Сотрудничество государств – участников СНГ в противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма является составной частью организационно-правовой системы обеспечения безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам в рамках Содружества.
Следует напомнить, что еще 5 декабря 2007 года был подписан Договор государств – участников Содружества Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма.
5 декабря 2012 года подписано Соглашение об образовании Совета руководителей подразделений финансовой разведки государств – участников Содружества. Совет в рамках своей компетенции обеспечивает организацию и координацию противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В рамках СНГ целенаправленно и в соответствии с международными стандартами, принимаемыми на мировом уровне известной международной структурой – Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), проводится работа по разработке и принятию модельного законодательства, нацеленного на гармонизацию национального законодательства стран Содружества в противодействии легализации преступных доходов и финансированию терроризма.
В 2012 году ФАТФ приняла решение применять ранее изданные специальные рекомендации не только в сфере противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма, но и в сфере противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения.
Изменения в стандартах ФАТФ, произошедшие в феврале 2012 года, обусловили актуальность разработки проекта нового модельного закона в рамках СНГ.
28 ноября 2014 года на сорок первом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ был принят модельный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения».
Этот документ в полной мере соответствует стандартам ФАТФ, при его создании использованы дефиниции и учтены положения основных многосторонних международных договоров и резолюций Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, затрагивающих вопросы борьбы с преступностью в указанной сфере (по первым буквам наименования она получила устойчивое наименование – ПОД/ФТ/ФРОМУ).
В этой связи оказалось, что действующий в рамках СНГ Договор государств – участников Содружества Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма не охватывает правовые механизмы международного сотрудничества в противодействии финансированию распространения оружия массового уничтожения.
В целях приведения нормативной базы в актуальное состояние 11 октября 2017 года на саммите глав государств СНГ была рассмотрена и принята Концепция сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
Концепция существенно развивает правовую и институциональную базу сотрудничества в противодействии этим опасным видам трансграничных преступлений, создающих реальную угрозу безопасности стран Содружества.
Стратегической целью принятого документа является создание эффективной системы международного сотрудничества государств – участников СНГ в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Концепция закрепляет общепринятые международные принципы, а также задачи сотрудничества, направленные на:
выработку согласованных подходов государств – участников СНГ к вопросам ПОД/ФТ/ФРОМУ;
повышение эффективности взаимодействия компетентных органов государств – участников СНГ в данной сфере;
определение основных рисков ОД/ФТ/ФРОМУ, актуальных для государств – участников СНГ, и мер, необходимых для их минимизации;
взаимное содействие в обеспечении положительных результатов проводимых ФАТФ и региональными группами по типу ФАТФ оценок соответствия национальных систем ПОД/ФТ/ФРОМУ Рекомендациям ФАТФ.
Концепция предусматривает следующие направления сотрудничества:
развитие национальных систем ПОД/ФТ/ФРОМУ;
формирование и осуществление эффективной государственной (межгосударственной) политики, призванной обеспечить минимизацию выявленных рисков;
создание национальных систем оценки рисков;
оценка эффективности совместных усилий в борьбе с ОД/ФТ/ФРОМУ;
разработка и реализация совместных программ и планов;
сотрудничество с международными организациями;
оказание взаимной консультативной помощи в развитии национальных систем ПОД/ФТ/ФРОМУ;
совершенствование правового, организационного, информационно-аналитического и научного обеспечения национальных систем ПОД/ФТ/ФРОМУ;
осуществление согласованных мер для выполнения положений международных договоров, направленных на ПОД/ФТ/ФРОМУ;
осуществление комплексов оперативных мероприятий, направленных на пресечение противоправных деяний, связанных с ОД/ФТ/ФРОМУ.
В рамках принятой Концепции государства – участники СНГ:
осуществляют выработку и реализацию комплекса мер, направленных на минимизацию рисков ОД/ФТ/ФРОМУ;
организовывают взаимодействие государственных, правоохранительных, надзорных и иных компетентных органов государств – участников СНГ;
осуществляют международное сотрудничество по вопросам ПОД/ФТ/ФРОМУ, в том числе взаимодействие с ФАТФ, региональными группами по типу ФАТФ и Группой подразделений финансовой разведки «Эгмонт»;
обмениваются информацией, нормативными правовыми актами и методическими пособиями, опытом работы компетентных органов государств – участников СНГ, наделенных полномочиями в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ;
проводят работу по повышению финансовой грамотности населения, пропаганде знаний о рисках ОД/ФТ/ФРОМУ и о способах их минимизации.
В отдельных разделах Концепции содержатся положения, направленные на развитие информационного и научного обеспечения сотрудничества в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ.
В этих целях предполагается создать систему обмена информацией между компетентными органами государств – участников СНГ для:
развития двустороннего и многостороннего информационного взаимодействия;
создания условий для эффективного совместного проведения тематических международных оперативно-профилактических операций с участием компетентных органов государств – участников СНГ;
устойчивого и постоянного защищенного обмена информацией и документами между компетентными органами государств – участников СНГ;
повышения эффективности накопления и обмена знаниями между специалистами компетентных органов государств – участников СНГ о типологиях совершения преступлений, связанных с ОД/ФТ/ФРОМУ, методах их выявления;
повышения уровня информационной безопасности при межгосударственном информационном взаимодействии компетентных органов государств – участников СНГ.
Предусматривается:
проведение научно-практических конференций по вопросам развития международного сотрудничества государств – участников СНГ;
проведение совместных научных исследований по приоритетным направлениям развития образования, науки и практики;
проведение консультаций по вопросам практического взаимодействия, согласование общих подходов и принципов при разработке международных договоров и других документов;
подготовка (переподготовка) и повышение квалификации кадров для национальных систем ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Концепция предусматривает также меры по материально-техническому, кадровому и финансовому обеспечению сотрудничества в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Успешное сотрудничество стран Содружества в противодействии отмыванию денег и финансированию терроризма позволило снять с усиленного мониторинга Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) все государства – участники СНГ.
Реализация положений Концепции будет способствовать созданию более эффективной системы международного сотрудничества государств – участников СНГ не только в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, но и в борьбе с финансированием распространения оружия массового уничтожения.
Информационно-аналитический департамент
Исполкома СНГ