30 марта 2018 года

Заявление
Миссии наблюдателей от Содружества Независимых Государств
по результатам наблюдения за подготовкой и проведением выборов депутатов Меджлиса Туркменистана,
состоявшихся 25 марта 2018 года

 

Общие положения

По приглашению Туркменистана Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств (далее – Миссия) осуществляла мониторинг подготовки и проведения выборов депутатов Меджлиса Туркменистана (далее – выборы).

Меджлис Туркменистана постановлением от 25 ноября 2017 года назначил выборы депутатов Парламента, членов велаятских, этрапских и городских халк маслахаты, членов Генгешей на 25 марта 2018 года. В соответствии с изменениями, внесенными в Избирательный кодекс Туркменистана, выборы всех уровней (общенациональные, региональные и местные) впервые проводились в единый день голосования.

Согласно Положению о Миссии наблюдателей от СНГ на президентских и парламентских выборах, а также референдумах в государствах – участниках Содружества Независимых Государств Миссия осуществляла мониторинг только выборов депутатов Меджлиса Туркменистана.

В составе Миссии были аккредитованы 90 человек, представляющих Азербайджанскую Республику, Республику Армения, Республику Беларусь, Республику Казахстан, Кыргызскую Республику, Российскую Федерацию, Республику Таджикистан, Республику Узбекистан, а также Межпарламентскую Ассамблею государств – участников СНГ, Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств, из них 10 наблюдателей работали на долгосрочной основе.

Миссия приступила к мониторингу избирательной кампании 5 марта 2018 года. Ее работа широко освещалась в средствах массовой информации. Штабом Миссии были выпущены информационные сообщения и промежуточный отчет о ходе наблюдения за подготовкой выборов.

В рамках наблюдения за выборами Глава Миссии, Председатель Исполнительного комитета – Исполнительный секретарь СНГ С. Лебедев встретился с заместителем Председателя Кабинета Министров, Министром иностранных дел Туркменистана Р. Мередовым, Председателем Центральной комиссии по проведению выборов и референдумов в Туркменистане Г. Мурадовым, Главой Миссии Шанхайской организации сотрудничества, заместителем Генерального секретаря ШОС Н. Аккошкаровым, а также ознакомился с работой ряда участковых избирательных комиссий города Ашхабада. Члены Миссии также встретились с наблюдателями от Организации Исламского сотрудничества.

Наблюдатели от СНГ констатируют, что им были созданы необходимые условия для осуществления своих функций.

 

Законодательная база
для проведения выборов

Выборы проводились на основе положений Конституции и Избирательного кодекса Туркменистана (далее – Кодекс), иных законодательных актов, а также постановлений Центральной комиссии по проведению выборов и референдумов в Туркменистане (далее – Центральная комиссия, ЦИК).

По мнению экспертов Миссии, Кодекс гарантирует право гражданина избирать и быть избранным, свободу выборов на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, судебную и иную защиту избирательных прав и свобод, общественное и международное наблюдение за выборами.

Наблюдатели от СНГ констатируют, что национальное законодательство отвечает общепризнанным нормам международного права в области организации и проведения выборов и является достаточной правовой основой для их свободного и демократического проведения.


Деятельность избирательных комиссий
по подготовке и проведению выборов

Подготовку и проведение выборов осуществляли Центральная комиссия, 125 окружных избирательных комиссий и 2604 участковые избирательные комиссии, в том числе 39 – за рубежом.

Порядок образования и полномочия избирательных комиссий всех уровней определяются Кодексом.

Центральная комиссия образуется Президентом Туркменистана в составе 15 человек. Представители в состав ЦИК выдвигаются Президентом, политическими партиями и общественными объединениями. Председатель Центральной комиссии утверждается Меджлисом Туркменистана.

Окружные избирательные комиссии (ОИК) образуются Центральной комиссией в составе 9–11 членов. Представители в состав ОИК выдвигаются на заседаниях велаятских, этрапских, городских органов политических партий, общественных объединений, собраниями групп граждан.

Участковые избирательные комиссии (УИК) образуются соответствующей избирательной комиссией этрапа, города в составе 5-15 членов. Представители в состав УИК выдвигаются на собраниях первичных организаций политических партий, общественных объединений, собраниями групп граждан.

Составы Центральной и участковых избирательных комиссий были сформированы в 2014 году, окружных избирательных комиссий – в декабре 2017 года. Срок полномочий всех избирательных комиссий – 5 лет.

Миссия отмечает, что Центральная комиссия проводила подготовку к выборам в соответствии с утвержденным ею Планом мероприятий по подготовке и организованному проведению выборов депутатов Меджлиса Туркменистана.

В установленные Кодексом сроки были образованы избирательные округа и участки, определены их границы.

Для повышения профессиональной подготовки организаторов выборов ЦИК приняла постановление «О проведении семинаров, посвященных вопросам эффективной организации работы окружных, участковых избирательных комиссий по выборам депутатов Меджлиса Туркменистана».

На обучающих семинарах, которые прошли в январе – марте 2018 года с участием депутатов Меджлиса и специалистов аппарата Центральной комиссии, экспертов в области права, рассматривались вопросы дальнейшего укрепления знаний избирательного законодательства и навыков его применения членами избирательных комиссий, работы со списками избирателей, организации досрочного голосования и голосования в день выборов, а также роль средств массовой информации в обеспечении открытости и гласности при подготовке и проведении выборов.

Для обеспечения единообразного применения норм Кодекса ЦИК были изданы руководства для окружных и участковых избирательных комиссий с необходимыми методическими разъяснениями и образцами документации, Руководство по выдвижению кандидата, регламентирующее порядок выдвижения будущих парламентариев.

Кроме того, были изготовлены памятки для представителей СМИ, национальных и международных наблюдателей, другая печатная продукция.

Долгосрочные наблюдатели от СНГ ознакомились с работой по подготовке к выборам окружных и участковых избирательных комиссий Ахалкского, Балканского, Марыйского велаятов и города Ашхабада. При посещении комиссий наблюдатели получали необходимую информацию, имели доступ к документам, регулирующим избирательный процесс.

По мнению Миссии, Центральная и нижестоящие избирательные комиссии приняли необходимые меры для надлежащей подготовки и проведения выборов в соответствии с требованиями избирательного законодательства.


Списки избирателей

В списки избирателей включаются граждане Туркменистана, достигшие ко дню выборов 18 лет, постоянно или преимущественно (в течение не менее чем трех последних месяцев до дня выборов) проживающие на территории данного избирательного участка и обладающие избирательным правом.

Список избирателей составлялся по каждому избирательному участку на основе сведений об избирателях, переданных УИК органами местной исполнительной власти и местного самоуправления, подписывался председателем и секретарем участковой избирательной комиссии и заверялся печатью. К работе по уточнению списка путем посещения избирателей по месту их жительства привлекались представители общественности.

Гражданин Туркменистана, по какой-либо причине не включенный в список избирателей после его подписания, включался соответствующей УИК в дополнительный список.

Списки избирателей не позднее чем за 15 дней до дня голосования предоставлялись для всеобщего ознакомления в помещениях соответствующих участковых избирательных комиссий.

Каждый гражданин был вправе обжаловать невключение, неправильное включение или исключение из списка, а также допущенные неточности в указании своих данных, подав соответствующее заявление в УИК.

По данным Центральной комиссии, количество избирателей, включенных в списки, составило более 3 млн 200 тыс. человек.

По мнению Миссии, составление и уточнение списков избирателей прошли в соответствии с Кодексом, что обеспечило реализацию конституционного права граждан Туркменистана на участие в выборах.


Выдвижение и регистрация кандидатов
в депутаты Меджлиса Туркменистана

Согласно Конституции Туркменистана Меджлис состоит из 125 депутатов, которые избираются сроком на пять лет по одномандатным избирательным округам.

В соответствии с Кодексом кандидатом в депутаты может быть выдвинут гражданин Туркменистана, достигший ко дню выборов 25 лет и в течение предшествующих 10 лет постоянно проживающий в Туркменистане. Право выдвижения кандидатов в депутаты Меджлиса принадлежит политическим партиям, а также группам граждан.

Выдвижение кандидатов в депутаты Меджлиса проходило с 24 января по 22 февраля 2018 года.

Политические партии выдвигали кандидатов в депутаты Меджлиса Туркменистана на заседаниях их центральных, велаятских, этрапских и городских органов. При этом могло быть выдвинуто несколько кандидатов в депутаты Меджлиса, но только по одному кандидату на каждый избирательный округ. Для выдвижения необходимо, чтобы за кандидата проголосовало более половины участников заседания.

Собрания групп граждан по выдвижению кандидатов в депутаты Меджлиса проходили с участием не менее 200 избирателей, проживающих на территории соответствующего избирательного округа. На каждом собрании группы граждан по выдвижению кандидата в соответствующий избирательный округ мог быть выдвинут только один кандидат, если за него проголосовало более половины участников собрания.

Решения заседаний органов политических партий, протоколы собраний граждан в двухдневный срок после их проведения направлялись в соответствующие ОИК с приложением заявлений выдвинутых кандидатов о согласии баллотироваться.

Всего документы на регистрацию подали 284 человека. От политических партий были выдвинуты 168 кандидатов в депутаты, от групп граждан – 116.

Регистрация кандидатов проходила с 3 по 27 февраля 2018 года. Окружные избирательные комиссии зарегистрировали всех 284 претендентов.

Сообщение о регистрации кандидатов в депутаты Меджлиса и их биографии были опубликованы в печати.

По мнению Миссии, выдвижение и регистрация кандидатов проходили на равноправной основе, свободно и открыто, с соблюдением требований национального законодательства.


Предвыборная агитация
и освещение избирательной кампании средствами массовой информации

Агитационная кампания кандидатов началась с момента их регистрации и завершилась 23 марта 2018 года.

Законодательство Туркменистана гарантирует кандидатам в депутаты и их доверенным лицам свободное осуществление предвыборной агитации через СМИ, путем собраний и встреч с избирателями, распространения агитационных материалов.

В соответствии с Кодексом кандидаты имели право на бесплатное эфирное время на государственных теле- и радиоканалах общим объемом не менее одного часа ежедневно, которое приходилось на период с 19.00 до 23.00 часов.

Периодические печатные издания должны были выделять на равных условиях бесплатные печатные площади для агитационных материалов кандидатов.

Средства массовой информации предоставили каждому кандидату в депутаты на безвозмездной основе по 10 минут эфирного времени на телеканалах «Алтын асыр: Туркменистан», «Мирас», «Яшлык», а также печатные площади на страницах центральных («Туркменистан», «Нейтральный Туркменистан») и региональных газет («Ашгабат», «Ахал дурмушы», «Балкан», «Дашогуз хабарлары», «Туркмен гундогары», «Мару-шаху джахан»).

Центральной комиссией был подготовлен график выступлений кандидатов в депутаты по телевидению.

При активной поддержке избирательных комиссий, органов местной исполнительной власти и местного самоуправления, руководителей предприятий, учреждений обеспечивалась организация собраний и встреч кандидатов, их доверенных лиц с населением. В этих целях использовались дворцы и дома культуры, актовые залы учебных заведений и предприятий. По данным Центральной комиссии, было проведено около 1000 таких встреч.

Органы местной исполнительной власти и местного самоуправления определили на территории каждого избирательного участка специальные места для размещения агитационных материалов кандидатов. Согласно Кодексу материалы предвыборной агитации сохранялись в день голосования на прежних местах.

Миссия считает, что принятые организаторами выборов меры обеспечили проведение агитационной кампании на равных условиях и в свободной атмосфере, позволили участникам предвыборной гонки знакомить избирателей с положениями своих предвыборных программ.

Центральная и нижестоящие избирательные комиссии своевременно и в полном объеме информировали граждан о ходе избирательной кампании.

За счет средств государственного бюджета по заказу Центральной комиссии было изготовлено, распространено по месту жительства избирателей и размещено на стендах в общественных местах свыше 11 тыс. информационных материалов о кандидатах в депутаты.

По каналам телевидения и радио регулярно передавались информационные сообщения о предстоящих выборах. Центральная комиссия совместно с Государственным комитетом по телевидению, радиовещанию и кинематографии Туркменистана подготовила 15 видеороликов, разъясняющих процедуру голосования, досрочного голосования, порядок заполнения избирательных бюллетеней, которые транслировались по телевидению. Призывы к голосованию размещались на рекламных носителях.

Принятые ЦИК решения, положения, инструкции, а также новости, связанные с избирательной кампанией, были доступны на интернет-сайте Центральной комиссии.

Тема выборов регулярно освещалась на страницах печатных изданий, в информационных теле- и радиопрограммах.

Участковые избирательные комиссии направили избирателям приглашения на выборы с указанием даты, места и времени голосования.

По мнению Миссии, гражданам была предоставлена возможность доступа к достоверной и объективной информации о кандидатах в депутаты, этапах и ходе избирательной кампании.


Жалобы и заявления

По состоянию на 24 марта 2018 года Центральная комиссия, Генеральная прокуратура, Верховный Суд Туркменистана не получали обращений и заявлений, касающихся избирательного процесса. По информации МВД Туркменистана, правонарушений, связанных с избирательной кампанией, не зафиксировано.

 

Наблюдение за голосованием
и подсчетом голосов избирателей

Согласно Кодексу избиратели, не имевшие возможности в день выборов находиться по месту жительства, могли с 15 по 24 марта 2018 года сделать свой выбор на избирательном участке досрочно. Досрочное голосование проводилось при участии не менее
2-х членов УИК. Заполненный гражданином избирательный бюллетень опускался в опечатанный избирательный ящик. Представители Миссии наблюдали за досрочным голосованием и констатируют, что оно проходило в соответствии с Кодексом.

Участковые избирательные комиссии предоставили возможность участия в голосовании избирателям, которые по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам не могли самостоятельно прибыть в день выборов в помещение для голосования. Для этого необходимо было не позднее 13.00 часов 25 марта 2018 года подать в УИК соответствующее обращение. В таких случаях голосование проводилось с использованием переносных избирательных ящиков при участии не менее двух членов комиссии.

Избирательные участки 25 марта 2018 года были открыты с 7.00  до 19.00 часов.

Члены Миссии в день выборов, осуществляя наблюдение во всех велаятах и городе Ашхабаде, посетили 685 избирательных участков 69 избирательных округов.

По информации наблюдателей от СНГ, голосование проходило спокойно и организованно, при высокой активности граждан, в присутствии национальных и международных наблюдателей, доверенных лиц кандидатов в депутаты. Помещения для голосования были оснащены необходимым оборудованием и информационными материалами.

Зафиксированные наблюдателями отдельные упущения носили технический характер и оперативно устранялись участковыми избирательными комиссиями.

Члены Миссии наблюдали за процедурой подсчета голосов и отмечают, что она проходила в соответствии с Кодексом.

 

Выводы

Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств приходит к следующим выводам:

выборы депутатов Меджлиса Туркменистана, состоявшиеся 25 марта 2018 года, проведены на высоком организационном уровне, в соответствии с Конституцией, Избирательным кодексом Туркменистана и отвечают общепризнанным международным нормам проведения демократических выборов;

органы государственной власти Туркменистана и избирательные комиссии обеспечили в ходе выборов реализацию права граждан страны на свободное волеизъявление;

выборы прошли на многопартийной основе, были открытыми, свободными и конкурентными.

 


Теги: Туркменистан, Миссия СНГ, Выборы и референдумы