В Астрахани прошла он-лайн школа для учителей русского языка из стран СНГ

21 марта в  Астраханской области завершился масштабный гуманитарный проект - Международная онлайн-школа «Русский язык как инструмент межнационального согласия». Проект стал возможным благодаря  поддержке Фонда президентских грантов, а его организаторами выступили Центр  международных и общественно-политических исследований «Каспий-Евразия» совместно с Астраханским государственным техническим университетом.

 

Целью он-лайн школы стали поддержка и распространение стандартов языкового образования в России среди преподавателей стран Центральной Азии и Прикаспийского региона. Как отмечают организаторы, эта идея оказалась очень популярна среди слушателей. В ходе реализации проекта их число увеличилось со 100 заявленных до 150, в том числе расширилась и география вещания. За 6 дней с образовательной программой ознакомились преподаватели русского языка из Азербайджанской республики, Республики Казахстан, Туркменистана, Республики Узбекистан, Ирана, Польши и даже Соединённых штатов Америки. Обучение прошло в форме лекций, вебинаров, онлайн-консультаций  и тестирования.

«Несмотря на то, что платформа, на которой проходили занятия, рассчитана на 100 участников, в некоторых вузах нашу программу слушали целыми кафедрами. Он-лайн школа вызвала интерес и у преподавателей русского языка как иностранного в регионах России. Так высокую активность показали коллеги из Калмыкии», - говорит руководитель центра «Каспий Евразия» Ксения ТЮРЕНКОВА.

В ходе шестидневной программы участники проекта ознакомились со  средствами когнитивной и языковой поддержки при обучении русскому языку как иностранному, узнали о формировании грамматической компетенции на разных этапах обучения, познакомились с лингвокультурными компетенциями, а также особенностями преподавания профессионального дискурса.

«Учитель русского языка в странах СНГ работает в мультикультурной среде, обучая несколько категорий детей:  русскоговорящих учащихся и учащихся-инофонов. Русский язык для мигрантов  является основным посредником в изучении мировой культуры, поэтому билингвальное и поликультурное образование в России означает интегративный процесс с тремя главными источниками: русским, национальным (нерусским) и общечеловеческим», - говорит преподаватель он-лайн школы, доцент кафедры начального образования Казанского федерального университета Лера Ахтямовна Камалова.

С актуальностью проекта согласна профессор Калмыцкого государственного университета Тамара Есенова: «Не все преподаватели могут повышать научно-методический уровень с выездом в вузы России. За таким форматом повышения квалификации большое будущее. Поддерживаю инициативу филологов-русистов АГТУ».

Для реализации он-лайн школы в качестве партнеров была привлечена кафедра русского языка Астраханского государственного технического университета.

 Сейчас в планах организаторов издание  сборника методических рекомендаций по итогам он-лайн школы, а также    олимпиада по русскому языку среди студентов технических специальностей из вузов-участников проекта.