Демократические выборы являются основой стабильного гражданского общества и устойчивого развития государства – В.Гаркун

9 сентября 2014 года

Демократические выборы являются основой стабильного гражданского общества и устойчивого развития государства, заявил первый заместитель Председателя Исполнительного комитета - Исполнительного секретаря СНГ Владимир Гаркун, выступая перед участниками открывшейся 9 сентября в Самарканде Международной конференции «Законодательство и правоприменительная практика в обеспечении открытости, гласности и соблюдении законности в ходе организации и проведения выборов: опыт Узбекистана и международная практика». По его мнению, для проведения свободных выборов определяющее значение имеет качество избирательного законодательства, демократическая практика проведения выборов, в том числе их соответствие международным избирательным стандартам.

По словам В. Гаркуна, в Содружестве Независимых Государств для работы в этом направлении созданы необходимые политические и правовые условия. Еще в 2002 году Совет глав государств СНГ принял Конвенцию о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества Независимых Государств, которая является одним из свидетельств стремления стран Содружества к дальнейшей демократизации избирательного процесса, созданию новой международной системы гарантий избирательных прав и свобод участников выборов, обеспечению стабильности политического развития.

При этом государства-участники СНГ считают, что присутствие наблюдателей, как иностранных, так и национальных, повышает авторитетность избирательного процесса.

Практика наблюдения за выборами в Содружестве берет свою историю с 9 сентября 2001 года, когда Миссия наблюдателей от СНГ впервые по решению Совета глав государств провела мониторинг выборов Президента Республики Беларусь.

Это был первый и, что особо ценно, положительный опыт работы Миссии. Организаторы выборов увидели в наблюдателях не политически ангажированных контролеров, а объективных специалистов, которые не только фиксировали ошибки и недостатки в организации избирательного процесса, но и подсказывали, как их устранить и избежать в дальнейшем.

За прошедшее время Исполкомом СНГ были сформированы и направлены на выборы и референдумы 72 миссии, в составе которых участвовали около 14 тысяч наблюдателей, представляющих все страны СНГ, а также МПА СНГ, Парламентское Собрание Союза Беларуси и России.

Не остается в стороне от этих вопросов и Республика Узбекистан. Приглашая Миссию наблюдателей от СНГ к себе на выборы, она сама принимает активное участие в ее составе при осуществлении мониторинга избирательных кампаний в других странах Содружества. Ее представители участвовали в абсолютном большинстве наблюдательных миссий. Их компетентность и высокий профессионализм способствовали объективным заключениям о результатах наблюдения.

Кроме того, В. Гаркун отметил активное участие представителей Узбекистана в мероприятиях Исполкома СНГ по выборной тематике, на которых вырабатываются рекомендации по внедрению новых подходов к организации наблюдения. Пользуясь случаем, он пригласил представителей ЦИК Узбекистана принять участие в Международной конференции «Избирательные процессы на пространстве СНГ», которая пройдет в Минске 11-12 ноября нынешнего года.

По мнению первого зампреда Исполкома СНГ, сегодня можно уверенно говорить, что Миссия наблюдателей от СНГ востребована на пространстве Содружества, с ней считаются международные организации.

В. Гаркун обратил внимание присутствующих на то, что в ходе практически всех избирательных кампаний активизируется дискуссия о соответствии выборов международным стандартам.

Он отметил, что в этой области у стран Содружества накоплен большой опыт и, самое главное, создана прочная правовая база, которой руководствуются в своей деятельности наблюдатели от СНГ. Это, прежде всего, упомянутая Конвенция о стандартах демократических выборов. Дальнейшим шагом по совершенствованию правовой основы наблюдения за выборами стало утверждение Положения о Миссии наблюдателей от СНГ.

Эти документы детально определяют стандарты демократических выборов, принципы и формат международного наблюдения, включая организацию долгосрочного и краткосрочного наблюдения, а также методологию подготовки и принятия итоговых отчетов миссий.

При этом в Содружестве исходят из того, что международные обязательства в области защиты избирательных прав граждан и международного наблюдения должны быть максимально конкретными и однозначными, не допускающими их двусмысленной трактовки, а главной целью Миссии наблюдателей от СНГ является обеспечение условий свободного, независимого выбора гражданами своего будущего.

Неукоснительно выполняются следующие принципы:

- выводы Миссии должны основываться на национальном законодательстве и документах Содружества, которые касаются выборной сферы;

- наблюдательная миссия должна воздерживаться от противопоставления себя официальным властям страны пребывания, представители Миссии не должны допускать действий, которые могут нарушать законы страны пребывания;

- итоговое заявление Миссии должно быть коллегиальным и вырабатываться Советом координаторов;

- государство, проводящее выборы, должно быть ознакомлено с выявленными недостатками;

- приглашение международных наблюдателей расценивается как акт доброй воли государства.

«Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что в Содружестве Независимых Государств сложился и стабильно работает институт наблюдателей, который в состоянии объективно проводить мониторинг избирательного процесса и оценивать результаты выборов. Миссия наблюдателей от СНГ стала неотъемлемым элементом системы международного мониторинга избирательных процессов, проходящих в государствах, и эффективной формой политического сотрудничества», - подчеркнул В. Гаркун.

Он также отметил несомненный прогресс как в подготовке, так и в проведении избирательных кампаний. Во всех странах совершенствуется избирательное законодательство в направлении его либерализации, что обеспечивает открытость и прозрачность выборов, а самое главное – гарантирует свободу волеизъявления граждан.

На пространстве СНГ выборы проходят в условиях многопартийности, состязательности кандидатов, открытости, свободы мнений и подлинного выбора, созданы правовые условия для независимости избирательных комиссий от органов государственной власти.

В то же время, по мнению В. Гаркуна, избирательное законодательство требует дальнейшего совершенствования, и рекомендации Миссии наблюдателей от СНГ в этой области позволяют повысить эффективность выборных процедур и гражданскую ответственность избирателей, что в свою очередь обеспечивает легитимность выборов и в конечном итоге стабильность общества и возможность его дальнейшего эффективного развития.

В. Гаркун отдельно остановился еще на одном аспекте. По сложившейся практике наблюдение на пространстве СНГ осуществляют две основные международные миссии наблюдателей – от СНГ и ОБСЕ. За время совместной работы между ними установились хорошие рабочие отношения. На протяжении многих лет Миссией наблюдателей от СНГ предлагается выработать в рамках ОБСЕ единые объективные критерии оценки избирательных процессов. Однако, к сожалению, это предложение до сих пор не нашло поддержки. В связи с этим, полагает В. Гаркун, сегодня основным вектором международно-правового развития института выборов должна стать разработка согласованных правил международного электорального мониторинга.

Он выразил надежду на достижение согласия в этом вопросе и договоренности о совместном проведении анализа избирательного законодательства всех стран – участниц ОБСЕ.

Особое внимание в выступлении первого заместителя Председателя Исполкома СНГ было уделено деятельности Миссии наблюдателей от СНГ в Узбекистане. Мониторинг избирательных кампаний в этой стране осуществляется Миссией начиная с 2004 года. Он отметил огромную работу, которую проводят власти и Центральная избирательная комиссия Узбекистана при подготовке к выборам. Обычно это целый ряд научно-практических конференций, круглых столов, семинаров на самом высоком международном уровне. Идет последовательное формирование благоприятных условий для поэтапной демократизации общественной жизни и государственного строительства.

По мнению В. Гаркуна, в стране уделяется большое внимание совершенствованию избирательного законодательства. В результате целенаправленной последовательной работы в национальном избирательном законодательстве нашли отражение основные принципы международных нормативно-правовых документов об обеспечении избирательных прав и свобод граждан, организации свободных, демократических выборов. Это – их всеобщий характер, равные избирательные права, прямое и тайное голосование, добровольное участие в выборах, гласность их проведения.

Граждане страны, независимо от своего происхождения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, социального и имущественного положения, обладают равным избирательным правом.

Большое значение в повышении роли и ответственности политических партий в общественно-политическом развитии государства сыграло принятие Конституционного закона «Об усилении роли политических партий в обновлении и дальнейшей демократизации государственного управления и модернизации страны». Теперь кандидаты в депутаты Законодательной палаты выдвигаются только от политических партий, что повышает их роль в формировании законодательного органа государственной власти.

В целях совершенствования избирательной системы и с учетом накопленного опыта в конце 2012 года был внесен ряд изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан». Они обеспечивают более понятный и справедливый процесс организации встреч кандидатов с избирателями, выделения эфирного времени и печатной площади в государственных СМИ для проведения агитационных мероприятий.

В. Гаркун отметил также последние изменения, внесенные в Конституцию Республики Узбекистан, которые сделали Центризбирком Узбекистана конституционным органом, гарантируя на самом высоком уровне полную самостоятельность избирательной системы Узбекистана. Таким образом, в стране сформирована отвечающая международным нормам избирательная система, которая предоставляет каждому гражданину страны право выразить свою волю, избирать и быть избранным, участвовать в управлении государством.

В заключение В. Гаркун выразил уверенность в том, что в ходе Конференции состоится открытый диалог, конструктивный обмен мнениями, что позволит выработать предложения по внедрению новых подходов к организации выборов, будет способствовать дальнейшему движению Республики Узбекистан по строительству стабильного демократического общества.

 

Пресс-служба Исполнительного комитета СНГ