Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Промежуточный отчет Миссии наблюдателей от СНГ о ходе наблюдения за подготовкой и проведением выборов Президента Республики Беларусь

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ОТЧЕТ
Миссии наблюдателей от СНГ о ходе наблюдения за подготовкой
и проведением выборов Президента Республики Беларусь

(18 августа – 22 сентября 2015 года)

По приглашению Министерства иностранных дел Республики Беларусь Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств (далее – Миссия) с 18 августа 2015 года осуществляет мониторинг подготовки и проведения выборов Президента Республики Беларусь (далее – выборы).

 

Условия для международного наблюдения

Заблаговременное приглашение Миссии на выборы Президента Республики Беларусь позволило своевременно решить организационные вопросы по ее формированию и обеспечить системный мониторинг избирательного процесса.

В соответствии с Положением о Миссии наблюдателей от СНГ Совет постоянных полномочных представителей государств – участников Содружества при уставных и других органах Содружества согласовал в качестве Главы Миссии кандидатуру Председателя Исполнительного комитета – Исполнительного секретаря СНГ С. Н. Лебедева.

По состоянию на 22 сентября 2015 года в составе Миссии аккредитованы 312 наблюдателей, представляющих Азербайджанскую Республику, Республику Армения, Республику Казахстан, Кыргызскую Республику, Республику Молдова, Российскую Федерацию, Республику Таджикистан, Туркменистан, Республику Узбекистан, МПА государств – участников СНГ, Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, Исполнительный комитет Содружества.

На долгосрочной основе работают 43 наблюдателя. Формирование Миссии продолжается.

В рамках наблюдения за выборами Глава Миссии провел встречи с Председателем Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов Л. Ермошиной и Министром иностранных дел Республики Беларусь В. Макеем.

В целях изучения хода избирательной кампании С. Лебедев ознакомился с работой Дзержинской и Логойской территориальных комиссий по выборам Президента Республики Беларусь.

Наблюдатели от СНГ провели встречи и обмен мнениями о предвыборной кампании с руководством Верховного Суда, Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Миссии БДИПЧ ОБСЕ.

Миссия осуществляет свои функции открыто и гласно, ее деятельность освещается в прессе, в теле- и радиопередачах. Штабом Миссии выпущены информационные сообщения и пресс-релизы, даны интервью представителям средств массовой информации.

Миссия строит свою работу в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права в области организации и проведения выборов, законодательством Республики Беларусь, не вмешиваясь в ход избирательного процесса и уважая суверенитет государства.

Миссия наблюдателей от Содружества отмечает, что в Республике Беларусь созданы все необходимые правовые и организационно-технические условия для международного наблюдения за выборами, что свидетельствует об открытости и прозрачности избирательного процесса.

 

Законодательная база для проведения выборов

Выборы проводятся в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и Избирательным кодексом Республики Беларусь (далее – Кодекс).

Миссия приветствует присоединение в феврале 2014 года Республики Беларусь к Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств.

Руководствуясь статьей  13 Кодекса, Миссия изложит свое мнение о законодательстве Республики Беларусь о выборах после дня голосования в итоговом документе.

 

Формирование комиссий и их деятельность по подготовке к выборам

Организацию и проведение выборов осуществляют:

Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов (далее – Центральная комиссия);

территориальные комиссии по выборам Президента Республики Беларусь (далее – территориальные комиссии, ТИК);

участковые комиссии по выборам Президента Республики Беларусь (далее – участковые комиссии, УИК).

Порядок образования и полномочия Центральной комиссии определены Кодексом.

Центральная комиссия работает в составе 12 членов, срок ее полномочий составляет 5 лет.

Состав Центральной комиссии формируют Президент Республики Беларусь и Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь на паритетной основе (по шесть членов комиссии) из кандидатур, рекомендованных совместными решениями президиумов областных, Минского городского Советов депутатов и соответствующих исполнительных комитетов.

Территориальные комиссии образуются президиумами местных Советов депутатов и соответствующими исполнительными комитетами в составе 9–13 членов.

Участковые комиссии образуются местными исполнительными органами в составе 5–19 членов.

В установленные Кодексом сроки были образованы 153 территориальных и 6129 участковых комиссий, в том числе 49 за пределами Республики Беларусь.

Информация о составе, месторасположении и контактных телефонах территориальных и участковых комиссий была опубликована в местной печати.

В составе территориальных комиссий 55,3 % членов представлены политическими партиями и другими общественными объединениями, 33,4 – гражданами путем подачи заявлений, 11,3 % – трудовыми коллективами.

В участковых комиссиях 37 % членов представлены гражданами путем подачи заявлений, 14,4  – представителями трудовых коллективов, 48,6 % – представителями политических партий и других общественных объединений.

Центральная комиссия, являясь органом, ответственным за организацию подготовки и проведения выборов, работает гласно и открыто.

Ее заседания проходят с участием международных наблюдателей, представителей политических партий и других общественных объединений, представителей средств массовой информации. Решения принимаются на основе коллегиальности, свободного и открытого обсуждения. Поступающие в Центральную комиссию жалобы и заявления рассматриваются в сроки, установленные Кодексом.

На Интернет-сайте Центральной комиссии размещена информация об избирательной кампании.

Для обеспечения единообразного применения норм Кодекса Центральной комиссией изданы Пособия для членов территориальных и участковых комиссий, подготовлены необходимые методические разъяснения для избирательных комиссий, а также бланки избирательной документации.

Наблюдатели от Содружества присутствовали на заседаниях райисполкомов и администраций районов в городах по образованию участковых комиссий в 16 районах всех областей республики и города Минска.

В целях повышения профессионального уровня руководящего состава территориальных комиссий в областях проведены семинары.

В настоящее время проходит обучение членов участковых комиссий по утвержденному Центральной комиссией Примерному сценарию тренинга для членов участковых комиссий по выборам Президента Республики Беларусь.

На тренингах моделируются и разрешаются ситуации, которые могут возникнуть на участке для голосования.

На отдельных из них присутствовали представители Миссии.

В рамках мониторинга избирательной кампании долгосрочные наблюдатели от СНГ посетили 66 территориальных комиссий и более 200 участковых. Наблюдателям было предоставлено право беспрепятственного ознакомления с их деятельностью.

Миссия СНГ отмечает, что в Республике Беларусь подготовка к предстоящим выборам проводится планово и последовательно, в соответствии с Кодексом.

 

Выдвижение и регистрация кандидатов в Президенты Республики Беларусь

Выдвижение кандидата в Президенты Республики Беларусь осуществляется инициативной группой избирателей в количестве не менее 100 человек. В поддержку выдвижения кандидатом в Президенты должно быть собрано не менее 100 000 подписей избирателей.

В Центральную комиссию для регистрации инициативных групп были представлены документы от пятнадцати лиц, имеющих намерение выдвинуться кандидатом в Президенты.

По итогам рассмотрения документов Центральной комиссией отказано в регистрации инициативных групп семи претендентов.

Основаниями для отказа в регистрации послужили: несоответствие лица требованиям, предъявляемым к кандидатам в Президенты (несоблюдение ценза оседлости); отсутствие у лица права участвовать в выборах (отбывание наказания по приговору суда в местах лишения свободы); нарушение требований Кодекса о количественном составе группы, о порядке предоставления документов и формировании инициативной группы; несоблюдение установленного срока предоставления документов для регистрации инициативной группы.

Отказ в регистрации инициативной группы Центральной комиссией был обжалован в Верховный Суд Республики Беларусь в пяти случаях.

Центральная комиссия зарегистрировала инициативные группы избирателей по выдвижению кандидатов в Президенты восьми претендентов.

Наблюдатели констатируют, что сбор подписей проходил беспрепятственно. Инициативные группы соблюдали закон и действовали корректно, учитывая интересы граждан и других инициативных групп.

Инициативные группы осуществляли сбор подписей путем посещения избирателей на дому, организации пикетов на улице, не требующих соответствующего разрешения.

Центральной комиссией был подготовлен информационно-разъяснительный видеоматериал о порядке сбора подписей, который транслировался по каналам телевидения.

Проверку достоверности подписей граждан осуществляли территориальные комиссии.

Наблюдатели от Содружества принимали участие в ряде заседаний территориальных комиссий при подведении итогов проверки достоверности подписей, собранных инициативными группами в поддержку выдвижения кандидатов в Президенты, и констатировали, что подход ко всем претендентам был одинаковым, равным и соответствовал избирательному законодательству.

На заседании Центральной комиссии 10 сентября 2015 года кандидатами в Президенты Республики Беларусь были зарегистрированы: С. В. Гайдукевич, Т. Н. Короткевич, А. Г. Лукашенко, Н. Д. Улахович.

Отказано в регистрации Ж. Н. Романовской, так как в Центральную комиссию было представлено менее 800 подписей, а также В. И. Терещенко, поскольку из всех предоставленных им подписей избирателей в поддержку выдвижения его кандидатом подлинными оказались только 6699.

Поданная В. И. Терещенко в Верховный Суд Республики Беларусь жалоба на отказ в регистрации не была удовлетворена. Наблюдатели от Содружества присутствовали на заседании Верховного Суда по данному вопросу.

Миссия отмечает что выдвижение и регистрация кандидатов в Президенты, а также рассмотрение жалоб и обращений проходило в соответствии с Кодексом.

 

Предвыборная агитация и освещение избирательной кампании средствами массовой информации

Агитационная кампания кандидатов в Президенты началась с момента регистрации и продлится по 10 октября 2015 года включительно.

Кандидатам в Президенты созданы равные условия для ведения предвыборной агитации и обеспечено право выступления в средствах массовой информации.

Согласно Постановлению Центральной комиссии «О порядке использования средств массовой информации при подготовке и проведении выборов Президента Республики Беларусь в 2015 году», кандидаты в Президенты имеют право бесплатно опубликовать свою предвыборную программу в газетах: «Советская Белоруссия», «Рэспубліка», «Народная газета», «Звязда», «Минский курьер», «Заря» (Брестская область), «Витебские вести», «Гомельская праўда», «Гродзенская праўда», «Мінская праўда», «Магілёўскія ведамасці».

Кандидатам в Президенты предоставлена возможность на бесплатной основе дважды выступить (не более 30 минут каждое выступление) на телеканале «Беларусь 1» и в эфире «Первого национального канала Белорусского радио» Национальной государственной телерадиокомпании Республики Беларусь.

Центральная комиссия 10 сентября 2015 года утвердила график распределения эфирного времени для выступлений кандидатов в Президенты.

Время для выступлений по телевидению в прямом эфире было предоставлено с 15 по 18 сентября 2015 года с 19.30. С 22 по 25 сентября кандидаты в Президенты смогут выступить еще раз.

По радиовещанию кандидаты в Президенты выйдут в эфир 23 и 25 сентября с 6.10 до 7.10. утра. Право на последующие выступления кандидаты в Президенты могут реализовать 30 сентября и 2 октября 2015 года. Кандидат в Президенты может изъявить желание, чтобы его выступление транслировалось в записи.

Очередность выступления кандидатов в Президенты была определена путем жеребьевки.

В случаях, если кандидатам в Президенты потребуется дополнительное время, они вправе за счет средств собственных избирательных фондов приобрести эфирное время, а также печатную площадь в средствах массовой информации для осуществления предвыборной агитации.

На телевидении выделено время для проведения дебатов кандидатов в Президенты, которые будут проводиться в прямом эфире с 17.00 до 18.00 на телеканале «Беларусь 1» 3 октября 2015 года.

При Центральной комиссии образован Наблюдательный совет по контролю за соблюдением порядка и правил проведения предвыборной агитации в средствах массовой информации.

На период агитационной кампании местные исполнительные и распорядительные органы по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями определили места, где кандидаты в Президенты могут проводить массовые мероприятия.

В целях широкого информирования общественности обо всех этапах подготовки и проведения выборов Центральная комиссия с 23 июля обеспечила работу информационного ресурса «ВЫБОРЫ 2015», где в режиме онлайн можно получать всестороннюю информацию, которая касается избирательной кампании.

Избирательная кампания широко освещается в печатных СМИ, социальных сетях и на различных интернет-порталах. В населенных пунктах республики повсеместно размещены информационные плакаты с датой выборов, информационные пилоны.

В городе Минске для информирования избирателей о выборах используются электронные табло на остановках общественного транспорта.

В целом, по мнению Миссии, агитационный период начался и проходит с соблюдением законодательства, кандидатам в Президенты созданы равные условия для представления своих программ и встреч с избирателями.

 

Работа с жалобами и заявлениями

Штаб Миссии в рамках мониторинга избирательной кампании взаимодействует с республиканскими органами, в компетенцию которых входит рассмотрение жалоб, обращений и заявлений, связанных с нарушением избирательного законодательства.

Согласно информации Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, по состоянию на 15 сентября 2015 года в органы прокуратуры поступили 22 жалобы граждан по вопросам исполнения законодательства о выборах, в том числе 8 – в Генеральную прокуратуру Республики Беларусь.

Выявлен лишь один факт, выразившийся в нарушении должностными лицами установленных сроков рассмотрения обращений о нарушении законодательства о выборах.

Возбуждено одно уголовное дело в отношении лица, повредившего информационный стенд на пикете по сбору подписей и причинившего телесные повреждения члену инициативной группы избирателей.

По данным Верховного Суда Республики Беларусь, по состоянию на 15 сентября 2015 года в суды республики поступили 37 жалоб.

В Верховный Суд Республики Беларусь на решения Центральной комиссии об отказе в регистрации инициативных групп поступили 6 жалоб.

По трем жалобам отказано в возбуждении дела в связи с отсутствием у заявителей права на обращение в суд. По трем жалобам вынесены решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

По остальным жалобам Верховный Суд вынес решения об отказе в удовлетворении заявленных требований в связи с тем, что количественный состав инициативных групп был менее 100 человек.

В областные и районные суды поступили 12 жалоб на решения органов по формированию территориальных комиссий по выборам Президента Республики Беларусь. По всем жалобам, рассмотренным по существу, судами отказано в их удовлетворении.

В районные суды поступили 19 жалоб на решения органов по формированию участковых комиссий по выборам Президента Республики Беларусь. Судами отказано в удовлетворении 14 жалоб. Пять жалоб на момент предоставления информации находились на стадии возбуждения дел.

Центральная комиссия уведомила, что за период с 30 июня по 1 сентября 2015 года в комиссию поступили 133 обращения, из них 73 – по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов: о регистрации и деятельности инициативных групп; о формировании собственных избирательных фондов инициативных групп, кандидатов в Президенты, расходования денежных средств фондов; об образовании и деятельности территориальных и участковых избирательных комиссий; о выдвижении и регистрации кандидатов в Президенты; о разъяснении избирательного законодательства; по иным вопросам подготовки и проведения выборов.

В территориальные избирательные комиссии по состоянию на 1 сентября 2015 года поступили 38 обращений граждан, из них 34 – по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов.

Из поступивших в Центральную избирательную комиссию обращений по вопросам выборов комиссией рассмотрено по существу абсолютное большинство обращений. В отношении 6 жалоб заявителям разъяснен порядок судебного обжалования отказа в регистрации инициативных групп и решений органов, образовавших территориальные и участковые избирательные комиссии;
6 жалоб на действия инициативных групп граждан по выдвижению кандидатов в Президенты переданы в соответствующие территориальные комиссии для проверки обстоятельств и осуществления контроля за соблюдением законодательства при сборе подписей.

Остальные обращения носили процедурный характер либо содержали просьбы о разъяснении избирательного законодательства.

Миссия отмечает, что практически все обращения и жалобы рассматриваются в сроки, установленные законодательством.

*   *   *

По состоянию на 18 сентября 2015 года более 9 тысяч национальных наблюдателей аккредитованы в территориальных и участковых комиссиях, которые представляют весь спектр общественных мнений, политических партий и движений, существующих в республике.

*   *   *

Долгосрочные наблюдатели от Содружества, посещая территориальные и участковые комиссии, отмечают профессионализм членов комиссий, грамотное оформление документации, а также предоставление членам Миссии всех необходимых документов, которые касаются избирательного процесса.

Миссия наблюдателей от СНГ будет продолжать информировать о результатах своей деятельности.

 

Штаб Миссии наблюдателей от СНГ