Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Интервью С. Лебедева газете «Рэспублiка»

Интервью Председателя Исполнительного комитета - Исполнительного секретаря СНГ С. Лебедева газете «Рэспублiка».

Наши общие перспективы

20 декабря в Москве состоится юбилейное заседание Совета глав государств СНГ, посвященное 20-летию этой организации. Председатель ее исполнительного комитета Сергей ЛЕБЕДЕВ (на снимке) в беседе с корреспондентом нашей газеты размышляет о непростом пути становления Содружества, главных направлениях деятельности, поисках и достижениях в расширении и углублении взаимовыгодной интеграции, о месте и роли СНГ среди стран постсоветского пространства, основных задачах развития на перспективу и так далее.

 

— Сергей Николаевич, назовите, пожалуйста, основные итоги деятельности СНГ. С какими конкретными наиболее важными наработками пришло Содружество к своему 20-летию? Как оно двигалось в эти годы вперед, что являлось стимулирующим фактором, что мешало?

— В ответ на ваши вопросы я бы процитировал Заявление глав государств в связи с двадцатилетием образования СНГ. В нем отмечено, что «главным итогом работы Содружества за 20 лет является создание условий для поступательного развития взаимовыгодного сотрудничества, отвечающего национальным интересам каждого государства — участника СНГ».

В течение двух десятилетий в условиях изменившихся международных отношений Содружество помогло не только сохранить, но и развить на новой основе торгово-экономические связи, гуманитарное партнерство, сотрудничество в сфере обеспечения стабильности и безопасности.

Странам СНГ удалось сформировать достаточно эффективную нормативно-правовую базу межгосударственного взаимодействия, создать работоспособную инфраструктуру отраслевого сотрудничества. На территории Содружества обеспечивается согласованная деятельность транспортной инфраструктуры и связи, действуют соглашения по пенсионному обеспечению, безвизовому режиму и т. д.

Хочу подчеркнуть, что все эти годы, невзирая на имеющиеся трудности и проблемы, Содружество неуклонно шло по пути своего совершенствования. Особую роль на этом пути сыграла принятая в октябре 2007 года Концепция дальнейшего развития СНГ, призванная решить главную задачу — повысить практическую отдачу от интеграционного сотрудничества. Документ предусматривает эволюционное развитие СНГ, сохранение его многопрофильного характера, а в качестве основной цели Содружества определяет формирование в долгосрочной перспективе интегрированного экономического и политического объединения заинтересованных государств, обеспечивающего эффективное развитие каждого его участника.

Разумеется, минувшие два десятилетия — это не только победы и достижения. На пути интеграции не раз возникали всевозможные барьеры. И не все из них удалось преодолеть без потерь. Но ведь именно так и приобретается опыт, позволяющий увереннее двигаться дальше к намеченным целям.

 

— В какой мере лидерам Содружества присущ конструктивный подход в решении важнейших задач становления и развития этого объединения? Что помогало находить решения, приемлемые для всех стран — членов СНГ?

— Содружество является уникальной площадкой для постоянного откровенного и конструктивного диалога на высшем уровне. И это не раз подчеркивалось главами государств как в совместных заявлениях, так и в высказываниях президентов.

Следует учитывать, что Содружество — организация без наднациональных органов. Это позволяет учитывать разную степень готовности входящих в него стран к интеграции. Каждая из них имеет возможность участвовать в интеграционных процессах в той мере и на тех направлениях, которые в данный момент наиболее отвечают ее национальным интересам. 

Конечно, в течение 20 лет существования СНГ бывало всякое. Менялись позиции государств по различным аспектам сотрудничества. Некоторые документы разрабатывались и согласовывались годами в связи с тем, что сложно было выйти на формулировки, отвечающие интересам всех государств-участников. Не секрет, что ряд соглашений подписан не всеми странами. Однако это не является препятствием для эффективного взаимодействия заинтересованных государств в рамках того или иного договора.

Тем более что все они открыты для присоединения других стран на более позднем этапе.

Был в нашей истории и факт выхода одного из государств из состава Содружества. Однако выйдя из СНГ по политическим мотивам, Грузия, тем не менее, продолжает свое участие в более чем семидесяти экономических договорах и соглашениях. И это лишнее подтверждение практической пользы Содружества.

Что касается Содружества в целом, то основными направлениями взаимодействия определены экономика, гуманитарная сфера, сотрудничество в области безопасности.

 

— Глобальный экономический кризис застал СНГ врасплох. Как Содружество прошло столь серьезные испытания, как борется с последствиями?

— Все без исключения государства СНГ ощутили на себе негативные последствия мирового финансового кризиса. Конечно, отличия в уровне развития экономики наших государств и их финансовых систем, разная степень интеграции в глобальную экономику обусловили тот факт, что мировой кризис по-разному затронул их. Есть различия в масштабах и характере проблем, с которыми столкнулись страны Содружества.

Однако есть и ряд общих для большинства государств СНГ проблем. Это и ограничение доступа к внешним источникам финансирования, и ужесточение ситуации на внутренних денежных рынках, падение фондового рынка, рост инфляции.

Многие страны СНГ были вынуждены девальвировать национальные валюты. Выросла внешняя задолженность. Наиболее чувствительными последствия кризиса оказались для Казахстана, России, Украины, для тех государств, которые в большей степени связаны с мировой экономикой, завязаны на международные финансовые институты. Следует признать, что не все страны Содружества были подвержены в столь острой форме последствиям кризиса. Достаточно неплохо из кризиса вышли и выходят Азербайджан, Туркменистан, Узбекистан — в силу наличия энергетических ресурсов, меньшей зависимости от международных финансовых структур.

Практика взаимодействия государств СНГ подтверждает, что схожесть экономических проблем облегчает их решение совместными усилиями в рамках Содружества. В этих непростых условиях лидеры наших стран продемонстрировали готовность договариваться и находить общие подходы к решению сложнейших проблем.

 

— Есть ли по каким-то вопросам конфронтация между СНГ и Евросоюзом?

— Никакой конфронтации нет и быть не может. Страны Содружества строят свои отношения с Евросоюзом на двусторонней основе с учетом своих национальных интересов. Некоторые из них приглашены в проект «Восточное партнерство», разработанный Евросоюзом. Это Армения, Азербайджан, Молдова, Украина и Беларусь, а также Грузия. Что касается России, то она будет приглашаться для обсуждения некоторых местных инициатив, например относящихся к Калининградской области. Но это ни в коей мере не мешает активному участию названных стран в интеграционных процессах на площадке СНГ.

Взаимодействие Исполнительного комитета СНГ с рабочими органами международных организаций осуществляется в соответствии с ежегодными планами. Мы поддерживаем рабочие отношения с рядом международных организаций. С исполнительными органами некоторых из них установлены договорные отношения.

В 2010 году заметно активизировались отношения с ОБСЕ в связи с председательством Казахстана в этой организации.

В целом ежегодно представители Исполнительного комитета СНГ принимают участие примерно в 20 международных форумах по приглашению международных организаций, причем многие из них проводятся в дальнем зарубежье.

 

— Сергей Николаевич, каковы основные задачи СНГ на будущее?

— Новые перспективы развития Содружества связаны с решением многих задач. Назову важнейшие. Это завершение формирования и обеспечение полномасштабного функционирования режима свободной торговли на пространстве Содружества в соответствии с нормами и правилами Всемирной торговой организации. Создание эффективных платежно-расчетных механизмов во взаимной торговле, организация в перспективе интегрированного валютного рынка.

Далее — формирование межгосударственного инновационного пространства, развитие государственно-частного партнерства, общих рынков отдельных видов продукции.

Сближение правовых и экономических условий функционирования хозяйствующих субъектов, формирование и развитие гармонизированной нормативной базы, основу которой составляют межгосударственные стандарты.

Еще — углубление сотрудничества в области энергетики в целях повышения надежности энергоснабжения и оптимизации использования топливно-энергетических ресурсов, формирование общего электроэнергетического рынка Содружества. Формирование сети межгосударственных транспортных коридоров на пространстве Содружества.

Очень важно формирование и проведение согласованной агропромышленной политики на основе выработки и реализации своевременных мер реагирования на дисбаланс продовольственных рынков.

В СНГ будут укрепляться связи в образовательной, научной, информационной и культурной областях. Необходимо наращивать взаимодействие в природоохранной области, в том числе в контексте экологической безопасности.

В сфере безопасности сохраняет актуальность совместное совершенствование системы мер в борьбе с терроризмом и иными проявлениями экстремизма, организованной международной преступностью. Есть возможности для укрепления военного и военно-технического сотрудничества, охраны и использования общего воздушного пространства, охраны государственных границ, обеспечения мира и безопасности в формате заинтересованных государств — участников СНГ.

Дальнейшее развитие и укрепление Содружества отвечает жизненным интересам народов государств — участников СНГ, их устремлениям к миру и процветанию.

 

<РЭСПУБЛIКА>
Михаил ШИМАНСКИЙ
Вторник, 20 декабря 2011 г., № 243 (5406)