О рынке лекарственных препаратов в государствах – участниках СНГ

20 ноября 2015 года

На состоявшемся 30 октября 2015 года в городе Душанбе заседании Совета глав правительств СНГ был заслушан Доклад Межгосударственного совета по антимонопольной политике «О состоянии конкуренции на товарных рынках лекарственных средств государств – участников СНГ».

Доклад подготовлен по итогам исследования, проведенного Штабом по совместным расследованиям нарушений антимонопольного законодательства государств – участников СНГ при МСАП за период 2012–2014 годов. В исследовании приняли участие антимонопольные органы Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана и Украины.

В Докладе были проанализированы международный опыт лекарственного обеспечения населения, применяемые методы регулирования цен на медикаменты, способы контроля и государственного регулирования рынка лекарств.

Анализ ситуации на фармацевтических рынках Европы показал многообразие моделей регулирования цен на лекарства и лекарственного обеспечения населения.

В исследовании отмечено динамичное развитие рынка лекарств государств – участников СНГ, которое сдерживается недостаточной конкуренцией, что, в свою очередь, негативно влияет на доступность лекарств для населения этих стран.

Проблемы конкуренции выявлены и в ходе анализа практики государственных закупок лекарств в государствах – участниках СНГ. Отмечается завышение требований заказчиков к участникам торгов, излишнее укрупнение лота и детализация предмета торгов под конкретного производителя, объединение большого количества лекарств различной номенклатуры в один предмет закупки, что в конечном итоге приводит е сокращению участников торгов и созданию условий для возможного сговора между ними.

На развитии конкуренции на фармацевтических рынках стран Содружества отрицательно сказывается отсутствие в национальных правовых актах четких критериев осуществления взаимозаменяемости лекарственных средств.

Распространено ошибочное мнение о различных терапевтических свойствах и безопасности оригинальных препаратов и дженериков.

В государствах СНГ наибольшие расходы приходятся на оригинальные (патентованные) препараты. Производители и держатели патентов стремятся сохранить монополию, придумывая новые способы продления патента за счет расширения  показаний к применению патентованного препарата.

На рынках СНГ дженерики не составляют должной конкуренции оригинальным препаратам, а конкурируют между собой, чем вызывают повышение цен на медикаменты.

В то же время, как показывает мировая практика, дженерики представляют большую часть рынка лекарственных средств в любой развитой стране мира.

Ликвидация указанных диспропорций приведет к снижению цен на лекарственные препараты в государствах Содружества.

Серьезной проблемой является использование национальными производителями лекарственных средств устаревших технологий. Большинство государств – участников СНГ пока не присоединились к международным правилам производства лекарств (GMP), отсюда манипуляции критериями качества продукции со стороны недобросовестных производителей, разного уровня затрат на производство медикаментов производителей, использующих или не использующих GMP, неконкурентоспособность большей части отечественных производителей на мировых рынках. Большая доля лекарств, выпущенных в государствах СНГ, может экспортироваться только в развивающиеся страны.

Рассматривая специфику рынка лекарственных препаратов, следует отметить, что формирование спроса не осуществляют конечные потребители этого продукта, хотя лекарства непосредственно влияют на жизнь и здоровье людей. Формируют спрос на медикаменты врачи и фармацевты, и их выбор в процессе выписки рецептов или составления заявки на закупку лекарственных средств за счет бюджета иногда связан напрямую с маркетинговой активностью как фирм-производителей, так и дистрибьюторов и не всегда бывает оптимальным как для бюджета, так и для конкретных потребителей.

Налицо ущемление прав пациентов, которым навязывают дорогие медикаменты, потери бюджета и создание барьеров для выхода на отечественный рынок препаратов собственного производства. К сожалению, описанные коллизии остаются не до конца урегулированными, прежде всего, с правовой точки зрения, а некорректное взаимодействие врачей и фармацевтического бизнеса имеет место.

Как отмечено в Докладе, в Содружестве укрепляются позиции иностранных фармацевтических компаний на фоне продолжительного спада производства в большинстве государств СНГ. В натуральном выражении собственные лекарственные препараты могут занимать почти половину рынка в отдельных государствах, но в стоимостном выражении доля импортных медикаментов значительно преобладает.

Отечественные производители проигрывают на наших рынках не только крупнейшим транснациональным фармацевтическим корпорациям, тратящим миллиарды долларов на разработку новейших инновационных препаратов, но и производителям дженериков и субстанций из Индии и Китая.

В то же время в Докладе прослежена тенденция  локализации крупными инофирмами конечных стадий производства медикаментов в государствах СНГ и создания совместных производств, что следует трактовать как политику получения доступа к госзаказам и использования всех преференций национального производителя.

Во всем мире ситуация на рынке лекарственных препаратов регулируется государствами. Хотя степень государственного контроля различна, цель его одна – обеспечение населения и лечебных учреждений качественными и доступными медикаментами в достаточном количестве. По мнению авторов Доклада, одной из характерных черт фармацевтического рынка СНГ является большая доля участия государства и бюджетное субсидирование значительной части расходов населения на лекарства. А сложности развития конкуренции на фармацевтическом рынке можно объяснить не всегда эффективным государственным регулированием рынка лекарств и участием государственных структур на рынке.

Так государственное регулирование цен на лекарства, несомненно, сдерживает рост цен, но приводит в ряде случаев к исчезновению из аптечной сети дешевых медикаментов, а следовательно, к росту затрат на лекарства для населения. Из-за низкой емкости рынка ряд международных фармацевтических компаний отказываются осуществлять поставки дорогостоящих инновационных медикаментов в государства – участники СНГ, что снижает доступность лекарственной помощи населению.

Проведенное в 2013 году сравнительное исследование цен на лекарства выявило, что цены в аптеках стран ЕС и БРИКС в целом ниже цен в государствах – участниках СНГ.

Дополнительными факторами, отрицательно влияющими на рынок лекарственных средств, являются: несовершенная процедура регистрации лекарственных средств и выдача патентов на фармпродукцию; ослабление надзора за производством и обращением лекарственных средств; эксклюзивные соглашения транснациональных компаний и дистрибьюторов на поставку лекарств; монополии и создание вертикальных структур от производителя (или импортера) до аптек; незаконное использование биологически активных добавок как лекарств.

Были проанализированы проблемы развития конкуренции на товарных рынках лекарственных средств государств – участников СНГ и подготовлены предложения по улучшению ситуации, в частности по следующим вопросам:

регистрация лекарственных средств;

лицензирование фармацевтической деятельности;

гармонизация национального законодательства и стандартов производства и оборота лекарственных средств;

поддержка отечественных производителей лекарств;

контроль качества лекарственных средств;

подходы к определению взаимозаменяемости лекарственных средств;

национальные перечни и реестры лекарственных средств, имеющих жизненно важное значение;

государственные закупки лекарственных средств;

ценообразование на лекарственные средства и государственное регулирование цен;

осуществление гармонизации фармацевтических рынков государств – участников СНГ путем выработки единых требований к контролю качества лекарственных средств;

создание единой базы данных о ценах на лекарства в государствах Содружества и других странах для формирования оптимальных цен контрактов в рамках государственного регулирования.

Главы правительств одобрили Доклад «О состоянии конкуренции на товарных рынках лекарственных средств государств – участников СНГ». В Решении по этому вопросу было рекомендовано правительствам государств – участников СНГ для развития рынка лекарственных средств учитывать выводы и предложения, содержащиеся в Докладе, обратив особое внимание на формирование необходимых регуляторных правил и решение проблемы взаимозаменяемости лекарственных средств.

Межгосударственному совету по антимонопольной политике совместно с национальными антимонопольными органами и заинтересованными ведомствами государств – участников СНГ предлагается продолжить работу по развитию рынка лекарственных средств на основе конкуренции и повышения эффективности его насыщенности лекарственными препаратами.

 

Департамент экономического сотрудничества,
информационно-аналитический департамент
Исполнительного комитета СНГ


Теги: Аналитика