Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Деятельность базовых организаций государств – участников СНГ сферы образования активно продолжается

В рамках Содружества на сегодняшний день семнадцати высшим учебным заведениям придан статус базовых организаций по различным направлениям образовательной сферы.

Деятельность базовых организаций направлена на развитие сотрудничества образовательных и научно-исследовательских организаций; разработку образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования; апробацию и распространение учебно-методических и научно-исследовательских материалов; осуществление научных исследований; повышение квалификации и переподготовку специалистов; подготовку научно-педагогических кадров; разработку, создание и реализацию проектов по междисциплинарным исследованиям и организацию мероприятий.

Базовые организации созданы по инициативе Совета по сотрудничеству в области образования государств – участников СНГ и осуществляют свою деятельность в тесном с ним взаимодействии.

Руководители базовых организаций государств – участников СНГ периодически участвуют в заседаниях Совета и информируют о реализации образовательных проектов на пространстве Содружества. Так, например, в 2019 году были представлены отчеты МГТУ им. Н.Э. Баумана, базовой организации по профессиональной переподготовке и повышению квалификации кадров по новым направлениям развития техники и технологий, и Российского аграрного университета – МСХА им. К.А. Тимирязева, базовой организации по подготовке, повышению квалификации и переподготовке кадров в области аграрного образования.

На очередном заседании Совета по сотрудничеству в области образования государств – участников СНГ запланировано рассмотрение вопроса о состоянии и перспективах развития базовых организаций государств – участников СНГ по подготовке педагогических кадров и кадров в области исторического образования, а также педагогических работников и специалистов в области инклюзивного и специального образования.

Белорусским государственным педагогическим университетом имени Максима Танка в 2019 году подготовлена рукопись словаря терминов «Инклюзивное и специальное образование», в работе над которым приняли участие представители учреждений образования и организаций Армении, Беларуси, Казахстана, России и Узбекистана. Издание словаря запланировано в 2020 году.

В 2019 году МГТУ им. Н.Э. Баумана в целях повышения квалификации преподавателей вузов и молодых ученых СНГ реализовывал масштабный проект «Открытие «точек доступа» к программам инженерных специальностей в странах Содружества». Данной базовой организацией разработаны и апробированы на базе вузов Беларуси и Казахстана учебно-методические комплекты и учебные пособия по новым направлениям развития техники и технологий, установлены связи с 20 высшими учебными заведениями и 45 организациями и промышленными предприятиями государств – участников СНГ.

По инициативе Общественного совета базовой организации по подготовке педагогических кадров – Московского педагогического государственного университета (МПГУ) – в настоящее время прорабатывается вопрос о проведении сравнительного анализа систем непрерывного педагогического образования в государствах – участниках СНГ и разработки публичного доклада на тему «Национальная система подготовки педагогических кадров в государстве – участнике СНГ».

Эффективным механизмом консолидации усилий почти 50 педагогических вузов из России, Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии по развитию непрерывного педагогического образования стала совместная деятельность в рамках созданной по инициативе МПГУ и Казахского национального педагогического университета им. Абая Евразийской ассоциации педагогических университетов.

Московский государственный лингвистический университет (МГЛУ) – первое высшее учебное заведение Содружества, которому в 2000 году был придан статус базовой организации по языкам и культуре государств – участников СНГ. Под эгидой МГЛУ успешно функционирует Международный институт языков  государств – участников СНГ, включающий в себя центры азербайджанского, армянского, казахского, киргизского, таджикского, молдавского и украинского языков и культуры.

Российским государственным гуманитарным университетом совместно с партнерами из стран Содружества проводится работа по подготовке цикла учебно-методических пособий в области исторического образования.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы совместно с партнерами по базовой организации СНГ по подготовке кадров в области государственного управления провела в 2019 году международную летнюю школу «Устойчивое развитие государств – членов СНГ через диалог и цифровизацию». В рамках пилотного проекта «Сетевая академия» в Армении, Беларуси, Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане была продолжена реализация программ повышения квалификации для государственных служащих стран Содружества.

«Московским государственным университетом экономики, статистики и информатики (МЭСИ)» - базовой организацией государств – участников Содружества Независимых Государств в области дистанционного и электронного обучения – совместно с  Российским университетом дружбы народов разработан и реализуется план мероприятий  по расширению применения дистанционных образовательных технологий на пространстве Содружества.

В целом базовые организации государств – участников СНГ, призванные координировать подготовку, повышение квалификации и переподготовку специалистов с учетом потребностей рынка труда государств Содружества, являются достойным примером конкретной практической деятельности по формированию общего образовательного пространства СНГ.