Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Исполком СНГ: деловая неделя (17–21 августа 2015 года)

Экономический рост и успешное развитие любого государства зависят не столько от благоприятного географического местоположения и наличия природных ресурсов, сколько от концентрации и степени развития интеллектуального потенциала. В связи с этим интеллектуальная собственность все больше становится инструментом реальной экономики, а формирование цивилизованного рынка интеллектуальной собственности является одним из ключевых условий всестороннего инновационного развития, комплексной модернизации современной экономики.

В приветствии участникам VII Международного форума «Инновационное развитие через рынок интеллектуальной собственности» 8 апреля 2015 года в городе Москве Председатель Исполнительного комитета – Исполнительный секретарь СНГ Сергей Лебедев отметил, что современный этап развития экономики государств – участников СНГ требует активного вовлечения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности. Это, в свою очередь, диктует необходимость формирования соответствующего рынка, в том числе и на межгосударственном уровне.

По мнению С. Лебедева, расширение сотрудничества в данной сфере позволяет эффективно использовать научный и интеллектуальный потенциал стран Содружества, получать значимую коммерческую отдачу от инновационных и инвестиционных проектов, повышать международный авторитет нашего сообщества путем его превращения в один из мировых центров развития современных технологий.

Надо сказать, что в итоговом документе вышеуказанного Форума его участники были единодушны в необходимости формирования и развития рынка интеллектуальной собственности как ключевого условия становления инновационной экономики и определения потребностей и возможностей технологической модернизации на основе национальных инновационных технологий и реализации государственных стратегий и программ инновационного развития, в том числе и Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2020 года.

Сегодня в странах Содружества активно идет процесс формирования национальных инновационных систем как неотъемлемой части экономической политики государств. И реализация государственной политики в этом направлении невозможна без подготовки кадров в сфере интеллектуальной собственности.

Об этом говорилось на майском 2015 года заседании Совета глав правительств Содружества в Республике Казахстан, об этом говорится и в принятом главами правительств Решении о Концепции формирования и развития межгосударственной системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере интеллектуальной собственности.

Более подробно о данной Концепции мы попросили рассказать заместителя руководителя Секретариата Межгосударственного совета по вопросам правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности, советника департамента экономического сотрудничества Исполнительного комитета СНГ Татьяну ПОГОРНЕВУ.

– Сфера интеллектуальной собственности – одна из наиболее быстро развивающихся отраслей экономики в настоящее время. В этой связи вопросы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров в этой области играют особо важную роль и являются предметом активного сотрудничества государств – участников СНГ.

Они регулярно рассматриваются на заседаниях Межгосударственного совета по вопросам правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности (далее – МГСИС).

Проблемам кадрового обеспечения инновационной деятельности, в том числе в сфере интеллектуальной собственности, уделяется большое внимание и в реализуемой в настоящее время Межгосударственной программе инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2020 года, принятой Советом глав правительств Содружества 18 октября 2011 года.

В этих целях Российской государственной академией интеллектуальной собственности (далее – РГАИС), которой придан статус базовой организации государств – участников Содружества Независимых Государств по подготовке и профессиональной переподготовке и повышению квалификации кадров в сфере интеллектуальной собственности, был разработан проект Концепции формирования и развития межгосударственной системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации  кадров в сфере интеллектуальной собственности.

Данный проект Концепции рассматривался и одобрен на третьем заседании МГСИС 20–22 августа 2014 года, а 29 мая 2015 года Концепция утверждена Советом глав правительств Содружества.

Хотелось также сказать, что РГАИС совместно с Институтом международного бизнеса и права Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики ежегодно проводит Летнюю школу по интеллектуальной собственности.

Данная школа является единственной из Летних школ, организуемых Всемирной организацией интеллектуальной собственности на русском языке. Школа предоставляет возможность всем заинтересованным лицам расширить и углубить свои познания в сфере интеллектуальной собственности, дать оценку интеллектуальной собственности как инструменту экономического, социального, культурного и технологического развития, показать роль ВОИС в глобальном администрировании интеллектуальной собственности.

Летняя школа предлагает уникальную образовательную программу по всем аспектам интеллектуальной собственности. Программа состоит из лекций, которые читают известные российские и иностранные эксперты, а также включает изучение кейсов, деловые игры, учебные судебные процессы, групповые дискуссии по отдельным аспектам интеллектуальной собственности.

В принятой Концепции определены цель, задачи и основные принципы формирования и развития межгосударственной системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере интеллектуальной собственности, а также формы, специальности и направления подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров в данной сфере.

Основными целями Концепции являются: обеспечение экономики государств – участников СНГ специалистами в области интеллектуальной собственности, способными решать актуальные задачи на современном уровне в соответствии с новыми требованиями к уровню их квалификации, организация информационно-аналитического сопровождения процесса создания результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, правового сопровождения охраны интеллектуальной собственности и защиты прав на нее, организация и управление процессом введения в оборот прав на интеллектуальную собственность и др.

Концепция определяет механизм формирования межгосударственной системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации  кадров в сфере интеллектуальной собственности.

Концепцией предусмотрены совместные разработка образовательных программ в сфере интеллектуальной собственности с учетом проблем охраны, защиты и коммерциализации прав интеллектуальной собственности для всех уровней высшего образования, формирование тематики курсов обучения, подготовка рабочих планов семинаров и тренингов по вопросам интеллектуальной собственности, разработка и издание необходимых учебных, учебно-методических пособий, научной литературы, организация межгосударственного обмена учебной и методической литературой и др.

В Концепции определены и основные меры по ее реализации. Функции методического центра по реализации целей и задач Концепции возлагаются на РГАИС. Координацию действий по реализации положений Концепции осуществляет МГСИС.

Неотъемлемой частью Концепции является План первоочередных мероприятий по ее реализации, предусматривающий в том числе разработку и утверждение МГСИС Положения о формировании и развитии межгосударственной системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере интеллектуальной собственности, планов подготовки специалистов государств – участников СНГ по различным направлениям и специализациям в данной области, подготовку и реализацию совместных образовательных программ, внедрение системы дистанционного обучения с использованием сетевых режимов и ресурсов, организацию и регулярное проведение обучающих семинаров и тренингов для специалистов в сфере интеллектуальной собственности и др.

По мере изменения социально-политического и экономического положения в государствах – участниках СНГ Концепция может дополняться, уточняться и совершенствоваться.

Реализация Концепции позволит государствам – участникам СНГ обеспечить высококвалифицированными специалистами приоритетные направления развития науки и техники, создать условия для успешного решения задач по патентному сопровождению научно-технических исследований и разработок, введению объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот, формированию рынка интеллектуальной собственности. В свою очередь это будет способствовать укреплению межгосударственного сотрудничества и повышению эффективности инновационной деятельности в государствах Содружества.

*     *     *

Также хотелось подчеркнуть, что в вышеупомянутом итоговом документе Международного форума высказана просьба к РГАИС как базовой организации по подготовке кадров в сфере интеллектуальной собственности предусмотреть в рамках национальных, отраслевых и региональных программ развития рынка интеллектуальной собственности формирование государственного и корпоративных заказов на подготовку/переподготовку кадров в этой сфере, поддержать инициативу Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова по созданию с Научно-исследовательским институтом интеллектуальной собственности базовой кафедры «Управление интеллектуальной собственностью» для подготовки бакалавров, магистров и  переподготовки кадров в этой сфере и организации с 2015 года подготовки таких  кадров в рамках сетевого сотрудничества с рядом ведущих вузов России и стран СНГ, разработать программу переподготовки и повышения квалификации преподавателей по интеллектуальной собственности и др.

 


 

В штаб-квартире СНГ в городе Минске 19 августа состоялось очередное заседание Совета постоянных полномочных представителей государств – участников Содружества при уставных и других органах Содружества.

 

В заседании приняли участие Председатель Исполнительного комитета – Исполнительный секретарь СНГ Сергей Лебедев, первый заместитель Председателя Владимир Гаркун, Председатель Экономического Суда СНГ Людмила Каменкова, руководители структурных подразделений и сотрудники Исполнительного комитета СНГ.

В ходе заседания обсуждены и сформированы проекты повесток заседаний Совета глав государств и Совета министров иностранных дел СНГ.

На заседание Совета глав государств СНГ, которое намечено на 16 октября 2015 года, будут внесены документы, посвященные предстоящим значимым датам – 70-летию создания ООН и 30-й годовщине аварии на Чернобыльской АЭС. Главы государств обсудят информацию о правовом обеспечении миграционных процессов в Содружестве, вопросы борьбы с преступностью и военного сотрудничества, культуры, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, охраны границ, а также некоторые вопросы организационного характера.

Ряд документов накануне, 15 октября, будет предварительно обсужден на заседании Совета министров иностранных дел СНГ. Наряду с этим, главы внешнеполитических ведомств обсудят планы мероприятий по празднованию 25-летия СНГ, развитию международного молодежного сотрудничества и физической культуры и спорта на ближнесрочную перспективу, а также деятельность Совета руководителей госинформагентств, вопросы создания и деятельности базовых организаций государств – участников СНГ.

Также Советом постпредов сформирован проект повестки дня заседания Совета глав правительств Содружества, которое планируется провести 30 октября 2015 года в городе Душанбе. На заседании СГП СНГ будут рассмотрены вопросы, касающиеся развития взаимодействия в экономической сфере. В частности, реализация Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года, деятельность органов отраслевого сотрудничества СНГ в сфере экономики, мероприятия по реализации третьего этапа Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года, вопросы инновационного сотрудничества, конкуренции на товарных рынках, медико-социальной помощи и повышения качества жизни ветеранов войн – участников локальных конфликтов и членов их семей, а также ряд проектов документов финансовой деятельности.

Советом постпредов принята к сведению информация о деятельности Экономического Суда Содружества Независимых Государств, которую представила его Председатель Л.Каменкова.

По данному вопросу было принято соответствующее решение.

На заседании Совета постпредов согласована кандидатура первого заместителя Председателя Исполнительного комитета – Исполнительного секретаря СНГ Владимира Гаркуна в качестве Главы Миссии наблюдателей от СНГ на выборах депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, которые состоятся 4 октября 2015 года.

Совет постпредов согласился с проектом повестки дня очередного заседания, намеченного на 22 сентября 2015 года. На заседании планируется обсудить ход подготовки проектов документов по реализации положений Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года, вопросы состояния и перспективы сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в области охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и другие вопросы.

 


 

Майское 2015 года заседание Совета глав правительств Содружества Независимых Государств, состоявшееся в Республике Казахстан, широко освещалось в средствах массовой информации государств – участников СНГ и, прежде всего, казахстанскими масс-медиа. Информационное сопровождение заседания, рассматриваемых и принятых на нем документов осуществлялось Межгосударственной телерадиокомпанией «Мир», другими телевизионными каналами стран Содружества.

Информационно-аналитический департамент Исполнительного комитета СНГ подготовил итоговую информацию о принятых на заседании СГП СНГ документах, которая размещена на сайте Исполкома СНГ.

В июне текущего года информационно-аналитический департамент совместно с департаментами экономического сотрудничества, гуманитарного сотрудничества, общеполитических и социальных проблем подготовили ряд материалов, в которых более детально, более предметно рассказано о положениях и сути принятых соглашений и решений в различных сферах взаимного сотрудничества в рамках СНГ. Все эти материалы размещены на сайте Исполкома СНГ, например, о Решении о Плане совместных действий государств – участников СНГ по решению актуальных вопросов в финансово-экономической сфере, о вопросах обеспечения транспортной безопасности, инновационном, межрегиональном и приграничном, культурном сотрудничестве стран Содружества.

По предложению Межправительственного совета по лесопромышленному комплексу и лесному хозяйству главами правительств 29 мая 2015 года было принято Решение об Основных направлениях сотрудничества государств – участников СНГ в области лесного хозяйства и лесной промышленности  на период до 2025 года.

Данное Решение мы попросили прокомментировать куратора, ответственного сотрудника департамента экономического сотрудничества Исполнительного комитета СНГ по взаимодействию с Межправительственным советом Александра ЯГОДКИНА.

- Основные направления сотрудничества государств – участников СНГ в области лесного хозяйства и лесной промышленности на период до 2025 года (далее – Основные направления), одобренные Решением Совета глав правительств Содружества от 29 мая 2015 года, были разработаны Межправительственным советом как основной документ на среднесрочную перспективу. Причем этот проект прошел согласование в государствах – участниках СНГ, рассмотрен Комиссией по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ и Экономическим советом Содружества.

Необходимо сказать, что Совет за время своего функционирования осуществил разработку ряда важных документов. Это – протоколы от 25 мая 2006 года и от 30 мая 2012 года о внесении изменений в Соглашение о сотрудничестве в области лесопромышленного комплекса и лесного хозяйства от 11 сентября 1998 года, Решение Совета глав правительств Содружества от 22 ноября 2007 года о придании Учреждению образования «Белорусский государственный технологический университет» статуса базовой организации государств – участников СНГ по образованию в области лесного хозяйства и лесной промышленности, Соглашение по профилактике и тушению природных пожаров на приграничных территориях государств – участников Содружества Независимых Государств от 31 мая 2013 года.

При этом в рамках Содружества не было стратегического документа по организации взаимодействия в сфере лесного хозяйства и лесной промышленности. Поэтому Экономический совет СНГ в своем Решении от 13 декабря 2013 года, одобрив деятельность Совета, поручил ему определить основные направления сотрудничества государств – участников СНГ в лесном хозяйстве.

Сотрудничество хозяйствующих субъектов государств – участников СНГ в лесопромышленном комплексе опирается прежде всего на сырьевую базу Российской Федерации и Республики Беларусь, для которых лесопромышленный комплекс является одной из экспортоориентированных отраслей экономики. Правительствами этих государств приняты документы по развитию отрасли на период до 2020 года. Так, в Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2020 года предусмотрены последовательное повышение вывозных пошлин на лесоматериалы необработанные, отмена пошлин на вывоз 350 видов лесобумажной продукции с высокой добавленной стоимостью и пошлин на импорт деревообрабатывающего оборудования, реализация приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, что должно создать стимулы для интеграции мелких лесозаготовительных предприятий и крупных компаний по глубокой переработке древесины, другие меры.

В Основных направлениях отражены тенденции и перспективы развития лесного хозяйства и лесной промышленности государств – участников СНГ. Они состоят из четырех разделов.

Первый раздел дает детальную картину современного состояния лесных комплексов государств – участников СНГ.

Надо подчеркнуть, что леса являются одним из важнейших возобновляемых природных ресурсов стран Содружества. По данным Межгосударственного статистического комитета СНГ, площадь лесов государств СНГ превышает 930 млн га, в том числе более 886 млн га – леса Российской Федерации. Это примерно пятая часть лесов мира. В Республике Беларусь площадь лесных массивов занимает около 8 млн га.

Эффективное использование таких огромных ресурсов может и должно стать важной составляющей устойчивого социально-экономического развития государств – участников СНГ и расширения интеграционных связей в рамках Содружества.

В Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств от 5 октября 2007 года подчеркивается, что тесное сотрудничество во взаимовыгодных сферах экономики, создание новой инвестиционной и технической базы производства, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в экономике, усиление научно-технического потенциала государств – участников СНГ – необходимые условия их полноценного торгово-экономического взаимодействия.

Второй раздел содержит цели и принципы сотрудничества государств Содружества, определяет задачи кооперации участников лесных отношений государств – участников СНГ в области лесного хозяйства и лесной промышленности.

Сотрудничество в области лесопромышленного комплекса и лесного хозяйства в рамках СНГ нацелено на эффективное использование лесосырьевых ресурсов, выработку общих подходов к действиям на мировом рынке древесины и продукции ее переработки, поддержку совместных инвестиционных программ и проектов, достижение устойчивого лесоуправления и лесопользования, усиление экономических, экологических и социальных функций леса и др.

Основной же целью сотрудничества государств – участников СНГ в стратегических вопросах экономического, технологического, социального развития и управления в области лесного хозяйства и лесной промышленности является объединение усилий по созданию условий для устойчивого и динамичного развития лесного сектора государств – участников СНГ, обеспечению экономической безопасности и удовлетворению потребностей их граждан в качестве продукции и полезных свойствах лесов.

Третий и четвертый разделы содержат механизмы реализации и ожидаемые результаты выполнения Основных направлений.

Решением СГП СНГ Межправительственному совету поручена совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами государств – участников СНГ разработать План мероприятий по реализации Основных направлений и внести его на утверждение Экономического совета СНГ.

Такая работа Советом уже ведется. Создана рабочая группа, состоящая из экспертов в области лесных отношений государств – участников СНГ, которая в настоящее время аккумулирует предложения по включению в будущий План реализации Основных направлений. Исполнительный комитет СНГ со своей стороны также направил в Совет предложения по включению в проект данного Плана.

План состоит из двух 5-летних этапов и будет содержать конкретные мероприятия, совместные работы, пилотные проекты и исследовательские работы, организацию конференций, выставок и другие меры с указанием сроков их реализации.

Проект первого этапа Плана (2016–2 020 годы) планируется рассмотреть на заседании Совета в октябре 2015 года в городе Ереване.

Представляется, что реализация Основных направлений будет способствовать дальнейшему развитию и эффективному использованию лесных комплексов государств - участников СНГ, совместному решению стратегических задач в освоении продуктов леса, усилению взаимодействия лесных ведомств и организаций государств – участников Содружества. Страны СНГ должны обеспечить темпы роста показателей лесной промышленности и лесного хозяйства, превышающие среднегодовые показатели роста национальной экономики.

 

 

Информационно-аналитический департамент
Исполнительного комитета СНГ