Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

В Москве прошло совместное заседание коллегий МИД Беларуси и России

27 октября 2015 г. в г.Москве прошло совместное заседание коллегий МИД Республики Беларусь и МИД Российской Федерации. Белорусскую сторону на мероприятии возглавил Министр иностранных дел Владимир Макей.

 

 

В ходе совместного заседания основное внимание было уделено выполнению Программы согласованных действий в области внешней политики государств-участников Договора о создании Союзного государства на 2014-2015 годы и выработке программных рамок взаимодействия на очередной двухлетний период.

Стороны обсудили широкий спектр вопросов белорусско-российского сотрудничества на двусторонней основе, а также на международной арене, в том числе на ООНовской площадке в контексте 70-летия Организации.

Намечены совместные ориентиры для дальнейшего развития евразийской интеграции. В этой связи обсуждены направления совместной работы МИД Беларуси и России, касающиеся развития взаимовыгодного равноправного сотрудничества между Евразийским экономическим союзом и Евросоюзом с учетом компетенции ЕАЭС.

В качестве важного аспекта двустороннего сотрудничества отмечено взаимодействие между регионами двух стран, формирующее архитектуру экономических отношений Беларуси и России.

Сторонами подписана Программа согласованных действий в области внешней политики государств-участников Договора о создании Союзного государства на 2016-2017 годы. Данный документ предусматривает конкретные мероприятия, направленные на дальнейшее укрепление союзных отношений между нашими странами, защиту и продвижение интересов Беларуси и России на международной арене, обеспечение благоприятных внешних условий для устойчивого социально-экономического развития наших государств.

В целях реализации новой Программы руководителями внешнеполитических ведомств в ходе заседания подписан План совместных консультаций между министерствами иностранных дел Беларуси и России на 2016 год. Документ охватывает широкий спектр актуальных внешнеполитических и внешнеэкономических тем, по которым МИД Республики Беларусь и Российской Федерации в течение года будут осуществлять обмен информацией и оценками, выработку и совместную реализацию общих подходов и конкретных шагов на международной арене.

В рамках визита накануне совместного заседания коллегий состоялась встреча Владимира Макея с его российским коллегой Сергеем Лавровым, в ходе которой стороны в традиционно доверительном ключе обсудили первоочередные вопросы белорусско-российского сотрудничества, в том числе в международных организациях, а также интеграционную проблематику.

 

Источник: Министерство иностранных дел Республики Беларусь

 


 

В.Макей: мы являемся свидетелями формирования новой ситуации в мире

Сегодня мы являемся свидетелями формирования новой ситуации в мире. Об этом заявил министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей 27 октября в Москве на совместном заседании коллегий МИД Беларуси и России, передает корреспондент БЕЛТА.

"Сегодня мы все являемся свидетелями формирования новой ситуации в мире, - сказал Владимир Макей. - С одной стороны наблюдается беспрецедентная напряженность в международных отношениях, растет чисто региональных конфликтов, видоизменяются глобальные вызовы и угрозы. Это и вопросы урегулирования ситуации в Украине, и радикализация Ближнего Востока, невиданная по своим масштабам и предсказуемая по последствиям проблема ИГИЛ, конфликт в Сирии, дестабилизация в Афганистане и многое другое. В этом ряду и захлестнувшие Европу потоки мигрантов. Это и еще чрезвычайно активный интеграционный диалог в глобальном масштабе, который однако во многом подчинен, к сожалению, логике размежевания, банально скатывается к конкуренции моделей интеграций вместо их сопряжения".

С другой стороны, отметил глава МИД Беларуси, наблюдается неспособность мирового сообщества принимать своевременные адекватные решения, направленные на урегулирование конфликтов. "Такое бездействие только способствует их расширению, - указал министр. - Проблемой становится сам диалог, место которого занимает стремление действовать только исходя из своих интересов и амбиций".

Владимир Макей также подчеркнул, что, несмотря на раздающуюся в адрес ООН критику, системе ООН, ее механизмам и возможностям альтернативы нет.

 

Источник: БЕЛТА

 


 

Главы МИД Беларуси и России подписали программу согласованных внешнеполитических действий на 2016-2017 годы

Министры иностранных дел Беларуси и России Владимир Макей и Сергей Лавров подписали программу согласованных внешнеполитических действий двух стран на 2016-2017 годы. Документ парафирован сегодня в Москве по итогам состоявшегося совместного заседания коллегий МИД Беларуси и России, передает корреспондент БЕЛТА.

Владимир Макей пояснил журналистам, что программа согласованных внешнеполитических действий будет утверждена Высшим госсоветом Союзного государства. "Это углубленный, многофункциональный, системный документ, который охватывает все сферы сотрудничества, - сказал министр. - Он является для наших министерств документом прямого действия".

Сегодня же по итогам коллегии был подписан план межмидовских консультаций внешнеполитических ведомств Беларуси и России на 2016 год. По словам Владимира Макея, план включает в себя широкий перечень тем - 28 направлений в рамках координации внешнеполитических действий.

Министр иностранных дел Беларуси отметил, что одним из важнейших направлений сотрудничества двух стран является их взаимодействие на площадке ООН. "Исходим из того, что общей задачей Беларуси и России на международной арене является поиск решения глобальных и региональных проблем", - сказал он.

Еще одним важным вопросом, стоящим на повестке дня во взаимодействии белорусского и российского внешнеполитических ведомств, Владимир Макей назвал внешнеполитическое сопровождение евразийского интеграционного процесса. Он напомнил, что Беларусь в качестве председательствующей в ЕАЭС внесла предложение в ООН о предоставлении союзу статуса наблюдателя.

Министр также подчеркнул, что для Беларуси важно сближение двух интеграционных платформ - ЕС и ЕАЭС. "Именно во время председательства Беларуси ЕС переданы наши соответствующие предложения", - сказал он. При этом Владимир Макей подчеркнул, что, безусловно, сближение займет достаточно длительное время. "Но главное - сделать первый шаг и видеть дальнейшую перспективу", - резюмировал он.

 

Источник: БЕЛТА

 


 

Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на совместной пресс-конференции с Министром иностранных дел Республики Беларусь В.В.Макеем по итогам совместного заседания коллегий МИД России и МИД Республики Беларусь, Москва, 27 октября 2015 года

В ходе совместного заседания коллегий внешнеполитических ведомств Российской Федерации и Республики Беларусь состоялась хорошая товарищеская и доверительная дискуссия, как это всегда происходит на таких мероприятиях. По итогам заседания мы подписали Программу согласованных действий в области внешней политики государств-участников Договора о создании Союзного государства, которая рассчитана на 2016-2017 гг. Это насыщенный документ, определяющий основные направления дальнейшей координации наших действий во внешнеполитической сфере. Мы подписали также план межмидовских консультаций на 2016 г. – предельно конкретный документ, охватывающий 28 направлений нашей повседневной и перспективной координации в рамках реализации программы согласованных действий, а также Протокол постановления об итогах Совместного заседания коллегии.

Выразили удовлетворение нашим тесным сотрудничеством в рамках Организации Объединенных Наций, которое характеризуется совпадением позиций по всем наиболее актуальным вопросам международной повестки дня. Мы едины в том, что ООН обладает уникальной легитимностью и остается универсальной площадкой для координации действий мирового сообщества. Условились наращивать взаимодействие в рамках ООН в интересах эффективного противодействия многочисленным вызовам и угрозам современности, которые, к сожалению, множатся. В год 70-летия создания ООН и 70-летия Великой Победы над фашизмом человечество вновь оказалось перед смертельной опасностью, которую несет терроризм. Будем предпринимать все необходимые действия для подавления этой угрозы, предотвращения ее расползания по миру, в первую очередь, на территории наших стран и наших союзников. Уверен, что мы добьемся результата, а параллельно будем наращивать усилия по политическому урегулированию конфликтов в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, которые и «дали жизнь» этой смертельной опасности, включая урегулирование кризисов в Сирии, Йемене, Ливии. Будем поддерживать усилия по стабилизации обстановки в других странах региона, в том числе в Ираке.

Исходим из того, что одной из важнейших тем на нашей совместной повестке дня и повестке дня других наших партнеров по интеграционным процессам на пространстве СНГ является сопряжение усилий, предпринимаемых в рамках Европейского союза и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Выступаем за налаживание прямого диалога между этими двумя союзами. Договорились оказывать необходимое содействие Евразийской экономической комиссии в этой работе.

Удовлетворены тем, что в результате совместных усилий стран-членов ЕАЭС был подготовлен позиционный документ, озаглавленный «ЕАЭС-ЕС: контуры сотрудничества». Документ был передан представителям Европейской комиссии. Рассматриваем его в качестве приглашения к конструктивному диалогу между двумя интеграционными объединениями с прицелом на реализацию той долгосрочной цели, которую на словах разделяют все наши партнеры в ЕС – имею в виду, формирование в перспективе единого экономического и гуманитарного пространства от Атлантики до Тихого океана с опорой на принципы равной неделимой безопасности и широкого сотрудничества.

Рассмотрели также вопрос о том, как внешнеполитические ведомства двух стран помогают процессам развития межрегионального и приграничного сотрудничества между субъектами Российской Федерации и областями Республики Беларусь на основе решений, принятых на Форуме регионов двух стран 17-18 сентября в Сочи с участием президентов В.В.Путина и А.Г.Лукашенко.

В ходе отдельных переговоров, которые мы провели накануне с В.В.Макеем, подробно обсудили широкий спектр конкретных вопросов двусторонних отношений, международных и региональных проблем, включая, конечно, ситуацию на Украине в русле необходимости всестороннего и добросовестного выполнения Минских договоренностей от 12 февраля с.г. В более широком плане мы подтвердили признательность белорусским друзьям и Минску как столице, в которой все стороны конфликта смогли начать работу и договориться об очень важных вещах, выполнения которых мы сейчас  будем добиваться,  где продолжаются переговоры в рамках Контактной группы и ее рабочих подгрупп по всем четырем основным направлениям урегулирования украинского кризиса. Признательны за великолепную организацию и содействие в этих усилиях со стороны Республики Беларусь.

В целом мы довольны итогами заседания, которое, я уверен, будет весьма полезным в деле дальнейшей последовательной реализации задач, поставленных перед внешнеполитическими ведомствами нашими президентами и Высшим Государственным Советом.

Вопрос: Вы уже говорили, что тесно взаимодействуете с МИД Республики Беларусь, мы видим, насколько часто Вы встречаетесь со своим белорусским коллегой. На телеканале «Беларусь 1» даже был запущен новый проект под названием «Макей-Лавров. Мировая политика». Насколько динамичны Вам видится развитие российско-белорусских отношений? Насколько они качественные? Что для Вас мировая политика?

С.В.Лавров: Отношения с Республикой Беларусь для нас – это отношения надежных союзников, стратегических партнеров, по-настоящему братских народов, которые связаны миллионами житейских, экономических, духовных и ценностных нитей. В любой сфере у нас теснейшее переплетение судеб людей и государственных интересов. Наверное, можно долго говорить о том, как это важно для россиян и белорусов. У нас теснейшая координация во внешнеполитической сфере, об этом мы уже сегодня говорили. Этот уникальный формат – совместное заседание коллегий – также свидетельствует об особом характере наших отношений. Такое тесное сотрудничество позволяет обсуждать все темы без исключения, в том числе и те, которые, наверное, вызывают вопросы у наших белорусских друзей и, соответственно, у нас по отношению к Белоруссии. Наши встречи с Министром иностранных дел Белоруссии В.В.Макеем не исключение. При возникновении каких-то недоразумений, которые мы обсуждаем все и всегда (в большинстве случаев они появляются благодаря нашим «доброжелателям» извне). Мы всегда находим развязки и решения.

У нас Союзное Государство, в рамках которого приняты важнейшие решения по обеспечению равных прав всем гражданам Российской Федерации и Республики Беларусь. Этим мы занимаемся повседневно. Наверное, тот факт, что нашим гражданам порой даже невдомек, почему они ощущают себя в Белоруссии как дома, – это результат огромной повседневной работы наших правительств и соответствующих ведомств. Эта работа продолжается. Есть еще некоторые сферы жизни, до которых мы не добрались в плане обеспечения равных прав, но это обязательно произойдет.

Что касается мировой политики, могу сказать следующее. Взаимоотношения между государствами, которые видят общие угрозы своей безопасности (каковыми являются терроризм, наркотрафик, организованная преступность, не говоря уже об изменении климата и многом другом), скоординированы. Координируя свои действия, мы, прежде всего, во главу угла ставим обеспечение безопасности наших государств, Союзного Государства России и Белоруссии, обеспечение максимально благополучных внешних условий для того, чтобы мы могли созидательно решать задачи, стоящие перед каждой из стран, и перед нашими двумя государствами в рамках Союза.

Мировая политика – это, прежде всего, забота о своих гражданах, своих союзниках, проведение на внешней арене такой линии, которая максимально способствует тому, чтобы предпринимаемые усилия были результативными.

Если мы, как Вы сказали, уже стали фигурантами телевизионной программы, наверное, это что-то значит.

С.В.Лавров (добавляет после ремарки В.В.Макея): Любые внешнеполитические ведомства (в паре и в более широком составе) являются элементами мировой политики, поэтому здесь может быть масса вариантов.

Вопрос: Как известно, сегодня во Франции по инициативе Парижа собирается международная конференция с участием стран, заинтересованных в урегулировании сирийского вопроса. Почему-то ни Россия, ни Иран не приглашены. На Ваш взгляд, полезна ли эта встреча, или это попытка помешать усилиям России и найти им альтернативу в решении кризиса и налаживания прямого контакта между оппозицией и Дамаском? Есть ли прогресс в контактах с т.н. умеренной вооруженной оппозицией в Сирии, скажем, в лице «Свободной Сирийской Армии»?

С.В.Лавров: Признаюсь, про эту встречу я не слышал. Нас не приглашали и не информировали, что подобные мероприятия проводятся. Не буду комментировать упомянутое Вами мероприятие в Париже. Скажу о наших принципиальных подходах к тому, как выстраивать диалог параллельно, подчеркну, с непримиримой борьбой с терроризмом в Сирии и в других частях этого региона.

Как Вы знаете, мы работаем в Сирии по просьбе сирийского руководства и по-прежнему добиваемся того, чтобы все наши партнеры – американцы, страны региона – согласовали единое понимание того, кто является террористической организацией. Такого понимания нет. Скажу откровенно, нет его и внутри той коалиции, которую создали США для борьбы с «ИГ» и прочими террористическими организациями.

В прошлую пятницу мы встречались в Вене с Госсекретарем США Дж.Керри, Министром иностранных дел Саудовской Аравии А.Джубейром и Министром иностранных дел Турции Ф.Синирлиоглу. Не буду вдаваться в детали (разговор носил конфиденциальный характер), но я лишний раз убедился, что внутри американской коалиции нет единого понимания, кто представляет собой террористическую угрозу, в том числе в отношении организаций, которые считаются террористическими в рамках соответствующих списков, утверждаемых Советом Безопасности ООН. Одна из наших инициатив заключалась в том, чтобы в рамках других ближайших контактов все-таки обменяться оценками в отношении того, кто есть кто. Это первое.

Второе. Точно так же нужно внести ясность в вопрос о том, кто является сирийской политической оппозицией. Если мы все привержены тому, чтобы параллельно с пресечением террористической угрозы добиваться выполнения Женевского коммюнике от 30 июня 2012 г., то там черным по белому записано, что решение всех проблем, включая т.н. "переходный этап", должно осуществляться на основе взаимного согласия между Правительством САР и оппозицией, которая должна включать в себя представителей всего спектра оппонентов режима. Естественно, там не идет никакой речи о террористах. Все эти годы после принятия Женевского коммюнике (а уже прошло более трех лет) мы добивались того, чтобы обеспечить т.н. инклюзивный характер тех оппозиционеров, которые готовы разговаривать о выполнении Женевского коммюнике, проведении политических реформ, включая конституционную, и решать другие вопросы, связанные с преодолением кризиса. Мы проводили несколько встреч в Москве, по итогам которых оппозиционеры, в том числе с подключением на последнем этапе делегации Правительства Сирии, принимали документы, излагающие их видение той страны, в которой они хотели бы жить, страны, которая должна оставаться светской, быть демократической, в которой должны обеспечиваться права всех этно-конфессиональных групп и т.д. Параллельно над таким же вопросом работал Египет. Они провели в Каире несколько встреч оппозиционеров, на которых тоже добивались сплочения различных групп внутренней и внешней оппозиции на конструктивной платформе диалога с целью достижения политических договоренностей об урегулировании сирийского кризиса. Сейчас мы продолжаем контакты с нашими египетскими коллегами с тем, чтобы эти усилия объединить и выступить с предложениями к оппозиционным силам, как мы могли бы им помочь создать единую делегацию для переговоров с Правительством САР.

В-третьих, на всех этапах этой работы мы выступали за то, чтобы усилия по объединению оппозиции и организации ее диалога с Правительством постоянно сопровождались «внешними» игроками, и чтобы этот «внешний круг» влиятельных стран  так же, как и общесирийский диалог, был инклюзивным, т.е. включал  в себя всех влиятельных участников этих процессов. Конечно, это предполагает участие стран Персидского Залива, Египта, Ирана и всех без исключения арабских соседей Сирии – Иордании, Турции, Ирака, Ливана.

В том, что касается последних наших контактов по линии этих «внешних» игроков, пока нам не удается сформировать действительно представительный и инклюзивный «внешний круг». В этом нет никого секрета. Мы продолжали участвовать в отдельных мероприятиях в двусторонних контактах с нашими американскими коллегами, со странами региона Ближнего Востока и Севера Африки, в трехсторонних контактах Россия-США-Саудовская Аравия, недавно в Вене в четырехстороннем формате встречались министры иностранных дел России, США, Саудовской Аравии и Турции для продвижения  задачи  выхода на договоренность о том, чтобы все без исключения «внешние» игроки собрались в одном месте и стали договариваться, как каждый из нас в скоординированном и гармоничном ключе может помочь сирийцам начать, наконец, тот самый диалог, о котором говорилось еще три с лишним года назад в Женевском коммюнике, одобренном  Советом Безопасности ООН.

Не хочу никого называть по имени, но параллельно некоторые наши партнеры пытались вести линию не на инклюзивность, а на эксклюзивность в том, что касается внутрисирийского диалога, и в том, что касается его внешнего сопровождения. А во внутрисирийском диалоге были попытки делать ставки на какую-то одну оппозиционную структуру, полностью игнорируя другие оппозиционные группы и объявляя эту структуру чуть ли не единственным представителем всего сирийского народа. Если это так, то для тех, кто такую позицию занимает, диалог общесирийский не нужен, им нужно просто говорить: «Вот законный представитель, остальных нужно выгнать военной силой».

Также были попытки создать некий «закрытый клуб» внешних игроков без участия других ключевых государств, влияющих на ситуацию «на земле» в Сирии. Наверное, кому-то легче создавать  такие умозрительные схемы, которые тебе понятны и близки. Но поскольку такие планы наталкиваются на неприятие других государств, исповедующих иные позиции и подходы, то подобные умозрительные схемы носят искусственный характер, они не жизнеспособны. Схемы, которые действительно могут дать устойчивый и долгосрочный результат и отвечают интересам стабильности в Сирии, требуют, конечно, очень терпеливых многочасовых, возможно, многодневных переговоров. Но усилия по преодолению противоречий в позициях, выработка консенсусных решений, которые позволят запустить действительно общесирийский переговорный процесс, будут гораздо более результативны и не станут чем-то таким, что сегодня промелькнет на экранах телевизоров, на первых страницах газет и уйдет потом в небытие. Я очень надеюсь, что если та встреча в Париже, о которой Вы упомянули, действительно проводится сегодня, то она организована  с прицелом на формирование инклюзивных форматов, которые будут способствовать вовлечению всех без исключения, как с точки зрения общесирийского диалога, так и в плане его внешнего сопровождения.

Мы будем руководствоваться этой своей позицией, и, подчеркну, даже те наши партнеры, которые испытывали сомнения по поводу возможности запуска инклюзивного процесса,начинают понимать, что сомневаться-то можно, но другого пути урегулировать сирийский кризис не существует.

Вопрос: Обсуждался ли вопрос о российской военной базе в Белоруссии? В какой стадии находятся переговоры?

С.В.Лавров: Этим вопросом занимаются наши военные ведомства, которые докладывают верховным главнокомандующим. На повестке дня совместного заседания этой темы не стояло.

Вопрос: Велись ли переговоры с представителями «Сирийской свободной армии» в Москве? На этот счет поступает разная информация. Удается ли России найти ту оппозицию в Сирии, которой возможно оказывать военную помощь, о чем говорили Президент России В.В.Путин и Вы? Состоится ли в эту пятницу продолжение переговоров в Вене? Когда возможно участие Ирана в формате «венских встреч»?

С.В.Лавров: Как сказал Президент В.В.Путин, мы действительно хотели бы и были бы готовы помогать не только армии сирийского правительства, но и всем оппозиционным отрядам, которые противостоят террористам «на земле» на территории САР. Мы обратились к США как к лидерам соответствующей коалиции, хотя она создана для работы по Сирии незаконным образом, в обход согласия правительства страны и СБ ООН. Тем не менее, это факт и реальность. Мы заключили с американцами договоренность о том, чтобы избегать непреднамеренных инцидентов, хотя дальше этого они идти не хотят. Обратились мы и к странам региона с просьбой оказать содействие в выходе на тех людей, которые могут представлять из себя умеренную и антитеррористическую оппозицию в Сирии. Скажу откровенно, было непросто их найти, мы еще продолжаем эти усилия. Есть первые отклики. Надеюсь, что контакты, которые могут завязаться, дадут результат.

Повторю еще раз, возвращаясь к Вашему вопросу о том, чего мы ждем от Венских переговоров, – очень важно объединить всех и на всех направлениях. На антитеррористическом направлении нужно внести ясность и сплотить усилия, а не пытаться говорить, что есть «хорошие» террористы, которых не нужно трогать. Во-первых, в этой антитеррористической борьбе обязательно должна присутствовать инклюзивность – все должны сплотиться вокруг одинаково понимаемых задач. Во-вторых, инклюзивность должна быть и в том, как подходить к общесирийскому диалогу – вся оппозиция, которая заботится о судьбе своего государства и народа, должна быть представлена на переговорах. Этим мы также занимаемся, но и здесь со стороны некоторых наших партнеров тоже пока нет ясности, как они видят решение данной задачи. Важно отходить от попыток выбирать кого-то одного в качестве удобного контрагента и продвигать его как представителя всей оппозиционной группы деятелей. В-третьих, инклюзивность должна обеспечиваться в том, что касается внешнего сопровождения общесирийского процесса. Отвечая на Ваш вопрос о том, когда можно будет говорить об участии Ирана, скажу – когда очевидная необходимость этого будет признана всеми без исключения странами, продвигающими идею создания «внешнего круга» для содействия сирийцам в организации общенационального диалога. Принципиально важно, и именно с таких позиций мы участвуем в данных усилиях, чтобы этот «внешний круг» помог сирийцам сесть за один стол и начать переговоры, а не пытался что-то согласовывать в качестве навязанного извне рецепта урегулирования. Вот, в чем главная задача.

Очень рассчитываю, что не только Иран, но и другие страны, без которых трудно всерьез говорить о представительном характере этой работы, будут приглашены уже на ближайший раунд переговоров. Разговоры идут об этой пятнице. Посмотрим. Все будет зависеть от того, насколько удастся переступить через какие-то амбиции, личные пристрастия, антипатии и обеспечить репрезентативный характер мероприятий, включая Иран, как я уже сказал, Египет и арабских соседей Сирии.

 

Источник: Министерство иностранных дел Российской Федерации

 


 

Стенограмма встречи Министра иностранных дел Беларуси В.Макея с представителями СМИ по итогам совместного заседания коллегий МИД Республики Беларусь и МИД Российской Федерации (27 октября 2015 г., г.Москва)

Уважаемые коллеги,

Прежде всего, хотел бы высказать слова искренней благодарности нашим российским друзьям за высокий, как всегда, уровень организации совместного заседания коллегий МИД Беларуси и России.

Как уже отметил Сергей Викторович, ключевым вопросом повестки дня сегодняшнего мероприятия стало обсуждение наших программных документов. Мы подвели итоги выполнения предыдущей Программы согласованных действий в области внешней политики и подписали Программу согласованных действий в области внешней политики на предстоящие два года. Она будет, как сказал Сергей Викторович, вынесена на утверждение Высшего Госсовета Союзного государства.

Это, я хотел бы особо отметить, – углубленный, многоформатный, системный документ, который охватывает практически все ключевые направления сотрудничества. При этом он носит абсолютно конкретный, прикладной характер, является для двух министерств прямым руководством к действию.

В целях реализации новой Программы подготовлен и в ходе сегодняшнего заседания подписан нами План совместных консультаций между министерствами иностранных дел Беларуси и России. Он охватывает широчайший спектр актуальных внешнеполитических и внешнеэкономических тем – от нераспространения оружия массового поражения и до продвижения наших экономических интересов в Африке.

По сравнению с предыдущими, в этот план мы дополнительно включили шесть новых тематических направлений. Как сказал Сергей Викторович, нынешний план включает всего 28 направлений. Подобный уровень совместного углубленного анализа международной обстановки и отработки алгоритмов совместных действий является беспрецедентным не только для Беларуси, но, думаю, для наших российских коллег тоже.

Одним из важнейших направлений нашего взаимодействия, как было отмечено, является сотрудничество в рамках ООН. В свете 70-летия Организации, которое мы отметили на прошлой неделе, вопросы укрепления центральной роли ООН в системе международных отношений заняли особое место в повестке дня совместного заседания. Мы исходим из того, что общими задачами Беларуси и России в рамках ООН являются поиск коллективных решений актуальных глобальных проблем на основе целей и принципов Устава Организации, быстрое и эффективное реагирование на текущие и новые вызовы – региональные кризисы, распространение ОМУ, терроризм, незаконный оборот наркотиков, трансграничная преступность, финансово-экономическая нестабильность, изменение климата, техногенные катастрофы, стихийные бедствия и т.д.

Сегодня на повестке дня в ООН стоит еще один вопрос, особенно актуальный для наших стран. Вы знаете, что Беларусь как председатель в органах ЕАЭС на прошлой неделе внесла в Нью-Йорке проект резолюции о предоставлении ЕАЭС статуса наблюдателя при Генассамблее ООН. Это – важный шаг на пути к должному международному позиционированию нашего Союза, достойному «встраиванию» ЕАЭС в систему международных организаций. Поэтому мы очень рассчитываем на то, что совместными усилиями Беларусь, Россия и другие государства-члены Союза смогут обеспечить принятие этого решения Генассамблеи. Мы уделили этому достаточно большое внимание в ходе и сегодняшнего обсуждения, и вчерашнего с Сергеем Викторовичем.

Еще одним важным направлением совместной работы МИД Беларуси и России в контексте ЕАЭС является содействие развитию взаимовыгодного равноправного сотрудничества между Евразийским экономическим союзом и Евросоюзом с учетом компетенции ЕАЭС.

Для Беларуси это очень важно, потому что она находится «на стыке» двух крупнейших интеграционных объединений континента, и проблематика сближения двух интеграционных платформ в Европе, «интеграции интеграций» – это наш естественный интерес. Именно в период белорусского председательства в органах ЕАЭС предпринимаются конкретные шаги в этом направлении. Две недели назад, как сказал Сергей Викторович, наши предложения легли на стол Европейской комиссии. Цель этих предложений – сопряжение и взаимный учет процессов экономической интеграции в ЕАЭС и ЕС, взаимное укрепление конкурентоспособности экономик, создание устойчивых механизмов диалога между интеграционными структурами и их странами-членами.

Безусловно, сближение наших интеграционных объединений займет достаточно длительное время. Тем более, что оно в настоящее время не всегда находит понимание у наших европейских партнеров. Но главное – сделать первый шаг и главное видеть перспективу. Именно об этом мы говорили сегодня в Москве.

Речь шла не только о глобальных и региональных темах, но и о более прикладных вопросах. Я имею в виду межрегиональное сотрудничество Беларуси и России. Собственно, оно сегодня и формирует архитектуру двусторонних экономических отношений с Россией, и мы намерены всемерно эти связи развивать.

Помимо работы в формате коллегий, вчера, как сказал Сергей Викторович, мы в традиционно доверительном ключе обсудили широкий спектр вопросов нашего взаимодействия на международной арене: сотрудничество в рамках различных международных организаций, в том числе и региональных, вопросы международной безопасности как в региональном, так и в глобальном контексте. Безусловно, в центре внимания была интеграционная проблематика – вопросы союзного строительства и развития евразийского проекта.

Подводя итог, хотел бы подчеркнуть конструктивный характер прошедшего мероприятия, состоялась насыщенная и продуктивная дискуссия. Надеемся, что налаженное эффективное взаимодействие между МИДами наших стран будет в полной мере способствовать решению тех актуальных задач, которые стоят перед нашими странами.

Вопрос БелТА: У меня вопрос к Владимиру Владимировичу. Безусловно, что для России сейчас одним из главных вопросов международной повестки дня является ситуация в Сирии и борьба с международным терроризмом. Какова позиция белорусской стороны по ситуации в Сирии?

В.Макей: Белорусская сторона на сей счет уже высказывалась на различных уровнях. Поэтому я отвечу кратко. Во внешнеполитическом ведомстве мы оцениваем подобные ситуации, в первую очередь, с точки зрения их соответствия нормам международного права. Что касается действий России в Сирии, то я хочу сказать, что буквально через несколько часов, очень оперативно, после принятия Советом Федерации соответствующего решения наши российские друзья проинформировали нас о том, что, по просьбе Президента Сирии, будут нанесены удары по объектам террористических формирований, расположенных на сирийской территории. Поэтому действия России в Сирии абсолютно соответствуют нормам международного права. Как Вы знаете, соответствующие военные удары могут наноситься или по решению Совета Безопасности ООН, или по просьбе законного руководства той или иной страны.

Здесь важнее другое. Как Вы знаете, некоторое время назад была создана коалиция по борьбе с террористическими формированиями на территории Сирии, Ирака и некоторых других стран. Но, с нашей точки зрения, парадоксальным образом в эту коалицию не была приглашена Россия – один из геополитических игроков. Терроризм сегодня представляет огромную опасность для всего человечества. Это действительно вызов для всего человечества. И правильно сказал Президент России на сей счет – сегодня это зло, борьбе с которым мы должны уделять первостепенное внимание. И нельзя делить террористов на каких-то умеренных или не умеренных. В основе их идеологии одно – ненависть. Поэтому надо четко определить приоритетность задач, которые сегодня стоят перед человечеством. Так вот терроризм, с нашей точки зрения, борьба с терроризмом является одной из самых приоритетных задач. И бороться с этим, действительно всеобщим злом, вызовом можно только совместными, общими усилиями. И Россия, как один из действительно крупнейших геополитических игроков должна быть неотъемлемой частью этого процесса. Поэтому мы, естественно, поддерживаем действия России в Сирии с учетом того, что эти действия полностью соответствуют, с нашей точки зрения, международному праву.

Ну а вообще, говоря в целом, конечно же такая организация, как ООН должна играть большую роль в урегулировании ситуации в регионе, в борьбе с терроризмом, и мы будем тоже работать в этом направлении.

 

Источник: Министерство иностранных дел Республики Беларусь