Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Главы МИДов России и Молдовы провели переговоры в Москве

Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с заместителем Премьер-министра, Министром иностранных дел и европейской интеграции Республики Молдова А.Галбуром, Москва, 4 апреля 2016 года

Уважаемые дамы и господа,

Мы с Министром иностранных дел и европейской интеграции Республики Молдова А.Галбуром провели предметные и откровенные переговоры. У нас есть общее понимание, что текущее положение дел в российско-молдавских отношениях не может вызывать удовлетворения. Сегодня мы услышали наших партнеров, которые подчеркнули, что новое Правительство Республики Молдова заинтересовано в развитии сотрудничества с Российской Федерацией. Мы приветствовали такой настрой. Подтвердили готовность совместно искать решения накопившихся вопросов на прочной основе положения Договора о дружбе и сотрудничестве 2001 г. между нашими странами.

Обсудили ситуацию в сфере торгово-экономических и инвестиционных связей, а также ситуацию, которая сложилась после подписания Молдовой в 2014 г. Соглашения об ассоциации и о зоне свободной торговли с Евросоюзом. Его вступление в силу, конечно, оказало влияние на весь комплекс наших хозяйственных связей. В прошлом году по разным причинам, в том числе и по этой, товарооборот сократился более чем на треть. В рамках подготовки к очередному заседанию Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству мы договорились обеспечить интенсивный поиск развязок имеющихся проблем. Мы надеемся организовать в текущем году заседание Межправительственной комиссии, которая долго не собиралась. Наши соответствующие ведомства будут на это нацелены.  

Говорили мы, конечно, и о культурно-гуманитарной составляющей наших отношений, в которой заинтересованы граждане наших стран, учитывая исторические, культурные и духовные связи наших народов. Условились ускорить согласование Межправительственной программы гуманитарного сотрудничества на очередной трехлетний период, которая будет помогать наращиванию контактов между людьми, углублению сотрудничества в образовательной и информационной областях. Услышали мы подтверждение, за что признательны, готовности и намерений руководства Республики Молдова продолжать  поддерживать русский язык в своей стране.

Обсудили отдельные аспекты, связанные с реализацией на практике имеющихся договоренностей о безвизовом режиме между нашими странами. В том числе, рассмотрели возникавшие проблемные ситуации, связанные с правами российских журналистов и с деятельностью в Республике Молдова русскоязычных СМИ.

Договорились – я считаю эта очень важной темой – сделать так, чтобы Соглашение о взаимном признании документов об образовании, которое было подписано в 2003 г., начало работать в полную силу. Пока этого не происходит. Здесь у нас обоюдная заинтересованность в том, чтобы эту ситуацию изменить.

Еще одно важное решение, которое мы сегодня приняли – придать  дополнительный импульс переговорам по пакету соглашений в миграционной сфере, который призван обеспечить наведение порядка в этой области, защиту прав молдаван, работающих на российской территории, а также соответствие наших отношений в этой сфере общепринятым нормам.   

Мы говорили о приднестровском урегулировании. Россия готова продолжать выполнение своих функций посредника в переговорах и гаранта достигаемых договоренностей. Мы заинтересованы, чтобы нынешний этап недоверия  между Кишиневом и Тирасполем был преодолен, и чтобы все мы постарались выйти на решения, отвечающие интересам всеобъемлющего и жизнеспособного урегулирования этой ситуации.

У нас общее видение роли формата «5+2» как единственного и общепризнанного формата, в рамках которого должен проходить переговорный процесс. Мы согласны с тем, чтобы на основе тактики малых, но конкретных шагов постепенно восстанавливать жизнеспособность этого механизма и переходить от решения простых вопросов к сложным, в том числе определения окончательного статуса Приднестровья в рамках единой, неделимой и нейтральной Молдовы.      

У нас немало общего в том, что касается международных проблем и сотрудничества. Мы взаимодействуем в СНГ и ценим приверженность Молдовы этому формату. Сотрудничаем мы в ООН, ОБСЕ. У нас также есть общий интерес в том, чтобы обмениваться мнениями относительно связей, которые наши страны развивают с Евросоюзом, НАТО. На эту тему мы тоже поддерживаем регулярный диалог. Нашему сотрудничеству по всем этим вопросам будет способствовать План консультаций, который мы сегодня подписали, определяющий тематику наших контактов на уровне внешнеполитических ведомств.      

В целом, мне кажется, переговоры показали наличие взаимной заинтересованности, чтобы преодолевать нынешнее, не самое удовлетворительное состояние наших двусторонних отношений и готовить почву для возвращения к более активным действиям в торгово-экономической, гуманитарной, внешнеполитической сферах, а также для реализации совместных проектов, которые будут отвечать интересам наших стран и народов.   

Вопрос (адресован А.Г.Галбуру): Какой Вам представляется ситуация в Приднестровье в общем? Видит ли Кишинев необходимость принятия со своей стороны ряда особенных мер по предотвращению возобновления эскалации замороженного конфликта?

С.В.Лавров (добавляет после А.Г.Галбура): Могу только подтвердить сказанное моим коллегой А.Г.Галбуром. Убеждены, что формат «пять плюс два» должен оставаться главным механизмом урегулирования и что все договоренности, которые были до сих пор приняты на коллективной основе, должны соблюдаться и к их выполнению нужно возвращаться.

Сегодня мы обсуждали ряд мер, которые не должны тормозить наши общие усилия. Односторонние шаги, которые предпринимались до сих пор, этому делу не помогают. Есть известная тема об уголовных делах в отношении политических руководителей Приднестровья, что, конечно, не добавляет перспективы возобновления переговоров по самым главным вопросам. Имеются договоренности, достигнутые между Республикой Молдова и Украиной, в отношении мер контроля за деятельностью Приднестровья, за передвижением его граждан. Эти меры были введены в одностороннем порядке в противоречии с Меморандумом 1997 г. о внешнеэкономической деятельности Приднестровья.

Нам было немного странно, что наши украинские соседи, которые наряду с Россией являются посредником в переговорном процессе и гарантом урегулирования, злоупотребили своим положением, пойдя на шаги, имеющие односторонний характер.

Нашим общим мнением по итогам сегодняшних переговоров является необходимость восстановления доверия. Здесь требуется тактика конкретных шагов по принципу «от малого к большему». Я убежден, что общая атмосфера должна оздоравливаться. Мы нацелены на то, чтобы помогать решать практические вопросы, которые в конечном итоге должны решаться Кишиневом и Тирасполем. Сегодня от моего коллеги я услышал готовность нынешнего Правительства Молдавии этим заниматься.

Убежден, что нужно уважать роль миротворческой операции, которая является одной из наиболее успешных, потому что никаких эксцессов и столкновений с момента ее утверждения «на земле» не происходило. Весь процесс политического урегулирования, когда он начнется (для чего нужно установить доверие и сделать конкретные шаги по разрядке напряженности «на земле»), является нашим общим делом. Именно на это будет нацелена работа формата «пять плюс два», по крайней мере наше участие в этом формате, а также активность миротворческой операции и наша собственная роль в обеспечении безопасности складов вооружений, оставшихся с советских времен, вывод которых с территории Республики Молдова был, к сожалению, приостановлен в 2003 г., когда был сорван процесс политических договоренностей.

У нас достаточно серьезный груз прежних проблем и ошибок. Мне кажется, что сегодня все мы можем сделать правильные выводы из этого опыта и сделать так, чтобы мы пошли по пути урегулирования, а не нагромождения все новых сложностей. Для этого нужна добрая воля самих сторон, посредников и гарантов в лице России и Украины и наблюдателей в лице США, ЕС и ОБСЕ.

 

Источник: Министерство иностранных дел Российской Федерации