Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

ЗАЯВЛЕНИЕ
Миссии наблюдателей от Содружества Независимых Государств
по результатам наблюдения за подготовкой и проведением выборов
депутатов Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан

 

Общие положения

По приглашению Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан (далее – Центральная избирательная комиссия, ЦИК) Миссия наблюдателей от СНГ (далее – Миссия) осуществляла мониторинг подготовки и проведения выборов депутатов Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан (далее – выборы).

Центральная избирательная комиссия в соответствии со статьей 117 Конституции Республики Узбекистан и статьей 36 Избирательного кодекса Республики Узбекистан объявила 22 декабря 2019 года днем выборов депутатов Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан и депутатов местных Кенгашей.

Миссия приступила к работе 26 ноября 2019 года, осуществляла свою деятельность свободно и независимо, руководствуясь законодательством Республики Узбекистан, документами, принятыми в рамках Содружества, соблюдая принцип невмешательства в ход избирательного процесса и уважая суверенитет государства.

В составе Миссии были аккредитованы 182 наблюдателя, представляющие Азербайджанскую Республику, Республику Армения, Республику Беларусь, Республику Казахстан, Кыргызскую Республику, Российскую Федерацию, Республику Таджикистан, Туркменистан, Межпарламентскую Ассамблею государств – участников СНГ, а также Исполнительный комитет СНГ.

В рамках мониторинга выборов Глава Миссии наблюдателей от СНГ С. Лебедев посетил окружные и участковые избирательные комиссии Джизакской и Сырдарьинской областей, а также города Ташкента, провел встречи с Председателем Центральной избирательной комиссии М. Абдусаломовым, Министром иностранных дел Республики Узбекистан А. Камиловым, а в день голосования – с Главой Миссии БДИПЧ ОБСЕ Т. де Зулуетой.

Наблюдатели от Содружества обсуждали ход избирательной кампании с руководством ЦИК, Министерства иностранных дел, Генеральной прокуратуры, Верховного Суда, Министерства внутренних дел Республики Узбекистан. Состоялись встречи с предвыборными штабами всех пяти политических партий, принимавших участие в выборах.

Члены Миссии в ходе долгосрочного наблюдения ознакомились с работой окружных и участковых избирательных комиссий в Андижанской, Бухарской, Джизакской, Кашкадарьинской, Навоийской, Наманганской, Самаркандской, Сырдарьинской, Ташкентской, Ферганской областях и городе Ташкенте.

Миссия работала открыто и гласно, ее деятельность освещалась в прессе, теле- и радиопередачах. Штабом Миссии были выпущены информационные сообщения, промежуточный отчет Миссии о ходе наблюдения за подготовкой выборов, даны интервью представителям средств массовой информации.

Миссия отмечает, что в республике были созданы необходимые условия для международного наблюдения за выборами.

Законодательная база для проведения выборов

Выборы проводились на основе норм Конституции, Избирательного кодекса Республики Узбекистан (далее – Кодекс), а также постановлений Центральной избирательной комиссии, разъясняющих отдельные вопросы организации избирательной кампании.

Принятый в июне 2019 года Кодекс объединил в один документ положения ранее действовавших законов «О выборах Президента Республики Узбекистан», «О выборах в областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов», «О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан», «О Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан», «О гарантиях избирательных прав граждан». Кроме того, Кодекс содержит ряд нововведений, касающихся подготовки и проведения выборов, основные из которых следующие:

 отменено квотирование депутатских мест в Законодательной палате для представителей Экологического движения;

 исключено ограничение по участию в выборах лиц, содержащихся в местах лишения свободы за преступления, не представляющие большой общественной опасности, и менее тяжкие преступления;

 определен порядок формирования и функционирования Единого электронного списка избирателей;

 предоставлено право представителям органов самоуправления граждан осуществлять наблюдение за выборами в качестве национальных наблюдателей.

Эксперты Миссии и Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств – участников МПА СНГ провели анализ избирательного законодательства Республики Узбекистан и отмечают, что оно содержит положения об обеспечении избирательных прав и свобод граждан, организации выборов на основе всеобщего и равного избирательного права, тайного голосования, организации выборов независимыми избирательными органами, при наличии механизмов защиты избирательных прав и разрешения электоральных споров, что отвечает общепризнанным принципам и нормам международного права.

Миссия отмечает, что принятие единого кодифицированного национального законодательного акта в сфере выборов создало необходимые правовые основы для проведения открытых, свободных и демократических выборов.

Формирование избирательных комиссий и их деятельность

Подготовку и проведение выборов осуществляли Центральная, 150 окружных и 10 315 участковых избирательных комиссий, в том числе 55 – за рубежом.

Центральная избирательная комиссия образована Олий Мажлисом Республики Узбекистан в составе 21 человека. Члены ЦИК избираются Законодательной палатой и Сенатом Олий Мажлиса по рекомендации Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, областных и Ташкентского городского Кенгашей народных депутатов. Председатель Центральной избирательной комиссии избирается из ее членов по представлению Президента Республики Узбекистан на заседании комиссии.

Окружные избирательные комиссии (ОИК) образованы Центральной избирательной комиссией в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и 6–8 членов комиссии.

Участковые избирательные комиссии (УИК) образованы окружными избирательными комиссиями в составе 5–19 членов, в том числе председателя, заместителя председателя и секретаря.

Образование окружных и участковых избирательных комиссий прошло в соответствии с определенными в Кодексе порядком и сроками. Информация об адресах, номерах телефонов комиссий, а также списки их членов были опубликованы в печати.

Политическая партия, выдвинувшая кандидатов в депутаты Законодательной палаты, была вправе назначить уполномоченных представителей в ЦИК, а также во все УИК для участия в заседаниях, сдаче документов, проверке правильности составления подписных листов, подсчете голосов на избирательном участке.

Центральная избирательная комиссия последовательно и организованно вела работу по подготовке и проведению избирательной кампании под лозунгом «Новый Узбекистан – новые выборы!».

Постановлением ЦИК была принята Программа основных мероприятий по проведению выборов депутатов Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, депутатов местных Кенгашей.

Центральная избирательная комиссия в связи с принятием Кодекса утвердила 16 положений и инструкций, направленных на внедрение в практику его норм, а также провела инвентаризацию ранее принятых постановлений.

Большое внимание ЦИК уделяла учебе организаторов выборов. Она проводилась на системной основе в соответствии с Концепцией организации обучения кандидатов в члены избирательных комиссий, утвержденной ЦИК 23 июля 2019 года.

Обучение проходило каскадным методом в несколько этапов на семинарах-тренингах по подготовленной ЦИК совместно с Академией государственного управления при Президенте Республики Узбекистан программе «Избирательное законодательство и применение современных информационных технологий». В июле – августе 2019 года были обучены 70 республиканских и 748 территориальных тренеров, которые в октябре – ноябре 2019 года провели учебу с руководителями, членами окружных и участковых избирательных комиссий в регионах республики.

В целях закрепления знаний и навыков по подготовке и проведению выборов, полученных на семинарах-тренингах, в период с 4 по 20 декабря 2019 года для всех членов УИК были проведены практические семинары по вопросам формирования списка избирателей, организации досрочного голосования, оборудования помещений для голосования в день выборов, процесса голосования и подсчета голосов, порядка оформления итоговых протоколов. На отдельных из них присутствовали наблюдатели от СНГ.

В соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан от 4 октября 2018 года «О мерах по внедрению современных информационно-коммуникационных технологий в избирательный процесс» Центральной избирательной комиссией совместно с министерствами и ведомствами республики создана Информационная система управления избирательным процессом, включающая в себя электронную базу данных избирательных округов и участков, членов ОИК и УИК с публикацией этих сведений на сайте ЦИК, электронную базу данных о кандидатах в депутаты, интерактивную карту избирательных округов и участков и Единый электронный список избирателей (ЕЭСИ).

Впервые в практике организации выборов в Узбекистане по инициативе ЦИК в период с 20 октября по 20 ноября 2019 года был проведен Месячник пропаганды избирательного законодательства. В рамках этой акции по всей стране в целях повышения уровня политических знаний и побуждения к активному участию в выборах прошли пропагандистские и агитационные мероприятия для разных слоев населения, включая женщин, молодежь, ветеранов, людей с ограниченными физическими возможностями, военнослужащих.

Центральная избирательная комиссия работала гласно и открыто. Ее заседания проходили, как правило, в режиме видеоконференцсвязи с окружными избирательными комиссиями, в присутствии уполномоченных представителей политических партий, международных наблюдателей, журналистов.

В рамках мониторинга выборов долгосрочные наблюдатели от СНГ знакомились с деятельностью окружных и участковых избирательных комиссий по подготовке к выборам и отмечают, что комиссии имели необходимые условия для работы, были обеспечены транспортом, средствами связи, компьютерами, правовой и методической литературой. В помещениях УИК были размещены информация о кандидатах в депутаты, инфограммы о порядке голосования, о процедуре досрочного голосования.

По мнению Миссии, Центральная и нижестоящие избирательные комиссии приняли необходимые меры для надлежащей подготовки и проведения выборов в соответствии с требованиями законодательства.

Списки избирателей

В соответствии с Кодексом в список избирателей включались фамилии граждан, достигших ко дню или в день выборов восемнадцати лет, постоянно или временно проживающих к моменту составления списка на территории данного избирательного участка.

Впервые списки избирателей составлялись на основе данных информационной системы по формированию Единого электронного списка избирателей с использованием сведений о гражданах-избирателях, адресах их постоянного и временного места жительства информационной базы данных Министерства внутренних дел, Единого реестра объектов недвижимого имущества и Единого реестра адресов объектов недвижимого имущества.

В течение трех дней после своего образования участковые избирательные комиссии получили предварительные списки избирателей из ЕЭСИ и совместно с представителями общественности провели работу по их уточнению путем подворового (поквартирного) обхода проживающих на территории участка.

Гражданам была предоставлена возможность за 15 дней до выборов ознакомиться в помещении УИК со списками и проверить правильность их составления. Каждый избиратель имел право заявить об ошибке или неточности в списках избирателей. В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана была проверить заявление и либо устранить ошибку или неточность, либо дать заявителю мотивированный ответ об отклонении заявления, который мог быть обжалован в суде.

Избиратели, временно или на постоянной основе проживающие за рубежом, могли обратиться с письменным заявлением о включении в список избирателей в УИК в стране их нахождения либо не позднее чем за 15 дней до выборов подать соответствующее обращение в электронной форме на сайте Министерства иностранных дел Республики Узбекистан. В свою очередь, МИД предоставлял обобщенные сведения о гражданах, включенных в списки избирателей на зарубежных участках, в Государственный центр персонализации при Кабинете Министров Республики Узбекистан для внесения соответствующих корректировок в ЕЭСИ.

Избиратель, по каким-либо причинам не включенный в список, в день выборов на основании документа, удостоверяющего личность, гражданство и местожительство, включался в приложение к списку избирателей.

По информации ЦИК, в списки для участия в выборах было включено около 20 млн 500 тыс. избирателей.

По мнению Миссии, процедура составления и уточнения списков избирателей обеспечила реализацию принципа всеобщего избирательного права и предоставила возможность всем гражданам Республики Узбекистан, имеющим право голоса, принять участие в выборах.

Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты

Законодательная палата Олий Мажлиса состоит из 150 депутатов, избираемых по территориальным одномандатным округам на многопартийной основе сроком на 5 лет.

Правом быть избранным в Законодательную палату обладают граждане, достигшие ко дню выборов 25 лет и постоянно проживающие на территории Республики Узбекистан не менее 5 лет.

Право на выдвижение кандидатов в депутаты имеют политические партии при условии, что они зарегистрированы Министерством юстиции Республики Узбекистан не позднее чем за 4 месяца до дня объявления о начале избирательной кампании. В поддержку участия политической партии в выборах должно было быть собрано не менее 40 тысяч подписей избирателей, при этом количество подписей, собранных партией в одном административно-территориальном образовании страны, не должно превышать 8 % от требуемого количества.

В данной избирательной кампании впервые принимала участие Экологическая партия Узбекистана, образованная в январе 2019 года.

Политические партии в установленные Кодексом сроки предоставили в ЦИК необходимые для участия в выборах документы и подписные листы с подписями избирателей в свою поддержку.

Для организации проверки правильности составления подписных листов Центральная избирательная комиссия образовала Экспертную группу в составе членов ЦИК, специалистов органов внутренних дел, юстиции, а также представителей общественности. В процессе проверки подписных листов участвовали уполномоченные представители каждой политической партии.

Экспертная группа пришла к заключению, что сбор подписей избирателей проведен в соответствии с требованиями избирательного законодательства.

На основании заключения Экспертной группы ЦИК приняла решение допустить к участию в выборах в Законодательную палату Олий Мажлиса все 5 политических партий: Движение предпринимателей и деловых людей – Либерально-демократическую партию Узбекистана, Социал-демократическую партию Узбекистана «Адолат», Демократическую партию Узбекистана «Миллий тикланиш», Народно-демократическую партию Узбекистана и Экологическую партию Узбекистана.

Выдвижение кандидатов в депутаты проходило с 18 октября по 7 ноября 2019 года.

Политические партии в установленные Кодексом сроки провели свои съезды и конференции, на которых выдвинули 750 кандидатов: по одному от каждой политической партии в 150 избирательных округах. Все партии выполнили требование статьи 70 Кодекса и выдвинули не менее 30 % женщин от числа кандидатов в депутаты.

Центральная избирательная комиссия зарегистрировала всех кандидатов. Впоследствии 6 претендентов были исключены из списков на основании поданных ими заявлений. Таким образом, на 150 мест в Законодательной палате претендовали 744 кандидата.

Согласно требованиям Кодекса списки зарегистрированных кандидатов в депутаты были опубликованы в печати и на сайте ЦИК.

По мнению Миссии, все мероприятия по выдвижению и регистрации кандидатов в депутаты были осуществлены в соответствии с требованиями законодательства, участие в избирательной кампании такого количества претендентов свидетельствует о конкурентности и демократичности прошедших в стране выборов.

Предвыборная агитация и освещение избирательной кампании

Предвыборная агитация началась 18 ноября и завершилась 20 декабря 2019 года.

Согласно постановлению Центральной избирательной комиссии «О предвыборной агитации кандидатов в депутаты и политических партий в период избирательной кампании по выборам в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан» каждой политической партии на каналах Национальной телерадиокомпании Узбекистана («Узбекистон 24», «Узбекистон» «Махалла» и «Ёшлар») для ведения предвыборной агитации еженедельно предоставлялось по 120 минут эфирного времени. Помимо этого, на теле- и радиоканалах ежедневно по четыре раза в день едиными блоками по 150 секунд транслировались предвыборные ролики политических партий.

Кроме того, еженедельно велись теледебаты представителей политических партий, кандидатов в депутаты на государственных центральных и региональных телеканалах, а также частных негосударственных телеканалах, которые вызывали большой интерес у жителей республики.

Для публикации выступлений кандидатов в депутаты, представителей политических партий в газетах «Халк сузи», «Народное слово», «Правда Востока», «Овози тожик» и «Нурлы жол» безвозмездно были выделены равные печатные площади.

Кандидаты в депутаты также могли использовать эфирное время и печатные площади на платной основе.

В борьбе за голоса избирателей партии активно использовали свои печатные издания, веб-сайты, а также возможности социальных сетей, интернет-изданий.

Политическим партиям были обеспечены равные условия для размещения материалов предвыборной агитации на средствах наружной рекламы. Всего для этих целей использовалось 1125 специализированных конструкций и щитов, а также 74 электронных монитора, на которых единым блоком транслировались 30-секундные партийные ролики.

На равных условиях и на безвозмездной основе политическим партиям были выделены места для проведения агитационных акций, помещения для встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями.

Миссия отмечает, что предвыборная агитация осуществлялась активно и в строгом соответствии с требованиями избирательного законодательства.

По мнению Миссии, политическим партиям были созданы равные условия и предоставлены широкие возможности для справедливой и честной предвыборной борьбы, проведения агитационной кампании в атмосфере здоровой конкуренции на основе политического плюрализма.

Избирательные комиссии всех уровней, средства массовой информации обеспечили всестороннее информационное сопровождение подготовки и проведения выборов.

В этих целях ЦИК подписала соглашения об освещении хода избирательной кампании с Национальной телерадиокомпанией Узбекистана, Национальным информационным агентством Узбекистана «УзА», Национальной ассоциацией электронных средств массовой информации.

К дню выборов вышли в эфир более 21 тыс. передач и репортажей, посвященных предстоящему голосованию. В республиканских и региональных печатных изданиях опубликованы около 4 тыс. 500 статей и материалов на предвыборную тему.

По каналам телевидения, радио регулярно транслировались информационные ролики и социальная реклама, призывающие к участию в выборах. Для информирования избирателей о дне голосования также использовались информационно-рекламные табло, баннеры, плакаты, объявления в общественном транспорте, крупных торговых центрах.

Была запущена новая версия сайта ЦИК, на котором размещалась и оперативно обновлялась информация, связанная с проведением избирательной кампании.

Для дополнительного информирования избирателей было разработано мобильное приложение «Выборы-2019», содержащее сведения об избирательном законодательстве, месторасположении помещений для голосования, различные методические и учебные материалы.

Участковые избирательные комиссии с 2 по 12 декабря 2019 года направили избирателям приглашения на выборы с указанием даты, места и времени голосования.

В целях создания необходимых условий для работы представителей СМИ, связанной с освещением подготовки к выборам, оперативным получением и распространением информации о ходе избирательной кампании, были открыты Международный пресс-центр ЦИК и его отделения в регионах республики.

Была организована работа call-центра ЦИК, по телефону которого граждане могли получить квалифицированные ответы на вопросы о выборах.

Жалобы и заявления

В соответствии с Кодексом политические партии, кандидаты в депутаты и их доверенные лица, избиратели, наблюдатели вправе обжаловать решения избирательных комиссий в вышестоящую избирательную комиссию или в суд. Решения ЦИК могут быть обжалованы в Верховный Суд Республики Узбекистан.

В Центральную избирательную комиссию поступили 54 обращения, которые были рассмотрены в установленные Кодексом сроки. Органами прокуратуры рассмотрено 12 заявлений, касающихся избирательного процесса. По информации Верховного Суда, в суды республики не поступали жалобы и заявления, относящиеся к выборам. По сведениям Министерства внутренних дел Республики Узбекистан, правонарушений, связанных с избирательной кампанией, не зафиксировано.

Наблюдение за голосованием и подсчетом голосов избирателей

Согласно Кодексу избиратели, не имевшие возможности в день выборов находиться по месту жительства, могли с 12 по 18 декабря 2019 года с 9.00 до 18.00 проголосовать досрочно в помещении участковой избирательной комиссии. Впервые досрочное голосование было организовано на избирательных участках за рубежом.

Представители Миссии на отдельных избирательных участках наблюдали за процедурой досрочного голосования и констатируют, что оно проходило в соответствии с избирательным законодательством.

В день выборов 22 декабря 2019 года голосование проводилось с 8.00 до 20.00.

В соответствии с требованиями Кодекса были созданы дополнительные условия для голосования избирателей с ограниченными физическими возможностями: избирательные участки оборудовались пандусами, специальными кабинами для голосования инвалидов-колясочников, для незрячих избирателей были изготовлены трафареты для заполнения избирательных бюллетеней, выполненные шрифтом Брайля, а слабовидящим предоставлялись увеличительные стекла (лупы).

В качестве эксперимента 60 избирательных участков были оборудованы веб-камерами, транслировавшими ход голосования в Интернете, а на 20 избирательных участках были установлены считыватели биометрических документов для ускорения процедуры идентификации избирателей.

Если избиратель по состоянию здоровья или по другим причинам не мог прибыть в помещение для голосования, то УИК по его просьбе поручала членам комиссии организовать голосование в месте пребывания этого избирателя.

Наблюдатели от СНГ посетили 2076 избирательных участков в Республике Каракалпакстан, во всех областях и городе Ташкенте. По их оценкам, голосование проходило в спокойной обстановке, при высокой явке избирателей. Все помещения для голосования имели предусмотренные информационные материалы и необходимое оборудование.

Члены Миссии наблюдали за процедурой подсчета голосов и отмечают, что она соответствовала требованиям Кодекса.

В своих отчетах наблюдатели указали на отдельные нарушения и упущения, которые, по мнению Миссии, не могли повлиять на результаты выборов.

В мониторинге голосования и подсчета голосов участвовало более 60 тыс. национальных наблюдателей и около 55 тыс. уполномоченных представителей политических партий, что, по мнению наблюдателей от СНГ, позволило осуществить гражданский контроль за ходом выборов.

Миссия считает, что республиканские и местные органы власти, избирательные комиссии всех уровней обеспечили проведение выборов на высоком организационном уровне.

 

Выводы

Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств приходит к выводам о том, что выборы в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан, состоявшиеся 22 декабря 2019 года:

проведены в полном соответствии с требованиями Конституции и Избирательного кодекса Республики Узбекистан;

прошли на многопартийной основе, были свободными, прозрачными, конкурентными и соответствовали общепризнанным принципам проведения демократических выборов;

явились значимым фактором углубления демократических преобразований в государстве.