ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ОТЧЕТ
Миссии наблюдателей от Содружества Независимых Государств
о ходе наблюдения за подготовкой выборов депутатов
Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан

(26 ноября – 12 декабря 2019 года)

 

По приглашению Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан (далее – Центральная избирательная комиссия, ЦИК) Миссия наблюдателей от СНГ (далее – Миссия) осуществляет мониторинг подготовки выборов депутатов Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан (далее – выборы).

Общие положения

Центральная избирательная комиссия в соответствии со статьей 117 Конституции Республики Узбекистан и статьей 36 Избирательного кодекса Республики Узбекистан объявила 22 декабря 2019 года днем выборов депутатов Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан и депутатов местных Кенгашей.

Миссия приступила к работе 26 ноября 2019 года, осуществляет свою деятельность свободно и независимо, руководствуясь законодательством Республики Узбекистан, документами, принятыми в рамках Содружества, соблюдая принцип невмешательства в ход избирательного процесса и уважая суверенитет государства.

На 12 декабря 2019 года поданы документы на аккредитацию 188 наблюдателей от СНГ, представляющих Азербайджанскую Республику, Республику Армения, Республику Беларусь, Республику Казахстан, Кыргызскую Республику, Российскую Федерацию, Республику Таджикистан, Туркменистан, Межпарламентскую Ассамблею государств – участников СНГ, а также Исполнительный комитет СНГ.

Наблюдатели от Содружества обсуждали ход избирательной кампании с руководством ЦИК, Министерства иностранных дел, Генеральной прокуратуры, Верховного Суда, Министерства внутренних дел Республики Узбекистан. Состоялись встречи с предвыборными штабами всех пяти политических партий, принимавших участие в выборах.

Члены Миссии в ходе долгосрочного наблюдения ознакомились с работой окружных и участковых избирательных комиссий в Андижанской, Бухарской, Кашкадарьинской, Навоийской, Наманганской, Сырдарьинской, Ташкентской, Ферганской областях и городе Ташкенте.

Миссия работает открыто и гласно, ее деятельность освещается в прессе, теле- и радиопередачах. Штабом Миссии выпускаются информационные сообщения о ходе наблюдения за подготовкой выборов. Долгосрочные наблюдатели от Содружества открыты для общения с представителями средств массовой информации.

 

Законодательная база для проведения выборов

Выборы проводятся на основе норм Конституции, Избирательного кодекса Республики Узбекистан (далее – Кодекс), а также постановлений Центральной избирательной комиссии, разъясняющих отдельные вопросы организации избирательной кампании.

Принятый в июне 2019 года Кодекс объединил в один документ положения ранее действовавших законов «О выборах Президента Республики Узбекистан», «О выборах в областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов», «О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан», «О Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан»,
«О гарантиях избирательных прав граждан». Кроме того, Кодекс содержит ряд нововведений, касающихся подготовки и проведения выборов, основные из которых следующие:

отменено квотирование депутатских мест в Законодательной палате для представителей Экологического движения;

исключено ограничение по участию в выборах лиц, содержащихся в местах лишения свободы за преступления, не представляющие большой общественной опасности, и менее тяжкие преступления;

определен порядок формирования и функционирования Единого электронного списка избирателей;

предоставлено право представителям органов самоуправления граждан осуществлять наблюдение за выборами в качестве национальных наблюдателей.

Эксперты Миссии и Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств – участников МПА СНГ завершают анализ избирательного законодательства Республики Узбекистан. Их выводы будут изложены после дня голосования в итоговом документе.

 

Формирование избирательных комиссий и их деятельность

Подготовку и проведение выборов осуществляют Центральная, 150 окружных и 10 306 участковых избирательных комиссий, в том числе 55 – за рубежом.

Центральная избирательная комиссия образована Олий Мажлисом Республики Узбекистан в составе 21 человека. Члены ЦИК избираются Законодательной палатой и Сенатом Олий Мажлиса по рекомендации Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, областных и Ташкентского городского Кенгашей народных депутатов. Председатель Центральной избирательной комиссии избирается из ее членов по представлению Президента Республики Узбекистан на заседании комиссии.

Окружные избирательные комиссии (ОИК) образованы Центральной избирательной комиссией в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и 6–8 членов комиссии.

Участковые избирательные комиссии (УИК) образованы окружными избирательными комиссиями в составе 5–19 членов, в том числе председателя, заместителя председателя и секретаря.

Образование окружных и участковых избирательных комиссий прошло в соответствии с определенными в Кодексе порядком и сроками. Информация о адресах, номерах телефонов комиссий, а также списки их членов опубликованы в печати.

Политическая партия, выдвинувшая кандидатов в депутаты Законодательной палаты, вправе назначить уполномоченных представителей в ЦИК, а также во все УИК для участия в заседаниях, сдаче документов, проверке правильности составления подписных листов, подсчете голосов на избирательном участке.

Центральная избирательная комиссия последовательно и организованно ведет работу по подготовке и проведению избирательной кампании под лозунгом «Новый Узбекистан – новые выборы!».

Постановлением ЦИК принята Программа основных мероприятий по проведению выборов депутатов Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, депутатов местных Кенгашей.

Центральная избирательная комиссия утвердила в связи с принятием Кодекса 16 положений и инструкций, направленных на внедрение в практику его норм, а также провела инвентаризацию ранее принятых постановлений.

Впервые ЦИК приняла отдельные постановления о дополнительных мерах по обеспечению избирательных прав инвалидов, а также граждан Республики Узбекистан, проживающих за рубежом. Для избирателей с ограниченными физическими возможностями предусматривается оборудование избирательных участков пандусами, специальными кабинами для голосования инвалидов-колясочников, изготовление трафаретов для заполнения избирательных бюллетеней, выполненных шрифтом Брайля, предоставление увеличительных стекол (луп) для незрячих и слабовидящих избирателей. Гражданам Узбекистана, постоянно или временно проживающим за рубежом, помимо голосования в помещениях зарубежных избирательных участков, предоставляется возможность досрочного голосования с помощью переносных урн в местах их нахождения.

Большое внимание Центральная избирательная комиссия уделяет учебе организаторов выборов. Она проводится на системной основе в соответствии с Концепцией организации обучения кандидатов в члены избирательных комиссий, утвержденной ЦИК 23 июля 2019 года.

Обучение проходило каскадным методом в несколько этапов на семинарах-тренингах по подготовленной ЦИК совместно с Академией государственного управления при Президенте Республики Узбекистан программе «Избирательное законодательство и применение современных информационных технологий». В июле – августе 2019 года были обучены 70 республиканских и 748 территориальных тренеров, которые в октябре – ноябре 2019 года провели учебу с руководителями, членами окружных и участковых избирательных комиссий в регионах республики.

В целях закрепления знаний и навыков по подготовке и проведению выборов, полученных на семинарах-тренингах, с 4 декабря 2019 года для всех членов УИК проводятся практические семинары по вопросам формирования списка избирателей, организации досрочного голосования, оборудования помещений для голосования в день выборов, процесса голосования и подсчета голосов, порядка оформления итоговых протоколов.

В соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан от 4 октября 2018 года «О мерах по внедрению современных информационно-коммуникационных технологий в избирательный процесс» Центральной избирательной комиссией совместно с министерствами и ведомствами республики создана Информационная система управления избирательным процессом, включающая в себя электронную базу данных избирательных округов и участков, членов ОИК и УИК с публикацией этих сведений на сайте ЦИК, электронную базу данных о кандидатах в депутаты, интерактивную карту избирательных округов и участков и Единый электронный список избирателей (ЕЭСИ).

Впервые в практике организации выборов в Узбекистане по инициативе ЦИК в период с 20 октября по 20 ноября 2019 года был проведен Месячник пропаганды избирательного законодательства. В рамках этой акции по всей стране в целях повышения уровня политических знаний и побуждения к активному участию в выборах прошли пропагандистские и агитационные мероприятия для разных слоев населения, включая женщин, молодежь, ветеранов, людей с ограниченными физическими возможностями, военнослужащих.

Центральная избирательная комиссия работает гласно и открыто. Ее заседания проходят, как правило, в режиме видеоконференцсвязи с окружными избирательными комиссиями, в присутствии уполномоченных представителей политических партий, международных наблюдателей, журналистов.

В рамках мониторинга выборов долгосрочные наблюдатели от СНГ знакомятся с деятельностью окружных и участковых избирательных комиссий по подготовке к выборам и отмечают, что комиссии имеют необходимые условия для работы, обеспечены транспортом, средствами связи, компьютерами, правовой и методической литературой. В помещениях УИК размещены информация о кандидатах в депутаты, инфограммы о порядке голосования, о процедуре досрочного голосования.

 

Списки избирателей

В соответствии с Кодексом в список избирателей включаются фамилии граждан, достигших ко дню или в день выборов восемнадцати лет, постоянно или временно проживающих к моменту составления списка на территории данного избирательного участка.

Впервые списки избирателей составлялись на основе данных информационной системы по формированию Единого электронного списка избирателей с использованием сведений о гражданах-избирателях, адресах их постоянного и временного места жительства информационной базы данных Министерства внутренних дел, Единого реестра объектов недвижимого имущества и Единого реестра адресов объектов недвижимого имущества.

В течение трех дней после своего образования участковые избирательные комиссии получили предварительные списки избирателей из ЕЭСИ и совместно с представителями общественности провели работу по их уточнению путем подворового (поквартирного) обхода проживающих на территории участка.

Гражданам предоставлена возможность за 15 дней до выборов ознакомиться в помещении УИК со списками и проверить правильность их составления. Каждый избиратель имеет право заявить об ошибке или неточности в списках избирателей. В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку или неточность, либо дать заявителю мотивированный ответ об отклонении заявления, который может быть обжалован в суд.

Избиратели, временно или на постоянной основе проживающие за рубежом, могут обратиться с письменным заявлением о включении в список избирателей в УИК в стране их нахождения либо не позднее чем за 15 дней до выборов подать соответствующее обращение в электронной форме на сайте Министерства иностранных дел Республики Узбекистан. В свою очередь, МИД предоставляет обобщенные сведения о гражданах, включенных в списки избирателей на зарубежных участках, в Государственный центр персонализации при Кабинете Министров Республики Узбекистан для внесения соответствующих корректировок в ЕЭСИ.

Избиратель, по каким-либо причинам не включенный в список, в день выборов на основании документа, удостоверяющего личность, гражданство и местожительство, может быть включен в приложение к списку избирателей.

 

Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты

Законодательная палата Олий Мажлиса состоит из 150 депутатов, избираемых по территориальным одномандатным округам на многопартийной основе сроком на 5 лет.

Правом быть избранным в Законодательную палату обладают граждане, достигшие ко дню выборов 25 лет и постоянно проживающие на территории Республики Узбекистан не менее 5 лет.

Право на выдвижение кандидатов в депутаты имеют политические партии при условии, что они зарегистрированы Министерством юстиции Республики Узбекистан не позднее чем за 4 месяца до дня объявления о начале избирательной кампании. В поддержку участия политической партии в выборах должно быть собрано не менее 40 тысяч подписей избирателей, при этом количество подписей, собранных партией в одном административно-территориальном образовании страны (Республика Каракалпакстан, область, город Ташкент), не должно превышать 8 % от требуемого количества.

В данной избирательной кампании впервые принимает участие Экологическая партия Узбекистана, образованная в январе 2019 года.

Политические партии в установленные Кодексом сроки предоставили в ЦИК необходимые для участия в выборах документы и подписные листы с подписями избирателей в свою поддержку.

Для организации проверки правильности составления подписных листов Центральная избирательная комиссия образовала Экспертную группу в составе членов ЦИК, специалистов органов внутренних дел, юстиции, а также представителей общественности. В процессе проверки подписных листов участвовали уполномоченные представители каждой политической партии.

Экспертная группа пришла к заключению, что сбор подписей избирателей проведен в соответствии с требованиями избирательного законодательства.

На основании заключения Экспертной группы ЦИК приняла решение допустить к участию в выборах в Законодательную палату Олий Мажлиса все 5 политических партий: Движение предпринимателей и деловых людей – Либерально-демократическую партию Узбекистана, Социал-демократическую партию Узбекистана «Адолат», Демократическую партию Узбекистана «Миллий тикланиш», Народно-демократическую партию Узбекистана и Экологическую партию Узбекистана.

Выдвижение кандидатов в депутаты проходило с 18 октября по 7 ноября 2019 года.

Политические партии в установленные Кодексом сроки провели свои съезды и конференции, на которых выдвинули 750 кандидатов: по одному от каждой политической партии в 150 избирательных округах. Все партии выполнили требование статьи 70 Кодекса и выдвинули не менее 30 % женщин от числа кандидатов в депутаты.

Центральная избирательная комиссия зарегистрировала всех кандидатов. Впоследствии 3 претендента были исключены из списков на основании поданных ими заявлений. Таким образом, на 150 мест в Законодательной палате претендуют 747 кандидатов.

Согласно требованиям Кодекса списки зарегистрированных кандидатов в депутаты опубликованы в печати и на сайте ЦИК.

 

Предвыборная агитация и освещение избирательной кампании

Предвыборная агитация началась 18 ноября и завершится 20 декабря 2019 года.

Согласно постановлению Центральной избирательной комиссии
«О предвыборной агитации кандидатов в депутаты и политических партий в период избирательной кампании по выборам в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан» каждой политической партии на каналах Национальной телерадиокомпании Узбекистана («Узбекистон 24», «Узбекистон» «Махалла» и «Ёшлар») для ведения предвыборной агитации еженедельно предоставляется по 120 минут эфирного времени. Помимо этого, на теле- и радиоканалах ежедневно по четыре раза в день едиными блоками по 150 секунд транслируются предвыборные ролики политических партий.

Кроме того, еженедельно ведутся теледебаты представителей политических партий, кандидатов в депутаты на государственных центральных и региональных телеканалах, а также частных негосударственных телеканалах, которые вызывают большой интерес у жителей республики.

Для публикации выступлений кандидатов в депутаты, представителей политических партий в газетах «Халк сузи», «Народное слово», «Правда Востока», «Овози тожик» и «Нурлы жол» безвозмездно выделены равные печатные площади.

Кандидаты в депутаты также могут использовать эфирное время и печатные площади на платной основе.

В борьбе за голоса избирателей партии активно используют свои печатные издания, веб-сайты, а также возможности социальных сетей, интернет-изданий.

Политическим партиям обеспечены равные условия для размещения материалов предвыборной агитации на средствах наружной рекламы. Всего для этих целей используются 1120 специализированных конструкций и щитов, а также 74 электронных монитора, на которых единым блоком транслируются 30-секундные партийные ролики.

На равных условиях и на безвозмездной основе политическим партиям выделены места для проведения агитационных акций, помещения для встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями.

Избирательные комиссии всех уровней, средства массовой информации обеспечивают всестороннее информационное сопровождение подготовки и проведения выборов.

В этих целях ЦИК подписала соглашения об освещении хода избирательной кампании с Национальной телерадиокомпанией Узбекистана, Национальным информационным агентством Узбекистана «УзА», Национальной ассоциацией электронных средств массовой информации.

По каналам телевидения, радио регулярно транслируются информационные ролики и социальная реклама, призывающие к участию в выборах. Призывы к голосованию размещаются на баннерах, плакатах, средствах наружной рекламы на улицах и в местах скопления людей.

Запущена обновленная версия сайта ЦИК, на котором размещается и оперативно обновляется информация, связанная с проведением избирательной кампании.

Для дополнительного информирования избирателей разработано мобильное приложение «Выборы-2019», содержащее сведения об избирательном законодательстве, месторасположении помещений для голосования, различные методические и учебные материалы.

Участковые избирательные комиссии направили избирателям приглашения на выборы с указанием даты, места и времени голосования.

В целях создания необходимых условий для работы представителей СМИ, связанной с освещением подготовки к выборам, оперативным получением и распространением информации о ходе избирательной кампании, открыты Международный пресс-центр ЦИК и его отделения в регионах республики.

Организована работа call-центра ЦИК, по телефону которого граждане могут получить квалифицированные ответы на вопросы о выборах.

 

По мнению Миссии, в целом избирательная кампания проходит в спокойной атмосфере, в духе открытой конкуренции и на высоком организационном уровне.

Свои окончательные выводы и оценки Миссия изложит в итоговом документе по результатам мониторинга выборов.

 

Штаб Миссии наблюдателей от СНГ