Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Обеспечение безопасности как приоритетная сфера сотрудничества государств-участников СНГ в цифровую эпоху

Современная цифровая трансформация практически всех сфер жизни позволяет вести масштабные разрушительные враждебные действия. Активными мероприятиями с использованием информационных технологий можно напрямую воздействовать на  гражданское общество противника, оказывать психологическое влияние на массовое сознание и политическую ситуацию, угрожать конституционным основам и всестороннему развитию государства. Кибератакой можно проникнуть вглубь территории для выведения из строя автоматизированных систем управления гражданской и военной инфраструктурой, разрушения объектов экономики, энергетики, транспорта, финансового сектора. В политических, военных, разведывательных, экономических, преступных и иных целях подвергать деструктивному воздействию информационные ресурсы с большими объемами данных. В последние годы актуальной становится проблема кибербезопасности, к примеру, медицинских учреждений, защита которых намного слабее по сравнению с финансовым сектором.

Потенциальные вооруженные конфликты и войны также характеризуются смещением акцентов в информационную сферу, появлением новой области противоборства — кибернетического  пространства. Происходит переход к военным действиям в глобальных информационных (и электромагнитных) сетях. Именно этим вызвано появление в вооруженных силах стран Содружества научных рот, рот информационных технологий, военно-научных взводов. Информационные технологии во многом определяют структуру и качество вооружений, эффективность действий вооруженных сил государств – участников СНГ.

Уголовные киберпреступления часто связаны с финансовыми махинациями, бесконтактным сбытом наркотиков, преступлениями в сфере экономики, проникновением криминального капитала в легальную экономику. Возможность сращивания киберпреступности с террористическими организациями представляет собой особую опасность. Очевидна необходимость организации сетевого мониторинга террористических техногенных угроз и защиты от несанкционированного проникновения в рамках цифрового пространства СНГ.

Таким образом, информационная безопасность сегодня является ключевым фактором всей системы национальной безопасности, включая ее политические, военные, экономические, экологические, энергетические, транспортные и иные аспекты, то есть все составляющие устойчивого сбалансированного развития человека, общества и государства.

Эти новые вызовы и угрозы диктуют необходимость принятия на национальном уровне концептуальных документов по обеспечению информационной безопасности. На этом фоне совершенствуется работа созданных национальных служб реагирования на компьютерные инциденты и подразделений по борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий.

В 2019 году под эгидой Контртеррористического управления ООН по всем регионам и континентам мира проводится серия из семи конференций высокого уровня. Четвертая встреча, прошедшая 3-4 сентября в Минске, прошла на тему: «Борьба с терроризмом при помощи инновационных подходов и использования новых и возникающих технологий». Сегодня Республика Беларусь, развивая тему, организовала экспертное обсуждение этого перспективного направления теории и практики национальной безопасности – использование информационных технологий.

В условиях устойчивого роста преступлений в сфере информационных технологий на территориях государств-участников Содружества происходит консолидация усилий. Первым документом, заложившим основы такого сотрудничества, стала Концепция сотрудничества в сфере обеспечения информационной безопасности от 10 октября 2008 года. Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в области обеспечения информационной безопасности было заключено 20 ноября 2013 года.

25 октября 2013 года была одобрена Концепция, а затем Программа сотрудничества в борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием информационных технологий, на 2016-2020 годы.

В последующем, 28 сентября 2018 года 7 стран  подписали межгосударственное Соглашение о сотрудничестве в борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий. Это не первый документ в этой сфере: еще 1 июня 2001 года было подписано Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации, которое прекратит свое действие со вступлением в силу этого нового договора. Соглашение создаст правовые основы и определит четкие формы сотрудничества в борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий.

Преступления, совершаемые в сфере информационных технологий, выделены в 2019 году Советом руководителей органов безопасности и специальных служб государств-участников СНГ в отдельную сферу деятельности транснациональной организованной преступности. Отмечается тенденция роста ее информатизации и высокий уровень латентности этих преступлений.

Сохраняя преемственность основополагающих документов, принятых в рамках СНГ, и дополняя их с учетом современных реалий, на прошедшем 25 октября 2019 года саммите глав правительств утверждена Стратегия обеспечения информационной безопасности государств – участников СНГ. В этом документе согласованы и четко прописаны основные источники угроз информационной безопасности, информационному суверенитету государств-участников СНГ, обозначен принцип добровольного принятия и выполнения каждым государством обязательств, касающихся совместного обеспечения информационной безопасности. Координация работы по ее реализации будет осуществляться Координационным советом по информатизации при Региональном содружестве в области связи во взаимодействии с компетентными органами государств – участников СНГ и заинтересованными органами отраслевого сотрудничества.

Логическим продолжением совместных усилий стало Решение Совета министров иностранных дел от 5 апреля 2019 г. о придании Московскому университету МВД России статуса базовой организации по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в данной области.

На национальном уровне продолжается согласованная работа по криминализации преступлений в этой сфере в качестве уголовно наказуемых. В ряде стран Содружества преступления, совершаемые в сфере информационных технологий, выделены в уголовных кодексах в отдельную главу. В Азербайджане: «Киберпреступления», в Беларуси: «Преступления против информационной безопасности», в Казахстане: «Уголовные правонарушения в сфере информатизации и связи», в Молдове: «Информационные преступления и преступления в области электросвязи», в России: «Преступления в сфере компьютерной информации», в Узбекистане: «Преступления в сфере информационных технологий».

Новейшие технологии широко применяются специальными службами и другими компетентными органами Содружества для обмена информацией о лицах, причастных к террористической деятельности, установления их местонахождения, выявления на международных пунктах пропуска и в миграционных потоках, а также при раскрытии и расследовании преступлений в сфере информационных технологий, связанных с терроризмом. В настоящее время в рамках СНГ ведется экспертная работа по разработке единой межгосударственной автоматизированной системы сбора, накопления, обработки, хранения и обмена информацией, нацеленной на повышение эффективности совместной борьбы с терроризмом, транснациональной преступностью, незаконной миграцией. Динамичное оперативное взаимодействие соответствующих органов стран Содружества может быть основано только на современных информационных технологиях электронного обмена данными. В этой связи перспективным представляется тесное взаимодействие со специализированными компаниями, работающими в этой сфере.

Современные средства телекоммуникаций используются в странах СНГ для реализации антитеррористических мер при обеспечении крупных международных общественных и спортивно-массовых мероприятий, а также на всех видах транспорта и критически важных объектах.

В последние годы более активным стало сотрудничество подразделений финансовой разведки государств – участников СНГ в выявлении и отслеживании денежных потоков, полученных в результате экономических преступлений, а также в пресечении попыток их направления на финансирование терроризма.

В связи с появлением новых способов совершения преступлений в сфере информационных технологий на территориях государств-участников СНГ в 2018 году подготовлен аналитический обзор. Авторы обзора в качестве перспективной задачи видят создание на межгосударственном уровне Центра ситуационного предупреждения киберпреступлений. Целесообразна организация комплексного межгосударственного исследования факторов, состояния, динамики и тенденций развития киберпреступности на территориях стран Содружества, которое позволит своевременно определять новые криминальные угрозы и вызовы, вырабатывать соответствующие меры противодействия.

 

А.Д. Смагулов,
Заместитель Председателя Исполнительного комитета – Исполнительного секретаря СНГ