Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Интервью Сергея Лебедева газете "Рэспублiка" о перспективах интеграции в СНГ

СНГ: перспективы интеграции

Председатель Исполнительного комитета — исполнительный секретарь СНГ Сергей ЛЕБЕДЕВ (на снимке) в беседе с нашим корреспондентом («Р» за 12 февраля) рассказывал о том, как динамично развивается, укрепляет свои позиции Содружество. Сегодня он размышляет о путях и перспективах дальнейшей интеграции СНГ. Речь также идет об активном участии Беларуси в деятельности этой международной организации, что особенно важно, поскольку в 2013 году в Содружестве председательствует наша республика.


— Сергей Николаевич, создание ЕврАзЭС и Таможенного союза, формирование Единого экономического пространства свидетельствуют о том, что интеграция в рамках СНГ поступательно развивается. Что это дает в целом для Содружества? Какие, на ваш взгляд, интеграционные процессы необходимо углубить и совершенствовать в первую очередь?

 

— Вы правы, появление внутри СНГ таких структур, как ЕврАзЭС и Таможенный союз — наглядное подтверждение успешного развития разноскоростной экономической интеграции стран Содружества. По мере готовности экономик государств СНГ к более высокому уровню интеграции и возникают такие структуры. Пять государств активно сотрудничают в рамках ЕврАзЭС, три государства образовали Таможенный союз. Полагаю, что в перспективе вполне возможно присоединение к ним и других стран Содружества. Но на сегодня СНГ остается единственной организацией, позволяющей всем входящим в него одиннадцати государствам весьма гибко согласовывать свои позиции в интересах эффективного решения общих вопросов.

Возникновение структур с более высоким уровнем интеграции, на мой взгляд, оказывает позитивное влияние на развитие Содружества. Это и своеобразный стимул наращивания интенсивности и качества интеграционных процессов. Вы спрашиваете, какие из них носят первоочередной характер? Ответ мог бы быть очень коротким: все! Нет маловажных проблем в интеграции. Но если говорить о фундаментальных направлениях, от которых в немалой степени зависят все остальные, я бы выделил два — экономика и гуманитарное сотрудничество.

 

— На период до 2020 года принята Стратегия экономического развития СНГ. Каковы ее основные цели и задачи? Как она реализуется?

— Данная стратегия призвана обеспечить поиск взаимоприемлемых решений целого ряда экономических проблем. Она уточняет текущие и долговременные интересы государств, определяет те направления взаимодействия, где консолидация усилий даст наибольший эффект, создаст реальные условия для уверенного вхождения в мировое хозяйство.

Центральный раздел стратегии посвящен основным сферам взаимодействия, на которых предполагается сконцентрировать совместные усилия государств Содружества. Это прежде всего торговля, топливно-энергетический и агропромышленный комплексы, транспорт, сфера инноваций.

Реализация стратегии рассчитана на три этапа: первый — до 2011 года, второй — до 2015 года, третий — до 2020 года. На втором этапе продолжается работа по всем направлениям, обозначенным в стратегии в качестве приоритетных. Идут переговоры по реализации положений Договора о зоне свободной торговли СНГ, предполагающих ее дальнейшую либерализацию. Принят ряд решений по выполнению Межгосударственной программы инновационного сотрудничества. Реализуется План совместных работ государств СНГ по разведке, использованию и охране недр. Начал активно работать Совет по защите прав потребителей. Подготовлена Концепция сотрудничества государств Содружества по вопросам использования возобновляемых источников энергии. Готовы к рассмотрению Советом глав правительств СНГ Основные направления развития радионавигации. Словом, стратегия последовательно и планомерно претворяется в жизнь.

 

— Заседание Совета глав государств СНГ, состоявшееся в столице Туркменистана в декабре 2012 года, убедительно опровергло выдумки о недееспособности Содружества. Очередным подтверждением того, что СНГ живет и динамично развивается, стало рассмотрение в Ашхабаде ряда важных вопросов и подписание объемного пакета соглашений. Каково значение этого саммита в дальнейшем развитии СНГ?

— Это наиболее масштабное и, пожалуй, важнейшее ежегодное событие в рамках Содружества. Помимо уже упомянутой Декларации глав государств СНГ, на нем был принят ряд важных решений. Главы государств СНГ утвердили документ, определяющий порядок подготовки к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Предусматривается учредить Почетный орден и юбилейную медаль «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». В государствах СНГ будут разработаны и приняты национальные программы по подготовке и празднованию знаменательного юбилея. На основе их будет сформирован общий совместный План основных мероприятий по подготовке и празднованию 70-й годовщины Победы.

Главы государств подписали ряд соглашений. Конкретно — о сотрудничестве в области организации интегрированного валютного рынка, образовании Совета руководителей подразделений финансовой разведки. О сотрудничестве в подготовке специалистов антитеррористических подразделений в учебных заведениях компетентных органов государств Содружества. Кроме этого, на заседании были утверждены Перспективные направления развития объединенной системы противовоздушной обороны государств Содружества.

Следующее заседание Совета глав государств СНГ решено провести в октябре 2013 года в Беларуси.

 

— С какими важными инициативами выступала Беларусь в рамках СНГ?

— Об активном участии Беларуси в деятельности Содружества может свидетельствовать такой статистический факт. Белорусская сторона подписала около двух тысяч документов, принятых в рамках СНГ и регламентирующих экономическое и гуманитарное сотрудничество, взаимодействие в сфере безопасности. Заметная часть этих документов появилась на свет по инициативе Беларуси. Руководство республики, эксперты различного уровня регулярно делают конструктивные предложения, направленные на совершенствование интеграционного сотрудничества в рамках Содружества. Эти предложения, как правило, получают одобрение партнеров и воплощаются в жизнь.

Из недавних инициатив Беларуси стоит особо отметить такой документ, как Стратегия международного молодежного сотрудничества на период до 2020 года. В ней определены основные цели такого взаимодействия. Беларусь инициировала разработку Основных направлений долгосрочного сотрудничества стран Содружества в инновационной сфере, которые были приняты в 2009 году. Этот документ послужил концептуальной основой для создания Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества стран СНГ на период до 2020 года.

По предложению белорусской стороны было решено создать новый орган отраслевого сотрудничества — Совет руководителей подразделений финансовой разведки.

В гуманитарной сфере весьма значимой является белорусская инициатива вопроса о реализации в 2013 году Межгосударственной программы «Культурные столицы Содружества» в Азербайджане, Армении и Беларуси.

И если заглянуть чуть-чуть в будущее — на запланированное в мае нынешнего года минское заседание Совета глав правительств СНГ, Беларусь предполагает внести проект Соглашения о сотрудничестве в области охраны окружающей среды.

 

— А что можно сказать, Сергей Николаевич, о концепции белорусского председательства и плане по ее реализации?

Председательство Беларуси в Содружестве обязывает нас ко многому. Среди приоритетных задач белорусского председательства — дальнейшее укрепление добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества на постсоветском пространстве. Повышение уровня жизни и благосостояния граждан государств СНГ. А также приумножение позитивного опыта интеграционного взаимодействия.

Председательство Беларуси идет под девизом: «Интеграция во благо человека: укрепление добрососедства, развитие экологического сотрудничества, содействие повышению доступности экологических «зеленых» технологий, расширение диалога культур».

В течение 2013 года Беларусь будет председательствовать в Совете глав государств, Совете глав правительств, Совете министров иностранных дел, Экономическом совете, Совете постоянных полномочных представителей государств Содружества при уставных и других органах СНГ, а также в Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ.

Уже запланирован ряд заседаний этих органов в белорусской столице. В мае в Минске соберутся главы правительств, в октябре — министры иностранных дел. В октябре в столице Беларуси встретятся и главы государств Содружества. В июне гостеприимная белорусская земля будет принимать участников Постоянно действующего совещания министров финансов государств СНГ. И это лишь малая толика всех запланированных мероприятий.

Нельзя не упомянуть и том, что в этом году статус культурной столицы СНГ наряду с азербайджанской Габалой и армянским Гюмри получил белорусский Могилев. Нынче там пройдет ряд встреч деятелей культуры, искусства, образования.

Если взять экономическое сотрудничество, то надо сказать о следующем. Белорусская сторона намерена всячески содействовать устранению пока сохраняющихся барьеров в торговле и инвестиционном обмене между странами Содружества, развитию связей в сфере малого и среднего бизнеса в рамках СНГ. А также добиваться большей эффективности межгосударственной зоны свободной торговли.

Помимо этого, к приоритетам белорусского председательства следует отнести расширение связей Таможенного союза России, Беларуси, Казахстана и СНГ в целом с другими странами и их объединениями. Важнейшим средством решения упомянутых задач белорусская сторона считает углубление межотраслевой кооперации на уровне отраслей, регионов, предприятий и бизнес-структур стран Содружества. Потому что налицо не только экономико-географическая, но и межотраслевая взаимозависимость государств СНГ. Цель такого сотрудничества — рост конкурентоспособности экономик стран СНГ и, следовательно, укрепление позиций Содружества в мировой экономике.

 

Газета "Рэспублiка", Михаил ШИМАНСКИЙ
12 марта 2013 г., № 45 (5706)