Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Председатель Исполнительного комитета - Исполнительный секретарь СНГ С. Лебедев дал интервью газете "Вечерний Бишкек"

 № 84 (10240)

Четверг, 19 мая 2011 года

 

Сергей ЛЕБЕДЕВ:

Мы должны беречь нашу общность

 

Сегодня в Минске проходит заседание глав правительств государств СНГ. В нынешнем году оно отмечает 20-летие. И все эти годы не утихает дискуссия о направлениях и способах интеграции на постсоветском пространстве. Высказываются политики и политологи, экономисты, юристы, простые граждане стран Содружества. “Вечерний Бишкек” публикует авторитетное мнение человека, который самым непосредственным образом связан с организацией и развитием интеграционных процессов. Эксклюзивное интервью газете дал председатель Исполнительного комитета — Исполнительный секретарь СНГ Сергей ЛЕБЕДЕВ.

 

— Сегодня в отношении к СНГ мнения поляризуются. Одни считают, что его двадцатилетняя история свидетельствует о полном провале попытки сохранить в новом качестве бывшее советское пространство. Другие заявляют, что СНГ еще заявит о себе, и весьма успешно. Прокомментируйте, пожалуйста, эти точки зрения.

 

     — Люди не спорят о том, к чему относятся равнодушно. Так что поляризация мнений, на мой взгляд, не так уж и плохо. Значит, есть предмет для серьезного разговора о том, что затрагивает всех нас — бывших граждан некогда единой страны. Кто прав в этом споре? Истина, думаю, как всегда и бывает, лежит посредине.

     Тот, кто говорит о “полном провале”, скорее всего, лишь констатирует несбывшиеся завышенные ожидания. Когда двадцать лет назад создавалось Содружество Независимых Государств, многим казалось, что это будет как бы новое издание СССР. Но история пошла по-другому. Единое государственное образование не сложилось. Однако я не спешил бы называть это провалом. Страны, вошедшие в Содружество, обрели независимость, вышли на международную арену в качестве самостоятельных игроков. И региональная международная организация СНГ стала достаточно эффективным инструментом выстраивания взаимоотношений новых государств с учетом исторической общности народов на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета.

     Помимо этого, заключенные в начальный период существования СНГ многосторонние соглашения позволили в то сложное время обеспечить нормальную работу столь необходимых для повседневной жизни миллионов людей социальных механизмов: выплаты пенсий и пособий, работу транспорта, связи и энергетики, сохранить возможность беспрепятственного перемещения на постсоветском пространстве.

     Если же говорить о будущем, то я отношусь к числу оптимистов. Возглавляя Исполнительный комитет СНГ, я, может быть, больше, чем кто-либо другой, вижу все трудности, замедляющие сегодня наше продвижение вперед. Но в то же время я совершенно отчетливо вижу и перспективы этого движения. Убежден, что Содружество еще далеко не исчерпало своих возможностей. Сейчас просто нет другого инструмента, позволяющего одиннадцати государствам СНГ совместно решать общие проблемы в области экономики, культуры, социальной и других сферах.

     Подчеркну, что СНГ — не застывший монолит. Содружество живет и развивается. Приняты Концепция дальнейшего развития СНГ и План основных мероприятий по ее реализации, Стратегия экономического развития СНГ до 2020 года, ряд других документов, предусматривающих эволюционное совершенствование нашей интеграционной структуры. Задачи, которые поставлены в этих документах, утвержденных руководителями стран Содружества, планомерно выполняются. Я уверен, что СНГ в обозримом будущем будет продолжать играть свою объединяющую роль, столь важную для народов наших стран.

 

— Распространено мнение, что на первоначальной стадии СНГ стало механизмом цивилизованного, бескровного “развода” бывших союзных республик. Однако сегодня мы видим, что не таким уж цивилизованным и бескровным он оказался. И поныне существуют территориальные споры, различные межгосударственные трения, тлеющие конфликты, такие, как карабахский, приднестровский. Способны ли при таком негативном багаже возобладать когда-нибудь на постсоветском пространстве центростремительные тенденции над центробежными?

 

     — Вполне способны. И историческая практика это подтверждает — ведь прежде мы жили в единой стране. Но ответ может быть и негативным: если не будут находить удовлетворительного решения все те проблемы, о которых Вы говорите. История вершится людьми. А люди далеко не всегда следуют велению разума. Иногда они руководствуются иллюзиями или становятся жертвами прямого обмана. Ведь многие искренне верили, что, стоит упразднить СССР, и наступит счастье. Довольно быстро эта иллюзия развеялась. Хотя бы потому, что одномоментное разрушение складывавшихся многими десятилетиями кооперационных связей поставило экономики ряда вновь образовавшихся независимых государств на грань коллапса. Зарубежная помощь, на которую многие уповали, тоже не стала панацеей. Выяснилось, что помощь Запада далеко не бескорыстна и сопровождается жесткими, подчас кабальными условиями и требованиями. Полагаю, что это многих побудило пересмотреть свое отношение к потенциалу и перспективам СНГ.

     Центростремительные тенденции на постсоветском пространстве опираются на вполне материальный фундамент — исторически сложившаяся взаимодополняемость экономик стран Содружества, еще не растраченный опыт сотрудничества в различных сферах экономики. Я бы не стал сбрасывать со счетов и наше общее историческое и духовное наследие, сохранившуюся близость наших стран и народов.

     Интеграционные процессы в рамках Содружества поступательно развиваются и постепенно выходят на более высокий уровень. Я имею в виду создание ЕврАзЭС и Таможенного союза, формирование Единого экономического пространства. По мере готовности страны СНГ могут включаться в интеграцию на более высоком уровне.

     Хочу отметить, что СНГ прилагало, прилагает и будет прилагать значительные усилия для перевода всех возникающих на постсоветском пространстве конфликтов со стадии вооруженного противостояния в фазу политического диалога, поиска компромисса и взаимоприемлемых решений. Вспомните, как в 90-е годы было прекращено кровопролитие в Таджикистане. Миротворческие усилия стран СНГ оказались эффективными и в значительной мере способствовали установлению мира и согласия в этой республике. Так что, на мой взгляд, центростремительная тенденция гораздо продуктивнее и предпочтительнее центробежной. А какая из них возобладает — решать народам стран СНГ. То есть всем нам.

 

— Какие практические, а не общедекларативные результаты можно поставить в заслугу СНГ?

 

     — Ответ на этот вопрос может занять не один десяток страниц. Как раз сейчас идет доработка подготовленного экспертами аналитического доклада “Итоги деятельности СНГ за 20 лет и задачи на перспективу”. Этот документ вносится на рассмотрение очередных заседаний Совета министров иностранных дел и Совета глав государств Содружества. Я же отвечу кратко: за минувшие два десятилетия разработана солидная нормативно-правовая база и созданы работающие механизмы сотрудничества, сложилась система совместных действий в экономике, гуманитарной сфере, в области стабильности и безопасности. На территории Содружества обеспечиваются деятельность транспорта, связи, действуют соглашения о пенсионном обеспечении, безвизовом режиме и так далее.

     Содружество стало уникальной площадкой для постоянного откровенного и конструктивного диалога на высшем уровне. Это позволяет главам одиннадцати государств СНГ в рабочем режиме оперативно решать многие сложные вопросы. О практической пользе Содружества говорит и такой немногим известный факт: Грузия, вышедшая из СНГ по политическим мотивам, заявила о заинтересованности продолжать свое участие в экономических договорах и соглашениях, заключенных в рамках СНГ. И такая возможность ей была предоставлена более чем по семидесяти действующим документам.

 

— Каковы основные препятствия на пути поступательного развития Содружества?

 

     — Скажу откровенно, трудностей немало. Это и такие глобальные проблемы, как экономический кризис, который, разумеется, затронул и страны СНГ. Правда, интеграция как раз и предоставляет ряд эффективных инструментов для борьбы с такой общемировой проблемой. Взять хотя бы Антикризисный фонд ЕврАзЭС. Его возможностями могут пользоваться не только страны, входящие в Евразийское экономическое сообщество, но и другие государства СНГ.

     Есть у нас и внутренние сложности. Меня очень тревожат так называемые “спящие конфликты” внутри Содружества. Тем более, что есть безответственные силы, которые стремятся эти конфликты “разбудить”. А ведь это грозит не только экономическими потерями, но и кровопролитием. Мы делаем все для того, чтобы не допустить такого развития событий. Но в целом в государствах СНГ сохраняется нормальный деловой настрой на дальнейшее продолжение широкого конструктивного взаимодействия, всестороннее совершенствование и укрепление Содружества. А ведь именно совместными усилиями мы сможем преодолеть все препоны на нашем пути. Замечу попутно, что в рамках подготовки к 20-летию СНГ мы планируем провести в Минске международную научно–практическую конференцию, на которой ученые и политики обсудят достижения и перспективы Содружества, выявят преграды, мешающие поступательному движению вперед, и дадут рекомендации по их преодолению.

 

— Не кажется ли Вам, что СНГ объективно изживает себя, уступая место таким региональным и международным объединениям, как ЕврАзЭС, ОДКБ, ГУАМ, Таможенный союз, а также ШОС?

 

     — Нет, не кажется. Перечисленные организации весьма разноплановы и предназначены для решения различных экономических и политических вопросов. Знаете, у хорошего мастера для каждой операции есть свой инструмент — молоток для гвоздей, отвертка для шурупов и так далее. Если говорить о таких родившихся внутри СНГ структурах, как ЕврАзЭС и Таможенный союз, то это наглядное подтверждение разноскоростной экономической интеграции стран Содружества. По мере готовности экономик государств СНГ к более высокому уровню интеграции и возникают такие структуры. Пять государств активно сотрудничают в рамках ЕврАзЭС, три государства образовали Таможенный союз. Полагаю, что в перспективе вполне возможно присоединение к ним и других стран Содружества.

 

— Что реально представляет собой сегодня СНГ, поскольку, как известно, некоторые государства с разной степенью активности и на разных условиях участвуют в его деятельности или даже порой дистанцируются от него?

 

     — Содружество — организация без наднациональных органов. Это позволяет учитывать разную степень готовности входящих в него стран к интеграции, предоставляет возможность каждой из них участвовать в интеграционных процессах в той мере и в тех направлениях, которые в данный момент наиболее отвечают ее национальным интересам. Такая гибкая конструкция позволила достаточно эффективно структурировать межгосударственные отношения в рамках СНГ, совместно определять приоритетные задачи и пути их решения. Мы уже говорили, что СНГ — уникальная площадка для диалога на высшем уровне. Думаю, стоит заметить, что, помимо участия в плановых официальных мероприятиях, лидеры стран СНГ ежегодно проводят еще несколько неформальных встреч, принимающих форму доверительных разговоров о наболевшем. На таких встречах порой оперативно и эффективно решаются самые запутанные вопросы.

 

— Представьте, пожалуйста, основные рабочие органы СНГ.

 

     — К их числу относятся Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Экономический совет. Возглавляют эти органы в течение года представители одного государства-председателя. В нынешнем году председательство в Содружестве осуществляет Республика Таджикистан. Исполнительный комитет СНГ, который я возглавляю, является единым постоянно действующим исполнительным и координирующим органом Содружества.

     К числу важных межгосударственных структур относятся также Межпарламентская Ассамблея СНГ, Экономический Суд СНГ, Статистический комитет СНГ.

     Всего в рамках Содружества Независимых Государств созданы 82 органа, в том числе более семидесяти органов отраслевого сотрудничества.

 

— Но какова их реальная дееспособность?

 

     — Подавляющее большинство органов СНГ собирается не менее двух раз в год для решения различных практических вопросов интеграции. Скажем, в минувшем году на заседаниях Совета глав государств и Совета глав правительств приняты 73 документа. В подготовке 32 из них принимали участие советы отраслевого сотрудничества.

     Одновременно при непосредственном участии Исполкома СНГ ведется постоянная работа представителей государств Содружества по оперативному согласованию конкретных вопросов взаимодействия в разных сферах. Только в прошлом году Исполнительным комитетом были проведены 116 заседаний экспертных и рабочих групп, из них 38 — по экономической тематике. Примечательно, что в транспортной сфере и в области связи в работе таких групп принимают участие представители государств, не входящих в СНГ. Следует заметить, что в нашей организации утвержден институт национальных координаторов. Они осуществляют в своих государствах контроль за реализацией документов, принятых в рамках СНГ, и координируют деятельность соответствующих национальных государственных органов по вопросам сотрудничества в формате Содружества.

 

— Советский Союз цементировался рядом мощных факторов, важнейшим из которых были КПСС, единая идеология, единый язык и другие. Какие интегрирующие факторы может предложить СНГ, кроме экономического? Ведь экономические интересы различных государств, входящих в СНГ, могут меняться.

 

     — Я бы взглянул на проблему с другой стороны. Не СНГ для каких-то непонятных высших целей “заманивало” и “заманивает” к себе новые независимые государства, а они сами, осознав совпадение своих интересов, объединились и создали СНГ. Они сами решили, каким ему быть и какие задачи решать. Другой вопрос, что осознание этих объективно существующих общих интересов приходит не сразу и не ко всем. Мы уже говорили о том, насколько живучи иллюзии “достижения счастья” в одиночку, без соседей. Не стоит забывать о существовании и активной работе сил, мечтающих о новых геополитических переделах на постсоветском пространстве. Благоприятную почву для деятельности таких сил создает деструктивная работа проявляющихся подчас, к сожалению, в странах Содружества националистических течений. Так что давайте смотреть правде в глаза и не упускать из виду наличие серьезных дезинтегрирующих факторов. Можно ли их преодолеть? На мой взгляд, можно. Главное, не пускать дело на самотек.

     Вы также упомянули о возможности изменения экономических интересов государств СНГ. Ну что тут сказать? Конечно, интересы могут варьироваться. Но если речь идет о радикальном развороте вектора экономического сотрудничества в сторону от Содружества, то здесь существует вполне реальный серьезный риск попасть в плен иллюзий, о которых мы уже говорили. Со всеми вытекающими последствиями.

     Теперь о факторах интегрирующих. Они, на мой взгляд, существуют объективно. Хотя в первой части вашего вопроса экономика и выведена за скобки, но все же экономическая взаимозависимость — один из главных объединяющих факторов. Экономические связи, кооперация, взаимодополнение производства и потребления на нынешнем пространстве СНГ складывались не десятилетиями — веками. Нарушение этих связей мы больно ощутили в первые годы после распада СССР. Взаимодействие в рамках СНГ позволило смягчить эти негативные процессы.

     И сейчас этот фактор отнюдь не утратил своего значения. Возьмем хотя бы одно очень современное направление — инновационное развитие и сотрудничество в этой сфере. Еще в 2009 году в Ялте Совет глав правительств утвердил Основные направления сотрудничества СНГ в инновационной сфере. Этот документ лег в основу Межгосударственной программы инновационного сотрудничества, рассчитанной до 2020 года. Создан важный орган, который будет координировать сотрудничество в этой сфере — Межгосударственный совет СНГ по сотрудничеству в научно-технической и инновационной сферах. Работа по этому перспективному направлению идет весьма активно. Да это и понятно, ведь в современном мире инновации имеют стратегическое значение для повышения конкурентоспособности и устойчивого роста всех национальных экономик.

     Существенный фактор развития всех интеграционных процессов — сотрудничество в гуманитарной сфере. Общая история, общие культурные традиции способствуют укреплению взаимодействия в данной области. Русским языком владеет значительная часть населения в странах СНГ. Политики, экономисты, деятели культуры, да почти все граждане стран Содружества могут без труда понять друг друга. И это тоже помогает развитию сотрудничества.

 

— Объективно ядром СНГ является Россия. Именно от ее позиции многое зависело и по-прежнему зависит в судьбах Содружества. Сегодняшняя Россия демонстрирует реальную и активную заинтересованность в интеграции на постсоветском пространстве. Но не упущено ли уже время? Сможет ли Российская Федерация, как в прежние времена, стать на качественно новой основе “собирательницей народов”, ключевым связующим звеном для новых независимых государств?

 

     — Думаю, что время не упущено. Конечно, хотелось бы, чтобы некоторые интеграционные процессы шли более энергично. Но, с другой стороны, поспешность порой бывает неуместна. Плод должен созреть. Интеграция будет прочной и по–настоящему эффективной при осознанном активном взаимодействии всех ее участников.

     Россия действительно относится к числу наиболее мощных в экономическом отношении государств Содружества. Она вносит основной вклад в бюджет СНГ — около 70 процентов. Естественно, что без нее нельзя решить ни один серьезный вопрос в рамках СНГ. Россия заинтересована в развитии сотрудничества с партнерами по СНГ. Об этом не раз заявляли руководители государства. Но и другие страны Содружества не меньше заинтересованы в сохранении российского рынка для своих товаров, в поставках российских энергоносителей. Здесь мы имеем дело с тем самым интегрирующим фактором, о котором только что вели речь.

     И опять-таки само собой тут вряд ли что получится. Россия сможет вновь стать, как вы говорите, “собирательницей народов”, если будет постоянно расти ее экономическая, политическая, гуманитарная, социальная притягательность. А над этим надо трудиться. Сегодня необходимы реальные и общезначимые для государств проекты, способные гарантировать оптимальные темпы нашей интеграции.

     Российская Федерация, кстати говоря, выступила инициатором ряда таких проектов. К примеру, председательствуя в прошлом году в СНГ, Россия подготовила проект Договора о зоне свободной торговли. После тщательной экспертной проработки этот документ, уже одобренный Экономическим советом СНГ, будет представлен 19 мая в Минске на рассмотрение Совета глав правительств СНГ.

     Помимо этого, Россия выступает в роли координатора уже упоминавшейся Межгосударственной программы инновационного сотрудничества, внесла предложение о формировании и реализации широкомасштабной программы “Культурные столицы Содружества”, предложила ряд других проектов, имеющих важное значение для всех стран СНГ.

     Президент и Председатель Правительства, Министр иностранных дел Российской Федерации, другие представители государственного руководства неоднократно подчеркивали, что СНГ было и остается для России приоритетным направлением международной деятельности. Словом, Россия по-прежнему сохраняет роль одного из наиболее мощных локомотивов Содружества.

 

— А как в руководящих структурах СНГ относятся к стремительному сужению на территории Содружества (иногда объективно, иногда насильственно) русскоязычного пространства и собираются ли что-либо предпринимать для улучшения ситуации? Вряд ли, скажем, английский язык в ближайшее время сможет прийти на смену русскому в качестве интегрирующего фактора, хотя американцам не откажешь в популяризации его на постсоветском пространстве через различные программы. Вместе с тем во многих государствах СНГ, в частности в Кыргызстане, изучение русского языка становится все более востребованным среди населения.

 

     — В Вашем вопросе уже частично содержится ответ. Востребованность русского языка сохраняется. И это закономерно. Ведь при всех успехах продвижения английского языка объясниться на территории СНГ на русском языке все же удастся быстрее.

     Как в руководящих структурах СНГ воспринимают сужение русскоязычного пространства? С большим сожалением. Это тот самый случай, о котором сложена русская поговорка: “Что имеем не храним, потерявши плачем”. Ведь тот, кто отказывается от изучения русского языка, лишает себя возможности прикоснуться к колоссальной сокровищнице знаний, накопленной в библиотеках, — бумажных, а теперь и электронных. Сотни тысяч публикаций на русском языке (в том числе и переводов зарубежных трудов) в самых разных отраслях знаний. Я уже не говорю о великой русской литературе, приобщение к которой возвышает душу.

     К тому же, согласитесь, что, допустим, кыргыз, пытающийся объясниться в Киеве с белорусом на английском языке, в наше время выглядит, ну, скажем, несколько экзотично...

     Впрочем, я надеюсь, что спад интереса к русскому языку — явление временное, своеобразная детская болезнь независимости. Тем более что она, как Вы говорите, уже начинает проходить. Однако мне кажется, что надо еще немало сделать для того, чтобы все, кто стремится овладеть русским языком — рабочим языком СНГ, — имели возможность сделать это. В данном направлении работают соответствующие ведомства России. Скажем, “Российская газета” вот уже несколько лет проводит Международный пушкинский конкурс, в котором активно участвуют учителя русского языка стран Содружества. Способствуют сохранению и расширению русскоязычного пространства и другие средства массовой информации — радиостанция “Голос России”, телерадиокомпания “Мир”. Ряд мер в этом направлении предпринимается и в рамках СНГ. Я имею в виду организацию проведения разнообразных конкурсов, форумов гуманитарной тематики, студенческих обменов и так далее.

 

— Предусматривается ли в рамках СНГ более действенное решение миграционных проблем? Чтобы, с одной стороны, препятствовать нелегальной миграции, а с другой — убирать препоны для законопослушных трудовых мигрантов, укреплять их правовую, социальную защиту.

 

     — Вы правильно обозначили две стороны проблемы миграции. Решением этой двуединой задачи как раз и занимаются миграционные службы государств Содружества. Разумеется, идет комплексная работа в этом направлении и в рамках СНГ. Еще осенью 2007 года в Душанбе главы стран СНГ приняли решение о создании Совета руководителей миграционных органов государств — участников СНГ. Тогда же была принята Декларация о согласованной миграционной политике государств Содружества. Этот Совет в 2009 году утвердил общие принципы и механизмы организованного привлечения трудящихся-мигрантов для трудовой деятельности в данных государствах. Сейчас идет выстраивание системы организации миграционных процессов с учетом интересов стран исхода и стран приема трудовых мигрантов, а также надежной защиты их прав, свобод и законных интересов.

 

— Судьба СНГ во многом зависит от отношения к нему молодежи. Осуществляется ли в рамках Содружества молодежная политика? Насколько она эффективна?

 

     — В нынешнем году СНГ исполняется 20 лет. А это значит, что во взрослую трудовую жизнь входят ровесники Содружества. Именно им предстоит продолжать эстафету старших поколений. Именно они сыграют ключевую роль в развитии нашей интеграции. Стратегия международного молодежного сотрудничества, утвержденная главами государств СНГ в минувшем году, нацелена на то, чтобы молодежные организации укрепляли старые и строили новые мосты сотрудничества, вовлекали в этот процесс самые широкие слои молодежи.

     Программа нацелена также на стимулирование и поддержку творческой активности молодого поколения. В рамках СНГ осуществляется активная координация работы по обновлению и сближению систем образования стран Содружества, обмену опытом, обеспечению прав молодежи в сфере образования и трудоустройства. Знаковым событием в этой сфере можно считать создание по инициативе Российского университета дружбы народов и при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества Сетевого университета СНГ. Соответствующее соглашение подписали 16 ведущих вузов Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана и Украины.

 

— Каковы перспективы развития гуманитарной составляющей деятельности СНГ?

 

     — Нет ни малейшего сомнения в том, что они вполне оптимистичны. Ведь среди приоритетов интеграционного сотрудничества в рамках СНГ одно из центральных мест занимает гуманитарное сотрудничество, взаимодействие в сфере науки, культуры и искусства. Меня радует, что сегодня вполне успешно продолжается формирование общих образовательного и культурного пространств Содружества, координируются действия в области фундаментальной науки и массовых коммуникаций, активизируется работа с молодежью, развивается взаимодействие книгоиздателей, расширяются спортивные и туристические связи.

     Заметным явлением стали ежегодные форумы творческой и научной интеллигенции государств Содружества. Создан и уже активно проявил себя Молодежный симфонический оркестр СНГ. В частности, он с успехом выступал в зале Генеральной Ассамблеи ООН и в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже. В минувшем году в рамках очередного тура оркестра под руководством Владимира Спивакова впервые за долгие годы молодые армянские музыканты выступали в Баку, а азербайджанские — в Ереване. Так культура преодолевает сложные барьеры и стереотипы.

     Напомню, что нынешний год объявлен в СНГ Годом историко-культурного наследия. Активно проводятся мероприятия в рамках уже упоминавшейся программы “Культурные столицы Содружества”. В целом за истекшие два года реализовано около 100 общезначимых для СНГ гуманитарных проектов и мероприятий.

     Тут нельзя не сказать об учрежденной Советом и Фондом Межгосударственной премии “Звезды Содружества”, которая ежегодно присуждается за крупный вклад и достижения в области науки и образования, культуры и искусства, гуманитарной деятельности. В нынешнем году мне довелось принять участие в церемонии торжественного вручения премии. Это происходило в апреле в Москве. Мне было доверено вручить награды, присужденные в области науки и образования. Лауреатами в этой номинации стали азербайджанский физик Нариман Гулиев, таджикский математик Нусрат Раджабов и, что особенно приятно, врач из Кыргызстана, Министр здравоохранения Сабырбек Джумабеков.

     Собравшиеся в зале люди из разных стран СНГ были охвачены единым творческим настроением, ощущали свое единство. И я подумал тогда, что в интересах будущего мы должны приложить все усилия для того, чтобы сберечь нашу общность, сохранять и всемерно развивать связи, проходящие через сердца и души людей.

 

— Вы не раз посещали нашу республику, неоднократно инициировали на уровне руководства СНГ важные для Кыргызстана решения. Какими Вы видите перспективы участия Кыргызстана в жизнедеятельности Содружества?

 

     — Не секрет, что Кыргызстану сейчас живется нелегко. Потрясения последних лет не лучшим образом сказались на экономике, на жизни всех слоев общества. Разумеется, добиться стабильности, наладить жизнь у себя дома могут только сами граждане Кыргызстана. Надо признать, что условия для этого налицо: трудолюбие и воля кыргызстанцев, стремящихся преодолеть кризисные явления, большой природный потенциал республики. Примечательно, что, несмотря на все внутренние невзгоды, Кыргызстан не прекращал активного интеграционного сотрудничества в рамках СНГ. И это, по-моему, тоже немаловажное условие преодоления проблем, стоящих перед страной. Деятельное участие в интеграционных программах СНГ — серьезная предпосылка нормализации экономики и поступательного движения страны вперед. Я от всей души желаю кыргызстанцам успехов!

 

— Большое спасибо Вам за эту беседу. Пусть сбудутся все надежды, которые возлагают на СНГ очень многие жители государств этого действительно уникального содружества.

 

Евгений ДЕНИСЕНКО