ЗАЯВЛЕНИЕ
Миссии наблюдателей от
Содружества Независимых Государств по результатам наблюдения за подготовкой и проведением внеочередных выборов в Милли Меджлис Азербайджанской Республики

 

Общие положения

По приглашению Правительства Азербайджанской Республики Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств (далее – Миссия) проводила мониторинг подготовки и проведения внеочередных выборов в Милли Меджлис Азербайджанской Республики (далее – выборы).

Президент Азербайджанской Республики И. Алиев 5 декабря 2019 года подписал Распоряжение о назначении внеочередных выборов в Милли Меджлис Азербайджанской Республики на 9 февраля 2020 года.

Миссия приступила к работе 19 января 2020 года, осуществляла свою деятельность свободно и независимо, руководствуясь законодательством Азербайджанской Республики, документами, принятыми в рамках Содружества, соблюдая принцип невмешательства в избирательный процесс и уважая суверенитет государства.

Центральная избирательная комиссия Азербайджанской Республики (далее – Центральная комиссия, ЦИК) аккредитовала 252 наблюдателя от СНГ, 18 из которых работали на долгосрочной основе. В состав Миссии вошли представители Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан, а также Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ, Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств.

В рамках мониторинга выборов Глава Миссии В. Гуминский посетил окружные и участковые избирательные комиссии Шамахинского района и города Баку, провел встречи с Председателем Центральной избирательной комиссии Азербайджанской Республики М. Панаховым, Министром иностранных дел Азербайджанской Республики Э. Мамедъяровым, Главой Миссии БДИПЧ ОБСЕ П. Тейлером.

Наблюдатели от Содружества обсуждали ход избирательной кампании с руководством ЦИК, Администрации Президента, Аппарата Милли Меджлиса, Министерства иностранных дел, Верховного Суда, Конституционного Суда, Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел Азербайджанской Республики. Состоялись встречи с представителями предвыборных штабов ряда политических партий, выдвинувших кандидатов в депутаты.

Миссия работала открыто и гласно. Штабом Миссии выпущены информационные сообщения и промежуточный отчет о ходе наблюдения за подготовкой выборов, даны интервью представителям средств массовой информации.

Миссия отмечает, что в республике были созданы необходимые условия для международного наблюдения за выборами.

 

Законодательная база для проведения выборов

Правовую основу проведения выборов составляют Конституция, Избирательный кодекс Азербайджанской Республики (далее – Кодекс), нормы ряда иных законодательных актов, регулирующих отдельные аспекты избирательного процесса, а также решения Центральной комиссии, принятые в развитие положений Кодекса.

Эксперты Миссии и Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств – участников МПА СНГ провели анализ избирательного законодательства Азербайджанской Республики и отмечают, что оно является достаточной правовой основой для проведения открытых, свободных и демократических выборов, гарантирует право гражданина избирать и быть избранным, обеспечивает свободу волеизъявления на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, судебную и иную защиту избирательных прав и свобод, общественное и международное наблюдение за выборами.

 

Система избирательных комиссий и их деятельность по подготовке к выборам

Организацию и проведение выборов осуществляли ЦИК, 125 окружных, 5573 участковые избирательные комиссии.

Центральная комиссия состоит из 18 членов, которые избираются Милли Меджлисом: 6 членов представляют политическую партию, депутаты которой имеют большинство в парламенте, 6 – политические партии, составляющие меньшинство в Милли Меджлисе, 6 – от независимых депутатов.

Окружные избирательные комиссии (далее – окружные комиссии, ОИК) в составе 9 членов формируются Центральной комиссией.

Участковые избирательные комиссии (далее – участковые комиссии, УИК) в составе 6 членов формируются окружными комиссиями.

При назначении членов окружных и участковых комиссий используется такой же принцип равного представительства, как и при формировании ЦИК.

Срок полномочий избирательных комиссий всех уровней – 5 лет.

Зарегистрированные кандидаты, политические партии, выдвинувшие кандидатов более чем в 60 избирательных округах, имели возможность направить по одному своему представителю в состав соответствующих избирательных комиссий в качестве члена с правом совещательного голоса.

Миссия отмечает, что Центральная комиссия последовательно и слаженно вела работу по организации избирательной кампании.

Постановлением ЦИК был утвержден Календарный план основных мероприятий по подготовке и проведению внеочередных выборов в Милли Меджлис Азербайджанской Республики. Кроме того, был принят ряд постановлений, детализирующих отдельные положения избирательного законодательства.

Большое внимание ЦИК уделяла учебе организаторов выборов. Для повышения профессиональной подготовки членов ОИК и УИК, совершенствования их знаний и навыков в области проведения электоральной кампании Центральная комиссия организовала серию тренингов. С 23 по 26 января 2020 года проводились занятия с членами окружных комиссий, а с 27 января по 2 февраля 2020 года тренинг-группы ОИК обучали членов участковых комиссий. На тренингах давались практические рекомендации по реализации требований Кодекса, обеспечению демократичности и открытости избирательного процесса, прозрачности подсчета голосов. На отдельных из них присутствовали наблюдатели от СНГ.

Всего в обучающих мероприятиях приняли участие свыше 32 000 членов избирательных комиссий.

Кроме того, для руководства ОИК проведены региональные семинары с участием сотрудников прокуратуры, полиции, судов, на которых рассматривались вопросы разрешения избирательных споров, а также роль и функции полиции при проведении выборов.

В помощь организаторам выборов ЦИК составила сборник из 48 инструкций, правил и разъяснений, который в виде 16 брошюр был направлен в нижестоящие избирательные комиссии.

Для размещения в помещениях для голосования были изготовлены разъяснительные плакаты о порядке заполнения избирательного бюллетеня, о действиях избирателей в день выборов, о правах наблюдателей.

В целях обеспечения единообразного применения норм Кодекса Центральная комиссия издала памятку, разъясняющую работу членов УИК в день голосования. Также ЦИК подготовила Памятку для кандидатов в депутаты Милли Меджлиса, в которой отражены правила выдвижения, сбора подписей, предоставления в ОИК документов для регистрации, права и обязанности кандидатов. Были изданы памятки для наблюдателей, для сотрудников полиции, для представителей средств массовой информации.

При ЦИК и ОИК были образованы экспертные группы по рассмотрению жалоб, связанных с нарушением избирательных прав граждан.

Миссия отмечает гласную и открытую работу Центральной комиссии, коллегиальное обсуждение рассматриваемых вопросов, проведение заседаний с участием международных наблюдателей, представителей средств массовой информации.

В рамках мониторинга избирательной кампании долгосрочные наблюдатели от СНГ ознакомились с работой окружных и участковых комиссий Абшеронского, Астаринского, Билясуварского, Габалинского, Геранбойского, Гёйгёльского, Губинского, Джалилабадского, Евлахского, Исмаиллинского, Кюрдамирского, Ленкораньского, Лерикского, Масаллинского, Огузского, Сальянского, Уджарского, Шамахинского, Шекинского районов, Нахчыванской Автономной Республики, городов Баку, Гянджа, Ленкорань, Сумгаит и Шеки.

При общении с членами ОИК и УИК представители Миссии получали необходимую информацию, имели возможность ознакомиться с избирательной документацией. Помещения комиссий были обеспечены оргтехникой, резервными источниками электропитания, необходимой методической литературой, наглядными пособиями о выборах.

По мнению Миссии, Центральная и нижестоящие избирательные комиссии приняли необходимые меры для подготовки и проведения выборов в соответствии с требованиями законодательства.

 

Списки избирателей

Единый список избирателей ведется Центральной комиссией и ежегодно обновляется на основании сведений, предоставляемых участковыми комиссиями.

В соответствии с Кодексом в список избирателей включаются граждане Азербайджанской Республики, обладающие на день голосования активным избирательным правом и постоянно проживающие на территории соответствующего избирательного участка.

Списки избирателей составляются в двух экземплярах. Первый экземпляр хранится в УИК, второй – не позднее чем за 25 дней до дня голосования передается в окружную комиссию.

С 5 января 2020 года списки размещались в помещениях участковых комиссий для всеобщего ознакомления, а также были доступны на сайте ЦИК. Граждане могли проверить наличие данных о себе в списке, получить информацию о номере избирательного участка и месторасположении помещения для голосования.

В случае обнаружения избирателем в списке ошибок или неточностей в сведениях о нем самом или иных лицах он мог сообщить об этом в УИК. Участковая комиссия вносила соответствующие изменения в список либо выдавала избирателю письменный отказ в удовлетворении заявления, который мог быть обжалован в вышестоящую избирательную комиссию.

В день выборов граждане, проживающие на территории данного избирательного участка, но по каким-либо причинам не включенные в основной список избирателей, по решению УИК включались в дополнительный список.

По информации Центральной комиссии, в списки для участия в выборах были включены более 5 миллионов 230 тысяч избирателей.

По мнению Миссии, процедура составления и уточнения списков избирателей гарантировала гражданам Азербайджанской Республики реализацию их конституционного права на участие в выборах.

 

Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты

В соответствии с Конституцией Азербайджанской Республики 125 депутатов Милли Меджлиса избираются сроком на 5 лет на основе мажоритарной избирательной системы.

Согласно Кодексу право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит политическим партиям, блокам политических партий и гражданам. В поддержку кандидата в депутаты на территории избирательного округа, по которому он выдвигался, должно быть собрано не менее 450 подписей избирателей.

В окружные комиссии было подано 2431 заявление об участии в избирательной кампании. Необходимые для регистрации документы и подписные листы сдали 1774 человека. Из них 98 отказались от участия в избирательной кампании до регистрации, 48 претендентам в регистрации было отказано ОИК. Решения окружных комиссий 25 претендентов обжаловали в ЦИК, которая в 9 случаях жалобы удовлетворила. Из 1637 зарегистрированных кандидатов 321 впоследствии отозвали свои кандидатуры, регистрация 2 кандидатов была отменена ЦИК.

Таким образом, на 125 депутатских мандатов претендовали 1314 кандидатов, что почти в два раза больше, чем на прошлых парламентских выборах в 2015 году. Из них 246 выдвигались от 19 политических партий, 11 – инициативными группами граждан, 1057 – по собственной инициативе.

По мнению Миссии, выдвижение и регистрация кандидатов были осуществлены в соответствии с требованиями Кодекса. Наблюдатели от СНГ отмечают, что участие в избирательной кампании такого количества претендентов на депутатский мандат свидетельствует об открытости избирательной системы, наличии в стране политического плюрализма и возможности реального выбора для избирателей.

 

Предвыборная агитация и информирование избирателей

Агитационная кампания проходила с 17 января до 8.00 часов 8 февраля 2020 года. В день выборов и за день до начала голосования предвыборная агитация не допускалась.

Согласно Кодексу политическим партиям, кандидаты которых зарегистрированы более чем в 60 избирательных округах, предоставляется возможность вести предвыборную агитацию на телевидении и в периодической печати на бесплатной основе. Поскольку только партия «Ени Азербайджан» смогла выдвинуть необходимое количество кандидатов, руководством партии было принято решение отказаться от такого права в целях создания равных условий для всех участников избирательной кампании.

Кандидатам в депутаты, политическим партиям для ведения агитации были предоставлены равные возможности использования на платной основе эфирного времени на телевидении и радио, а также площадей периодических печатных изданий.

Местные исполнительные органы власти по согласованию с окружными комиссиями определили в городах и районных центрах республики 136 помещений для проведения встреч с избирателями, а также 136 мест для массовых агитационных мероприятий, которые на равных условиях предоставлялись кандидатам в депутаты и их доверенным лицам.

По информации Министерства внутренних дел Азербайджанской Республики, начиная с 17 января 2020 года в городах и районных центрах страны проведено более 3200 агитационно-пропагандистских мероприятий, в которых приняли участие около 253 000 человек.

В республике было установлено более 11 000 специальных щитов для размещения предвыборных агитационных плакатов кандидатов в депутаты. В соответствии с Кодексом в день выборов ранее размещенные предвыборные агитационные материалы внутри и снаружи помещений избирательных участков были сняты.

При Центральной комиссии была образована пресс-группа для контроля над соблюдением правил ведения предвыборной агитации в СМИ, состоящая из сотрудников ЦИК и представителей средств массовой информации Азербайджанской Республики.

Наблюдатели отмечают в целом спокойный ход агитационной кампании. Вместе с тем в период ее проведения имели место случаи нарушения избирательного законодательства. Так, за несоблюдение правил ведения агитации ЦИК вынесла предупреждения в адрес 5 кандидатов в депутаты. Были отмечены также факты порчи агитационных плакатов конкурентов.

Миссия считает, что организаторы выборов приняли необходимые меры для проведения агитационной кампании в свободной атмосфере, позволявшей кандидатам открыто излагать свои убеждения, знакомить избирателей с предвыборными программами.

Центральной и нижестоящими комиссиями проводилась работа по освещению в средствах массовой информации подготовки и проведения выборов. Руководством Центральной комиссии и сотрудниками Секретариата ЦИК регулярно давались интервью республиканским СМИ, организовывались брифинги и пресс-конференции, на которых освещались вопросы проведения внеочередных парламентских выборов, разъяснялись нормы избирательного законодательства.

С момента назначения даты выборов ЦИК открыла телефонную «горячую линию», позвонив на которую граждане могли ознакомиться с информацией о ходе подготовки и проведения выборов, узнать номер и месторасположение своего избирательного участка, уточнить наличие данных о себе в списках избирателей, а также получить консультации об избирательном законодательстве Азербайджанской Республики.

С 13 января 2020 года работал организованный Центральной комиссией независимый медиацентр «Выборы-2020», где представители национальных и зарубежных СМИ могли получать оперативную информацию о ходе избирательной кампании.

По каналам телевидения, радио регулярно транслировались информационные ролики и социальная реклама, призывающие к участию в выборах. Для информирования избирателей о дне голосования также использовались рекламные табло, баннеры, плакаты.

Всем избирателям были разосланы извещения о дне голосования с указанием адреса избирательного участка, времени голосования и номера избирателя в списке.

 

Жалобы и заявления

Штаб Миссии обратился в Центральную комиссию, Генеральную прокуратуру, Верховный Суд и Министерство внутренних дел Азербайджанской Республики с просьбой проинформировать о результатах рассмотрения поступивших к ним обращений граждан, связанных с нарушениями избирательного процесса.

По состоянию на 8 февраля 2020 года получены следующие сведения о заявлениях и обращениях.

В Центральную комиссию поступило 54 обращения, которые были рассмотрены в установленные сроки. Органы прокуратуры получили 11 заявлений, направленных на рассмотрение в ЦИК. По информации Верховного Суда, суды страны рассмотрели 28 жалоб кандидатов в депутаты и их доверенных лиц. В органы внутренних дел поступило 79 обращений, связанных с выборами. По результатам их рассмотрения в отношении 3 лиц приняты меры административного воздействия.

По результатам рассмотрения жалоб, поданных в Центральную комиссию после дня голосования, ЦИК признала недействительными результаты выборов в 4 избирательных округах. Итоги выборов 5 марта 2020 года были утверждены Конституционным Судом Азербайджанской Республики.

Миссия отмечает, что рассмотрение обращений и жалоб, связанных с нарушениями избирательного процесса, осуществлялось в порядке и сроки, установленные законодательством Азербайджанской Республики.

 

Наблюдение за голосованием и подсчетом голосов избирателей

Голосование в день выборов 9 февраля 2020 года проводилось с 8 до 19 часов.

Для предотвращения возможного многократного голосования использовалась маркировка большого пальца левой руки избирателя.

Избиратели, не имевшие возможности находиться в день выборов по месту жительства, могли проголосовать на основании открепительных удостоверений в местах фактического нахождения в пределах своего избирательного округа. Открепительные удостоверения выдавались окружными комиссиями с 26 декабря 2019 года по 15 января 2020 года, а участковыми комиссиями – с 16 января по 6 февраля 2020 года.

В случаях, когда избиратель по состоянию здоровья не мог прибыть в помещение для голосования, УИК по его письменному заявлению направляла не менее двух членов для организации голосования с использованием переносной избирательной урны в месте пребывания избирателя.

Для реализации принципа гласности и открытости избирательного процесса, предупреждения возможных нарушений и фальсификаций 20 % избирательных участков были оборудованы веб-камерами, транслировавшими ход голосования в Интернете.

Представители Миссии посетили 1913 избирательных участков в большинстве избирательных округов страны. По их оценкам, голосование проходило спокойно и организованно, в присутствии доверенных лиц кандидатов в депутаты, национальных и международных наблюдателей. Помещения для голосования были обеспечены необходимым оборудованием и информационными материалами. Незрячим избирателям выдавались трафареты для заполнения избирательных бюллетеней, выполненные шрифтом Брайля.

В своих отчетах наблюдатели от СНГ отметили немногочисленные нарушения, которые, по мнению Миссии, не могли оказать влияния на результаты выборов. О выявленных недостатках Миссия проинформировала Центральную комиссию.

В мониторинге голосования приняли участие около 89 000 национальных наблюдателей, что, по мнению Миссии, позволило осуществить гражданский контроль за проведением выборов.

Члены Миссии присутствовали при подсчете голосов избирателей и констатируют, что им была предоставлена возможность осуществлять наблюдение в условиях, обеспечивающих обозримость данной процедуры.

По мнению наблюдателей от СНГ, прошедшие выборы стали значимым шагом на пути обновления политической системы страны в целях активизации проведения внутригосударственных реформ, при этом избирательные комиссии всех уровней при содействии органов власти обеспечили их проведение на высоком организационном уровне.

 

Выводы

Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств приходит к выводам о том, что внеочередные выборы в Милли Меджлис Азербайджанской Республики, состоявшиеся 9 февраля 2020 года:

проведены в соответствии с Конституцией и Избирательным кодексом Азербайджанской Республики;

были конкурентными, открытыми, свободными и соответствовали принципам проведения демократических выборов.

 

 

                               В. Гуминский

                 О. Козихонова

                               С. Боженов

                 Е. Колюшин

                               А. Гандымов

                 С. Сафоев

                               Л. Ермошина

                 Н. Шайлдабекова

                               Л. Калашников

                 А. Щегорцова

Д. Кобицкий