Студенческая мобильность – только в мечтах

17 января 2017 года

Студенческая мобильность – только в мечтах

Образовательное пространство СНГ пока еще сильно фрагментировано

Об авторе: Гульнара Амангельдиновна Краснова – доктор философских наук, ведущий научный сотрудник, профессор РАНХиГС; Елена Анатольевна Полушкина – заместитель директора Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС.

Россия с 1 января 2017 года председательствует в СНГ. В этой связи президентом Владимиром Путиным утверждены Концепция председательства Российской Федерации в СНГ в 2017 году и План мероприятий по ее реализации по различным направлениям. Там в том числе прописаны и восемь мероприятий в образовательной сфере, в основном конгрессно-выставочного характера. Что осталось за кадром? И в чем действительно нуждаются интеграционные процессы в СНГ в образовании?

На наш взгляд, необходимо прежде всего обновление (переподписание) Соглашения государств – участников СНГ о взаимном признании документов о высшем/высшем профессиональном образовании от 31 мая 2013 года. Действующее соглашение фактически устарело и не отражает (и даже противоречит в отдельных случаях) национальным законодательствам стран СНГ в области образования. Как следствие, возникают проблемы с признанием документов об образовании при приеме на обучение на следующий уровень образования. А это, в свою очередь, тормозит развитие академической мобильности между странами Содружества.

К тому же до настоящего времени к Соглашению не присоединилась Республика Узбекистан. Как следствие, ее граждане вынуждены проходить дополнительные процедуры по признанию документов об образовании, что влечет финансовые и временные затраты.

Интеграционным процессам мог бы способствовать региональный образовательный рейтинг вузов СНГ. Надо сказать, что в 2013 году «Интерфакс» по заказу Минобрнауки РФ провела макрорегиональный рейтинг вузов стран СНГ, Грузии, Латвии, Литвы и Эстонии. Его целями, по замыслу организаторов, было придать новый импульс развитию научно-образовательных систем стран, принявших участие в рейтинге. Данные о вузах заимствовались из открытых источников информации, а также запрашивались у вузов, изъявивших желание участвовать в рейтинге в соответствии с разработанной анкетой.

К сожалению, макрорегиональный рейтинг вузов стран СНГ был проведен только один раз. О причинах отказа от его дальнейшего проведения ничего не известно. Вместе с тем наличие такого рейтинга на образовательном пространстве СНГ было бы крайне положительным для интеграционных процессов. В 2016 году на пленарном заседании IV съезда учителей и работников образования государств – участников СНГ спикер Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко предложила создать на пространстве СНГ рейтинг вузов стран Содружества, но о реализации этого предложения тоже никакой информации нет.

До настоящего времени в СНГ отсутствуют программы академической мобильности. С 2008 года функционирует Сетевой университет СНГ, но его участниками являются всего 28 вузов, и в течение нескольких лет новые вузы в члены консорциума Сетевого университета не принимаются. Другое ограничение связано с жестко ограниченным числом направлений подготовки (экономика, юриспруденция, международные отношения). Есть ограничение и по уровню образования: только магистерские программы. А численность обучающихся – не более 70 человек в год.

Таким образом, сотрудничество в сфере образования в СНГ продвигается фрагментарно, путем реализации отдельных программ с небольшим числом студентов, в основном за счет двусторонних связей между университетами стран СНГ. Для расширения академической мобильности в СНГ, преодоления существующих ограничений и увеличения количества программ и числа их студентов необходим запуск Программы студенческой мобильности Содружества Независимых Государств по аналогии с программой Европейского союза «Эразмус».

Крайне необходимым для анализа интеграционных процессов в области образования в СНГ было бы включение в число статистических показателей, собираемых и публикуемых Статкомитетом СНГ, показателей по образованию: численность выпускников национальных школ, национальных вузов, студентов по различным уровням обучения своих и из стран СНГ, обучающихся в национальных университетах, квот и стипендий, предоставляемым гражданам СНГ. В настоящее время общей образовательной статистики по странам СНГ фактически нет.

Прошлый 2016 год был весьма знаменательным для СНГ: исполнилось 25 лет со дня создания Содружества Независимых Государств, и 2016-й был объявлен Годом образования в соответствии с решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств. К сожалению, никаких прорывных инициатив в области образовательного сотрудничества не было и никаких значимых для интеграционных процессов событий не произошло. В этой связи председательство России в 2017 году дает еще один шанс придать новый импульс интеграционным процессам в сфере образования стран СНГ.

Традиционно Россия является региональным образовательным центром для граждан стран Содружества. Вместе с тем опросы населения стран Содружества показывают, что ситуация меняется не в лучшую сторону. Ориентация на получение образования в Европе, Азии и США у части абитуриентов уже сформировалась. Этому способствуют активная политика зарубежных стран по привлечению потенциальных абитуриентов из стран Содружества, а также вступление шести стран СНГ в Болонский процесс (Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Молдова, Украина).

В этой связи сохранение позиций российского образования в СНГ потребует значительный усилий всех заинтересованных сторон: российских вузов, министерств и ведомств, политических элит.

 

Источник: Независимая газета


Теги: Председательство в СНГ, Россия, Обзор, Образование