Охрана нематериального культурного наследия: опыт государств—участников СНГ

Аннотация: В статье рассматриваются актуальные проблемы правовой охраны нематериального культурного на­следия. Автор, изучив опыт государств—участников СНГ, выдвинул предложение о введении в учреждениях образования новой дисциплины (специализации) «Правовая охрана историко-культурного наследия», в рам­ках которой будущие специалисты ознакомятся с практикой охраны, использования и сохранения элементов нематериального культурного наследия во всех его проявлениях.

Об авторе: Игорь Эдуардович Мартыненко (Гродно, Республика Беларусь) — заведующий кафедрой гражданского права и процесса Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, доктор юридических наук, профессор


В основу данной статьи положены ре­зультаты исследования в странах СНГ опыта законодательного регулирования правовых аспектов сохранения, использо­вания и восстановления историко-куль­турного наследия, проведенного автором настоящей статьи в 2012-2017 гг. [1, 2]. Внимание акцентировано на новом зако­нодательстве и практике его применения в отношении объектов и проявлений не­материального культурного наследия (духовных ценностей).

При этом мы исходим из следующего логического ряда. Культура в широком значении есть преобразовательная дея­тельность человека и общества по созда­нию и сохранению материальных и духов­ных ценностей, а также результат этой деятельности. Под материальной культу­рой понимаются искусственно созданные предметы, которые позволяют людям оптимальным способом приспособиться к природным и социальным условиям жизни. Предметы материальной культуры создаются для удовлетворения разнообраз­ных потребностей человека и поэтому рассматриваются в качестве ценностей.

Нематериальная культура (духовная) включает идеи, привычки, обычаи и веро­вания, которые люди создают, а затем поддерживают. Нематериальное культур­ное наследие — совокупность присущих этнической, социальной или конфессио­нальной группе духовных, интеллектуаль­ных и нравственно-этических ценностей, являющихся отражением культурной и национальной самобытности общества и охватывающих образ жизни, традиции и формы их выражения.

Нематериальное культурное насле­дие включает язык, нормы и правила поведения, верования, обряды, обычаи, празднества, фольклор, технологии из­готовления предметов народного деко­ративно-прикладного искусства, музы­кальных инструментов, предметов быта, а также народные художественные ка­ноны, реализующиеся в исторически сложившихся сюжетах и образах, в сти­листике их воплощения.

Выделяют следующие виды объектов нематериального культурного наследия:

постоянно воспроизводимые на определенной территории обряд или празднество;

уникальные формы словесного, вокального, инструментального, танце­вального исполнительства;

традиционная духовная культура конкретного населенного пункта, кон­фессиональной или субэтнической общности;

технологии изготовления пред­метов народного декоративно-приклад­ного искусства, музыкальных инструмен­тов, предметов быта и народные худо­жественные каноны, реализующиеся в исторически сложившихся сюжетах, образах и стилистике их воплощения, существующие на конкретной территории;

зафиксированные на разных видах материальных носителей язык, народные знания, верования, обряды, обычаи, празднества, произведения фольклора, технологии изготовления предметов на­родного декоративно-прикладного искус­ства, музыкальных инструментов, хра­нящиеся в государственных музеях, ар­хивах и библиотеках, а также в архивах научно-исследовательских учреждений, учебных заведений, иных организаций.

Защита нематериального культур­ного наследия осуществляется на двух уровнях: международном и националь­ном.

Международный уровень защиты не­материального культурного наследия:

Конвенция ЮНЕСКО «Об охране нематериального культурного наследия» (2003 г.), в которой участвуют все стра­ны СНГ;

модельный закон «Об охране не­материального культурного наследия», принятый Межпарламентской Ассамб­леей государств — участников Содруже­ства Независимых Государств 29 ноября 2013 г. В модельном законе нематери­альное культурное наследие определя­ется как совокупность присущих этни­ческой, социальной или конфессиональ­ной группе духовных, интеллектуальных и нравственно-этических ценностей, являющихся отражением культурной и национальной самобытности общества и охватывающих образ жизни, традиции и формы их выражения, включая язык, нормы и правила поведения, верования, обряды, обычаи, празднества, фольклор, технологии изготовления предметов на­родного декоративно-прикладного искус­ства, музыкальных инструментов, пред­метов быта и народные художественные каноны, реализующиеся в исторически сложившихся сюжетах и образах и сти­листике их воплощения;

модельный Кодекс о культуре для государств — участников СНГ, принятый Межпарламентской Ассамблеей госу­дарств — участников Содружества Неза­висимых Государств 13 апреля 2018 г. Дан­ный модельный кодекс определяет нема­териальное культурное наследие как совокупность присущих этнической, соци­альной или конфессиональной группе ду­ховных, интеллектуальных и нравственно­этических ценностей, являющихся отраже­нием культурной и национальной самобытности общества и охватывающих образ жизни, традиции и формы их выра­жения, включая язык, нормы и правила поведения, верования, обряды, обычаи, празднества, фольклор, технологии изго­товления предметов народного декоратив­но-прикладного искусства, музыкальных инструментов, предметов быта и народные художественные каноны, реализующиеся в исторически сложившихся сюжетах, обра­зах и стилистике их воплощения.

Во внутреннем законодательстве (национальный уровень) нематериальные культурные ценности (нематериальное проявление человеческого творчества) рассматриваются как неотъемлемая часть национального и культурного достояния, и, соответственно, на них распространя­ются общие положения, закрепленные в конституции и законодательстве о госу­дарственной охране и защите культурно­го (историко-культурного) наследия.

Проблемы выявления, учета, охраны, использования и популяризации немате­риальных (духовных) ценностей решают­ся посредством дополняющих друг друга законов, а именно:

во-первых, законов о культуре;

во-вторых, законов об охране объ­ектов культурного (историко-культурного) наследия;

в-третьих, законов об охране нема­териального культурного наследия или его отдельных проявлений в тех странах, где такие законы приняты. К числу таковых относятся Азербайджан, Армения, Кыр­гызстан, Молдова, Туркменистан.

Республика Молдова первой из го­сударств — участников СНГ приняла спе­циальный закон, направленный на охрану нематериального культурного наследия. Согласно статье 3 Закона об охране нема­териального культурного наследия от 29 марта 2012 г. нематериальное культур­ное наследие — это совокупность элемен­тов подлинного традиционного творчест­ва, имеющих ценность с точки зрения истории и культуры, передаваемых из поколения в поколение в литературной, музыкальной, хореографической или те­атральной формах, а также комплекс пра­ктик, жизненных представлений, выраже­ний, знаний и навыков в совокупности с инструментами, предметами, артефак­тами, специфической одеждой, аксессуа­рами и присущими им культурными про­странствами, которые воспринимаются сообществом, группами людей и отдель­ными лицами как неотъемлемая часть их культурного наследия.

В Молдове элементами нематериаль­ного культурного наследия являются соци­альные практики, представления, ритуалы, обряды, церемонии и торжественные со­бытия, искусство спектакля, средством выражения которого является синкрети­ческий язык: словесный, музыкальный, драматический, хореографический, пред­метный, включая традиционные детские игры, игры для взрослых и спортивные игры; знания и практики, связанные с че­ловеком, календарем, приметами о пого­де, жизнью растений и животных, а также космосом.

Проявлениями нематериального куль­турного наследия являются также предме­ты, музыкальные инструменты, орудия труда и приспособления, используемые для создания, воссоздания, исполнения, пере­дачи и использования элементов немате­риального культурного наследия; техники и знания, связанные с приготовлением пищи, напитков, изготовлением химиче­ских веществ, используемых в строитель­ных материалах и тканях, изготовлением других материалов, используемых в тра­диционных промыслах и ремеслах.

В состав нематериального культурно­го наследия входят материальные носите­ли, при помощи которых фиксировались и передавались на протяжении веков эле­менты нематериального культурного на­следия.

Основными носителями нематериаль­ного культурного наследия являются че­ловеческие сообщества. Им принадлежит основная функция в выявлении, инвента­ризации, сохранении, популяризации и пе­редаче молодому поколению элементов духовного наследия в их первоначальном виде, без изменений. В связи с этим осу­ществляется постоянная организация мероприятий по выявлению лиц с особыми дарованиями в какой-либо области, кото­рые могут передавать определенный эле­мент нематериального наследия, способ­ствуя обеспечению его жизнеспособности. Такие инициативы уже существуют в мире, например программа «Живые сокровища человечества — хранители и носители культурных традиций».

Классификация и государственный учет элементов нематериального куль­турного наследия путем включения их в Национальный реестр нематериально­го культурного наследия осуществляют­ся Национальной комиссией по защите нематериального культурного наследия. Реестр в стране разработан на основе досье объектов наследия, составляемых на каждый элемент нематериального культурного наследия при участии на­учных работников, профильных специа­листов, сообществ — носителей наследия и представителей гражданского общест­ва. Популяризация и использование эле­ментов нематериального культурного наследия обеспечиваются посредством общественных мероприятий по культур­ному обмену, а также при помощи изда­тельской продукции и аудиовизуальных средств, способствующих сохранению аутентичности.

В Кыргызской Республике принят специальный закон «О нематериальном культурном наследии Кыргызской Респуб­лики». В этой стране видами объектов не­материального культурного наследия являются: эпосы, устные традиции и фор­мы выражения, включая язык в качестве носителя нематериального культурного наследия, сказительское искусство (т. е. искусство сказителей-манасчи), обычаи, обряды, народные праздники, знания и на­выки, связанные с традиционными реме­слами, являющиеся культурными ценно­стями народа Кыргызстана.

В соответствии с требованиями ста­тьи 4 указанного закона с целью учета на территории всей страны объектов немате­риального культурного наследия для при­нятия мер по охране, изучению и популя­ризации составляется Национальный куль­турный перечень Кыргызской Республики, который включает банк данных объектов нематериального культурного наследия, единство и сопоставимость которых обес­печивается за счет общих принципов фор­мирования, методов и формы ведения перечня.

Отметим, что в стране принимаются меры по развитию творчества, исполни­тельского мастерства и государственной поддержке манасчи, организации научно­го исследования трилогии эпоса «Манас», обеспечению защиты текстов этой трило­гии и всех его частей в различных видах от уничтожения, искажения, внесения изменений, изъятия из исторического кон­текста. Правительство страны ежегодно утверждает план мероприятий, обеспечи­вает их финансирование, принимает меры по изданию, переводу, распространению информации о трилогии эпоса «Манас». Как отмечается в Указе Президента Кыр­гызской Республики «О вкладе манасчы Жусупа Мамая в дело сохранения истори­ческого и культурного наследия кыргызов» от 30 апреля 2013 г. № 95, эпос пережил века благодаря таланту и усилиям скази­телей «Манаса».

Азербайджанская Республика пер­вая из государств — участников СНГ при­няла закон, направленный на охрану фоль­клора как одного из проявлений немате­риального культурного наследия. Речь идет о Законе «О правовой охране выра­жений азербайджанского фольклора» от 16 мая 2003 г.

Согласно этому закону правовая охра­на выражений фольклора — это охрана выражений фольклора от любого незакон­ного использования и других действий, наносящих им урон. Выражения фолькло­ра — это созданные азербайджанским на­родом, его отдельными индивидуумами и сохраненные особенности характера художественного наследия, существующие в устной форме, а именно: выражения сло­весного искусства, народная музыка, игры, танцы, выражения народного промысла и прикладного искусства, другие виды народного творчества.

Правила использования выражений фольклора заключаются в следующем. Во- первых, использование выражений фоль­клора в традиционной и обычной форме, в том числе с коммерческой целью, на территории Азербайджанской Республики свободно. Во-вторых, использование с ком­мерческой целью выражений фольклора в нетрадиционной и необычной форме (т.е. использование с изменением естествен­ного значения, сущности, содержания или цели, назначения и художественной фор­мы выражений фольклора) при любой форме опубликования, копировании и рас­пространении экземпляров, любой публич­ной декламации или любом исполнении, передаче в эфир, а также при других фор­мах публичного сообщения не должно на­носить вреда его естественному значению и содержанию.

Проявления фольклора защищаются от коммерческого использования вне сфе­ры традиционного использования, то есть от искажения, расхищения, фальсифика­ции, плагиата. Законом предусмотрены средства гражданско-правовой защиты выражений фольклора. Например, соот­ветствующие государственные органы (министерство культуры) вправе требовать прекращения действий, нарушающих пра­вила законного использования выражений фольклора или создающих угрозу нару­шения. При обращении в суд с целью охра­ны выражений фольклора, кроме общих гражданско-правовых методов защиты, по требованию истца может быть взыскан доход, полученный нарушителем вслед­ствие нарушения прав, либо выплачена компенсация. Нарушение требований по использованию выражений фольклора, если в результате этих деяний причинен ущерб в значительном размере, влечет уголовную ответственность по статье 165-2 Уголовного кодекса Азербайджанской Рес­публики.

Результатом реализации государ­ственной политики в данной сфере стало включение в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества (Representative List of the Intangible Cultural Heritage of Humanity) таких проявлений нематериального на­следия, как мугам, Новруз (данная номи­нация включена совместно с Индией, Ира­ном, Кыргызстаном, Узбекистаном, Пакис­таном, Турцией), искусство ашугов, традиционное искусство ковроткачества, мастерство изготовления тары и искусст­во игры на нем, човган (традиционная верховая игра на карабахских конях), тра­диционное искусство изготовления и но­шения женского шелкового головного платка кялагаи и его символика, медное производство Лагича, культура приготов­ления и преломления хлебной лепешки (совместно с Ираном, Казахстаном, Кыр­гызстаном, Турцией) [3].

В Республике Армения нематериаль­ное культурное наследие определяется в статье 3 Закона «О нематериальном куль­турном наследии» как обычаи, традиции, ритуалы, представления и выражения, знания и навыки, а также инструменты, предметы, артефакты и культурные про­странства, ассоциированные с ним как материализованные носители нематери­ального культурного наследия.

Закон вводит понятие «нематериаль­ная культурная ценность» — информация, которая хранится в научных и образова­тельных учреждениях, архивах, биб­лиотеках, касающаяся фольклора, языка, диалектов, географических названий, на­циональных символов, традиционного мастерства, национальных обычаев, тра­диций, праздников, обрядов, народных верований и поклонений.

В Репрезентативный список немате­риального культурного наследия челове­чества включены: музыкальный инстру­мент дудук, исполнение на нем музыки, каменные кресты, символика и мастерство создания хачкаров, армянский эпос «Давид Сасунский», а также изготовление тради­ционного хлеба — лаваша.

В Туркменистане 7 мая 2015 г. принят Закон «Об охране национального немате­риального культурного наследия», утверж­дена Государственная программа сбора, учета, исследования, сохранения и защиты национального нематериального культур­ного наследия страны на 2015-2020 годы, а также план мероприятий по ее реализа­ции.

На территории Туркменистана нацио­нальное нематериальное культурное насле­дие проявляется в следующих областях: устные традиции и формы выражения, включая язык в качестве носителя немате­риального культурного наследия, исполни­тельские искусства, обычаи, обряды, празд­нества, знания и навыки, связанные с тра­диционными ремеслами, знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной.

К устным традициям и формам выра­жения относятся следующие объекты национального нематериального культур­ного наследия: устный фольклор, включая дестаны, эпосы, легенды, сказки, ритуаль­ная и неритуальная поэтическая лирика, поздравления, заговоры, загадки, посло­вицы, поговорки, другие объекты, соответ­ствующие данной области проявления национального нематериального культур­ного наследия.

К исполнительским искусствам от­носятся: традиции и проявления музы­кального искусства, творчество, пред­ставленное в синкретической вербально­музыкальной форме (колыбельные, плачи, ритуальные свадебные песни), традиции и проявления хореографи­ческого искусства или хореографической практики, национальные детские игры, национальные спортивные игры, другие объекты, соответствующие данной обла­сти проявления национального немате­риального культурного наследия.

В настоящее время формируется Национальный список нематериального культурного наследия Туркменистана, ко­торый представляет собой государствен­ную информационную систему, включаю­щую банк данных, состоящий из регулярно обновляемых сведений и документов о пра­вовом статусе, об описании, о культурной ценности, принадлежности и об оценке сохранности объектов национального не­материального культурного наследия.

В 2015 г. Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества пополнился представленной от Туркменистана номинацией «Эпическое искусство Гёроглы» (образец дестанного исполнительства туркменского народа, традиция устных рассказов, описывающих подвиги легендарного туркменского героя и его соратников).

В остальных государствах — участни­ках СНГ вопросы охраны культурного на­следия решаются в рамках законов об ох­ране объектов культурного (историко­культурного) наследия.

Так, в Республике Казахстан Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Рес­публики Казахстан по вопросам культуры и историко-культурного наследия» от 28 октября 2015 г. установлено, что к не­материальным культурным ценностям относятся: устные традиции и формы вы­ражения, включая язык в качестве носите­ля нематериального культурного насле­дия, исполнительские искусства, обычаи, обряды, празднества, знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной, зна­ния и навыки, связанные с традиционны­ми ремеслами.

Указанные объекты культурного на­следия в соответствии с новой редакцией пункта 2 статьи 33 Закона Республики Ка­захстан «О культуре» вносятся в Нацио­нальный перечень элементов нематериаль­ного культурного наследия. Приказом министра культуры и спорта от 30 ноября 2015 г. утверждены Правила ведения Нацио­нального перечня элементов нематериаль­ного культурного наследия.

На практике Национальный перечень элементов нематериального культурного наследия ведется на казахском и русском языках, на бумажном и электронном носи­телях и размещается на официальном интернет-ресурсе уполномоченного орга­на. Согласно данному документу носите­лями нематериального культурного насле­дия являются местные и этнические сооб­щества, группы и в некоторых случаях отдельные лица, играющие важную роль в создании, сохранении и воссоздании не­материального культурного наследия на­рода Казахстана, обогащающие культурное разнообразие и способствующие развитию творческих способностей человека.

В Российской Федерации государ­ственную политику по развитию и сохра­нению нематериального культурного на­следия определяют:

— федеральные законы «Основы зако­нодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992 г. № 3612-1; «О народных художественных промыслах» от 6 января 1999 г. № 7-ФЗ; «Об объектах культурного наследия (памятниках исто­рии и культуры) народов Российской Фе­дерации» от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ; Основы государственной культур­ной политики (утверждены Указом Пре­зидента Российской Федерации от 24 де­кабря 2014 г. № 808);

Стратегия государственной нацио­нальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Ука­зом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666).

В этих нормативных правовых актах нематериальное культурное наследие определяется как обычаи, формы представ­ления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные про­странства, признанные сообществами, группами и в некоторых случаях отдель­ными лицами в качестве части их культур­ного наследия. Такое нематериальное культурное наследие, находясь в тесной взаимосвязи с материальным и природным наследием, передается от поколения к по­колению, постоянно воссоздается сообще­ствами и группами в зависимости от окру­жающей их среды, их взаимодействия с природой, их истории и формирует у них чувство самобытности и преемственности, содействуя тем самым уважению культур­ного разнообразия и творчеству человека.

Объекты нематериального культурно­го наследия народов Российской Федера­ции вносятся в Каталог объектов немате­риального культурного наследия народов Российской Федерации — информационную систему, включающую в себя банк данных объектов нематериального культурного наследия народов (идентификация, доку­ментирование, исследование), единство и сопоставимость которых обеспечивают­ся за счет общих принципов формирова­ния, методов и формы ведения каталога.

Так, объектами нематериального культурного наследия являются, напри­мер, Атмановские кулачки (празднично­обрядовая игровая культура сохранилась в аутентичной этнокультурной среде исконного бытования в селе Атманов Угол Сосновского района Тамбовской области). Как отмечают исследователи, на территории расселения русских бои начинались с наступлением зимы, устра­ивались в воскресные и главным образом в праздничные дни [4].

В Репрезентативный список немате­риального культурного наследия чело­вечества также включены культурное про­странство и устное творчество семей- ских — староверов Забайкалья, якутский героический эпос «Олонхо».

В Республике Таджикистан под не­материальным культурным наследием понимается совокупность форм культур­ной деятельности и основанные на тради­циях представления, формирующие чув­ство самобытности и преемственности поколений.

К нематериальному культурному на­следию относятся обычаи, формы пред­ставления и выражения, знания и навыки, язык, устный эпос, музыка, танцы, игры, мифология, ритуалы, ремесла, традици­онные формы коммуникации и экологи­ческие представления, знаки и символы.

Уполномоченный государственный орган в сфере культуры (Министерство культуры Республики Таджикистан) со­ставляет Реестр нематериального культур­ного наследия, нуждающегося в безотла­гательной охране. Постановлением Пра­вительства от 31 мая 2012 г. №263 утверждена Программа охраны нематери­ального культурного наследия таджикско­го народа на 2013-2020 годы.

Как отмечается в программных доку­ментах, для современного общества Тад­жикистана нематериальное культурное наследие является одним из действенных средств профилактики и преодоления не­гативных социальных явлений в детской и молодежной среде, формирования духа патриотизма, гражданских качеств лично­сти, духовного и нравственного воспита­ния, укрепления и гармонизации семейных и общественных отношений. С его помо­щью решаются серьезные проблемы нацио­нальной этики, эстетических идеалов и в конечном счете задачи формирования социального и экономического потенциа­ла страны.

В Репрезентативный список немате­риального культурного наследия челове­чества включены: музыка «шашмаком» (разновидность вокально-инструменталь­ной музыки), праздник Новруз (совместно с Азербайджаном, Индией, Ираном, Кыр­гызстаном, Пакистаном, Турцией, Узбеки­станом).

В Республике Узбекистан 9 апреля 2009 г. Президент подписал Закон «О вне­сении изменений в Закон Республики Уз­бекистан “Об охране и использовании объ­ектов культурного наследия”». Согласно этому Закону в понятие «объекты немате­риального культурного наследия» вклю­чены: обычаи, народное творчество (искус­ство слова, танцы, музыка, представления), а также связанные с ними, народными художественными промыслами и приклад­ным искусством знания, навыки, инстру­менты, артефакты, культурные простран­ства. В результате нормы Закона «Об охра­не и использовании объектов культурного наследия» приведены в соответствие с Кон­венцией ЮНЕСКО «Об охране нематери­ального культурного наследия».

Кабинет Министров Республики Узбе­кистан принял постановление «Об утверж­дении Государственной программы по охра­не объектов нематериального культурного наследия, сохранению, пропаганде и их использованию в 2010-2020 годы» от 7 ок­тября 2010 г. № 222, направленное на реа­лизацию положений Конвенции ЮНЕСКО.

В Узбекистане охраняются следующие проявления нематериального культурно­го наследия: устные традиции и формы выражения, в том числе язык как носитель нематериального культурного наследия; исполнительские искусства, в том числе актерская игра, музицирование, пение, танцы и др.; обычаи, обряды, праздники; знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной; знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами.

В Репрезентативном списке нематери­ального культурного наследия человече­ства Республику Узбекистан представляют: Катта Ашула — традиционное песнопение, праздник Новруз (совместно с Азербайд­жаном, Индией, Ираном, Кыргызстаном, Пакистаном, Турцией), музыка «шашма- ком» (совместно с Таджикистаном), куль­турное пространство Бойсун.

В Республике Беларусь 3 февраля 2017 г. вступил в силу первый в СНГ Кодекс о культуре, определивший новый подход к охране и использованию нематериального наследия. Данный нормативный акт, со­храняя преемственность, оперирует поня­тием «нематериальная историко-культур­ная ценность». По состоянию на указанную дату в стране на государственный учет посредством включения в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь приняты 112 элемен­тов нематериального культурного насле­дия, в том числе таковыми признаны гер­бы 48 исторических городов. Ведением Инвентаря нематериального культурного наследия по поручению Минкультуры за­нимается Институт культуры Беларуси [5].

Нематериальные историко-культур­ные ценности могут воплощаться в виде:

отдельной культурной ценности;

комплекса нематериальных куль­турных ценностей, если их содержание выражается через обряды, фольклор (уст­ное народное творчество), в состав кото­рых входят различные по своему характеру действия (танцы, песни, другие нематери­альные проявления творчества человека), объединенные одной сущностной направ­ленностью.

Памятниками духовной культуры осо­бого рода являются исторические геогра­фические названия — названия городов, улиц и площадей, проспектов и переулков. Исторические названия за время своего существования накапливают в себе уни­кальные сведения об истории, культуре, языке людей, живущих в местах, обозна­ченных этими именами. Утрата историче­ских названий ведет к деградации народ­ной культурной традиции, к обеднению исторического, культурного сознания, к потере национально-культурной иден­тичности [6].

Обязательной частью герба являются гербовые эмблемы. Их стали помещать на монетах, печатях и других предметах, но они еще не являлись гербами. Отличитель­ные знаки стали превращаться в гербовые эмблемы тогда, когда они стали приобре­тать наследственный характер [7].

Нематериальные историко-культур­ные ценности делятся на следующие категории:

категория «А» — историко-куль­турные ценности, полная аутентичность и достоверность которых безусловна и неизменна. Такую категорию имеет, например, «местный песенный стиль исполнения традиционных обрядовых и внеобрядовых произведений аутентич­ными фольклорными коллективами» в Гомельской области;

категория «Б» — историко-куль­турные ценности, которые полностью или частично восстановлены (зафикси­рованы) на вторичном материале или объективно со временем могут меняться. Такую категорию имеют, например, гер­бы исторических городов.

Основными принципами организа­ции государственной охраны объектов нематериального культурного насле­дия являются:

утверждение государственных це­левых программ сохранения, изучения, использования, популяризации и госу­дарственной охраны объектов немате­риального культурного наследия;

определение политики в области государственной охраны объектов нема­териального культурного наследия;

обеспечение сохранения, изуче­ния, использования, популяризации и государственной охраны объектов не­материального культурного наследия;

принятие в случаях, установлен­ных Кодексом о культуре, решения о включении объекта нематериального культурного наследия государственного значения в Государственный список исто­рико-культурных ценностей Республики Беларусь, об исключении объекта нема­териального культурного наследия из указанного списка, о перемещении объ­екта нематериального культурного на­следия, об изменении категории объекта нематериального культурного наследия;

осуществление государственного контроля за сохранением, использова­нием, популяризацией и государственной охраной объектов нематериального куль­турного наследия совместно с региональ­ными и местными органами государ­ственной власти;

осуществление международного сотрудничества в области охраны объ­ектов нематериального культурного на­следия, заключение и организация вы­полнения международных договоров в области охраны объектов нематери­ального культурного наследия;

научно-методическое обеспечение в области сохранения и использования объектов нематериального культурного наследия, установление основ научно­методического обеспечения в области государственной охраны и популяриза­ции объектов нематериального культур­ного наследия.

Объекты нематериального культур­ного наследия подлежат охране с целью предотвращения их исчезновения, по­вреждения или разрушения материаль­ных носителей, на которых они зафик­сированы, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам не­материального культурного наследия, а также с целью их защиты от иных не­гативных воздействий.

Охрана объектов нематериального культурного наследия включает:

 государственный контроль за со­блюдением законодательства в области охраны и использования объектов не­материального культурного наследия;

 государственный учет объектов, обладающих признаками объекта не­материального культурного наследия;

 установление ответственности за повреждение или уничтожение матери­ального носителя, на котором зафикси­рован объект нематериального культур­ного наследия.

В 2009 г. уникальный белорусский на­родный обряд «Цары Коляды» (Цари Ко- леды или Цари Рождества), который существует только в деревне Семежево (Минская область), включен в Список нематериального культурного наследия, нуждающегося в срочной защите.

 

* * *

В заключение сформулируем некото­рые выводы и предложения по результатам исследования.

Итак, охрана национального немате­риального культурного наследия включа­ет систему не только организационных, финансовых, материально-технических, информационных, но и правовых мер, на­правленных на обеспечение жизнеспособ­ности национального нематериального культурного наследия. Суть реализуемой в (нормативных правовых актах, между­народных соглашениях) концепции Living Heritage заключается в том, что нематери­альное культурное наследие передается и воспринимается живыми людьми.

Считаем, что в учреждениях образо­вания необходимо организовать препода­вание на гуманитарных и некоторых дру­гих специальностях правовых аспектов охраны, использования и восстановления историко-культурного наследия, составной частью которого является нематериальное культурное наследие во всех его проявле­ниях. Автор статьи уже более 10 лет пре­подает спецкурс «Правовая охрана исто­рико-культурного наследия» [1] в ряде вузов стран СНГ, среди которых Гроднен­ский государственный университет имени Янки Купалы, Казанский (Приволжский) федеральный университет, проводил по этому поводу открытые занятия в Ереван­ском государственном университете, Ев­разийском национальном университете им. Л. Н. Гумилева, университете МГИМО, Новгородском государственном универ­ситете имени Ярослава Мудрого и уверен, что полученные знания по законодатель­ству об охране историко-культурного на­следия помогают будущим специалистам успешно реализовать себя в различных сферах деятельности.

 

Использованные источники

Мартыненко И. Э. Международная и нацио­нальные правовые системы охраны историко­культурного наследия государств — участников СНГ : учеб. пособие. М. : Зерцало-М, 2012. 943 с.

Мартыненко И. Э. Правовая охрана нема­териального культурного наследия государств — участников СНГ на международном и националь­ном уровнях // Вестник Воронежского государ­ственного университета. 2017. № 2. С. 282-293. (Право).

Нематериальное культурное наследие Азербайджана, Армении, Беларуси, Республики Молдова и Российской Федерации: материалы Региональной консультативной встречи экспер­тов : информ. сб. Минск: Институт искусствоведе­ния, этнографии и фольклора им. К. Крапивы Национальной академии наук Беларуси, 2013. 73 с.

Кыласов А. В. Актуализация русских тра­диционных игр // Журнал Института наследия. 2017. № 1(8). С. 8.

Сташкевич А. Б. Социальная и образова­тельная роль музеев в продвижении принципов Конвенции ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия (2003 г.): аналитическая записка. М. : ИКОМ России, 2015. 28 с.

Лихачёв Д. С. Достоинство имени // Истори­ческие названия — памятники культуры : материалы Второй Всесоюзной науч.-практ. конф. М., 1991. С. 2.

Адамушко В. И., Елинская М. М. Современ­ная геральдика Беларуси. Минск : Беларуская Эн-цыклапедыя iмя Петруся Броукi, 2012. С. 9.

 

Источник публикации: Международный научно-аналитический журнал Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ «Диалог: политика, право, экономика», № 2(9) • 2018


Теги: Аналитика, Статья, О Содружестве, Мнение эксперта, Культура, Тематический год