Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Промежуточный отчет Миссии наблюдателей от СНГ по результатам наблюдения за подготовкой и проведением выборов депутатов Меджлиса Туркменистана

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ОТЧЕТ

Миссии наблюдателей от Содружества Независимых Государств по результатам наблюдения за подготовкой и проведением

выборов депутатов Меджлиса Туркменистана

(5–20 марта 2018 года)

 

Общие положения

По приглашению Туркменистана Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств (далее – Миссия) осуществляет мониторинг подготовки и проведения выборов депутатов Меджлиса Туркменистана (далее – выборы).

Меджлис Туркменистана постановлением от 25 ноября 2017 года назначил выборы депутатов Меджлиса Туркменистана, членов велаятских, этрапских и городских халк маслахаты, членов Генгешей на 25 марта 2018 года. В соответствии с изменениями, внесенными в Избирательный кодекс Туркменистана, выборы всех уровней (общенациональные, региональные и местные) впервые будут проводиться в единый день голосования.

Согласно Положению о Миссии наблюдателей от СНГ на президентских и парламентских выборах, а также референдумах в государствах – участниках Содружества Независимых Государств Миссия осуществляет мониторинг только выборов депутатов Меджлиса Туркменистана.

В составе Миссии аккредитованы представители Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, а также Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ, Парламентского Собрания Союза Беларуси и России и Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств. Всего 90 наблюдателей, из которых 10 работают на долгосрочной основе.

Миссия приступила к мониторингу избирательной кампании 5 марта 2018 года. Ее работа широко освещается в СМИ, штабом Миссии выпускаются информационные сообщения о ходе наблюдения за подготовкой выборов.

Наблюдатели от СНГ констатируют, что им созданы необходимые условия для осуществления своих функций.

Законодательная база для проведения выборов

Выборы проводятся на основе положений Конституции и Избирательного кодекса Туркменистана (далее – Кодекс), иных законодательных актов, а также постановлений Центральной комиссии по проведению выборов и референдумов в Туркменистане (далее – Центральная комиссия, ЦИК).

По мнению экспертов Миссии, Кодекс гарантирует право гражданина избирать и быть избранным, свободу выборов на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, судебную и иную защиту избирательных прав и свобод, общественное и международное наблюдение за выборами.

Наблюдатели от СНГ констатируют, что национальное законодательство с достаточной четкостью и полнотой регулирует все этапы избирательного процесса и служит прочной правовой базой для проведения открытых, свободных и демократических выборов.

Деятельность избирательных комиссий по подготовке
и проведению выборов

Подготовку и проведение выборов осуществляют Центральная комиссия, 125 окружных избирательных комиссий и 2604 участковые избирательные комиссии, в том числе 39 – за рубежом.

Порядок образования и полномочия избирательных комиссий всех уровней определяются Кодексом.

Центральная комиссия образуется Президентом Туркменистана в составе 15 человек. Председатель ЦИК утверждается Меджлисом Туркменистана. Представители в состав Центральной комиссии выдвигаются Президентом, политическими партиями и общественными объединениями. 

Окружные избирательные комиссии образуются Центральной комиссией в составе 9–11 членов. Представители в состав ОИК выдвигаются на заседаниях велаятских, этрапских, городских органов, политических партий, общественных объединений, собраниями групп граждан.

Участковые избирательные комиссии образуются соответствующей избирательной комиссией этрапа, города в составе 5–15 членов. В необходимых случаях участковые избирательные комиссии могут быть образованы в минимальном составе из трех членов. Представители в состав УИК выдвигаются на собраниях первичных организаций политических партий, общественных объединений, собраниями групп граждан.

Составы Центральной и участковых избирательных комиссий были сформированы в 2014 году, окружных избирательных комиссий – в декабре 2017 года. Срок полномочий всех избирательных комиссий – 5 лет.

Миссия отмечает, что Центральная комиссия организованно и последовательно ведет подготовку к выборам. Утвержден План мероприятий по подготовке и организованному проведению выборов депутатов Меджлиса Туркменистана.

В установленные Кодексом сроки образованы  избирательные округа и участки, определены их границы. Информация об этом опубликована в печати.

Для повышения профессиональной подготовки организаторов выборов ЦИК приняла постановление «О проведении семинаров, посвященных вопросам эффективной организации работы окружных, участковых избирательных комиссий по выборам депутатов Меджлиса Туркменистана».

Центральная комиссия с января 2018 года проводит семинары для членов окружных и участковых избирательных комиссий, направленные на дальнейшее укрепление знаний избирательного законодательства и навыков его применения.

На обучающих семинарах с участием депутатов Меджлиса и специалистов аппарата Центральной комиссии, экспертов в области избирательного законодательства рассматривались вопросы дальнейшего повышения правовых знаний членов участковых избирательных комиссий, оборудования избирательных участков, работы со списками избирателей, организации досрочного голосования и голосования в день выборов, а также роль средств массовой информации в обеспечении открытости и гласности избирательного процесса.

Для обеспечения единообразного применения норм Кодекса ЦИК издала руководства для окружных и участковых избирательных комиссий с необходимыми методическими разъяснениями и образцами документации. Кроме того, изготовлены памятки для представителей СМИ, национальных и международных наблюдателей, другая печатная продукция.

Долгосрочные наблюдатели от СНГ ознакомились с работой по подготовке к выборам окружных и участковых избирательных комиссий Ахалкского, Балканского, Марыйского велаятов и города Ашхабада.

Члены Миссии отмечают, что комиссии оснащены средствами связи, обеспечены оргтехникой, необходимой методической литературой и информационными материалами.

По мнению Миссии, Центральная и нижестоящие избирательные комиссии принимают необходимые меры для надлежащей подготовки и проведения выборов в соответствии с требованиями избирательного законодательства.

Списки избирателей

В списки избирателей включаются граждане Туркменистана, достигшие ко дню выборов восемнадцати лет, постоянно или преимущественно (в течение не менее чем трех последних месяцев до дня выборов) проживающие на территории данного избирательного участка, обладающие избирательным правом.

Список избирателей составлялся по каждому избирательному участку на основе сведений об избирателях, переданных УИК органами местной исполнительной власти и местного самоуправления, подписывался председателем и секретарем участковой избирательной комиссии и заверялся печатью. К работе по уточнению списка путем посещения избирателей по месту их жительства привлекались представители общественности.

Гражданин Туркменистана, по какой-либо причине не включенный в список избирателей после его подписания, включался соответствующей участковой избирательной комиссией в дополнительный список.

Списки избирателей не позднее чем за 15 дней до дня голосования представлялись для всеобщего ознакомления в помещениях соответствующих участковых комиссий.

Каждый гражданин был вправе обжаловать невключение, неправильное включение или исключение из списка, а также допущенные неточности в указании своих данных, подав соответствующее заявление в участковую комиссию.

По мнению Миссии, составление и уточнение списков избирателей проходят в соответствии с Кодексом, что обеспечивает реализацию конституционного права граждан Туркменистана на участие в выборах.

Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты
Меджлиса Туркменистана

Согласно Конституции Туркменистана Меджлис состоит из 125 депутатов, которые избираются сроком на пять лет по одномандатным избирательным округам с примерно равным числом избирателей.

В соответствии с Кодексом кандидатом в депутаты может быть выдвинут гражданин Туркменистана, достигший ко дню выборов 25 лет и в течение предшествующих 10 лет постоянно проживающий в Туркменистане. Право выдвижения кандидатов в депутаты Меджлиса принадлежит политическим партиям, а также группам граждан.

Центральной комиссией было подготовлено Руководство по выдвижению кандидата, где был собран информационно-разъяснительный материал о порядке выдвижения будущих парламентариев.

Выдвижение кандидатов в депутаты Меджлиса проходило с 24 января по 22 февраля 2018 года.

Кандидаты в депутаты от политических партий выдвигались на заседаниях (съездах, конференциях, общих собраниях) их центральных, велаятских, этрапских и городских органов. При этом могло быть выдвинуто несколько кандидатов в депутаты Меджлиса, но только по одному кандидату на каждый избирательный округ. Для выдвижения необходимо, чтобы за кандидата проголосовало более половины участников заседания.

Собрания групп граждан по выдвижению кандидатов в депутаты Меджлиса должны были проходить с участием не менее двухсот избирателей, проживающих на территории соответствующего избирательного округа. На каждом собрании группы граждан по выдвижению кандидата в соответствующий избирательный округ мог быть выдвинут только один кандидат, который считался выдвинутым, если за него проголосовало более половины участников собрания.

Решения заседаний органов политических партий, протоколы собраний граждан в двухдневный срок после их проведения направлялись в соответствующие окружные избирательные комиссии с приложением заявлений выдвинутых кандидатов о согласии баллотироваться.

Всего документы на регистрацию подали 284 человека. От политических партий были выдвинуты 168 кандидатов, от групп граждан – 116 кандидатов в депутаты.

Регистрация кандидатов в депутаты проходила с 3 по 27 февраля 2018 года. Окружные избирательные комиссии зарегистрировали всех 284 кандидатов в депутаты. Среди них квалифицированные специалисты отраслей экономики, представители различных профессий. Более 99 % кандидатов имеют высшее образование, свыше 77 % – в возрасте от 30 до 50 лет, 26 % составляют женщины.

Сообщение о регистрации кандидатов в депутаты Меджлиса и их биографии были опубликованы в печати.

По мнению Миссии, выдвижение и регистрация кандидатов проходили на равноправной основе, свободно и открыто, с соблюдением требований национального законодательства.

Предвыборная агитация и освещение избирательной кампании средствами массовой информации

Агитационная кампания кандидатов началась с момента их регистрации и завершится 23 марта 2018 года.

Законодательство Туркменистана гарантирует кандидатам в депутаты и их доверенным лицам свободное осуществление предвыборной агитации через СМИ, путем собраний и встреч с избирателями, распространения агитационных материалов.

В соответствии с Кодексом кандидаты имеют право на получение на равных условиях бесплатного эфирного времени на государственных теле- и радиоканалах общим объемом не менее одного часа ежедневно. Указанное эфирное время должно приходиться на период с 19.00 до 23.00 часов.

Периодические печатные издания выделяют на равных условиях бесплатные печатные площади для агитационных материалов кандидатов.

Средства массовой информации предоставили каждому кандидату в депутаты бесплатно по 10 минут эфирного времени на телеканалах «Алтын асыр: Туркменистан», «Мирас», «Яшлык», а также печатные площади на страницах центральных («Туркменистан», «Нейтральный Туркменистан») и региональных газет («Ашгабат», «Ахал дурмушы», «Балкан», «Дашогуз хабарлары», «Туркмен гундогары», «Мару-шаху джахан»).

Центральная комиссия подготовила график выступлений кандидатов в депутаты по телевидению.

При активной поддержке избирательных комиссий, органов местной исполнительной власти и местного самоуправления, руководителей предприятий, учреждений обеспечивается организация собраний и встреч кандидатов и их доверенных лиц с населением. В этих целях используются дворцы и дома культуры, актовые залы учебных заведений и предприятий. Всего проведено около 1000 встреч.

Органы местной исполнительной власти и местного самоуправления определили на территории каждого избирательного участка специальные места для размещения на равных условиях агитационных материалов кандидатов.

Миссия считает, что принятые организаторами выборов меры обеспечивают проведение агитационной кампании на равных условиях и в свободной атмосфере.

Центральная и нижестоящие избирательные комиссии в соответствии с требованиями Кодекса ведут большую работу по информированию граждан о ходе избирательной кампании.

За счет средств государственного бюджета по заказу ЦИК было изготовлено, распространено по месту жительства избирателей и размещено на стендах в общественных местах свыше 11 тыс. информационных материалов о кандидатах в депутаты.

По каналам телевидения и радио регулярно передаются информационные сообщения о предстоящих выборах. Центральная комиссия совместно с Государственным комитетом по телевидению, радиовещанию и кинематографии Туркменистана подготовила 15 видеороликов, разъясняющих процедуру голосования, досрочного голосования, порядок заполнения избирательных бюллетеней, которые транслировались по телевидению. Призывы к голосованию размещаются на рекламных носителях.

Принятые ЦИК решения, положения и инструкции, новости, связанные с избирательной кампанией, доступны на интернет-сайте Центральной комиссии (saylav.gov.tm).

Тема выборов регулярно освещается в печати и информационных теле- и радиопрограммах.

УИК направляют избирателям приглашения на выборы с указанием даты, места и времени голосования.

По мнению Миссии, гражданам предоставлена возможность доступа к достоверной и объективной информации о кандидатах в депутаты, этапах и ходе избирательной кампании.

Досрочное голосование

Согласно Кодексу избиратели, не имеющие возможности в день выборов находиться по месту жительства, могут с 15 по 24  марта 2018 года сделать свой выбор на избирательном участке досрочно. Досрочное голосование проводится при участии не менее 2 членов УИК. Заполненный гражданином избирательный бюллетень опускается в опечатанный избирательный ящик. Представители Миссии наблюдают за процедурой досрочного голосования и констатируют, что оно проходит в соответствии с Кодексом.

* * *

По мнению Миссии, избирательная кампания проходит в спокойной атмосфере, в духе открытой конкуренции, в корректной форме и на высоком организационном уровне.

Свои окончательные выводы и оценки Миссия изложит в итоговом документе по результатам мониторинга выборов.

 

Штаб Миссии наблюдателей от СНГ