Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

О развитии сотрудничества государств-участников СНГ в области стандартизации

В рамках СНГ деятельность в сфере межгосударственной стандартизации осуществляется в соответствии с Соглашением о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации от 13 марта 1992 года (далее – Соглашение 1992 года).

Целями межгосударственной стандартизации являются обеспечение совместимости, взаимозаменяемости продукции, ее безопасности для жизни и здоровья человека, а также устранение технических барьеров в торгово-экономическом и научно-техническом сотрудничестве, повышение эффективности производства и другие базовые составляющие эффективных межгосударственных торговых отношений.

Для выработки согласованной политики, определения основных направлений деятельности на межправительственном уровне в области стандартизации создан и успешно работает Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС), в состав которого входят руководители национальных органов государственной власти Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан, Украины и Грузии, уполномоченных на осуществление деятельности в области разработки и применения технических регламентов, стандартизации, метрологии, оценки (подтверждения) соответствия, в том числе аккредитации и государственного контроля (надзора) в соответствующих областях деятельности.

Важная роль МГС в формировании условий для свободного движения товаров и интеграции в международную торговую систему подтверждается положениями Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года.

Работа МГС по совершенствованию системы межгосударственной стандартизации осуществляется в соответствии с Концепцией дальнейшего развития Содружества Независимых Государств, Стратегией экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года и планами мероприятий по реализации ее этапов.

Межгосударственная стандартизация включает межгосударственные стандарты, правила и рекомендации, межгосударственные классификаторы технико-экономической и социальной информации.

Основными принципами межгосударственной стандартизации являются приоритетное использование международных и европейских стандартов при планировании разработки межгосударственных стандартов, обеспечение соответствия межгосударственных стандартов современным достижениям науки, техники и технологий, комплексность стандартизации взаимосвязанных объектов, обязательное введение в действие межгосударственных стандартов на национальном уровне в государствах – участниках Соглашения 1992 года, которые голосовали за их принятие или присоединились к ним в дальнейшем, обеспечение права участия всех заинтересованных сторон в их разработке.

Организацию работ по межгосударственной стандартизации осуществляет МГС, который принимает решение о межгосударственных стандартах и программе работ по межгосударственной стандартизации, вырабатывает и принимает правила и процедуры проведения совместных работ по стандартизации, создает межгосударственные технические комитеты, сотрудничает с профильными международными и региональными организациями.

В настоящее время в фонде МГС насчитывается 26 048 межгосударственных нормативных документов, основанных на применении передового опыта международных и региональных организаций по стандартизации.

Общий уровень гармонизации имеющихся в фонде межгосударственных стандартов с международными и европейскими стандартами составляет 32 %, или 8 212 межгосударственных стандартов. 68%, или 17 836 стандартов, пока не гармонизированы с международными и европейскими стандартами.

Особенно востребованы межгосударственные стандарты, идентичные международным. При необходимости учета межгосударственных интересов государств – участников Соглашения 1992 года и потребностей национальной экономики государств (в том числе с целью повышения научно-технического уровня стандарта), особенностей объекта стандартизации, географических и других факторов, правовых различий техническое содержание межгосударственного стандарта может быть изменено. Такой межгосударственный стандарт будет являться модифицированным по отношению к международному стандарту.

По отраслям фонд документов по межгосударственной стандартизации структурируется следующим образом: машиностроение – 4 865; общетехнические и организационно-методические документы – 4 326; химическая и нефтехимическая промышленность – 3 473; электротехника, электроника, связь, информационные технологии – 3 174; сельское хозяйство и продовольствие – 3 281; продукция легкой промышленности – 1 313; металлургия – 1 803; строительные материалы и изделия – 1 201; лесная и деревообрабатывающая промышленность – 360; прочие – 2 252.

Всего за период своей деятельности МГС приняты около 16 000 документов по межгосударственной стандартизации, из них 8 212 межгосударственных стандартов гармонизированы с международными и европейскими стандартами, уровень гармонизации составляет более 51 %.

В 2019 году принято 517 документов по межгосударственной стандартизации, из них 449 межгосударственных стандартов, 236 из которых гармонизированы с международными и региональными. Уровень гармонизации межгосударственных стандартов, принятых в 2019 году, составляет 53 %.

Таким образом, деятельность МГС обусловила значительный рост уровня гармонизации.

Большее количество стандартов принято в 2013–2016 годах, что обусловлено интеграционными процессами на пространстве Содружества, разработкой и принятием технических регламентов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и, как следствие, разработкой межгосударственных стандартов в целях обеспечения выполнения требований технических регламентов ЕАЭС и проведения исследований (испытаний) при оценке соответствия объектов технического регулирования установленным требованиям.


Межгосударственные стандарты являются ключевым инструментом выполнения обязательных требований технических регламентов ЕАЭС, перечни стандартов к техническим регламентам ЕАЭС содержат более 12 000 позиций, из них почти 7 000 (58 %) – межгосударственные стандарты.

При разработке и пересмотре документов по межгосударственной стандартизации проводится гармонизация их требований с международными, региональными (европейскими) и стандартами ведущих зарубежных государств. Гармонизированные стандарты принимаются различными органами по стандартизации и могут иметь различия по форме и содержанию, но, распространяясь на один и тот же объект стандартизации, они обеспечивают взаимозаменяемость продукции, процессов или услуг и (или) взаимное понимание результатов испытаний или информации, представляемой в соответствии с этими стандартами.

Гармонизация принимаемых межгосударственных стандартов с международными и европейскими стандартами способствует повышению конкурентоспособности и продвижению продукции, производимой в государствах – участниках СНГ, на международный и европейский рынки.

На востребованность стандартов влияет их «возраст». В настоящее время средний «возраст» межгосударственных стандартов СНГ составляет 24 года.


Средний возраст документов по межгосударственной стандартизации

 

Средний «возраст» стандартов ISO, Международной электротехнической комиссии, европейских стандартов, принятых Европейским комитетом по стандартизации, Европейским комитетом по стандартизации в электротехнике, Европейским институтом по стандартизации в области электросвязи, значительно ниже такового документов по межгосударственной стандартизации.

Таким образом, очевидна необходимость обновления межгосударственных стандартов в основных отраслях промышленности.

 

 

Средний возраст стандартов организаций по стандартизации

 

В условиях стремительного технологического развития и модернизации процесс «омоложения» межгосударственных стандартов приобретает особую актуальность.

Межгосударственная система стандартизации является основой торгово-экономических отношений и кооперационных связей на пространстве Содружества.

По данным за 2011–2018 годы, абсолютным лидером – разработчиком межгосударственных стандартов является Российская Федерация. На ее долю приходится 85 % разработанных межгосударственных стандартов, на долю Республики Казахстан – 9,4 %, Республики Беларусь – 4,9 %.

Анализ процесса разработки и принятия стандартов показывает, что не все страны, входящие в МГС, принимают активное участие в работе межгосударственных технических комитетов и не всегда межгосударственные стандарты принимаются в государствах – участниках СНГ в качестве национальных.

Для продвижения национальных интересов и оперативности введения в действие межгосударственных стандартов на национальном уровне необходимы активизация участия государств в разработке межгосударственных стандартов, а также своевременная отмена национальных стандартов, противоречащих межгосударственным.

За последнее время в межгосударственной системе стандартизации накопилось немало проблем. Государства несут значительные издержки по обеспечению функционирования межгосударственной системы стандартизации: на разработку и выпуск стандартов, перевод для этих целей международных стандартов, на бесплатное обеспечение органов государственной власти и управления документами по стандартизации.

Важным элементом межгосударственной системы стандартизации является обеспечение достоверности и актуальности документов по межгосударственной стандартизации, легальность их распространения, обеспечение обратной связи, позволяющей оценить востребованность тех или иных стандартов, поддержание функционирования системы стандартизации на основе принципа самофинансирования.

Кроме того, требуется развитие информационного обеспечения стандартизации: перевод документов в современные электронные форматы; совершенствование методологии прогнозирования спроса на стандарты; реализация комплекса мероприятий по повышению значимости стандартов для потребителей. Если стандарты приобретаются у различных организаций без централизованного учета и контроля, это также приводит к отсутствию сводных данных о востребованности того или иного документа.

С целью совершенствования межгосударственной системы стандартизации на заседании Совета глав правительств СНГ 1 июня 2018 года было подписано Соглашение о распространении документов по межгосударственной стандартизации (далее – Соглашение 2018 года).

Главный принцип, заложенный в Соглашении 2018 года, – исключительное право на распространение документов по межгосударственной стандартизации закрепляется за национальными органами по стандартизации или уполномоченными ими организациями. В каждом государстве может быть только один такой орган (организация), ответственный за распространение документов. Страны на законодательном уровне должны обеспечить защиту от несанкционированного распространения документов по межгосударственной стандартизации.

Во исполнение Соглашения 2018 года Решением Экономического совета СНГ от 21 июня 2019 года был утвержден Порядок распространения документов по межгосударственной стандартизации (далее – Порядок).

Порядком определены условия распространения межгосударственных стандартов, правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации, межгосударственных классификаторов технико-экономической и социальной информации и изменений к ним, их переводов и проектов, а также условия защиты от несанкционированного воспроизведения, копирования, перевода документов по межгосударственной стандартизации с целью их продажи или предоставления иным способом.

Бюро по стандартам МГС координирует реализацию Соглашения
2018 года посредством взаимодействия с национальными органами по стандартизации государств – участников Соглашения 2018 года.

Экономическим советом СНГ МГС также поручено разработать рекомендации по ведению учета распространения документов по межгосударственной стандартизации в соответствии с Порядком и осуществлять анализ практики применения Порядка в государствах – участниках Соглашения 2018 года.

Анализ состояния дел в сфере межгосударственной стандартизации показывает важную роль межгосударственной стандартизации как в укреплении сотрудничества между государствами – участниками СНГ, так и в их интеграции в международную торговую систему, а также эффективность деятельности МГС.

Высока роль межгосударственной стандартизации в снятии торговых барьеров посредством гармонизации межгосударственных стандартов с международными и европейскими стандартами, что способствует продвижению продукции, производимой в государствах – участниках СНГ, на международный и европейский рынки.