Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

В канун Нового года в Исполкоме СНГ состоялось выступление народного театра «Батлейка»

В канун Нового года в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств состоялось выступление народного театра «Батлейка» под руководством заместителя директора Мирского государственного художественного профессионально-технического колледжа К.Л.Петримана.

Вниманию коллектива Исполкома СНГ и руководителей диппредставительств стран Содружества юные артисты представили старинную калядную интермедию «Царь Ирод».

Батлейка – древнейший из видов белорусского искусства, народный кукольный театр. В батлеечной культуре особым образом отражены и менталитет белорусской нации, и история народов, издревле населявших земли былых Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского.

 

Департамент гуманитарного сотрудничества,
общеполитических и социальных проблем
Исполнительного комитета СНГ

 


 

 


 

Высокое народное ремесло – белорусская батлейка

Что же такое батлейка? Что за слово такое, непривычное уху? Просто кукольный театр?

Что я знала о батлейке после 25 лет жизни в Беларуси? Первое: это кафе в Минске, рядом с кинотеатром «Октябрь». Второе: это просто кукольный театр. Вот и всё. Так бы и пребывала я в информационной дремучести, если бы не встреча с энтузиастами батлеечного дела.

С таким человеком – Константином Леонардовичем Петриманом - я познакомилась в октябре 2014 года в усадьбе М.-К. Огинского «Залесье» в Сморгонском районе Гродненской области на круглом столе«Роль местной истории, культуры и самобытности батлеечного искусства в развитии сельских территорий».

Петриман выступал первым, показывал презентацию, рассказывал о батлейке и даже пел. Говорил он так просто, доступно, увлекательно и увлечённо, что я его сразу запомнила и сразу прониклась интересом к такому явлению в белорусской культуре как «батлейка».

Оказалось, что это НЕ кафе и НЕ кукольное представление, а древнейший из видов белорусского искусства! Народный религиозно-мистерийный кукольный театр, который ещё называют вертеп, батлеемка, остмейка жлоб, шопка.

Когда в светлый праздник Рождества Христова батлеечник возил на «каламацы» из вёски в вёску на Коляды сияющую звезду и ящик с куклами, он и не догадывался, что сопровождал, ни больше-ни меньше, как средневековую модель мира с его христианско-языческим восприятием, трагикомической оценкой жизни, каноническими сюжетами из Ветхого и Нового Заветов, которые были переработаны народом и приспособлены к коллизиям быта. Говоря серьёзно, «смотреть батлейку» - это уникальная самобытная традиция белорусов и относиться к этому надо как к историко-культурному явлению народного творчества.

В батлеечной культуре по-своему сконцентрировались, и менталитет белорусской нации, и история народов, искони населявших земли былого Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского.

Принято считать, что театры батлеечного типа появились в Европе в XV веке благодаря духовным отцам батлейки - монахам-иезуитам. Именно западные монахи придумали инсценировать церковные обряды для продвижения христианских учений и привлечения народа «да касцёла».

Архитектурный принцип изготовления батлейки прост – чаще всего это двухстворчатый шкаф из фанеры и деревянных реек в виде домика или церквис куполом и крестом. Створки шкафа раскрываются, как ставни, демонстрируя горизонтальные ярусы-сцены с прорезями для ведения кукол.

Ярусов в батлейке всегда два и каждый имеет свой особый смысл.

Первый (верхний) ярус – «небо» - символизирует Иисуса. Здесь показывались представления на библейские сюжеты, часто связанные с Рождеством

Второй (нижний) ярус - «земля» - оформляется как дворец царя Ирода. Здесь демонстрировались бытовые сцены.

Оформлению батлейки придавалось большое значение – украшали тканью, цветной бумагой, вышивкой, резьбой, геометрическими фигурками из тонких реечек или соломы. Всё здесь было сделано со всей наивностью и мастерством белорусского ремесленника.

Убранство верхнего яруса было богатым с элементами церковной атрибутики. На задних стенках размещались иконы, кресты и композиции библейской тематики. Потолок был усыпан звездами из цветного стекла. В центре находилась высокая, обклеенная золотой бумагой, арка, в глубине которой был алтарь; здесь же находилась ниша, где помещались ясли с младенцем Иисусом. По бокам были две меньшие арки, которые служили для входа и выхода кукол.

Святое Семейство часто бывало одето в традиционное платье белорусских крестьян, царь Ирод выезжал на городских дрожках — фурманках, а весь Вифлеем становился похожим на маленькое белорусское местечко.

Нижний ярус выглядел скромнее, чем первый. Трон царя Ирода в центре тоже обклеивали золотой бумагой, но до роскоши «небесного» яруса ему было далеко! Также на этом ярусе иногда помещали голову дьявола над символическим входом в «ад».

Батлейка для белоруса была своеобразным телевизором, «живой газетой», из которых можно было узнать и увидеть местные новости и сплетни. В будни, и в праздники «программы» народного театра регулярно «выходили в эфир». Классическое батлеечное представление шло в двух частях: сначала показывался библейский сюжет («Царь Ирод»), а затем – бытовые сценки, часто на местном материале.

В батлеечных интермедиях люди не только узнавали себя, своих родных и соседей, но и местных панов, докторов-шарлатанов, лентяев-пьяниц или хитрых торговцев. Кукольные персонажи плясали, дрались, произносили монологи, рассказывали анекдоты, целовались, торговали, обманывали друг друга, объедались и даже...лечились.

Сюжет старинной интермедии «Можем вас научить, как панские болезни лечить» как раз об этом. Приходит как-то молодая панночка к доктору и давай на жизнь свою да здоровье жаловаться. Мол, и тут у нее болит, и там ломит. Врачеватель послушал о панских страданиях и советует: голова болит — надо ее наголо обрить, зубки — в рот еловых шишек наложить, похудела — веником из шалфея 5 раз по шее. Оценила паненка такие рецепты, подумала и призналась, что все хвори вдруг отступили и в доказательство своего исцеления бросилась с доктором польку отплясывать.

Батлеечное действо всегда начинал хор – под звучание народных инструментов (скрипка, цимбалы, дудка, бубен, гармонь) он исполнял «канты», что придавало спектаклям особый колорит!

Подобные небольшие музыкально-хоровые ансамбли зачастую полностью состояли только из членов одной семьи.Кто-то из них был кукловодом, остальные – певчими. Актеры-самородки были одновременно и режиссерами, и постановщиками, и музыкантами. В таких семьях батлеечные песни передавались из рода в род и держались в секрете от другого гурта батлеечников

Белорусская батлейка конца XIX-начала XX вв. была одновременно и своеобразным семейным театром и наследственным семейным бизнесом.

Существовали целые династии актёров-батлеечников - братья А. и М. Моничи из деревни КрасноеНовогрудского уезда, семья Матвея Барашки изместечка Мир, батлеечники и музыканты братья Силки из Мира.

Начало неспокойного ХХ века стало испытанием для народного религиозно-мистерийного кукольного театра. Первая Мировая война, революции, разрушительные войны и кризисы, триумфальное шествие Советской власти, выполнение глобальных задач по строительству нового общества для тех, «кто был ничем», привели к тому, что искусство батлейки пришло в упадок.

Несмотря на военные катаклизмы, во время Первой мировой войны в 1915 году в Минске кукольные спектакли собирали аншлаги. Для поднятия боевого духа нон-стоп было показано более 90 представлений!

В 1923 году потомок батлейщика Матвея Барашко писатель Илларион Барашко[1] устроил батлеечный спектакль в Москве на Всероссийской сельскохозяйственной кустарно-промышленной выставке и даже был награжден Почётным дипломом. К сожалению, этот показ оказался и праздничным и одновременно печально-прощальным.

Батлейка была делом не только интересным, радостным и комедийным, но и небезопасным, учитывая социально актуальную, даже в некотором роде, политическую направленность некоторых представлений, за которые можно было «загреметь» и в Карелию, на лесозаготовки.

Действительно, бесцензурное импровизационное представление батлейки не могло не раздражать власть и «компетентные органы».Кроме того, настораживал ещё и тот факт, что за батлеечниками и их представлениями трудно проследить, навязать политически правильный репертуар и втиснуть народное искусство в тесные рамки советской идеологии.

Постепенно батлеечное искусство, сойдя на нет, прекращает свою массовую жизнь, отдает зрелищную эстафету профессиональным театрам и перестает существовать как народная забава. Лишь отдельные театральные труппы иногда путешествовали по Беларуси. Последний батлеечный показ состоялся в начале 1960-х годов вд.Белевичи Слуцкого района.

Батлейку погубило время, но она возродилась, как птица Феникс — из пепла. Иначе и быть не могло! Батлейка - это целый пласт культуры! За довольно долгую историю своего развития она оказала влияние на формирование традиционного кукольного театра, а также на белорусскую культуру и драматургию. Традиции батлеечного театра не были забыты, они используются и сегодня в профессиональном сценическом и декоративно-прикладном искусстве, в постановках кукольных театров.

В Минске есть мемориальное свидетельство народного театрального искусства. В Сендайском сквере, с обратной стороны Белорусского государственного академического музыкального театра можно увидеть декоративную скульптурную композицию «Батлейка» Леонида Зильбера, которая была установлена в 1981 году и до сих пор является украшением города. Перед нами — отлитые из бронзы персонажи балаганного ярмарочного театра кукол, выполненные в народной гротесковой манере – Чёрт, Умный мужик, Антон с козой и Антонихой.

В 1980-е годы в Сморгони в здании костёла Святого Михаила Архангела планировали даже открыть музей батлейки и скоморошества, был собран огромный материал для будущей экспозиции, но в 1990-е храм предали католической общине. Однако, задумка-то осталась! И кто знает, может быть через пару лет в Беларуси будет и музей батлейки с театральным залом!?

В середине 1980-х годов в Молодечно стараниями энтузиастов был образован областной театр кукол «Батлейка», который с самого начала ориентировался на старинные традиции белорусской культуры, на христианскую духовность.

Батлеечное искусство обрело новую жизнь во все большем количестве новых батлеечных театров, каждый из которых имеет свою особенность. Есть батлейка в Лидском центре ремёсел, в котором ставят самые разные спектакли – и «Царя Ирода», и «про Радзивиллов», и современную пьесу «Курочка и колосок». Есть и в деревне Залесье Сморгонского района.

В годы перестройки традиции старинного театрального искусства были возрождены Евгенией Лис и Александром Лосем в деревне Зарудичи Сморгонского района. Они объездили со спектаклями всю Беларусь, Францию, Польшу, Литву, Эстонию.

 

«Батлейка» из Мирского государственного профессионально-технического колледжа

С 1989 года батлейку играют и в УО «Мирский государственный профессионально-технический колледж». В этот год художник-энтузиаст Галина Петровна Жаровина, её коллеги-единомышленники - преподаватели и учащиеся создали, вернее – воссоздаликукольный театр батлейку – изумительное явление европейской культуры со своей многовековой историей.Цели были самые благородные и возвышенные - возродить традиций народных театральных представлений Беларуси.

Впрочем, батлейка и есть высокое народное ремесло и кому, как не мирским подмастерьям, приумножать традиции кукольного театра?Тем более, что для самих учащихся колледжа батлейка - это и творчество, и учеба одновременно. Недаром, батлейку называют последней твердыней единого истинного, потерянного, а теперь восстанавливаемого, синтеза ремёсел. Мирская "Батлейка" - это есть синтез исконных ремёсел. Это архитектура и резьба, скульптура и живопись, это труд портного и работа актёра, музыканта, поэта.

Живая традиция батлейки, как истинно народного творчества, могла прижиться только в атмосфере сохранения и поклонения народным ремеслам. Поэтому театр-студия так органично вписался в художественно-творческую жизнь колледжа и носит звание «народный образцовый любительский кукольный театр «Батлейка».

Первым спектаклем коллектива стала интермедия "Царь Ирод". Это традиционное представление дало жизнь мирскойбатлейке на многие годы.

Участники театрального коллектива выезжали в экспедиции, собирали сведения о традициях белорусской батлейки, об известных мирских батлеечниках, реставрировали и создавали точные копии батлеек и батлеечных кукол. В каждом из этих спектаклей главной темой проходит связь между подмастерьем и мастерами прошлых веков.

Изучая историю Мира и региона, батлеечники собрали много сведений о бывших владельцах Мирской земли - роде Радзивиллов. Эта работа была воплощена в цикле спектаклей под общим названием "Радзивиллиада". Репертуар этого цикла составили интермедии "Мечта", "Миракль об Уршуле", "Волшебный источник", "От Рима до Мира", "Песня", "Итальянский сад" и другие.

В интермедиях "Мечта" и "Песня" непосредственными персонажами являются сами учащиеся колледжа, которые попадают в волшебный мир Мирского замка и встречаются с его знаменитыми правителями - Радзивиллами.

Интермедии "Миракль об Уршуле", "Волшебный источник", "От Мира до Рима", "Итальянский сад" открывают нам дверь в то время, когда Мирская земля начинала обогащаться чудесами ремёсел. Это мир настоящего искусства. Мир, где властвует дух настоящего творчества и благородства. Спектакль "Итальянский сад" - словно гимн человеку-творцу, его стремлениям превратить обычный мир в страну-сад, сад самых светлых мечтаний и грёз.

Театр-студия "Батлейка" является постоянным участником самых различных праздников и фестивалей. За годы плодотворной работы, где только не участвовала мирскаябатлейка, куда только не выезжала! Кореличи, Несвиж, Минск, Вильнюс, Минск… Выставки, международные фестивали, фольклорные праздники…

В разные годы мирскойбатлейкой руководители замечательные, талантливые, влюблённые в своё дело люди, энтузиасты, исследователи феномена белорусской батлейки. Это Галина Петровна Жаровина, Анна Альбертовна Выгонная. Сейчас батлейкой колледжа руководит заместитель директора по воспитательной работе Мирского государственного художественного профессионально-технического колледжа Константин Леонардович Петриман.

Спрашиваю у Константина Леонардовича: «Кто играет в вашем театре?»

«В основном, хулиганы! - не моргнув глазом отвечает Петриман. – Меня это не пугает. А вы знаете, как замечательно они играют!! Что вытворяют!!? Какие артисты!! Как выкладываются! Какие образы создают!!»

Здесь с Петриманом нельзя не согласиться. Ведь ещё легендарный кинорежиссёр и педагог Сергей АполлинарьевичГерасимовсчитал, что из пай-мальчиков, как правило, получаются плохие актеры. Для этой профессии нужен характер, темперамент и харизма, те самые качества, которыми зачастую обладают не очень удобные, с точки зрения педагогики, ребята.

Всё тот же Герасимов, приходя на занятия, часто начинал с того, что спрашивал: «Так, куда мне сегодня ехать – в милицию или вытрезвитель? Кого мне сегодня вытаскивать?» И, тем не менее, всвою мастерскую Сергей Герасимов и Тамара Макарова брали учиться только очень способных студентов.

Задача педагога – буйный темперамент ученика повернуть в созидательное русло, найти ему дело, которое бы захватило его целиком. Таким делом для многих учащихся Мирского колледжа стала батлейка.Некоторые юные артисты мирского батлеечного театра, покинувшие колледж в силу ряда причин и обучаясь уже в других учебных заведениях, пишут в своих письмах: «Здесь так плохо – здесь нет батлейки!»

Батлейка помогает почувствовать себя личностью. Здесь можно увидеть всё и всех, и поплакать, и посмеяться вместе с куклами, негодовать или радоваться вместе с батлеечником, который уже сам по себе настоящий Театр, Артист, Личность. Это пружина представления, его основа, ядро! От его таланта зависит успех представления. Во многом каждый спектакль – это настоящая импровизация. Актёр должен уметь передать движение, эмоции, характер персонажа. Батлеечник играет свой моноспектакль, как актер комедии импровизации. В зависимости от состава публики актёр может менять сцены, тексты, на ходу придумывать новые шутки, мизансцены... В батлейке кукольник и комик, и трагик, и скоморох. Он балагурит со зрителями, с ангелами, царем Иродом и даже самой Смертью, подпевает традиционному батлеечному хору «троистой музыки» (бубен, цимбалы, скрипка),может выступать соло, рассказывать анекдоты, петь, плясать… ну и, конечно же, мастерски водить кукол.Однако, научиться управлять куклами просто, но если батлейщик не чувствует душу своих персонажей и не проживает с ними пусть и небольшую, но жизнь, то батлейка превращается в простое кривляние и ёрничанье.

Константин Леонардович говорит, что показывать батлейку приятно и радостно, если есть зритель! Батлейка – дело коллективное. Здесь актёры все – и батлеечники, и зрители, и даже случайные люди со стороны, которые случайно засмотрелись и не заметили сами, как стали участниками действа. Это и подтвердило одно из недавних выступлений театра в Президентской библиотеке Республики Беларусь. После спектакля «Царь Ирод» счастливы были и исполнители и зрители, многие из которых видели батлеечное представление впервые. Артистов долго не отпускали, подходили – благодарили, с восторгом рассматривали кукол, расспрашивали об истории создания спектакля, фотографировались на память. И Константин Леонардович тоже не скрывал своих эмоций: «Прекрасные и душевные люди! Играть было просто в удовольствие, когда глаза зрителей лучились радостью! Это был один из самых лучших выездов «Батлейки», и мы надеемся, что не последний! Поклон от всех батлеечников милым и добрым хранителям нашей культуры!»

Мирские батлеечники часто выезжают на гастроли, но не забывают и мирских жителей. В горячие колядные дни (с 25 декабря по 19 января) батлейка «ходит по хатам» и там всё проходит в самых лучших традициях старой доброй батлейки.

Поскольку это камерное представление, то места много не надо. Батлейкуможно поставить на стол, или разместить где-нибудь в уголке. Зажигаются свечи, музыканты начинают играть, звучат канты, кукловоды достают кукол и размещают их в батлейке. Всё готово. Спектакль начинается...

После представления артистов одаривают всевозможными «прысмакамi» – колбасами, картошкой, пирогами. Хорошее дополнение к рациону вечно голодного растущего организма юного кукольника! Однако, самая большая награда это не колядные дары, а слова бабушки, которая после представления подходит и говорит: «Спасибо, детки! Я такое давно, ещё в детстве видела. Думала так і помру - не увижу больше. А ещё придёте?»

Новая жизнь батлейки

Не смотря на солидный исторический возраст батлейка не стала артефактом, архаикой и «мёртвым» искусством! Наоборот! Интерес к ней сейчас огромен. Она замечательна именно своей, сохранившейся на протяжении более 400 лет, аутентичностью. Живая история говорит со своим зрителем простым и понятным народным языком батлейки.

О модернизации батлейки ведутся жаркие споры – о том, что нельзя забывать об евангельских сюжетах и религиозной составляющей батлейки, а иначе это уже НЕ батлейка; и о том, что кукольный спектакль «Красная Шапочка» - это НЕ батлейка; и о том, что музыку можно «пускать» в записи, но злоупотреблять этим нельзя, потому что ЭТО уже не батлейка. Можно её даже распечатать и на 3D-принтере… Однако это не станет батлейкой.

Ну а что же дальше? Чем станет батлейка в будущем? Страницей в истории белорусского театра?

Перспективы у батлейки есть! Здесь и организация и проведение выставок-экспозиций батлеечной куклы, фестивалей кукольников, мастер-классов по изготовлению батлеечных кукол, и трансграничное сотрудничество, и придание батлейки статуса аутентичного белорусского сувенира, который можно просто дарить – друзьям, родным, близким, иностранным гостям. Батлейка может быть и туруслугой и турпродуктом.

Игрой в батлейку можно и нужно заинтересовывать детей! Для них – это своеобразное открытие в их цифровом мире айфонов и айпадов! Магия батлейки такова, что в это действо втягиваешься поневоле. Потому что там всё живое – музыка, канты (песни), уникальные народные инструменты (жалейка, колёсная лира, цимбылы), общение с публикой напрямую! Абсолютный интерактив! Для этого совсем не обязательно идти в театр, в музей или в монастырь. Батлейку можно сделать дома своими руками. Для семейного представления «при свечах» она может быть небольшой, а куклы совсем маленькими и плоскими, из бумаги.

Нравоучительные, смешные, трогательные и возвышенные истории белорусской батлейки уже четыре века, не ведая устали, рассказывают детям и взрослым об удивительных событиях, волнующих и по сей день человеческую душу: о жизни и смерти, о любви и ненависти, о дружбе и предательстве. Язык батлейки прост и глубок, она не читает моралей, не проповедует истину – она живет. Ведь именно она, жизнь, учит маленьких и взрослых видеть мир таким, как он есть, во всем его многообразии.

Задача современников – сохранять и развивать это замечательное дело, чтобы батлейка стала по-настоящему белорусским национальным узнаваемым брендом наравне с белыми аистами, драниками, слуцкими поясами, «Беларусьфильмом», Брестской крепостью, Беловежской Пущей, МАЗом, БЕЛАЗом и «Песнярами»!

 

Татьяна Лычагина


[1]Илларион (Иллари) Матвеевич Барашко(1905 —1968) — белорусский советский писатель, кинодраматург, переводчик. В 1924 году — секретарь Центра архива при ЦИК Белоруссии. Был секретарëм парторганизации Комитета по делам искусств СССР. После войны работал в Министерстве культуры СССР, Министерстве культуры РСФСР. Директор-распорядитель музея подарков И.В. Сталину и один из организаторов «Объединённой выставки подарков И.В. Сталину» в декабре 1949 года. Автор романа «На беразе Волгi», сборников «В пространстве», «Близкие дали», сказок и рассказов для детей, сценариев художественных фильмов «Георгий Скорина», «Днепр в огне» (1937), ряда документальных кинолент. Перевëл с белорусского языка ряд драматургических произведений, в частности, пьесу А.И. Мовзона «Константин Заслонов».