В Минске прошло совместное заседание коллегий Министерства образования Республики Беларусь, Министерства образования и науки России, Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь

В Минске прошло совместное заседание коллегий Министерства образования Республики Беларусь, Министерства образования и науки России, Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь. 


В его работе принял участие Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота.  

- Вопросов для обсуждения накопилось много. Это, например, совершенствование нашей законодательной базы в сфере гармонизации учебных процессов. Чтобы переход специалиста из одной страны в другую был естественным, по единым стандартам в сфере образования, - рассказал Госсекретарь перед началом заседания. - Эта проблема долгоиграющая, над ней постоянно ведется работа. Обсудим и премию Союзного государства в области науки и техники. Я уверен, что этот вопрос будет решен, идет его отработка. Очень важна тема создания единого научно-технологического пространства. Также в центре внимания - совершенствование деятельности Российско-белорусского университета.

В начале заседания коллегии Григорий Рапота обратился к собравшимся с приветственным словом.

- Образовательная и научно-техническая сферы наиболее продвинуты в интеграционном процессе Союзного государства, - сказал Госсекретарь. - Там есть достижения, результаты, но вместе с тем остается еще много нерешенных проблем. Два аспекта взаимодействия обсуждаются между министерствами образования двух стран с участием Государственного комитета по науке и технике. Первое –  научно-техническое взаимодействие, второе – сотрудничество в сфере образования. Органично с этим связана и тема работы с молодежью. 

Григорий Рапота обратил внимание на принципы отбора программ Союзного государства в сфере научно-технического образования:

- Какое-то время назад мы всегда с удовольствием брались за новую идею, которая выдвигалась нашими учеными, НИИ. И пытались воплотить её в жизнь. Сейчас мы вынуждены быть более разборчивыми. Дело в том, что до 2018 года у нас был финансовый запас в виде неиспользованных остатков прошлых лет. Мы на него всегда рассчитывали и использовали. Это, с одной стороны, создавало удобство в работе, а с другой стороны, были постоянные замечания Госконтроля и Счетной палаты, что мы не до конца используем бюджетные средства, и это замечание было абсолютно справедливым.

Госсекретарь напомнил, что в прошлом году было принято шесть программ, а седьмая уже на подходе.

- Таких темпов у нас давно не было. И в итоге мы эту жировую прослойку использовали. В этом году остатки сокращаются вдвое, а в следующем году мы выходим на дефицит бюджета, если мы будем себя также размашисто вести. А дефицит мы допустить не можем, потому что у нас ограниченное количество средств. Таким образом, на первое место выходит выбор приоритетов. Мы недавно подсчитали, что по научно-техническим разработкам у нас есть как минимум полтора десятка предложений. Надо выбирать те, которые наиболее важны, - объяснил Григорий Рапота.    

Как выбрать наиболее достойные?

- Решить силами Постоянного Комитета Союзного государства это невозможно, потому что мы не специалисты. Да и сил министерств образования будет недостаточно. Поэтому и создана Комиссия по формированию научно-технического пространства под эгидой министерств образования, Госкомитета по науке и технике и при участии, что очень важно, академий наук двух государств. Поэтому на вас возлагается большая ответственность при выборе приоритетов. Мы крайне заинтересованы в том, чтобы эта комиссия заработала как можно быстрее, - сказал Григорий Рапота.

Еще одна важная тема, на которую обратил внимание Государственный секретарь Союзного государства, - коммерциализация результатов программ.

- Собственно, мы её начали рассматривать, более того, мы её даже включали в повестку дня Совета министров, - напомнил Григорий Рапота. - С коммерциализацией связана тема интеллектуальной собственности. Механизм учета интеллектуальной собственности программ Союзного государства не отработан. Хотя усилия предпринимаются большие - и на Группе высокого уровня вопрос рассматривался, да и на Совете министров неоднократно… Вопрос не решен. Листая обзор прессы, я обратил внимание на то, что по одной из союзных программ белорусская сторона зафиксировала 60 патентов, а российская – один. На это надо обратить внимание. Может быть, это пример той самой упущенной выгоды.

 

Источник: Постоянный Комитет Союзного государства

 


 

Беларусь заинтересована в опыте России по поддержке талантливой молодежи

В Беларуси и России проводится последовательная и целенаправленная работа по обеспечению равных прав граждан для получения образования и формирования общего образовательного пространства

Беларусь заинтересована в опыте России по вопросам поддержки талантливой молодежи и прогнозирования потребности в кадрах, сообщил министр образования Игорь Карпенко во время совместного заседания коллегии Министерства образования, Государственного комитета по науке и технологиям Беларуси и Министерства образования и науки России.

На заседании обсуждался широкий спектр вопросов, связанных с обеспечением качества образования в двух странах, реализации государственной молодежной политики, включая поддержку талантливой молодежи, детей и подростков. "Должен отметить, что Россия сделала значительный шаг вперед в этом вопросе. Нас очень впечатлила та работа, которая ведется в образовательном центре "Сириус" в Сочи. Думаю, что мы могли бы наладить сотрудничество с этим центром, возможно, через какие-то совместные программы. Опыт России в этом направлении нам интересен. Перед нами стоит задача создания в Беларуси детского технопарка, где будут применяться подходы, связанные с ранней профориентацией молодежи и вовлечением их в будущую профессию", - сказал Игорь Карпенко.

"Нам интересен опыт России и по прогнозированию потребности в кадрах. Мы тоже сейчас создаем совершенно новую систему прогнозирования, за которую будут отвечать Министерство экономики и Министерство труда и социальной защиты. А Министерство образования будет подрядчиком в реализации тех образовательных задач, которые будет ставить перед нами реальный сектор экономики", - отметил министр.

Кроме того, рассматривался вопрос совершенствования деятельности Белорусско-российского университета в Могилеве. "Развитие инфраструктуры этого учреждения особенно важно для реализации модели "Университет 3.0". Оно тоже входит в экспериментальную программу, которую мы определили приказом Министерства образования на этот год. Конечно же, необходимо новое оборудование, новые наукоемкие лаборатории, которые позволят внедрять научные разработки в производство, коммерциализировать результаты научной деятельности и таким образом создавать условия для развития инновационной экономики", - добавил Игорь Карпенко.

"В Беларуси и России проводится последовательная и целенаправленная работа по обеспечению равных прав граждан для получения образования и формирования общего образовательного пространства. Мы уже достигли определенных результатов. Сейчас для Беларуси и России особое значение имеет формирование инновационной среды. Приблизить наши страны к этой цели поможет выработка согласованных перспективных направлений в области образования. Прежде всего, нам необходимо сконцентрировать внимание на его качестве. В этом вопросе все важно: от раннего выбора будущей профессии до объективной оценки результатов обучения выпускника. Мы знаем, что в России в этой части накоплен определенный опыт, в том числе в разработке системы квалификации и создании системы профессиональных стандартов. У нас тоже есть определенные наработки. Обмен опытом будет способствовать развитию наших систем образования", - подчеркнул Игорь Карпенко.

Министр образования и науки России Ольга Васильева обратила внимание на то, что в Союзном государстве создана и функционирует Комиссия по формированию единого научно-технологического пространства. "Ее деятельность ориентирована на определение приоритетных направлений инновационного сотрудничества Беларуси и России, позволяет активизировать разработку и реализацию совместных научно-технических программ", - добавила она.

Совместное заседание коллегии Министерства образования, Государственного комитета по науке и технологиям Беларуси и Министерства образования и науки России прошло сегодня в Минске. Стороны обсудили выполнение первоочередных задач развития Союзного государства в сфере образования, науки и молодежной политики, рассмотрели ход реализации государственной политики в сфере образования в Беларуси и России, перспективные направления формирования общего образовательного пространства.

 

Источник: БелТА


Теги: Мероприятия, Образование, Научно-техническая и инновационная сфера, Беларусь, Россия, Двустороннее сотрудничество