-телекоммуникационные технологии, индустрии нано-систем, авиационно-космические и транспортные системы, медицина, здравоохранение. Утверждена кон­цепция создания банка патентов и инноваций СНГ.

В ходе заседания были подписаны также документы по совместному использованию атомной энергии в мирных целях, соглашения о сотрудничестве в области охраны окружающей среды и в сфере официальной статистики, о взаимном признании документов о высшем профессиональном образовании, одобрен план мероприятий на 2013-2015 годы по реализации Стратегии развития фи­зической культуры и спорта.

 

- Перечень рассмотренных во­просов и принятых документов впечатляет, но не скажется ли их количество на эффективности ре­шения реальных задач?

- Содружество прошло сложный путь становления, отказавшись от нереальных планов и завышенных ожиданий. Преодолевая трудности и преграды, опираясь на исторический опыт совместного политического и экономического проживания в едином Союзе, мы не прекращали все это время активного поиска оптимальных форм взаимодействия и прогресса. В итоге сложилась модель разноформатного и разноуровнего взаимодействия, которая обеспечивает равноправное и избирательное участие в нем государств в их стремлении к достижению взаимовыгодного и результативного партнерства, в том числе в рамках ОДКБ, ЕврАзЭС, Таможенного союза, Союзного государства. Весьма важно, что Содружество стало универсальной площадкой для постоянного откровенного и продуктивного диалога на высшем уровне по всем вопросам современности. И это позволяет главам одиннадцати государств и структурам СНГ в рабочем режиме оперативно и слаженно решать многие злободневные проблемы, достойно отвечать на политические, экономические и военные вызовы и угрозы современности.

Именно совместными усилиями на основе принятых документов обеспечивается гармонизация отношений и интересов на каждом этапе развития Содружества. Утвержденные Концепция дальнейшего развития СНГ и План основных мероприятий по ее реализации, Стратегия экономического развития СНГ до 2020 года, ряд других важных документов предусматривают эволюционное совершенствование интеграционной структуры. Задачи, которые определены в этих документах, планомерно выполняются.

 

- Думаю, что читателям журнала будет интересно узнать о рабочих органах СНГ и принципах их работы.

- В первую очередь следует назвать Совет глав государств, Совет глав правительств, Экономический совет, Совет министров иностранных дел. Возглавляют эти органы в течение года представители одного государства-председателя. В нынешнем году председательство в Содружестве успешно осуществляет Беларусь. Отрадно отметить активную и инициативную работу представителей Беларуси в отраслевых советах Содружества, девять из которых возглавляют руководители белорусских министерств.

Исполнительный комитет СНГ является единым постоянно действующим исполнительным и координирующим органом Содружества Независимых Государств. Дислоцируется он в Минске. Именно поэтому белорусскую столицу часто называют центром интеграционных процессов СНГ.

К числу важных межгосударственных структур Содружества относятся также Межпарламентская ассамблея СНГ, Экономический суд СНГ, Статистический комитет СНГ. Всего в рамках Содружества создано и функционирует более восьмидесяти межгосударственных органов, в том числе более семидесяти органов отраслевого сотрудничества.

Большинство органов СНГ собирается не менее двух раз в год для решения назревших вопросов сотрудничества. Все структуры принимают активное участие в подготовке документов, выносящихся для обсуждения на заседания Совета глав государств и Совета глав правительств.

При непосредственном участии Исполкома СНГ ведется повседневная работа представителей государств Содружества по оперативному согласованию конкретных вопросов взаимодействия в разных сферах экономики и политики.

 

- Прошло без малого два года с момента подписания Договора о зоне свободной торговли. Можно ли уже говорить о первых результатах?

- Напомню, что Договор был подписан главами правительств восьми государств СНГ в Санкт-Петербурге 18 октября 2011 года. Во второй половине 2012 года после процедуры ратификации он вступил в силу для шести государств (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Молдова, Российская Федерация и Украина). Кыргызская Республика и Республика Таджикистан пока не завершили процедуру ратификации. Я уже упоминал, что 31 мая текущего года в Минске главы правительств стран СНГ подписали Протокол о применении Договора о зоне свободной торговли между его сторонами и Республикой Узбекистан. Таким образом, в Договоре о зоне свободной торговли теперь участвуют девять стран.

Хотя с момента вступления Договора в силу прошло не так уж много времени, можно с уверенностью сказать, что этот документ оказывает позитивное влияние на развитие сотрудничества в экономической сфере государств Содружества на основе норм и правил Всемирной торговой организации. Хочу особо подчеркнуть, что этот Договор не только способствует укреплению конкурентоспособности экономик государств СНГ, но и дает им возможность успешно интегрироваться в международную торговую систему.

В Исполкоме СНГ идет постоянный мониторинг выполнения положений Договора. Первые результаты, на мой взгляд, вполне убедительны:

во взаимной торговле не применяются таможенные пошлины, за исключением изъятий, предусмотренных Договором;

не применяются запреты и количественные ограничения во взаимной торговле, кроме предусмотренного Договором до 2015 года квотирования алкогольной продукции Кыргызской Республикой;

специальные защитные и антидемпинговые меры, а также технические, санитарные и фитосанитарные меры применяются в соответствии с условиями Договора;

соблюдаются сроки отмены изъятий таможенных пошлин на импорт товаров, количество которых сократилось с 61 до 5 позиций;

в соответствии с достигнутыми договоренностями с 1 января 2013 года Республика Молдова отменила таможенные пошлины при импорте спирта этилового, кожевенного сырья, отходов и лома черных металлов из Украины, а Украина - таможенные пошлины на импорт этилового спирта и семян сахарной свеклы из Республики Молдова;

Республика Казахстан отменила ввозные пошлины на импорт пива, вермутов, прочих сброженных напитков, этилового спирта и табачных изделий из Украины;

отмечается позитивная тенденция, связанная с уменьшением случаев применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер во взаимной торговле. В 2011 году такие меры применялись в отношении 25 товарных позиций, в 2012 году - 22 позиций;

в развитие Договора состоялись первые заседания экспертных групп по обсуждению проектов Соглашения о свободной торговле услугами, Протокола о снижении и поэтапной отмене экспортных пошлин, ведется работа по подготовке проекта Соглашения о закупках для государственных нужд государств - участников СНГ, завершается формирование комиссии экспер­тов по разрешению споров.

Таким образом, можно констатировать, что Договор действует и его положения в целом реализуются вполне успешно.

 

- Наш международный журнал издается в Кыргызстане. Как бы Вы охарактеризовали участие Кыргызской Республики в Содружестве?

- Хочу отметить, что, несмотря на все внутренние проблемы и невзгоды последних лет, Кыргызстан не прекращал активного интеграционного взаимодействия в рамках СНГ, которое, как не раз заявляли руководители республики, относится к числу приоритетных направлений политики государства. Напомню, что Кыргызская Республика председательствовала в СНГ в 2008 году. Ныне она представлена в 66 органах отраслевого сотрудничества государств - участников СНГ. Весной этого года правительством страны утвержден новый список представителей от кыргызской стороны в органах отраслевого сотрудничества государств - участников СНГ.

Министерствами и ведомствами Кыргызской Республики проводится активная работа по выполнению Плана мероприятий по реализации второго этапа Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года. В этом контексте Кыргызская Республика завершает процедуру ратификации подписанного Договора о зоне свободной торговли. Кыргызстан также включился в подготовку соглашения о свободной торговле услугами в СНГ.

Кыргызстан нередко выступает в роли гостеприимного хозяина для участников важных интеграционных мероприятий в рамках Содружества. Скажем, в марте нынешнего года в Бишкеке прошло заседание Совета по делам молодежи государств - участников Содружества Независимых Государств. Рассмотрено около двадцати вопросов, среди которых реализация государственной молодежной политики в Кыргызской Республике. В мае в столице Кыргызстана состоялось 43-е заседание Электроэнергетического совета СНГ. Среди других проблем обсуждалось состояние развития электроэнергетики Кыргызской Республики и итоги работы энергосистем государств Содружества в осенне-зимний период 2012-2013 годов. Кстати говоря, в том же месяце Жогорку Ке-неш (парламент Кыргызской Республики) ратифицировал соглашение между странами СНГ в области эксплуатации межгосударственных линий электропередачи национальных электроэнергетических систем, подписанное в Ялте (Украина) в 2009 году. Руководители спецслужб государств СНГ недавно провели результативную встречу в Бишкеке.

Весьма значимым представляется и тот факт, что не так давно сформирован и осуществляется Комплекс мероприятий Кыргызской Республики на 2012-2014 годы по реализации Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года. В его рамках подготовлено 8 пилотных инновационных проектов подпрограммы «Кооперация». Издающийся в Минске журнал «Наука и инновации» готовит каталог «Инновации СНГ». Для включения в этот каталог Кыргызстан передал в редакцию презентации 10 инновационных проектов.

Убежден, что деятельное участие Кыргызской Республики в интеграционных программах СНГ - серьезная предпосылка нормализации экономики и поступательного движения страны вперед по пути прогресса.

 

ТЕКСТ:  ВИКТОР ЧЕРЕМУХИН, МОСКВА

Опубликовано в международно-аналитическом журнале «Деловой собеседник», июль 2013 г.