Межгосударственная программа «Культурные столицы Содружества» — модель эффективного культурного сотрудничества в СНГ (Н.М.Боголюбова, Ю.В.Николаева)

Международный научно-аналитический журнал Межпарламентской Ассамблеи СНГ «Диалог: политика, право, экономика», № 1 (8)'18

Аннотация: Статья посвящена межгосударственной программе «Культурные столицы Содружества». Авторы рассмат­ривают программу как одну из ключевых инициатив государств СНГ в сфере культуры. Проанализированы история, документальные основы, круг участников, направления и формы реализации проекта. Отдельное внимание уделено проекту «Культурная столица Европы», который стал основой для инициативы государств СНГ. Авторы задаются вопросом о том, сможет ли программа «Культурные столицы Содружества» стать ин­струментом повышения эффективности культурного сотрудничества стран СНГ.

Об авторах

Наталья Михайловна Боголюбова (Санкт-Петербург, Российская Федерация) — доцент кафедры международных гуманитарных связей факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного уни­верситета, кандидат исторических наук; bogoliubovanm@gmail.com

Юлия Вадимовна Николаева (Санкт-Петербург, Российская Федерация)—доцент кафедры международных гумани­тарных связей факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат исторических наук; mollycat@mail.ru



В современных международных отношениях и культурном сотрудничестве большое внимание уделяется поиску новых оригинальных форм сотрудничества, которые отличались бы эффектив­ностью, объединяли бы широкую ауди­торию участников и способствовали бы решению актуальных проблем в разных сферах [1, с. 88].

В культурном диалоге на протяжении более чем 30 лет такой формой являет­ся международный проект «Культурная столица», который успешно осуществля­ется в странах Европы с 1985 г. В конце 1990-х гг. подобный формат взаимодей­ствия получил интересное развитие в странах арабского мира, в Америке, а в 2010 г. культурные столицы стали выбирать и в странах тюркского мира. Содружество Независимых Государств подключилось к этой форме культурного сотрудничества в 2011 г.

Поскольку именно страны Европы стояли у истоков мероприятий в рамках проектов «Культурная столица», уместно изучить европейский опыт и обратиться к истории этих масштабных и статусных событий, что в свою очередь позволит понять значение данной культурной ини­циативы для стран СНГ.

Впервые идею подобных проектов политики стали обсуждать еще в начале 1980-х гг. Греческая актриса, певица и политический деятель, член греческо­го парламента и первая женщина — ми­нистр культуры Греции Мелина Мерку­ри выступила перед представителями европейской политической элиты с ини­циативой противопоставить войнам и конфликтам культуру. По сути, ее предложение было связано с желанием активнее использовать возможности культуры и культурной дипломатии в ин­тересах Европы. Занимая высокие поли­тические позиции, Мелина Меркури всегда стремилась продвигать различные культурные инициативы и поддержива­ла многие интересные проекты, напри­мер идею возрождения международных Дельфийских игр. Когда-то Дельфийские, или Пифийские, игры, наряду с играми Олимпийскими, относились к числу че­тырех общеэллинских агонов и прово­дились в честь Аполлона начиная с 562 г. до н. э. в городе Дельфы, служившем центром почитания этого бога. Считает­ся, что именно Мелине Меркури принад­лежит идея ежегодного выбора культур­ной столицы Европы, которая, как пока­зало время, стала довольно популярной.

Согласно уже сложившейся традиции разным европейским городам по очереди присваивается титул культурной столицы и на один год выбранный город становится средоточием культурной жизни всей Европы. Первой европейской культурной столицей в 1985 г. стали Афины, что было весьма символично: Греция, и в частности Афины, традици­онно воспринимается как колыбель ев­ропейской цивилизации [2].

Затем в разные годы этот титул по­лучили более 40 городов Европы, среди которых Глазго (1990 г.), Стокгольм (1998 г.), Краков (2000 г.), Порту (2001 г.), Г енуя (2004 г.) и многие другие. В 2000 г. культурными столицами Европы стали сразу девять городов, а с 2011г. статус культурной столицы получают два горо­да из двух стран — членов Европейского союза, хотя подобный подход и примеры можно отметить еще в начале 2000-х гг. В 2017 г. культурными столицами Евро­пы являлись Орхус (Дания) и Пафос (Кипр); в 2018 г. этого титула удостоены Леуварден (Нидерланды) и Валлетта (Мальта).

Программа проекта «Культурная столица Европы» направлена прежде всего на содействие трансграничной мобильности деятелей культуры и развитие широкого межкультурного диалога. Для достижения этих целей проект поддерживает проведение культурных меро­приятий; создание профильных органов культуры; распространение опыта своей деятельности. Значительное внимание уделяется знакомству с адресной аудиторией, определению потребностей ев­ропейского культурного сообщества и выработке культурной политики, со­ответствующей новым потребностям, вызовам и угрозам ЕС [3].

Проект «Культурная столица Европы» осуществляется при поддержке Совета Европейского союза, который утверждает программу мероприятий и направля­ет средства на реализацию различных проектов в рамках этой крупномасштаб­ной инициативы, в том числе использу­ются средства из муниципальных бюд­жетов, привлекаются деньги спонсоров. Г ород, выбранный культурной столицей, становится местом проведения множе­ства мероприятий: здесь организуются конкурсы, фестивали, семинары, конфе­ренции, проходят интересные культур­ные события. Как правило, оживляется въездной туризм и, следовательно, эко­номика города. Многие культурные объ­екты строят специально для данного события.

Однако концепция проекта «Культурная столица Европы», безусловно, не сводится к развитию культурного со­трудничества. Культура здесь является фактором объединения и утверждения идеи сохранения культурного разно­образия как уникального наследия ты­сячелетней европейской истории. По­этому сегодня проект «Культурная сто­лица Европы» стал и площадкой для дискуссий, обмена идеями, обсуждения актуальных и острых проблем современ­ной Европы. В рамках проекта в различ­ных городах Европы были организованы выставки молодых художников, осу­ществлен сбор средств для восстановле­ния библиотеки в Сараево, проведен биеннальный проект в поддержку ген­дерного равенства [2]. Важным итогом проекта «Культурная столица Европы» стало открытие театров, концертных за­лов, которые были построены специаль­но для столичных фестивалей, конкурсов и концертов. Так, в Порту под эгидой проекта «Культурная столица Европы» был построен знаменитый Дом музыки, в котором могут располагаться одновре­менно три оркестра. Созданный извест­ным архитектором Ремом Колхасом, Дом музыки получил широкое признание в художественном сообществе и украсил исторический центр города.

Сегодня специалисты высоко оценивают значение проекта «Культурная столица Европы», не случайно он проходит на регулярной основе уже более 30 лет.

Потенциал данного проекта был использован организаторами межгосударственной программы «Культурные столицы Содружества», которая относится к числу ключевых проектов Содружества Независимых Государств в сфере культуры. Эту программу стоит рассматривать как оригинальный инструмент культурного сотрудничества, нацеленный в первую очередь на создание благопри­ятного климата для объединения стран- участниц и расширение культурных связей между государствами СНГ, а также на создание почвы для экономического и политического взаимодействия. Кроме того, программа направлена на создание условий для всестороннего развития отдельных территорий и городов стран СНГ, повышение статуса Содружества на международной арене за счет развития культурного потенциала [4].

Россия уже имела опыт организации таких проектов на национальном уровне: в 2000-2006 гг. в Приволжском феде­ральном округе успешно осуществлялась инициатива «Культурная столица По­волжья»— аналог европейской програм­мы, но на региональном уровне. Куль­турными центрами становились Улья­новск (2001 г.), Киров и Нижнекамск (2002 г.), Чебоксары (2003 г.), Ижевск и Димитровград (2004 г.), Пермь и Ниж­ний Новгород (2006 г.). Таким образом, в основу проекта «Культурные столицы Содружества» был положен и европей­ский, и российский опыт подобных куль­турных мегасобытий.

Межгосударственная программа «Культурные столицы Содружества» стар­товала 28 февраля 2011 г. в Гомеле (Республика Беларусь) в рамках Года историко-культурного наследия в СНГ и праздно­вания 20-летия Содружества Независимых Государств. Тогда этот проект носил пилотный характер, однако спустя пол­тора года было разработано его доку­ментальное обоснование — Положение о Межгосударственной программе «Куль­турные столицы Содружества», утверж­денное 5 декабря 2012 г. в Ашхабаде.

Программа направлена на активиза­цию культурного взаимодействия госу­дарств— участников СНГ, содействие развитию горизонтальных связей и куль­турного общения между гражданами стран Содружества, интенсификацию творческих обменов, наращивание куль­турного и гуманитарного потенциала территорий и городов государств СНГ. Предполагается, что в рамках программы будут решены многие общие и частные проблемы стран Содружества. Безусловно, программа нацелена на развитие меж­государственного общения, обмен опытом в области культурной политики, куль­турно-познавательного туризма, эконо­мики и менеджмента в сфере культуры. Исключительные возможности програм­мы, ее протяженность во времени и ши­рокая география участников позволяют также реализовать образовательные ини­циативы, уделять внимание подготовке специалистов в области культуры, го­родского развития и архитектуры. Стоит отметить, что площадками реализации мероприятий программы являются преж­де всего города, культурные центры СНГ, поэтому большое внимание уделяется улучшению инфраструктуры территорий, сохранению историко-культурного на­следия и поддержке современной куль­туры в государствах СНГ. Организаторы стремятся в рамках программы «Куль­турные столицы Содружества» расширить спектр культурной деятельности и ху­дожественных событий; стимулировать рост туристического потока; преодолеть географически обусловленное неравен­ство отдельных территорий в доступе к культурным благам.

В основу программы «Культурные столицы Содружества» положены важнейшие гуманитарные принципы, такие как взаимное уважение самобытных культурных традиций народов государств — участников СНГ; равное внимание к историко-культурному наследию и современ­ной культуре; открытый конкурсный отбор городов и проектов, составляющих содержание программы. Эта инициатива объединяет государственные и негосу­дарственные организации, общественные объединения, творческие коллективы, осуществляющие деятельность в гуманитарной сфере [5].

Очень важно, что организаторами программы выступают Совет по гуманитарному сотрудничеству государств — участников СНГ, Совет по культурному сотрудничеству государств—участников СНГ и Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств — участников СНГ(МФГС) [6, с. 97], которые являются гарантами стабильности данной инициативы и обеспечивают высокий уровень проведения различных мероприятий.

Первые сертификаты культурных столиц Содружества Независимых Государств были вручены белорусскому Гомелю и российскому Ульяновску. В 2012 г. культурными столицами СНГ были объявлены два города — Астана (Республика Казахстан) и Мары (Турк­менистан). В 2013 г. эстафета была пере­дана городам Габала (Азербайджанская Республика), Гюмри (Республика Арме­ния) и Могилев (Республика Беларусь). Статус культурных столиц СНГ в 2014 г. получили Алматы (Республика Казах­стан) и Ош (Кыргызская Республика). Культурными столицами СНГ в 2015 г. были объявлены Воронеж (Российская Федерация) и Куляб (Республика Тад­жикистан). 16 октября 2015 г. Совет глав государств СНГ решил реализовать про­грамму «Культурные столицы Содруже­ства» в Туркменистане, объявив город Дашогуз культурной столицей СНГ в 2016 г. В 2017 г. статус культурной столицы присвоен второму по величине городу Азербайджанской Республики— Гянджа.

11 октября 2017 г. в Сочи на заседании Совета глав государств СНГ принято решение о реализации программы «Культурные столицы Содружества» в 2018 г. в Республике Армения (город Горис), в 2019 г. — в Республике Беларусь (город Брест), в 2020 г. — в Республике Казахстан (город Шымкент). Таким обра­зом, уже сегодня можно отметить, что программа является не только «прекрас­ным путешествием» по странам и городам, составляющим палитру уникального культурного наследия Содружества Независимых Государств, но и весьма стабильной формой и эффективным инс­трументом культурного сотрудничества.

Стоит выделить продуманный ком­плексно-целевой подход к механизму отбора городов-претендентов на статус «Культурная столица Содружества». Программа реализуется поочередно в государствах — участниках СНГ в порядке русского алфавита наименований госу­дарств. Проводятся национальные про­цедуры отбора городов (в том числе конкурсы) на право получения статуса культурной столицы. По их итогам еже­годно выбирают, как правило, нестолич­ный город в качестве кандидата на ста­тус культурной столицы Содружества.

Основными критериями отбора го­родов являются готовность города к куль­турному развитию, что подтверждается наличием гражданских инициатив и предложений по международному со­трудничеству в сфере культуры, а также наличие предпосылок к межгосудар­ственной кооперации, развитая культур­ная жизнь и необходимая инфраструк­тура [5].

Одним из базовых элементов меха­низма реализации программы являются национальные конкурсы проектов, пла­нируемых к осуществлению в городах, получивших статус «Культурная столица Содружества», а также внеконкурсные («гостевые») проекты. При отборе про­ектов предпочтение отдается уникаль­ным для СНГ мероприятиям, которые демонстрируют многообразие и исклю­чительность культурных традиций опре­деленной территории и государства. Проекты должны быть ориентированы на развитие партнерских связей с госу­дарствами — участниками СНГ, иметь сетевой, инновационный характер и адресную аудиторию, а кроме того, преду­сматривать вовлечение местного сооб­щества [5].

Большое внимание в Положении о Межгосударственной программе «Куль­турные столицы Содружества» уделяет­ся финансированию проекта, которое осуществляется за счет средств местных и региональных бюджетов, национальных бюджетов государств—участников СНГ, средств МФГС, выделяемых на проектную деятельность, с привлечением внебюд­жетных источников [5]. Положением также предусмотрено, что город, полу­чивший статус «Культурная столица Со­дружества», создает собственные орга­низационные механизмы реализации программы в соответствии с националь­ными процедурами [5]. Города, полу­чившие этот статус, организуют различ­ные мероприятия, фестивали, конгрессы, выставки, которые не только существен­но оживляют жизнь города, но и способ­ствуют привлечению туристов, полити­ков, бизнесменов, деятелей культуры.

Отметим, что в 2011 г. было прове­дено более 100 мероприятий в Гомеле и Ульяновске, в том числе крупнейший международный конгресс «Культура как ресурс модернизации», который вызвал интерес у профессионалов и широкой общественности. В результате количество туристов в Гомеле выросло на 30% [7].

В 2012 г. множество интереснейших мероприятий состоялось в объявленных культурными столицами Содружества городах Астана (Республика Казахстан) и Мары (Туркменистан). Так, одним из ключевых событий года можно назвать международный форум «Евразийская культура в новом мире», который состо­ялся в рамках открытия программы «Астана — культурная столица Содруже­ства». В форуме приняли участие видные политики и известные деятели культуры из государств СНГ [8].

В 2013 г. в рамках программ «Габа- ла — культурная столица Содружества», «Могилев — культурная столица Со­дружества», «Гюмри — культурная сто­лица Содружества» проводились между­народные молодежные фестивали, круг­лые столы, концерты, мастер-классы, выставки [9], демонстрировавшие само­бытные культурные традиции городов. Такие мероприятия, несомненно, могут стать прочной основой формирования единого культурного пространства го­сударств СНГ.

Показательной можно назвать про­грамму культурных мероприятий 2015 г., когда культурной столицей Содружества был российский Воронеж—город с ин­тересной судьбой и богатым культурным наследием. В рамках программы состоя­лось 56 значимых культурных мероприя­тий, которые высоко оценили и горожане, и гости города. Были задействованы ос­новные областные и муниципальные учреждения культуры, свой вклад в успех культурной программы внесли лучшие воронежские самодеятельные коллекти­вы и более 400 творческих работников из стран СНГ. Событие такого масштаба не могло не вызвать широкий обществен­ный резонанс: мероприятия программы «Воронеж — культурная столица СНГ» посетили свыше 600 тыс. человек [10].

Благодаря новому статусу развитие получили традиционные культурные про­екты, посвященные многогранному на­следию Воронежа: Платоновский фес­тиваль искусств, Академический пленэр «На родине И. Н. Крамского», выставка- ярмарка «Воронеж—город-сад», фести­валь «Воронеж многонациональный» и др. [10]. Кроме того, были иниции­рованы новые интересные проекты: фес­тиваль хореографических училищ стран СНГ «Антре», гала-концерт «Молодые голоса Содружества», международный фестиваль детских духовых оркестров «Воронежские духовые ассамблеи» [10].

Интересным примером организации культурных мероприятий в рамках про­екта «Культурные столицы Содружества» является азербайджанский город Гянд­жа — город великого поэта Низами. Про­грамма «Гянджа — культурная столица СНГ» была реализована при поддержке МФГС. В мероприятиях по случаю от­крытия программы приняли участие председатель правления МФГС Полад Бюльбюль оглы, сопредседатель правле­ния МФГС Михаил Швыдкой и исполни­тельный директор МФГС Анатолий Ик- санов. Гостем праздника стал коллектив «Воронежские девчата», выступление которого на открытии проекта носило символический характер, так как в 2015 г. статус культурной столицы Содружества принадлежал Воронежу [11]. В рамках проекта «Гянджа — культурная столица Содружества» были организованы вы­ставки изобразительного и декоративно­прикладного искусства, выступления лучших музыкальных коллективов Азер­байджанской Республики. Общий итог года—более двух десятков мероприятий, в которых приняли участие представи­тели творческой и научной интеллиген­ции из стран СНГ [11].

Культурной столицей 2018 г. стал город Горис (Республика Армения), ко­торый уже подготовил целый ряд инте­ресных культурных событий. В много­численных и разноплановых программах и мероприятиях, которые пройдут в те­чение года, примут участие зарубежные гости, причем не только из СНГ, но и из Китая, Ирана, некоторых других стран. Важной частью культурной программы можно назвать выставку «Арт-Экспо», на которой у стран СНГ будет возможность представить свою культуру в отдельных национальных павильонах [12].

За довольно короткое время программа «Культурные столицы Содружества» зарекомендовала себя как значимый этап на пути объединения усилий творческо­го сообщества в целях расширения куль­турных связей; продвижения общих гу­манистических ценностей; повышения осведомленности и заинтересованности международного сообщества в совместных культурных мероприятиях на про­странстве СНГ.

В целом для стран СНГ программа «Культурные столицы Содружества» стала новым эффективным инструментом межгосударственного взаимодействия в сфере культуры, направленным на рас­ширение и сближение связей между странами СНГ не только в культурной, но и в политико-экономической сфере. Эта программа нацелена также на повышение статуса Содружества на международной арене.

Большое внимание участники программы традиционно уделяют развитию туристического потенциала городов, которые становятся культурными столи­цами Содружества. Проект рассчитан не только на внешнюю аудиторию, но и на горожан, которые участвуют в разных мероприятиях, обретают новый статус, получают возможность стать организа­торами культурных событий, установить контакты с зарубежными гостями, при­ехавшими на различные мероприятия. Статус культурной столицы Содружества ставит определенные задачи и перед городом, который готовится к встрече высоких гостей и проведению масштаб­ных мероприятий.

Участие городов в программе «Культурные столицы Содружества» позволя­ет странам СНГ восстановить и укрепить ослабленные в годы перестройки меж- культурные и межнациональные связи, способствует развитию интеграционных процессов на постсоветском простран­стве, расширению культурного обмена, привлечению новых интеллектуальных и денежных инвестиций в межкультурное сотрудничество.

Несмотря на то, что проект «Культурные столицы Содружества» является продолжением инициативы европейских стран, возникшей еще в конце ХХ в., он отличается самобытностью и направлен на решение собственных задач. Можно сказать, что европейский опыт был творчески освоен, обогащен новыми идеями, которые рождаются и реализуются в формате проекта с участием государств СНГ.

Содружество Независимых Государств представляет собой уникальное и очень пестрое в религиозном, этническом, языковом плане объединение, основанное на общем прошлом, историческом опыте, который определяет вектор межкультурного диалога, формы и содержание сотрудничества. При этом уникальное многоголосие культурных традиций государств СНГ позволяет давать жизнь беспрецедентным проектам, программа которых может и должна отражать прин­ципы толерантности, культурного много­образия не на словах, а на практике. Межгосударственная программа «Культурные столицы Содружества» как один из основополагающих культурных про­ектов СНГ призвана не только расширять границы культурного обмена и разнообразить его формы на пространстве Содружества, но и, что не менее важно, раскрывать культурный потенциал государств СНГ, демонстрировать их куль­турную самобытность и уникальность. Особенно это важно для нестоличных, региональных городов стран Содруже­ства, остро нуждающихся в поддержке, популяризации, продвижении, привле­чении туристов, инвесторов, креативной молодежи, развитии инноваций.

Можно предположить, что дальнейшее развитие программы «Культурные столицы Содружества» имеет очень хорошие перспективы. Программа может стать эффективным инструментом общей культурной политики государств СНГ, а возможно, и повышения конкурентоспособности не только городских и региональ­ных брендов, но и единого бренда СНГ


Использованные источники:

1. Боголюбова Н. М., Николаева Ю. В. Новые формы межкультурного сотрудничества // Межкультурный диалог в современном мире : материалы международной конференции в Санкт- Петербургском государственном университете. СПб., 2015. С. 84-92.

2. Speech by Spyros Mercouris. Concept & Spirit of the 25 years of European Capitals of Cultu­re // European Cultural Parliament. URL: http://www.ulturparlament.com/sessions/2010-athens/ speech-by-spyros-mercouris/ (дата обращения: 20.01.2018).

3. Культурные столицы Европы от 17 января 2011 г. // Европейская комиссия. URL: http://ec.europa.eu/culture/our-programmes-and-actions/ doc413_en.htm (дата обращения: 20.10.2017).

4. Сотрудничество Россия — Европа в обла­сти культуры. Сотрудничество с ЕС и странами Европы. URL: http://www.rus-eu-culture.ru/rf/588/ (дата обращения: 20.10.2017).

5. Положение о Межгосударственной про­грамме «Культурные столицы Содружества» // Межгосударственный фонд гуманитарного со­трудничества государств — участников СНГ. URL: http://www.mfgs-sng.org/activity/basic/566.html (дата обращения: 20.10.2017).

6. Макаров Д. В., Демьяненко А. А. Програм­мы «Культурные столицы СНГ» и «Культурные столицы Европы» // Власть. 2014. № 7. С. 96-99.

7. Арыстанбек Мухамедиулы: «Предстоит интереснейшая и напряженная работа» // Фо­рум Плюс. URL: www.mfgs-sng.org/local/images/ mfgs/forum_04-2014s_pdf_1409568518.pdf (дата обращения: 30.10.2017).

8. 15 июня в Астане во Дворце мира и согла­сия состоится Международный форум «Евразий­ская культура в новом мире» в рамках открытия Года «Астана — культурная столица Содруже­ства» // Межгосударственный фонд гуманитар­ного сотрудничества государств — участников СНГ. URL: http://www.mfgs-sng.org/activity/basic/1052.htmi (дата обращения: 20.01.2018).

9. Итоги выполнения Плана мероприятий на 2012-2013 годы по реализации Стратегии международного молодежного сотрудничества государств — участников Содружества Независи­мых Государств на период до 2020 года. URL: http://e-cis.info/page.php?id=24058 (дата об­ращения: 20.01.2018).

10. Проект «Воронеж — культурная столица СНГ» обогатил нашу культуру // Культура ВРН. URL: http://cuituravrn.ru/society/17499 (дата обращения: 20.01.2018).

11. «Воронежские девчата» выступили в Азер­байджане на открытии проекта «Гянджа — куль­турная столица СНГ» // Культура ВРН. URL: http:// cuituravrn.ru/music/20864 (дата обращения: 20.01.2018).

12. Горис — Культурная столица Содружества 2018 года // Исполнительный комитет СНГ. URL: http://www.cis.minsk.by/news.php?id=8747 (дата обращения: 20.01.2018).


Теги: Статья, Обзор, Культурные столицы СНГ, Тематический год, Культура