Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Агыбай Смагулов выступил на парламентских слушаниях в рамках IV Санкт-Петербургского Международного Форума Труда

28 февраля 2020 года заместитель Председателя Исполнительного комитета СНГ Агыбай Смагулов выступил на парламентских слушаниях «Правовое регулирование миграционных процессов в государствах – участниках СНГ. Проект модельного Миграционного кодекса для государств – участников СНГ».

 

Фото МПА СНГ

 

«Уважаемые участники парламентских слушаний!

От имени Исполнительного комитета СНГ искренне приветствую вас и благодарю всех организаторов за приглашение к участию в работе столь представительного форума в исторически знаковом месте.

До сих пор внутреннее миграционное законодательство и многосторонние соглашения в рамках СНГ в основном регулируют вопросы миграции трудовых ресурсов (трудящихся-мигрантов) и связанные с ней различные аспекты социально-экономического характера. Это объясняется тем, что в миграционных процессах преобладает трудовая миграция.

Решением Экономического совета СНГ от 17 марта 2017 года одобрена Концепция поэтапного формирования общего рынка труда и регулирования миграции рабочей силы государств – участников СНГ и утверждены Приоритетные мероприятия по формированию общего рынка труда и регулированию миграции рабочей силы на 2017–2020 годы.

Консультативным Советом по труду, занятости и социальной защите населения государств – участников СНГ ежегодно рассматриваются вопросы, касающиеся выполнения названных Приоритетных мероприятий.

Так, в рамках Консультативного Совета приняты документы:

Общие принципы сотрудничества государств – участников СНГ в обеспечении возможностей для трудоустройства отдельных групп населения, испытывающих трудности в поиске работы;

Рекомендации по структуре профессионального стандарта для государств – участников СНГ. В документе регламентированы общие требования к образованию, знаниям и умениям, опыту работы, а также ряд других требований, которые будут предъявляться специалистам, претендующим на ту или иную специальность, во всех странах СНГ.

Также Советом подготовлен проект Соглашения о сотрудничестве в сфере содействия занятости населения государств – участников СНГ, который в настоящее время проходит внутригосударственное согласование, и в итоге будет рассмотрен Советом глав правительств СНГ.

Одним из перспективных и альтернативных решений этого вопроса является разработка и совершенствование национальных баз данных и информационных порталов по трудоустройству и занятости граждан государств – участников СНГ с едиными выходными формами. И такая работа ведется в рамках Консультативного Совета. Следующей ступенью может стать разработка единой интегрированной цифровой системы поиска «Работа без границ» или электронной биржи труда.

Проект Соглашения об организованном наборе и привлечении граждан государств – участников СНГ для осуществления временной трудовой деятельности на территории другого государства – участника СНГ, разработанный по инициативе Российской Федерации и рассмотренный рабочей группой Консультативного Совета, не получил поддержки ряда стран как документ в формате многостороннего межправительственного соглашения. Консультативным Советом рекомендовано соответствующим компетентным органам государств – участников СНГ использовать подходы и механизмы, выработанные при подготовке проекта Соглашения, в рамках разработки международных договоров, заключаемых по указанному вопросу между государствами – участниками СНГ на двусторонней основе.

Также следует отметить, что в настоящее время проходит согласование проекта Соглашения о сотрудничестве государств – участников СНГ в вопросах медицинского страхования трудящихся-мигрантов и членов их семей, разработанного Советом по сотрудничеству в области здравоохранения СНГ. Проект Соглашения направлен на дальнейшее развитие межгосударственного взаимодействия в вопросах добровольного медицинского страхования трудящихся-мигрантов и членов их семей, а также снижение заболеваний социального характера и повышение конкурентоспособности и качества трудовых ресурсов.

В поле внимания постоянно находятся вопросы противодействия незаконной миграции, на экспертном уровне ведется работа по поиску оптимальной модели предполагаемой, запланированной к созданию Единой автоматизированной системы учета граждан третьих государств и лиц без гражданства, въезжающих на территории государств – участников СНГ.

Уважаемые участники!

Сегодня можно уверенно говорить, что государствам– участникам Содружества удалось преодолеть стихийность в перемещении трудовых ресурсов. Этот процесс стал более безопасным, упорядоченным и легальным, как того требует Глобальный договор ООН, принятый в Марракеше 10 декабря 2018 года. Акцент в оценке миграционных процессов сделан на конструктивном подходе «миграция – развитие», в основу которого положены четыре принципа: организованность, защита, интеграция, сотрудничество. Все эти элементы нашли свое отражение в проекте модельного Миграционного кодекса, внесенного сегодня на парламентские слушания.

Разрабатываемый в рамках МПА СНГ проект модельного Миграционного кодекса нацелен на создание всеобъемлющего внутригосударственного документа, охватывающего все аспекты миграционного права: иммиграцию, репатриацию, эмиграцию, трудовую миграцию или миграцию рабочей силы, нелегальную миграцию (включая нелегальную трудовую миграцию), депортацию, реадмиссию, внутреннюю миграцию и временное пребывание человека за границей (туристические, деловые и иные поездки). По большому счету, этот модельный кодекс выходит далеко за рамки Содружества Независимых Государств, предполагает интеграцию его государств – участников в мировое пространство. Это новый, более высокий этап миграционного законодательства, который, безусловно, будет способствовать формированию и общего рынка труда в рамках СНГ и общего человеческого гуманитарного пространства Содружества как части всего мирового сообщества.

Сегодня во всех государствах – участниках Содружества Независимых Государств законодательно предоставлена свобода передвижения и выбора места жительства – право человека беспрепятственно передвигаться по территории страны, выбирать место жительства, покидать страну и возвращаться в нее. Оно является одним из основных личных прав человека и включено во Всеобщую декларацию прав человека, принятую Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году.

Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года установил, что каждый, кто законно находится на территории данного государства, имеет право свободно перемещаться по его территории. Также каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную. Ограничения этих прав допускаются только в той мере, в какой они «предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других». Никто не может быть произвольно лишен права на въезд в свою собственную страну, т.е. права на возвращение.

В государствах – участниках СНГ в основных законах закреплено, что иностранцы и лица без гражданства пользуются правами и свободами, а также несут обязанности, установленные для граждан, если иное не предусмотрено Конституцией, законами и международными договорами.

По нашему мнению, этот принцип свободного передвижения и выбора места жительства целесообразно прописать в статье 3 «Основные принципы и задачи государственной миграционной политики» главы II «Нормативно-правовое регулирование» проекта Кодекса.

В статье 2 «Основные понятия» можно было бы раскрыть такие термины, как «административное выдворение», «депортация» и «реадмиссия».

Можно было бы также учесть рекомендацию Глобального договора ООН о безопасной, упорядоченной и легальной миграции о создании условий для участия мигрантов в общественно-политической жизни в странах их происхождения, в том числе в процессах установления мира и перемирия, в выборах и политических реформах. В частности, это может быть организовано посредством создания реестра избирателей, проживающих за рубежом, голосования по почте, голосования по доверенности или досрочного голосования. Международный институт по мониторингу развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств – участников МПА СНГ мог бы провести соответствующую аналитическую работу по этой теме и сформулировать соответствующую статью в проекте Кодекса.

В завершение своего выступления хотел бы выразить уверенность, что сегодняшнее мероприятие и в целом Санкт-Петербургский Форум Труда будут способствовать сбалансированному решению миграционных вопросов на пространстве Содружества.

Благодарю за внимание».

 

Парламентские слушания прошли в Таврическом дворце в рамках IV Санкт-Петербургского Международного Форума Труда. Участвовавшие в мероприятии представители законодательных и исполнительных органов власти стран СНГ, профильных международных организаций обсудили особенности правового регулирования миграционных процессов в государствах Содружества, специфику подготовленного Межпарламентской Ассамблеей государств — участников СНГ кодифицированного документа в сфере миграции, актуальность его принятия, структуру и новеллы в миграционном законодательстве.