Развитие сотрудничества государств – участников СНГ по применению высоких технологий в сфере энергетики

Применение высоких технологий в различных отраслях экономики способствует совершенствованию технологических процессов, развитию производственной базы, наукоемких и технологичных производств, выпуску товаров с высокой добавленной стоимостью, повышению надежности и управляемости оборудования и инфраструктуры, диверсификации экономики в целом.

Сотрудничество в указанной сфере подразумевает не только обмен информацией о линейках оборудования, обладающего лучшими характеристиками, но и проработку вопросов стимулирования соответствующих производств, развития благоприятного инвестиционного климата, реализацию совместных проектов и программ, расширение торговых связей на пространстве СНГ.

Высокотехнологичные решения в атомной энергетике, электроэнергетике (как для сегмента генерации: традиционных энергоносителей и возобновляемых источников энергии, так и для сегмента распределения электроэнергии, включая сетевую инфраструктуру), в процессах мониторинга, управления и автоматизации снижают себестоимость производимого продукта – электроэнергии, что в конечном счете способно привести к увеличению конкурентоспособности большинства отраслей государств – участников СНГ.

Высокотехнологичное оборудование

Взаимодействие государств – участников СНГ в энергетической сфере развивается с учетом положений Концепции сотрудничества государств – участников СНГ в сфере энергетики от 20 ноября 2009 года. Использование энергетического оборудования собственного производства для энергетических объектов и инфраструктуры в государствах – участниках СНГ позволит не только снизить риски зависимости от поставок и эксплуатации оборудования из третьих стран на энергосистемы государств – участников СНГ, но и будет стимулировать развитие энергетического сектора, машиностроения и промышленности в государствах – участниках СНГ.

В современных условиях проблема обеспечения различных отраслей экономики конкурентоспособным оборудованием и технологиями, принимая во внимание их надежность и доступность, становится одной из важнейших для государств – участников СНГ.

Использование высокотехнологичного энергетического оборудования для энергетических объектов позволяет развивать собственное производство в государствах – участниках СНГ, снизить стоимость инфраструктурных проектов, уменьшить риски зависимости от поставок оборудования из третьих стран.

Эти мероприятия отвечают одной из важнейших задач взаимодействия государств – участников СНГ в энергетической сфере – обеспечению энергетической безопасности Содружества с учетом осуществления параллельной работы энергетических систем государств – участников СНГ, трансграничных перетоков электроэнергии и важности бесперебойного обеспечения электроэнергией потребителей.

Для решения указанных задач Советом по промышленной политике государств – участников СНГ и базовой организацией государств – участников СНГ по подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации кадров в сфере электроэнергетики Национальным исследовательским университетом «МЭИ» разработаны проекты Концепции сотрудничества государств – участников СНГ по развитию производства высокотехнологичного энергетического оборудования и Плана основных мероприятий по ее реализации.

Документы направлены на развитие кооперации государств – участников СНГ в энергетической сфере.

Положения Концепции направлены на обеспечение устойчивого роста национальной экономики за счет развития технологической базы топливно-энергетического комплекса государств – участников СНГ и повышение эффективности работы отрасли.

Реализация Концепции будет способствовать углублению кооперационных связей между хозяйствующими субъектами энергетической отрасли государств – участников СНГ, повышению конкурентоспособности производства энергетического оборудования, обмену опытом в области энергетического машиностроения и развитию эффективной производственной базы государств – участников СНГ.

Путями решения поставленных задач будут являться выработка согласованных решений в области развития производства высокотехнологичного энергетического оборудования и проработка механизмов стимулирования внедрения и использования эффективных технологических разработок.

Проект Концепции определяет подходы по увеличению доли энергетического оборудования собственного производства, направлен на содействие созданию благоприятных условий и механизмов развития производства и эксплуатации оборудования государств – участников СНГ в энергетической отрасли в среднесрочной перспективе.

Развитие сотрудничества в сфере энергетического оборудования станет одним из механизмов расширения и модернизации производственных мощностей, создания новых высокопроизводительных рабочих мест, повышения научно-исследовательского потенциала, развития соответствующих секторов экономики государств – участников СНГ.

Обеспечение отраслей экономики конкурентоспособным оборудованием и технологиями, принимая во внимание их надежность и доступность, является одной из важнейших задач для государств – участников СНГ.

Проект Плана включает мероприятия:

по реализации совместных проектов и внедрению механизмов развития производства высокотехнологичного энергетического оборудования; 

созданию благоприятной среды для развития данной сферы сотрудничества; 

информационному обмену и формированию базы знаний.

Таким образом, развитие сотрудничества в данной сфере станет дополнительным стимулом расширения и модернизации производственных мощностей и развития смежных секторов экономики государств – участников СНГ.

Проекты Концепции и Плана одобрены на заседании Совета по промышленной политике государств – участников СНГ 12 июля 2017 года, прошли согласование в правительствах государств – участников СНГ, утверждены на заседании Совета глав правительств СНГ 2 ноября 2018 года.

Одним из важных мероприятий Плана (пункт 1.5) является подготовка предложений по формированию проекта Комплекса мер по развитию энергетического машиностроения (далее – проект Комплекса мер).

Целями проекта Комплекса мер являются повышение конкурентоспособности продукции государств – участников СНГ на внутреннем и мировом рынках, а также повышение эффективности и экологичности использования ресурсов энергетического комплекса.

Проект Комплекса мер направлен на увеличение товарооборота между государствами – участниками СНГ, укрепление позиций производителей энергетического оборудования государств – участников СНГ при сохранении кооперации государств – участников СНГ с третьими странами в области поставок энергетического оборудования.

Для достижения поставленных целей необходимы:

разработка и освоение производства инновационных образцов высокотехнологичного энергоэффективного оборудования;

развитие технологий, соответствующих современному мировому уровню для решения стратегических задач развития энергетики и обеспечивающих безопасную и надежную работу энергетических систем;

совершенствование организационной и технологической инфраструктуры на основе научно-технического и инновационного потенциала энергетического машиностроения.

Стимулирование развития отрасли является одним из ключевых элементов проекта Комплекса мер. Предполагаются проработка механизмов государственной поддержки, создания государственно-частного партнерства в части разработки и передачи инновационных технологий энергомашиностроения в энергетику, разработка предложений по стимулированию национальных энергетических компаний к приобретению и эксплуатации инновационных образцов энергетического оборудования производства государств – участников СНГ, стимулирование формирования и развития высокотехнологичных производств, ориентированных на рынки СНГ.

Проект Комплекса мер разработан Советом совместно с базовой организацией государств – участников СНГ по подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации кадров в сфере электроэнергетики Национальным исследовательским университетом «МЭИ» при участии Исполнительного комитета СНГ.

Проект Комплекса мер одобрен на заседании Совета по промышленной политике государств – участников СНГ 17 августа 2018 года, прошел согласование в правительствах государств – участников СНГ, утвержден Решением Экономического совета СНГ от 21 июня 2019 года.

Инновационная деятельность

Основой решения стратегических задач, стоящих перед топливно-энергетическим комплексом, является инновационное развитие его отраслей. Представляется весьма актуальным стимулирование разработки и внедрения в этой сфере новейших технологий и материалов.

Взаимодействие государств – участников СНГ в сфере инновационного развития энергетики в настоящее время реализуется по большей части в двустороннем формате. В этой сфере необходимо развивать механизмы взаимодействия по согласованным направления и координацию государственных программ, национальных проектов и инициатив. Большинство государств – участников СНГ в значительной степени зависят от импорта энергетического оборудования и технологий практически во всех отраслях топливно-энергетического комплекса. Многие из них пытаются решить эту проблему путем локализации производства.

В этой связи подготовленные проекты Концепции сотрудничества государств – участников СНГ в области инновационного развития энергетики и разработки передовых энергетических технологий и Плана первоочередных мероприятий по ее реализации могут выступить в роли программных документов, определяющих приоритеты инновационного развития энергетики.

Проекты Концепции и Плана первоочередных мероприятий определяют основные задачи и приоритетные направления развития инновационной деятельности в энергетике, выявляют возможности использования научно-технического и инновационного потенциала, предлагают формы и механизмы государственной поддержки инновационной деятельности в государствах – участниках СНГ на долгосрочную перспективу.

Инновационная деятельность является важнейшим ресурсом и инструментом повышения конкурентоспособности энергетики и экономики в целом. Необходимость разработки проекта Концепции определяется:

возрастанием роли инноваций как фактора повышения конкурентоспособности и устойчивости экономического развития;

необходимостью активного вовлечения научного и научно-технического потенциала в процессы модернизации производств;

необходимостью интеграции имеющихся в государствах – участниках СНГ ресурсов и организаций;

усилением конкуренции на внутреннем и внешнем рынках.

Реализация Концепции и Плана первоочередных мероприятий предусматривает переориентацию энергетики государств – участников СНГ на использование инновационных технологий, которые позволят обеспечить повышение конкурентоспособности товаропроизводителей государств – участников СНГ и их инвестиционную привлекательность, эффективное использование энергетического потенциала государств – участников СНГ и устойчивое развитие общего энергетического потенциала Содружества.

Ключевыми задачами, на решение которых направлены проекты указанных документов, являются синхронизация усилий всех заинтересованных сторон: научного сообщества, органов государственной власти, компаний топливно-энергетического комплекса государств – участников СНГ по разработке, апробации и промышленному производству и применению инновационных технологий и материалов в энергетике, а также заблаговременное формирование необходимых образовательных и научных компетенций под перспективные технологии будущего.

Проект Концепции направлен на расширение межгосударственного сотрудничества в области инновационного развития энергетики и разработки передовых энергетических технологий и представляет собой совокупность согласованных взглядов и подходов государств – участников СНГ к сотрудничеству в сфере инновационного развития энергетики и разработки передовых энергетических технологий и определяет цели, задачи, принципы, механизмы и основные направления такого сотрудничества.

Положения проекта Концепции являются основой для разработки и заключения международных договоров и иных международных нормативных правовых актов государств – участников СНГ, а также межгосударственных программ в сфере инновационного развития энергетики и разработки передовых энергетических технологий.

Документы основываются на приоритете экономических интересов государств – участников СНГ и направлены на создание условий, способствующих обеспечению их энергетической безопасности и устойчивого развития.

Концепция сотрудничества государств – участников СНГ в области инновационного развития энергетики и разработки передовых энергетических технологий и План первоочередных мероприятий по ее реализации утверждены на заседании Совета глав правительств СНГ 1 июня 2018 года.

Цифровизация

Важным элементом высокотехнологичного оборудования является применение цифровых решений, которые позволяют оптимизировать и упростить технологические процессы, упорядочить мониторинг эксплуатации оборудования и снизить затраты на производство и распределение электрической и тепловой энергии.

В этих целях разработаны проекты Концепции цифровой трансформации отраслей топливно-энергетического комплекса государств – участников СНГ и Плана первоочередных мероприятий по ее реализации. Указанные документы одобрены на заседании Совета по промышленной политике государств – участников СНГ 21 ноября 2019 года, в настоящее время ведется их согласование в государствах – участниках СНГ.

Географическое положение государств – участников СНГ, общие протяженные границы, историческая близость народов, долговременные индустриальные, социальные и экономические связи, системная схожесть отраслевой инфраструктуры, научно-производственной и технологической базы предопределяют центростремительный тренд на объединение информационно-коммуникационных пространств, основанных на цифровых технологиях работы с данными, в целях повышения совместного потенциала противостояния глобальному доминированию мировых технологических гигантов и развитых постиндустриальных экономик, определения и устойчивого развития собственной консолидированной рыночной позиции в вновь формируемой мировой цифровой экосистеме. 

В условиях высокой степени неопределенности развития мировой энергетической системы, основанной на прорывных технологиях 4-го технологического уклада, потенциально высокий синергетический эффект от объединения в формате цифрового глобального энергообъединения может быть достигнут только при синхронизации и гармонизации целевых установок, направлений и инструментов развития и планов мероприятий государств – участников СНГ по достижению согласованного целевого облика будущей цифровой энергетики.

В последние годы появились новые термины и концепции, описывающие происходящую цифровую трансформацию. Структуру мира, в том числе промышленного, меняет концепция интеллектуального предприятия – набор технологических инноваций, включающий искусственный интеллект, интеллектуальную автоматизацию, технологии глубинного обучения, предсказательную аналитику и когнитивные вычисления.

Значительное внимание развитию сотрудничества в области цифровизации и внедрения высоких технологических разработок уделяется и в рамках Электроэнергетического Совета СНГ (далее – ЭЭС СНГ).

На 54-м заочном заседании ЭЭС СНГ, которое состоялось 10 августа 2019 года в г. Москве рассмотрен вопрос «О проекте Графика рассмотрения тематической информации об опыте работы энергосистем государств – участников СНГ». Согласно указанному Графику на 55-м заседании рассмотрен вопрос «О Концепции цифровой трансформации–2030 как инструмента трансфера высокотехнологичных решений и продуктов». В 2020 году предполагается включить в проект повестки дня ЭЭС СНГ доклад о развитии электроэнергетики в Республике Казахстан: введение рынка мощности, перспективы строительства новых станций, модернизация, реконструкция действующих генерирующих мощностей; в 2021 году – о системе перспективного планирования и развития энергосистемы и ее нормативно-правовому обеспечению, включая мероприятия по  развитию атомных электростанций, гидроэлектростанций, тепловых электростанций и генерирующих мощностей на основе возобновляемых источников энергии. Обмен подобной информацией способствует видению и формированию планов развития энергетической отрасли государств – участников СНГ до 2035 года, включая перспективные балансы потребления и генерации энергосистем.

25 октября 2019 года в г. Москве состоялось 55-е заседание ЭЭС СНГ, в котором приняли участие руководители органов управления электроэнергетикой и электроэнергетических компаний государств – участников СНГ.

Одним из ключевых вопросов заседания стал доклад генерального директора ПАО «Россети» П.А.Ливинского по вопросу «О Концепции цифровой трансформации–2030 как инструмента трансфера высокотехнологичных решений и продуктов». Членами ЭЭС СНГ принято решение изучить опыт энергосистем государств – участников СНГ в части цифровой трансформации электроэнергетики и представить на рассмотрение очередного заседания ЭЭС СНГ в 2020 году предложения по разработке общих подходов к переходу к цифровой электроэнергетике в государствах – участниках СНГ.

Цели и задачи Концепции цифровой трансформации–2030 являются важным посылом для внедрения интеллектуальных систем управления на базе цифровых технологий в компаниях, осуществляющих деятельность по передаче и распределению электроэнергии.

Указанная Концепция определяет основные направления технологических и организационных изменений работы в компании для изыскания новых механизмов, способов, алгоритмов корпоративного и технологического управления процессами компании и их последующей трансформации для повышения эффективности и качества оказываемых услуг, их доступности. Совокупность указанных эффектов позволит обеспечить одновременный рост капитализации и качественное выполнение социальной функции компании в существующих экономических условиях и модели рынка.

Цифровая трансформация позволит повысить надежность, качество, доступность оказания услуг по передаче электроэнергии и технологическому присоединению потребителей, сформировать новую инфраструктуру для максимально эффективного процесса передачи электроэнергии между субъектами электроэнергетики, а также развивать конкурентные рынки сопутствующих услуг.

Цель цифровой трансформации – изменение логики процессов и переход компании на риск-ориентированное управление на основе внедрения цифровых технологий и анализа больших данных.

Реализация целевой модели предусматривает изменение организационной структуры в соответствии с задачами цифровой трансформации, включая выделение новых подразделений или пересмотр выполняемых функций.

Основными задачами цифровой трансформации являются:

адаптивность компании к новым задачам и вызовам;

улучшение характеристик надежности электроснабжения потребителей;

повышение эффективности компании;

повышение доступности электросетевой инфраструктуры;

развитие кадрового потенциала и новых компетенций;

диверсификация бизнеса за счет дополнительных сервисов.

Цифровая трансформация должна обеспечить рынок государств – участников СНГ современными технологическими решениями, применение которых обеспечит преимущество в темпах снижения удельных операционных и инвестиционных затрат, оптимизирует развитие, содержание инфраструктуры и структуру управления технологическими процессами в энергетической отрасли.

Активный переход к внедрению цифровых технологий позволит значительно сократить время ответа на актуальные вызовы экономики.

Реализация стоящих перед электроэнергетикой задач может быть эффективно осуществлена эволюционным путем с применением инновационных, прорывных технологий и решений, в том числе посредством полного перехода к цифровым сетям, цифровым подстанциям и цифровому управлению компанией. Кроме того, решение данных задач откроет возможности предоставления новых сервисов, таких как формирование тарифного меню, подключение малой распределенной генерации, создание инфраструктуры для электрозаправок.

Единая цифровая среда технологических данных позволит проводить аналитические исследования с целью принятия оптимальных управленческих решений, а также анализировать информацию о состоянии оборудования, прогнозировать вероятность и последствия отказов для снижения рисков выхода оборудования из строя путем своевременного адресного ремонта или замены.

Особенно подобные решения актуальны для такого дорогостоящего и критического для работы всей системы оборудования, как турбогенераторы и трансформаторы. Мониторинг отдельных показателей состояния данного оборудования позволяет спрогнозировать приближение необходимых регламентных процедур и технологических ремонтов, с тем чтобы произвести плановую остановку и использовать резервные схемы, что в итоге позволяет сократить время простоя оборудования, увеличить срок его службы, при необходимости заранее подготовиться к замене и обеспечить необходимые показатели (такие как частота и напряжение сети) с высокой точностью.

Цифровая трансформация позволит повысить энергетическую безопасность путем создания новых инфраструктурных возможностей и обеспечить новый уровень качества жизни населения благодаря новым стандартам обслуживания.

Цифровое управление компанией на базе единой корпоративной среды нацелено:

на существенное сокращение затрат и сроков на разработку, внедрение, развитие и техническую поддержку информационных систем;

обеспечение сбора стандартизированных данных и проверки их достоверности для последующего анализа с применением технологий больших данных, глубинного обучения и искусственного интеллекта.

Обмен данными как между корпоративными, так и технологическими информационными системами на основе стандартизованных форматов и механизмов взаимодействия позволит объединить набор корпоративных информационных систем и, как следствие, обеспечить прозрачный, достоверный, автоматизированный обмен данными, исключив дублирование информации и ручной ввод данных.

Необходимым условием обеспечения достоверности оперативной управленческой информации является применение единой модели данных реализуемых технологических и бизнес-процессов.

В качестве наиболее вероятных системных эффектов от внедрения цифровых технологий ожидаются: повышение надежности электроснабжения и сокращение длительности перерывов в электроснабжении, возможность оптимизации энергопотребления на уровне конечных потребителей, повышение эффективности использования активов, сокращение потерь электроэнергии, доступность для возобновляемой распределенной энергетики.

Указанные решения применимы в следующих областях энергетического сектора:

информационные системы управления;

цифровые подстанции;

системы автоматизации процессов ликвидации аварий воздушных и кабельных сетей;

интеллектуальные системы учета и энергомониторинга.

Формируемая в рамках Концепции цифровой трансформации–2030 среда сбора и передачи потоков разнородной информации о состоянии различных узлов и механизмов, полученных от контрольно-измерительных приборов и аппаратуры энергетического объекта, должна обеспечить сопряженность корпоративных информационных систем, в том числе систем бизнес-аналитики, автоматизированных систем управления технологическим и производственным оборудованием и исполнительными устройствами. При этом особое значение приобретают актуальность и достоверность собираемой и передаваемой информации, обеспечение доверенных механизмов дистанционного управления технологическим и производственным оборудованием и производимыми ими процессами, а также контроля за эксплуатацией такого оборудования.

Связующим звеном для обеспечения взаимосвязи всех уровней автоматизации целевой технологической модели цифровых интеллектуальных сетей является единая информационная модель.

Одна из основных задач систем управления этих организаций – обеспечение надежного, устойчивого и своевременного обмена данными для поддержания функционирования рынка и выполнения необходимых технологических расчетов.

Особенностями энергетической отрасли являются инертность и консервативность, что замедляет темпы внедрения высокотехнологичных и цифровых решений в энергетической отрасли. С другой стороны, данный подход является совершенно оправданным, поскольку все оборудование проходит апробирование применительно к технологическим режимам генерирующей и сетевой инфраструктуры, что позволяет обеспечить энергетическую безопасность и бесперебойное энергоснабжения потребителей.    

Заключение

Применение высокотехнологичного оборудования и цифровизация в энергетике позволят повысить надежность, качество и доступность оказания услуг по передаче и распределению электрической и тепловой энергии для всех видов потребителей.

Технологическое развитие энергетической отрасли, модернизация оборудования и инфраструктуры повысят энергетическую безопасность государств – участников СНГ.

Исторически сложившаяся общность технологий и нормативно-правовой базы может придать дополнительный импульс сотрудничеству государств – участников СНГ по внедрению и применению высокотехнологичных решений в энергетике.

В результате обеспечения рынка государств – участников СНГ современными технологическими решениями произойдут снижение удельных операционных и инвестиционных затрат, оптимизация структуры управления технологическими процессами по передаче и распределению электроэнергии.

Указанные решения способны позитивно повлиять на технологические и организационные изменения производственных процессов, содействовать внедрению новых механизмов, способов, алгоритмов корпоративного и технологического управления с целью повышения эффективности работы энергетической отрасли на пространстве СНГ.