Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

На пространстве СНГ вырабатываются единые подходы в вопросах медобеспечения полетов судов гражданской авиации

18 – 19 апреля 2019 года в Исполнительном комитете СНГ в Минске состоялось заседание Рабочей группы по вопросам медицинского и санитарно-эпидемиологического обеспечения полетов воздушных судов гражданской авиации.

В заседании участвовали представители Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана и Исполкома СНГ.

 

 

Члены Рабочей группы обсудили решения, принятые на XXVIII заседании Совета по сотрудничеству в области здравоохранения СНГ. В частности, Совет утвердил и рекомендовал к использованию в странах Содружества Методические рекомендации по организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в случае выявления больного (подозрительного на заражение, трупа) инфекционной болезнью, представляющей чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения, имеющую международное значение, при осуществлении полетов воздушных судов гражданской авиации государств – участников СНГ и Типовой план готовности гражданской авиации (государства) к возникновению чрезвычайной ситуации в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение. Также Совет утвердил Положение о Рабочей группе по вопросам медицинского и санитарно-эпидемиологического обеспечения полетов воздушных судов гражданской авиации в новой редакции.

Рабочая группа рассмотрела проект Авиационных правил «Проверка соответствия установленным требованиям юридических и физических лиц, осуществляющих медицинское обеспечение полетов воздушных судов гражданской авиации государств – участников СНГ». Разработка данного проекта документа обусловлена отсутствием единых подходов к определению критериев оценки уровня компетенции и профессиональных навыков медицинских работников, реализующих мероприятия в области медицинского обеспечения полетов воздушных судов гражданской авиации. Было отмечено, что во многих странах Содружества применяются устаревшие требования к оснащению организаций, проводящих медицинское освидетельствование кандидатов на получение (продление) свидетельств авиационного персонала.

В ходе обсуждения требований к состоянию здоровья кандидатов на получение (продление) свидетельств авиационного персонала членам Рабочей группы была представлена тематическая презентация, подготовленная представителями российской и молдавской сторон.

Представители Азербайджана, Кыргызстана и Узбекистана проинформировали коллег, что в настоящее время проводится пересмотр национальных авиационных правил, регламентирующих в том числе вопросы медицинского освидетельствования авиационного персонала, на основании Стандартов и Рекомендуемой практики ИКАО с учетом европейского опыта. Однако в указанных документах не достаточно урегулированы вопросы объема обследования авиационного персонала при медицинском освидетельствовании. В этой связи необходим обмен опытом государств – участников СНГ по данному вопросу. Республике Узбекистан было предложено выступить на очередном заседании Рабочей группы с докладом по данной тематике.

Участники заседания отметили, что существующая система оценки состояния здоровья авиационного персонала требует оптимизации и корректировки с учетом современных тенденций развития медицины и гражданской авиации. Кроме того, для многих государств – участников СНГ характерно отсутствие корреляции между отдельными положениями нормативных правовых актов различных министерств и ведомств.

Члены Рабочей группы также обсудили актуальные вопросы в области медицинского обеспечения безопасности полетов. Это, в частности, медикаментозная терапия заболевания у авиационного персонала, порядок допуска к исполнению профессиональных обязанностей, вопросы оказания медицинской помощи членам экипажа и пассажирам воздушных судов, а также лицам, находящимся на территориях международных аэропортов.

В ходе дискуссии были внесены предложения по оптимизации медицинского обеспечения гражданской авиации и отмечена необходимость:

установления системы контроля и надзора за выдачей медицинских заключений (сертификатов) персоналу гражданской авиации в соответствии с международными требованиями;

приведения требований к состоянию здоровья авиационного персонала в соответствие со Стандартами и Рекомендуемой практикой ИКАО с учетом международного опыта и уровнем развития медицины и гражданской авиации;

введения юридической ответственности персонала гражданской авиации за предоставление недостоверных данных о состоянии своего здоровья;

страхования медицинских рисков в гражданской авиации;

оценки целесообразности оптимизации процедур проведения «выборочного» контроля состояния здоровья членов экипажей воздушных судов и автоматизации процедур проведения предполетных, предсменных, предрейсовых медицинских осмотров;

нормативного регулирования деятельности по оказанию первой и медицинской помощи на борту воздушных судов и на территориях аэропортов;

разработки правовых основ применения современных медицинских технологий и телемедицины во всех аспектах медицинского обеспечения полетов;

усовершенствования программ подготовки авиамедицинских специалистов с учетом возложенных задач и специфики выполняемой работы.

Вместе с этим на заседании говорилось о трехзвеньевой системе медицинского обеспечения полетов, используемой в странах СНГ в настоящее время. Разработка альтернативных подходов к организации системы медицинского обеспечения полетов или сохранение действующих подходов? У каждого предложения были свои сторонники. Однако очень важно не утратить накопленный опыт и учесть современные тенденции.

Кроме того, на встрече были затронуты проблемные вопросы в практике применения Методических рекомендаций по организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в случае выявления больного (подозрительного на заражение, трупа) инфекционной болезнью, представляющей чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения, имеющую международное значение, при осуществлении полетов воздушных судов гражданской авиации государств – участников СНГ.

Следующее заседание Рабочей группы по вопросам медицинского и санитарно-эпидемиологического обеспечения полетов воздушных судов гражданской авиации решено провести в IV квартале 2019 года.

 

Пресс-служба Исполнительного комитета СНГ

 


 

В СНГ вырабатывают единые подходы в медобеспечении полетов судов гражданской авиации

На пространстве СНГ вырабатываются единые подходы в вопросах медобеспечения полетов судов гражданской авиации, заявила журналистам первый вице-президент Ассоциации врачей авиационной медицины (Россия) Ольга Верба. Она приняла участие в заседании рабочей группы по вопросам медицинского и санитарно-эпидемиологического обеспечения полетов воздушных судов гражданской авиации в Исполнительном комитете СНГ в Минске 18–19 апреля, передает корреспондент БЕЛТА.

 

На повестке дня встречи - рассмотрение проекта авиационных правил "Проверка соответствия установленным требованиям юридических и физических лиц, осуществляющих медицинское обеспечение полетов воздушных судов гражданской авиации государств - участников СНГ", требований к состоянию здоровья кандидатов на получение и продление свидетельств авиационного персонала. Участники заседания обсудили вопросы медицинского обеспечения безопасности полетов, в частности порядок допуска к исполнению профессиональных обязанностей, оказание медпомощи членам экипажа и пассажирам воздушных судов, а также лицам, находящимся на территориях международных аэропортов.

"Такие встречи экспертов СНГ необходимы, поскольку есть возможность обменяться самыми передовыми тенденциями, получить опыт от своих коллег. Эта площадка представляется очень важной и перспективной для того, чтобы усовершенствовать и выработать единые подходы в медицинском обеспечении безопасности полетов", - сказала Ольга Верба.

Медицинские аспекты и подходы в вопросах безопасности полетов едины на всем международном пространстве. В то же время есть различия в законодательных и юридических аспектах выполнения этих процедур. "Для этого мы и собираемся, обсуждаем, пытаемся установить единые правила в этом направлении. Ведь у каждой из стран есть национальные особенности, их необходимо учесть и привести в соответствие с международными требованиями. То есть в результате таких дискуссий должны появиться те документы, которые позволят наиболее правильно и рационально подходить к вопросам обеспечения безопасности полетов на пространстве Содружества", - отметила первый вице-президент ассоциации.

Во время заседания также обсуждались проблемные вопросы в практике применения методических рекомендаций по организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий в случае выявления больного либо подозрительного на заражение инфекционной болезнью, представляющей чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения, имеющую международное значение, при осуществлении полетов воздушных судов гражданской авиации стран СНГ. "Взаимодействие в этой области имеет очень большое значение, поскольку особо опасные инфекционные болезни способны одномоментно поражать большое количество пассажиров на борту самолета. Поэтому наша главная задача - исключить возможность завоза инфекционных болезней из одной страны в другую", - подчеркнула старший инспектор по авиационной медицине отдела сертификации авиационного персонала Агентства гражданской авиации при Министерстве транспорта и дорог Кыргызстана Айнура Токтоназарова.

Заседание рабочей группы по вопросам медицинского и санитарно-эпидемиологического обеспечения полетов воздушных судов гражданской авиации прошло в Исполнительном комитете СНГ в Минске 18 – 19 апреля 2019 годп. В нем приняли участие представители Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана, а также Ассоциации врачей авиационной медицины России и Исполкома СНГ.

 

Источник: БЕЛТА, МИР24