В.Гуминский: Одно из важнейших направлений деятельности СНГ – наблюдение за выборами и референдумами


15 – 16 мая 2017 года в Таврическом дворце Санкт-Петербурга прошла 14-я Европейская конференция органов администрирования выборов на тему «Эффективные избирательные органы и демократические выборы».

Организаторами мероприятия выступили Европейская комиссия за демократию через право Совета Европы (Венецианская комиссия), Межпарламентская Ассамблея государств – участников СНГ и Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.

Участие в конференции приняли руководители органов администрирования выборов, депутаты национальных парламентов, ученые, эксперты более чем из 70 стран мира, в том числе Европы, Азии, Ближнего Востока, Северной и Южной Америки, а также представители различных международных и региональных организаций.

С докладом по вопросам организации наблюдения за выборами на форуме выступил первый заместитель Председателя Исполнительного комитета – Исполнительного секретаря СНГ Виктор Гуминский. Он отметил, что сегодня выборы являются одним из основных инструментов демократии и обеспечения народного представительства в управлении страной. Открытость и демократичность выборов способствуют формированию зрелого гражданского общества. Поэтому одно из важнейших направлений деятельности СНГ – наблюдение за выборами и референдумами, которое активно и продуктивно работает на протяжении почти 16 лет. За это время Исполнительным комитетом была организована работа 91 миссии, которые неоднократно проводили мониторинг избирательных кампаний во всех государствах Содружества.

Виктор Гуминский подчеркнул, что в СНГ наработана хорошая практика международного наблюдения, сложилась собственная методика наблюдения, основанная на солидной научно-правовой базе, разработаны четкие и прозрачные стандарты выборов. Последние, в частности, прописаны в Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества Независимых Государств, которая была принята главами государств СНГ еще в 2002 году. Документ стал правовой основой деятельности Миссии наблюдателей от СНГ и гарантирует равный подход наблюдателей к оценке выборов, а также справедливость и объективность самих оценок.

«Наличие неизменных критериев оценки выборов, закрепленных в Конвенции, позволяет целенаправленно проводить профессиональную подготовку наблюдателей. Ведущую роль в реализации этой функции играет созданный Межпарламентской Ассамблеей СНГ Международный институт мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан», – считает первый зампред Исполкома Содружества.

На основании Конвенции и наработанного практического опыта разработано Положение о Миссии наблюдателей от СНГ.

«При организации своей деятельности Миссия исходит из того, что выборы являются исключительно внутренним делом государства. Мы твердо придерживаемся позиции, что на вынесение политических оценок проведенным выборам у нас просто нет права», – заявил Виктор Гуминский, отметив, что при подготовке итогового документа о результатах наблюдения Миссия очень аккуратно и взвешенно подходит к формулировкам, которые характеризуют выборы. Они предельно ясные и четкие.

Практика наблюдения за выборами показала, что созданный и стабильно работающий институт наблюдателей в Содружестве в состоянии объективно проводить мониторинг избирательного процесса и оценивать результаты выборов.

Виктор Гуминский считает, что за годы независимости в государствах Содружества в результате последовательной модернизации политической, государственной и правовой системы создана отвечающая демократическим требованиям избирательная система. Итоги избирательных кампаний показали, что значительно укрепились демократические принципы в организации выборов. Совершенствуются избирательные законодательства, принимаются меры по его либерализации. Это говорит о процессе дальнейшего демократического развития государств СНГ, которые стремятся к открытости и прозрачности выборов, а самое главное, – хотят обеспечить свободу волеизъявления граждан.

Дальнейшему развитию института мониторинга за выборами, по мнению Виктора Гуминского, будет способствовать выработка единых подходов к оценке избирательной практики на всем пространстве ОБСЕ.

В завершение выступления первый зампред Исполкома Содружества выразил уверенность, что конференция будет способствовать поиску и выработке единых универсальных подходов к оценке избирательных процессов и, как следствие, повышению их демократичности.

 

Пресс-служба Исполнительного комитета СНГ

 

*   *   *

 

ТЕЗИСЫ
выступления первого заместителя Председателя Исполнительного комитета – Исполнительного секретаря СНГ В. А.Гуминского на 14-й Европейской конференции органов администрирования выборов «Эффективные избирательные органы и демократические выборы»

16 мая 2017 года, г. Санкт-Петербург          

 

Уважаемые участники конференции!

Позвольте выразить признательность за приглашение принять участие и выступить на столь представительной  конференции.

Как показала практика, проведение подобных мероприятий себя оправдывает. А присутствие в зале парламентариев, дипломатов, руководителей центральных избирательных комиссий, представителей ряда европейских международных организаций придает конференции формат совместной международной трибуны для открытого диалога.

Уважаемые коллеги!

Сегодня выборы являются одним из основных инструментов демократии и обеспечения народного представительства в управлении страной. Открытость и демократичность выборов способствуют формированию зрелого гражданского общества.

Почти 16 лет наиболее активно и продуктивно работает одно из направлений деятельности СНГ – наблюдение за выборами и референдумами.

За это время Исполнительным комитетом организована работа 91 миссии, которые неоднократно проводили мониторинг избирательных кампаний во всех государствах Содружества. Сегодня наработана хорошая практика международного наблюдения, сложилась собственная методика наблюдения, основанная на солидной научно-правовой базе.

После каждой избирательной кампании представителями ряда международных организаций активизируется риторика о соответствии выборов международным стандартам.

Но давайте честно скажем, что в ОБСЕ не было и нет этих стандартов.

В Содружестве такие стандарты есть. В 2002 году Совет глав государств СНГ принял Конвенцию о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества Независимых Государств, которая стала правовой основой деятельности Миссии наблюдателей от СНГ. Документ гарантирует равный подход наблюдателей к оценке выборов, справедливость и объективность самих оценок.

Более того, наличие неизменных критериев оценки выборов, закрепленных в Конвенции, позволяет целенаправленно проводить профессиональную подготовку наблюдателей. Ведущую роль в реализации этой функции играет созданный МПА СНГ Международный институт мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан.

На основании Конвенции и наработанного практического опыта разработано Положение о Миссии наблюдателей от СНГ, которое фактически является инструкцией для каждого наблюдателя и помогает ему четко следовать установленным Конвенцией критериям при оценке избирательных процедур.

При организации своей деятельности Миссия исходит из того, что выборы являются исключительно внутренним делом государства. Мы твердо придерживаемся позиции, что на вынесение политических оценок проведенным выборам у нас просто нет права.

Выполняя международные обязательства, государства заблаговременно приглашают Миссию для наблюдения за выборами. Это позволяет гласно и открыто по предложению государств формировать оптимальные по своему составу миссии, организовывать полноценный мониторинг выборов и объективно оценивать правоприменительную практику избирательного законодательства.

В ходе долгосрочного наблюдения осуществляется мониторинг этапов избирательной кампании, проводятся встречи с участниками избирательного процесса, изучается деятельность избирательных комиссий.

В день выборов представители Миссии посещают избирательные участки, присутствуют при их открытии, наблюдают за ходом голосования и подсчетом голосов избирателей.

Для подготовки итогового документа по результатам наблюдения формируется Совет координаторов, который на основе материалов долгосрочного и краткосрочного мониторинга готовит заявление.

В состав Совета входят представители государств Содружества, Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ, Парламентского Собрания Союза Беларуси и России.

Коллегиальный подход позволяет вырабатывать объективные заключения о состоявшихся выборах, определять направления дальнейшей необходимой помощи государству в плане демократизации избирательного процесса.

При подготовке итогового документа о результатах наблюдения Миссия очень аккуратно и взвешенно подходит к формулировкам, которые характеризуют выборы. Они предельно ясные и четкие. Мы неоднократно были свидетелями того, когда расплывчатость формулировок отдельных наблюдательных миссий, а также выводы, сделанные на основе не полностью проверенных фактов, служили поводом для усиления противостояния в обществе.

Мы же заинтересованы в консолидации политических сил в странах Содружества и поступательном развитии наших государств как в экономической области, так и в дальнейшей демократизации общественной жизни.

Практика наблюдения за выборами показала, что созданный и стабильно работающий институт наблюдателей в Содружестве в состоянии объективно проводить мониторинг избирательного процесса и оценивать результаты выборов.

Об этом свидетельствует рассмотрение Советом глав государств работы Миссии наблюдателей от СНГ в 2011 году и неоднократное внесение этого вопроса на заседания Совета министров иностранных дел Содружества. Так, президенты стран СНГ, положительно оценив работу Миссии, рекомендовали продолжать совершенствовать ее деятельность, оказывая помощь государствам в проведении свободных и демократических выборов.

Уважаемые участники конференции!

За годы независимости в государствах Содружества в результате последовательной модернизации политической, государственной и правовой системы создана отвечающая демократическим требованиям избирательная система.

Итоги избирательных кампаний показали, что значительно укрепились демократические принципы в организации выборов. Совершенствуются избирательные законодательства, принимаются меры по его либерализации. Это говорит о процессе дальнейшего демократического развития государств СНГ, которые стремятся к открытости и прозрачности выборов, а самое главное, – хотят обеспечить свободу волеизъявления граждан.

Из чего исходила Миссия, давая такие оценки?

1. Демократичность избирательной системы государств Содружества. При проведении выборов соблюдается принцип периодичности и обязательности.

В национальных избирательных законодательствах нашли отражение основные принципы обеспечения избирательных прав и свобод граждан, организации свободных, демократических выборов. Это – их всеобщий характер, равные избирательные права, прямое и тайное голосование, добровольное участие в выборах, гласность их проведения.

2. В каждой стране образована целостная независимая система избирательных комиссий во главе с самостоятельно действующим органом – центральной избирательной комиссией. Причем порядок ее формирования установлен в конституциях государств, а их правовой статус определен в законах о центральных комиссиях.

В основу формирования и деятельности комиссий положен их независимый статус. Основными принципами деятельности комиссий являются законность, коллегиальность, открытость и гласность.

3.  Наши наблюдатели имели доступ к документам, регулирующим избирательный процесс, встречались с руководством предвыборных штабов кандидатов и с избирателями, посещали участковые и окружные избирательные комиссии, получая необходимую информацию. Наблюдатели взаимодействовали с Центральной избирательной комиссией, судебными и правоохранительными органами по вопросам избирательного процесса.

4. В демократическом обществе каждый гражданин должен иметь право и возможность проголосовать. В реализации этого права важную роль играют списки избирателей.

В странах Содружества в установленные законодательством сроки гражданам обеспечена возможность ознакомиться со списком избирателей и проверить полноту и достоверность своих данных.

При этом каждому предоставлялось право обжаловать невключение, неправильное включение в список или исключение из списка, а также допущенные в списке неточности в указании данных о гражданине.

5. В СНГ установлены четкие и понятные правила выдвижения кандидатов, определен перечень документов для регистрации, установлены основания для отказа в регистрации, а также предусмотрена возможность обжалования в суде.

6. Предвыборная агитация проходила в строгом соответствии с избирательным законодательством.

Участникам избирательного процесса были созданы равные условия для ведения предвыборной агитации и обеспечено право выступления в СМИ.

Агитационная кампания, как правило, велась в рамках правового поля и этических норм и в целом освещалась сбалансированно и объективно.

7. В день голосования избирательные комиссии обеспечили защиту и реализацию избирательных прав граждан.

В последние годы заметно стремление государств СНГ внести новации в законодательство о выборах, исключающие возможность различного рода фальсификации. Так, в Азербайджане, Армении, Кыргызстане, России используется система видеонаблюдения за ходом голосования. В Армении, Кыргызстане, России применяются программно-технические средства голосования и подсчета голосов избирателей.

8. Процедура подсчета голосов проходила открыто. Наблюдателям была предоставлена реальная возможность осуществлять наблюдение в условиях, обеспечивающих обозримость данной процедуры.

Все это позволило сделать вывод, что выборы проходили в соответствии с избирательным законодательством и в полной мере соответствовали общепризнанным нормам проведения демократических выборов.

 

Уважаемые коллеги!

В последнее время мы становимся свидетелями, когда слышим от организаторов выборов в странах Содружества озабоченность «двойными стандартами» БДИПЧ ОБСЕ в выборной сфере, отсутствием точных юридических критериев демократических выборов в этой организации, что позволяет вести наблюдения по расплывчатым правилам.

Правила наблюдения должны быть четкие и ясные, одинаковые для всех стран к востоку и западу от Вены. Все это делает настоятельно необходимым выработать единые подходы к оценке избирательной практики на всем пространстве ОБСЕ.

Завершая свое выступление, хочу выразить уверенность, что наша конференция будет способствовать поиску и выработке единых универсальных подходов к оценке избирательных процессов и, как следствие, повышению их демократичности.

Благодарю за внимание.


Теги: Россия, Мероприятия, МПА СНГ, Выборы и референдумы, Миссия СНГ, Заместитель председателя Исполкома СНГ