Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Участие Миссии наблюдателей от СНГ в мониторинге избирательных кампаний в странах Содружества

Государства – участники СНГ, принимая Конвенцию о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в странах Содружества, отметили, что выборы являются одним из политических и правовых инструментов стабильного гражданского общества и устойчивого развития государства.

При этом страны СНГ считают, что присутствие наблюдателей, как иностранных, так и национальных, повышает авторитетность выборов. А наблюдение является не самоцелью, а средством, способствующим совершенствованию избирательных процессов.

Основываясь на данных подходах, Совет министров иностранных дел СНГ по поручению глав государств Содружества принял Положение о Миссии наблюдателей от СНГ на президентских и парламентских выборах, а также референдумах в государствах – участниках Содружества Независимых Государств.

По сути, этот документ стал правовым фундаментом проведения мониторинга выборов на пространстве СНГ и на его основе выстраивается работа по организации наблюдения.

Так, выполняя международные обязательства, государства заблаговременно приглашают наблюдателей от Содружества, что позволяет сформировать оптимальные по своему составу миссии, организовать полноценный мониторинг выборов и объективно оценить правоприменительную практику избирательного законодательства.

В состав Миссии наблюдателей от СНГ направляются подготовленные специалисты – представители избирательных комиссий и органов государственного управления, депутаты национальных парламентов и дипломаты. Большинство из них имеют опыт участия в избирательных процессах. Это позволяет осуществлять эффективное наблюдение за подготовкой и проведением выборов.

Опыт организации мониторинговых миссий свидетельствует о том, что наблюдение за выборами не укладывается в рамки одного дня. Объективную оценку избирательного процесса невозможно дать на базе наблюдения только непосредственно в день голосования. Для того, чтобы сделать выводы о ходе избирательной кампании, необходимо учитывать все периоды: от официального назначения даты проведения выборов до заключительной стадии – подсчета голосов избирателей.

Исходя из этого осуществляется систематический и тщательный сбор информации о законодательстве, процессах и институтах, имеющих отношение к избирательной кампании, а также других факторах, касающихся общей обстановки проведения выборов.

Таким образом, оценку Миссия дает на основании не только изучения действий избирательных органов по проведению избирательной кампании, но и всего электорального процесса в целом.

При этом главная цель Миссии наблюдателей от СНГ – находя какие-то недостатки, обращать на них внимание и помогать избирательным органам, всем структурам, которые организуют выборы, совершенствовать этот процесс, укрепляя демократию в государствах Содружества.

Нельзя не отметить, что органы власти государств – участников СНГ обеспечивают конструктивное сотрудничество с Миссией и создают все необходимые условия для работы. Наблюдатели от Содружества имеют возможность изучать избирательное законодательство, знакомиться с правоприменительной деятельностью центризбиркомов, работой избирательных комиссий всех уровней и получать от них необходимую информацию, общаться с кандидатами в депутаты или президенты, представителями политических партий, участвующих в выборах, средств массовой информации, свободно посещать избирательные участки.

В качестве долгосрочных наблюдателей выступают представители государств и органов СНГ, включая сотрудников посольств государств Содружества, аккредитованных в стране проведения выборов.

Все более активную роль в мониторинге выборов на пространстве Содружества играет созданный Межпарламентской Ассамблеей государств – участников СНГ Международный институт мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан. Его сотрудники тесно взаимодействуют со Штабом Миссии на всех этапах выборов.

Проводимые Международным институтом экспертиза и анализ избирательного законодательства и вырабатываемые на их основе предложения заслуживают самого внимательного рассмотрения.

В 2019 году исполнилось 15 лет со дня принятия Положения о Миссии наблюдателей от СНГ на президентских и парламентских выборах, а также референдумах в государствах – участниках Содружества Независимых Государств. За это время Миссия неоднократно осуществляла мониторинг выборов во всех странах Содружества и можно проследить динамику развития электоральных процессов на территориях наших стран.

Результаты наблюдения, а в нем за время работы Миссии приняли участие более 19 тысяч человек, говорят о том, что на пространстве СНГ выборы проходят в условиях многопартийности, состязательности кандидатов, открытости, свободы мнений и подлинного выбора. Созданы правовые условия для независимости избирательных комиссий, сформирована отвечающая международным нормам избирательная система, которая предусматривает право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти, принципы периодичности и обязательности, справедливости, подлинности и свободы выборов на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании, обеспечивающие свободу волеизъявления избирателей, открытый и гласный характер выборов, осуществление судебной и иной защиты избирательных прав и свобод, общественного наблюдения за выборами, гарантии реализации избирательных прав и свобод участников избирательного процесса.

При этом Миссия наблюдателей от СНГ практически стала вспомогательным инструментом в демократизации всего избирательного процесса в государствах Содружества.

В Декларации принципов международного наблюдения за выборами Организации Объединенных Наций говорится, что несмотря на то, что во всех выборных процессах должны находить отражение универсальные принципы подлинно демократических выборов, никакие избирательные кампании нельзя рассматривать в отрыве от политических и культурно-исторических условий, в которых они происходят.

Международное наблюдение за выборами должно основываться на беспристрастном отношении к национальным участникам политической борьбы, исходить из признания того, что не кто иной, как население страны, в конечном итоге решает вопрос о легитимности процесса выборов и доверии к его результатам.

При этом наблюдение за выборами необходимо проводить во всех государствах по единой методике без деления на разные категории, исходя из принципа равенства, закрепленного в международных договорах и соглашениях.

Уже неоднократно подчеркивалось, что в Содружестве проведены кодификация стандартов демократических выборов, а также их закрепление в формате международно-правового акта – Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств.

К сожалению, на пространстве ОБСЕ аналогичный документ пока не принят. В то же время проведение мониторинга выборов напрямую связано с проблемой применения единых для всех подходов и оценок. В ходе наблюдения за выборами в странах Содружества мы в этом неоднократно убеждались.

Это тем более необходимо в связи с тем, что обе миссии наблюдателей – и ОБСЕ, и СНГ, по сути дела, являются элементами реально действующей единой системы международного мониторинга избирательных процессов на пространстве Содружества.

В то же время имеющиеся отличия в подходе к наблюдению за выборами и формированию оценок вызывают порой острую полемику.

Необходимы единые подходы к международным стандартам демократических выборов, которые позволяли бы вести наблюдение по четким правилам.

Обязательства в области защиты избирательных прав граждан и международного наблюдения должны быть максимально конкретными и однозначными, не допускающими их двусмысленной трактовки, а главной целью международных наблюдателей должно быть содействие обеспечению условий свободного, независимого выбора гражданами своего будущего.