Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Заявление Миссии наблюдателей от СНГ по результатам наблюдения за подготовкой и проведением выборов Президента Кыргызской Республики, состоявшихся 15 октября 2017 года

ЗАЯВЛЕНИЕ
Миссии наблюдателей от Содружества Независимых Государств по результатам наблюдения за подготовкой и проведением выборов Президента Кыргызской Республики, состоявшихся 15 октября 2017 года

 

Общие положения

По приглашению Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики (далее - Центральная комиссия, ЦИК) Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств (далее - Миссия) осуществляла мониторинг подготовки и проведения выборов Президента Кыргызской Республики (далее - выборы), назначенных Постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 14 июня 2017 года.

Центральная комиссия аккредитовала 192 наблюдателя от СНГ, 20 из которых работали на долгосрочной основе. В состав Миссии вошли представители всех государств-участников Содружества (за исключением Кыргызской Республики и Украины), Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ, Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств.

Миссия приступила к наблюдению за выборами 22 сентября 2017 года. Она выполняла свои функции свободно, независимо, не вмешиваясь в ход избирательного процесса и уважая суверенитет государства.

В рамках мониторинга выборов Глава Миссии С. Лебедев встретился с Премьер-министром Кыргызской Республики С. Исаковым, Председателем Центральной комиссии Н. Шайлдабековой, Главой Миссии БДИПЧ ОБСЕ А. Кельтчевски, Главой Миссии Шанхайской организации сотрудничества, Генеральным секретарем ШОС Р. Алимовым, а также ознакомился с работой территориальных и участковых избирательных комиссий города Бишкека.

В период мониторинга избирательной кампании Штаб Миссии выпустил информационные сообщения о своей деятельности, промежуточный отчет о ходе наблюдения за подготовкой и проведением выборов.

Миссия констатирует, что наблюдателям от СНГ были созданы необходимые условия для осуществления своих функций.

 

Законодательная база для проведения выборов

Правовую основу для проведения выборов составляют Конституция Кыргызской Республики, Конституционный закон «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» (далее - Конституционный закон), Закон «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики», ряд других законодательных актов, а также постановления Центральной комиссии.

После проведения в 2015 году парламентских выборов в Конституционный закон в июне 2017 года был внесен ряд изменений, основные из которых:

введение института общественных наблюдателей;

определение порядка образования избирательных участков;

регламентация участия в агитационной кампании интернет-изданий;

увеличение срока для ознакомления со списками избирателей;

десятикратное увеличение размеров избирательного залога кандидатов, а также исключение предельного размера расходов их избирательного фонда.

Эксперты Миссии и Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств - участников МПА СНГ провели анализ избирательного законодательства Кыргызской Республики.

По их мнению, Конституционный закон предоставляет возможность для проведения свободных и демократических выборов, гарантирует право гражданина избирать и быть избранным, свободу выборов на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, открытый и гласный характер выборов, судебную и иную защиту избирательных прав и свобод, общественное и международное наблюдение за выборами.

 

Деятельность избирательных комиссий по подготовке к выборам

Организацию и проведение выборов осуществляли Центральная комиссия, 54 территориальных (городских, районных) избирательных комиссии (далее - территориальные комиссии, ТИК) и 2 375 участковых избирательных комиссий (далее - участковые комиссии, УИК), в том числе 37 - за рубежом.

Центральная комиссия является постоянно действующим государственным органом, формируется Жогорку Кенешем сроком на 5 лет и состоит из 12 членов, избираемых в равной пропорции по представлению Президента, парламентского большинства и парламентской оппозиции.

Территориальные, участковые комиссии формируются сроком на 2 года в составе 1/2 представителей от политических партий и 1/2 - от представителей органов местного самоуправления.

Территориальные комиссии формируются Центральной комиссией в составе не менее 11 членов.

Участковые комиссии формируются территориальными комиссиями в составе не менее 7 членов.

Информация о составе, месторасположении и контактных телефонах ТИК и УИК была опубликована в местной печати.

В городе Бишкеке было образовано 33 дополнительных участка для голосования граждан, не имеющих прописки по месту фактического проживания.

Миссия отмечает, что Центральная комиссия планомерно и последовательно вела организационно-практическую работу по подготовке и проведению выборов.

В начале избирательной кампании ЦИК приняла Обращение по выборам Президента Кыргызской Республики, в котором призвала организаторов и участников выборов строго соблюдать нормы законодательства, проявлять взаимное уважение и терпимость, вести здоровую конкурентную борьбу, способствовать проведению честных и справедливых выборов, укреплению демократии и стабильности в государстве.

При Центральной комиссии были созданы рабочие группы: по приему документов кандидатов на должность Президента Кыргызской Республики, по приему и проверке подписных листов, по вопросам информирования избирателей и иных субъектов избирательного процесса о ходе подготовки и проведения выборов, по контролю за соблюдением правил ведения предвыборной агитации при проведении выборов, по рассмотрению заявлений и жалоб избирателей и иных субъектов избирательного процесса, а также ряд других.

Для оперативного реагирования на жалобы и обращения граждан Центральная комиссия использовала круглосуточный WhatsApp-канал и телефонную «горячую линию». Работала Общественная приемная ЦИК.

В целях качественной организации избирательного процесса Центральная комиссия провела обучение более 23 ООО членов комиссий всех уровней. На тренингах, проходивших с участием специалистов ЦИК, экспертов в области избирательного законодательства, разъяснялись процедуры голосования по новой избирательной модели, подсчета и обработки голосов избирателей. Кроме того, 4 750 членов УИК прошли обучение в качестве операторов автоматически считывающих урн.

Для единообразного применения норм Конституционного закона Центральная комиссия издала Руководство и Журнал для участковых комиссий, в которых были собраны необходимые методические разъяснения и образцы избирательной документации.

В рамках мониторинга выборов долгосрочные наблюдатели от СНГ ознакомились с деятельностью территориальных и участковых комиссий в Ошской, Чуйской, Нарынской, Иссык-Кульской, Джалал-Абадской областях и городе Бишкеке. Наблюдатели от Содружества отмечали профессионализм членов комиссий, наличие в помещениях для голосования необходимого оборудования (сканеров отпечатков пальцев, компьютеров, термопринтеров, автоматически считывающих урн, резервных источников электропитания) и информационных материалов.

Миссия считает, что Центральная и нижестоящие избирательные комиссии приняли практические меры для надлежащей подготовки и проведения выборов в соответствии с требованиями действующего законодательства.

 

Списки избирателей

В соответствии с Конституционным законом составление списков избирателей возложено на Государственную регистрационную службу при Правительстве Кыргызской Республики (далее - ГРС).

В списки избирателей включаются граждане Кыргызской Республики, обладающие на день голосования активным избирательным правом и прошедшие биометрическую регистрацию в порядке, установленном законодательством. Списки формируются ГРС на основе персональных данных (в том числе биометрических), содержащихся в Едином государственном реестре населения по каждому избирательному участку и в зависимости от степени готовности подразделяются на предварительные, контрольные и окончательные.

Участковые комиссии не позднее 60 дней до выборов вывешивают предварительные списки, а за 20 дней до дня голосования - контрольные списки избирателей для ознакомления.

Ознакомиться со списками можно было с 16 августа по 30 сентября 2017 года в помещениях УИК и на сайте ЦИК. Правильность своих данных в списках можно было проверить, обратившись в call-центр ГРС по телефону или отправив смс-сообщение.

По инициативе Центральной комиссии проводилась Национальная информационная кампания «Проверь себя в списках».

Избиратель в случае обнаружения ошибки или неточности, отсутствия его в списке избирателей мог обратиться не позднее 15 дней до выборов в соответствующую УИК. Такие обращения поступили от 28 тыс. 397 граждан.

В соответствии с Конституционным законом избиратель был вправе подать в участковую комиссию заявление о намерении голосовать на избирательном участке по месту своего фактического нахождения (по избирательному адресу). В этом случае он вносился в список соответствующего избирательного участка и исключался из списка по месту его постоянного проживания. Этим правом воспользовались 316 тыс. 64 человека.

За 15 дней до выборов прием заявлений избирателей об отсутствии их в списке избирателей, об ошибке или неточности в нем, о намерении голосовать по избирательному адресу был прекращен.

После обработки заявлений ГРС сформировала окончательный список избирателей и за 10 дней до выборов направила его в ЦИК.

Центральная комиссия передала в УИК окончательные списки избирателей в двух экземплярах, один из которых не позднее 3 дней до выборов вывешивался на избирательном участке.

Согласно данным Центральной комиссии количество избирателей составило 3 млн. 25 тыс. 768 человек.

 

Выдвижение и регистрация кандидатов

В соответствии с Конституцией Президентом может быть избран гражданин Кыргызской Республики, не имеющий гражданства иностранного государства, не моложе 35 лет и не старше 70 лет, владеющий государственным языком и проживающий в республике в совокупности не менее 15 лет.

Согласно Конституционному закону право выдвижения кандидатов на должность Президента принадлежит гражданам путем самовыдвижения, а также политическим партиям.

Для самовыдвижения необходимо было подать в Центральную комиссию заявление о намерении баллотироваться кандидатом на должность Президента.

Выдвижение кандидата политической партией осуществлялось в порядке, предусмотренном в ее уставе. Протокол решения политической партии о выдвижении кандидата на должность Президента представлялся уполномоченным представителем политической партии в ЦИК.

Для регистрации кандидатам необходимо было собрать в свою поддержку не менее 30 ООО подписей избирателей, внести на специальный счет Центральной комиссии избирательный залог и пройти тестирование на уровень владения государственным языком.

Выдвижение кандидатов на должность Президента проходило с 15 июня по 31 июля 2017 года.

Всего были выдвинуты 59 кандидатов. Правом на самовыдвижение воспользовались 48 претендентов, политическими партиями были выдвинуты 11 кандидатов.

Сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов осуществлялся со дня их выдвижения и организовывался уполномоченными представителями кандидата на должность Президента.

Проверку достоверности подписей осуществляла созданная при ЦИК Рабочая группа по приему и проверке подписных листов с привлечением экспертов-графологов, работников регистрационных служб.

Центральная комиссия отказала в регистрации 37 претендентам в связи с несоответствием требованиям к кандидатам, предъявляемым Конституционным законом, а также непредоставлением документов, необходимых для регистрации. Отозвали свои заявления 9 человек.

Кандидаты, которым было отказано в регистрации, могли обжаловать решения ЦИК в судебные органы. Таким правом воспользовались 7 претендентов, однако суды оставили их требования без удовлетворения.

В итоге Центральная комиссия 9 сентября 2017 года зарегистрировала 13 кандидатов в Президенты и путем жеребьевки определила очередность включения их фамилий в избирательный бюллетень:

1. Зарлыков Эрнис Зарлыкович

2. Уметалиева Токтайым Джумаковна

3. Сариев Темир Аргембаевич

4. Кочкоров Улукбек Тойчубаевич

5. Масадыков Таалатбек Шамудинович

6. Бабанов Омурбек Токтогулович

7. Абдылдаев Арстанбек Бейшеналиевич

8. Бекназаров Азимбек Анаркулович

9. Жээнбеков Сооронбай Шарипович

10. Мадумаров Адахан Кимсанбаевич

11. Ташиев Камчыбек Кыдыршаевич

12. Малиев Арсланбек Касымакунович

13. Торобаев Бакыт Эргешевич.

Впоследствии кандидаты К. Ташиев и Б. Торобаев по личному заявлению сняли свои кандидатуры.

По мнению Миссии, выдвижение и регистрация кандидатов в Президенты прошли в рамках избирательного законодательства, на принципах альтернативности и высокой конкурентности.

 

Предвыборная агитация и информирование избирателей

Агитационная кампания началась со дня окончания срока регистрации всех кандидатов - 10 сентября и завершилась за 24 часа до начала голосования - 13 октября 2017 года.

Центральная комиссия утвердила Положение «О порядке проведения предвыборной агитации при проведении выборов Президента Кыргызской Республики», регламентирующее порядок и условия проведения предвыборной агитации, а также участие в ней государственных органов, органов местного самоуправления, СМИ и избирательных комиссий.

Согласно Положению предвыборная агитация проводилась по телевидению и радио, через печатные средства массовой информации и интернет-издания, посредством проведения массовых мероприятий, выпуска и распространения печатных и других агитационных материалов, встреч с избирателями.

Кандидатам в Президенты были обеспечены равные условия доступа к средствам массовой информации и интернет-изданиям.

В соответствии с Конституционным законом общий объем бесплатного эфирного времени, выделяемого государственными организациями телерадиовещания каждому кандидату для ведения агитации должен был быть не менее одного часа в рабочие дни и приходиться на период с 20 до 24 часов. Также кандидатам государственными печатными СМИ предоставлялись бесплатные печатные площади в размере не менее одной страницы формата А4.

На телеканале ОТРК кандидатам было предоставлено по 30 минут для индивидуальных выступлений и по 45 минут для участия в теледебатах, проводившихся в два тура. На телеканале ГТРК «ЭлТР» - по 30 минут для индивидуальных выступлений и по 30 минут для участия в совместном выступлении в формате «круглого стола». На радиоканале «Биринчи радио» кандидатам было предоставлено по 15 минут для индивидуальных выступлений и по 50 минут для участия в дебатах. График выхода в эфир кандидатов был утвержден ЦИК на основании проведенной жеребьевки.

Бесплатную печатную площадь кандидаты получили в газетах «Эркин-Тоо» и «Кыргыз Туусу».

Кроме того, для ведения предвыборной агитации кандидаты могли приобрести эфирное время и печатную площадь в СМИ за счет средств своих избирательных фондов.

Кандидаты, их доверенные лица и уполномоченные представители провели встречи с избирателями во всех областях Кыргызской Республики и городе Бишкеке.

Помещения для таких встреч государственные органы и органы местного самоуправления предоставили на равных условиях и безвозмездно. Также были выделены и оборудованы специальные места для размещения печатных агитационных материалов кандидатов на территории каждого избирательного участка.

Миссия отмечает, что агитационная кампания велась активно и отличалась острой борьбой за голоса избирателей.

При этом имели место факты нарушения требований Конституционного закона. Так, за нарушение установленного порядка проведения предвыборной агитации ЦИК вынесла кандидатам в Президенты письменные предупреждения: О. Бабанову - три, К. Ташиеву - одно.

Для обеспечения гласности и открытости избирательной кампании ЦИК утвердила «Положение об информировании избирателей и иных субъектов избирательного процесса о ходе подготовки и проведения выборов Президента Кыргызской Республики».

Руководство Центральной комиссии, члены ЦИК на страницах печатных изданий, в эфире теле- и радиоканалов информировали граждан о ходе подготовки к выборам, разъясняли избирательное законодательство, новации нынешней электоральной кампании. На сайте ЦИК оперативно размещались принятые ею решения, новости и информация, связанные с избирательной кампанией.

Подготовку и проведение выборов освещали 55 теле- и 31 радиокомпания, 114 печатных изданий, 58 интернет-изданий.

Для повышения информированности населения об избирательном процессе проводились акции: «Выбирай осознанно! Ты несешь ответственность за будущее своей страны», «Твой голос важен!», «Твой выбор - твое будущее!»

По заказу Центральной комиссии были изготовлены 11 видеороликов на кыргызском и русском языках информационного, обучающего и мобилизационного характера, которые транслировались на телеканалах ОТРК, ГТРК «ЭлТР», ТРК «Пирамида», размещались на официальном сайте ЦИК, интернет-портале Youtube.

Были изготовлены 400 информационных билбордов, распространены в регионах страны свыше 42 ООО тыс. плакатов и буклетов, содержавших информацию о выборах и призывавших граждан принять в них участие. Кроме того, призывы к голосованию распространялись через официальные аккаунты ЦИК в социальных сетях.

 

Работа с жалобами и заявлениями

В Центральную комиссию, по состоянию на 14 октября 2017 года, поступили 94 жалобы и заявления. Из них 8 отозваны заявителями, 6 направлены для рассмотрения в другие государственные органы, 77 рассмотрены с вынесением соответствующих решений и 3 находятся на рассмотрении.

По информации Верховного суда в суды республики поступили 26 заявлений, касающихся избирательных споров. В 16 случаях в удовлетворении заявленных требований отказано, 1 заявление удовлетворено частично, 1 находится на рассмотрении, в принятии 8 заявлений отказано в связи с пропуском сроков обращения.

По сведениям Генеральной прокуратуры в органы прокуратуры поступили 43 обращения, в отношении которых вынесены соответствующие акты прокурорского реагирования.

Органами внутренних дел республики возбуждены 15 уголовных дел по фактам правонарушений, связанных с избирательной кампанией.

Миссия отмечает, что рассмотрение обращений и жалоб, связанных с нарушениями избирательного процесса, осуществлялось в порядке и в сроки, установленные законодательством Кыргызской Республики.

 

Наблюдение за голосованием и подсчетом голосов избирателей

Избиратель мог по уважительной причине (болезнь, инвалидность) проголосовать вне помещения для голосования, письменно заявив об этом участковой избирательной комиссии не позднее 3 дней до выборов. В таких случаях УИК 14 октября организовывала голосование с использованием переносных ящиков для голосования. Представители Миссии наблюдали за проведением такого голосования и отмечают, что оно отвечало требованиям Конституционного закона.

В день выборов 15 октября голосование проводилось с 8 до 20 часов.

Для установления личности и регистрации избирателей использовалось техническое оборудование, исключающее возможность повторного голосования. Идентификацию избирателей проводили свыше 9 ООО операторов ГРС совместно с членами УИК.

В случаях, когда сканирование отпечатков пальцев не позволяло идентифицировать избирателей, применялся альтернативный порядок допуска к голосованию путем идентификации по биометрическим параметрам лица.

Центральная комиссия обеспечила дополнительные условия для голосования избирателей с нарушениями зрения. Для незрячих избирателей были изготовлены трафареты для заполнения избирательных бюллетеней, выполненные шрифтом Брайля, а слабовидящим предоставлялись специальные увеличительные стекла (лупы).

В день голосования представители Миссии посетили 1227 избирательных участков во всех областях Кыргызской Республики и городе Бишкеке.

Наблюдатели отмечают в целом бесперебойную работу автоматически считывающих урн и оборудования для идентификации избирателей.

По мнению наблюдателей от Содружества, зафиксированные отдельные нарушения не оказали влияния на итоги выборов. О выявленных нарушениях Миссия проинформировала Центральную комиссию.

Члены Миссии наблюдали за подсчетом голосов и констатируют, что данная процедура была прозрачной и открытой. Предварительные данные об итогах голосования с помощью Информационной избирательной системы в реальном времени передавались из УИК в Центральную комиссию и были доступны на ее сайте.

Миссия считает, что государственные органы и органы местного самоуправления, избирательные комиссии обеспечили реализацию права граждан страны на свободное волеизъявление, а использование современных технологий существенно снизило возможности фальсификаций итогов выборов и повысило доверие граждан к результатам голосования.

Глава Миссии С. Лебедев совместно с главами других мониторинговых миссий 16 октября 2017 года был принят Президентом Кыргызской Республики А. Атамбаевым. В ходе встречи С. Лебедев проинформировал главу государства об оценках Миссии по итогам состоявшихся президентских выборов.

 

Выводы

Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств приходит к следующим выводам:

выборы Президента Кыргызской Республики проведены в соответствии с Конституцией страны и Конституционным законом «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», и отвечали общепризнанным международным нормам проведения демократических выборов;

выборы прошли на альтернативной основе, были свободными, открытыми, конкурентными и прозрачными.