Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

15 мая в штаб-квартире СНГ в Минске состоялся брифинг, посвященный вопросам сотрудничества стран СНГ в сфере образования, спорта и туризма

15 мая 2013 года в Исполнительном комитете СНГ прошел брифинг, посвященный вопросам сотрудничества государств – участников СНГ в сфере образования, спорта и туризма.

Начальник отдела по сотрудничеству в области  культуры, спорта, туризма и молодежи Татьяна Николаевна Ковалева проанализировала факторы, определяющие характер межгосударственных отношений в гуманитарной сфере на пространстве Содружества, проинформировала представителей средств массовой информации о мерах, предпринимаемых в рамках СНГ для формирования общего образовательного пространства, привлечения граждан к занятию спортом, обеспечения возможности вести активный образ жизни.

Гуманитарное сотрудничество как сфера, напрямую связанная с жизненными планами и интересами конкретных людей, является важнейшим элементом сотрудничества, который в полном объеме позволяет задействовать человеческий фактор в межгосударственных отношениях.

Т. Ковалева рассказала журналистам о ряде соглашений, конкретных программ и мероприятий по расширению и укреплению взаимодействия государств, направленных не только на укрепление традиций и исторических связей, но и обращенных в будущее Содружества.

В первую очередь отмечены разрабатываемые раз в два года планы приоритетных мероприятий в сфере гуманитарного сотрудничества. Такие документы – это практическая координация действий по всем направлениям гуманитарного сотрудничества. Они содержат перечень задач, мер, программ и непосредственно мероприятий, которые могут быть конкретизированы в других отраслевых документах СНГ (по образованию, спорту, туризму, культуре, здравоохранению и т.д.). В настоящее время План приоритетных мероприятий в сфере гуманитарного сотрудничества на 2013–2014 годы одобрен Советом министров иностранных дел СНГ и в рабочем порядке подписан главами правительств 6 государств. 31 мая, когда состоится заседание Совета глав правительств СНГ, процедура подписания Плана будет завершена, документ вступит в силу. Государства, не подписавшие его, смогут воспользоваться правом присоединения.

Проект Плана предполагает проведение более двухсот двадцати совместных мероприятий, направленных на формирование общего образовательного пространства, развитие туризма, физической культуры и спорта.

Особое внимание к гуманитарной сфере  в СНГ, по словам Т. Ковалевой, проявляется в сложившейся практике объявления общей для всех государств – участников СНГ тематики годов. Такие решения принимаются Советом глав государств. 2012 был объявлен Годом спорта и здорового образа жизни, а на заседании СМИД 5 апреля с. г. одобрена инициатива об объявлении 2014 года Годом туризма в СНГ.

Планы приоритетных мероприятий в сфере гуманитарного сотрудничества разрабатываются, как правило, в тесной увязке с тематикой гуманитарных годов. Концентрация внимания государств на конкретной теме и соответствующей проблематике способствует разработке важных совместных проектов, программ, стратегических документов сотрудничества.

Например, одним из основных мероприятий 2011 года – Года историко-культурного наследия в СНГ – стала подготовка Межгосударственной программы «Культурные столицы Содружества». Год прошел, а программа продолжает жить и набирает обороты. В 2011 году культурными столицами были объявлены российский Ульяновск и белорусский Гомель, в 2012 – Астана (в Казахстане) и Мары (в Туркменистане). В 2013 году решением Совета глав правительств культурными столицами Содружества объявлены города Габала (Азербайджан), Гюмри (Армения) и Могилев (Беларусь). А это означает проведение ряда ярких культурных мероприятий с участием представителей государств Содружества и, конечно, открытие этих городов для потенциальных туристов из стран СНГ.

В Год спорта и здорового образа жизни была разработана и Советом глав правительств одобрена Стратегия развития физической культуры и спорта государств – участников СНГ до 2020 года – документ, который сегодня определяет вектор и содержание сотрудничества в этой сфере.

По мнению Т. Ковалевой, очень важную практическую роль в интеграционных процессах гуманитарной сферы играют органы отраслевого сотрудничества.

Всего в сфере гуманитарного сотрудничества и социально-трудовых отношений работают 14 отраслевых советов и секций, которые активно взаимодействуют с Межгосударственной телерадиокомпанией «Мир» и Межгосударственным фондом гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ.

Созданы и успешно работают советы по туризму, по физической культуре и спорту, а также по сотрудничеству в области образования.

Высокий уровень представительства в советах, на уровне первых должностных лиц органов государственной власти, формирующих и реализующих политику соответствующего направления в стране, значительно повышает результативность и эффективность работы органов отраслевого сотрудничества.

Подписанием первого Соглашения о сотрудничестве в области образования в 1992 году государства – участники СНГ взяли на себя обязательства продолжить обучение граждан других государств, которые поступили на обучение в учреждения образования их страны до 1 января 1992 года, на условиях, действующих для граждан данного государства. А также заявили о том, что гарантируют бессрочное признание на своих территориях документов об образовании советского периода. Уже в 2004 году Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия и Таджикистан согласились об обеспечении на равных правах с гражданами своей страны доступа в государственные общеобразовательные учреждения граждан из других стран СНГ. Был также определен порядок взаимного признания документов о среднем (общем), начальном и среднем профессиональном образовании в целях продолжения обучения и при поступлении на работу, в случаях, если продолжительность обучения и области подготовки в целом совпадают.

А вот прием граждан СНГ в высшие учебные заведения регулируется сегодня в основном двусторонними соглашениями между государствами, а также национальными законами об образовании.

Наиболее активно привлечением иностранных студентов в рамках СНГ, по словам Т. Ковалевой, занимается Российская Федерация, которая ежегодно выделяет значительное количество квот, стипендий для обучения студентов из стран СНГ.

На основе двусторонних межгосударственных соглашений квоты на обучение в вузах предоставляются и другими странами.

Например, Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в области высшего и послевузовского образования предполагает, что  стороны ежегодно осуществляют эквивалентный обмен студентами и аспирантами.

Аналогичные межправительственные договоры, предусматривающие обмен, имеются у Беларуси с Кыргызской Республикой и Туркменистаном.

Особое внимание Т. Ковалева обратила на проект «Сетевой университет СНГ», который был инициирован в 2008 году. Поддержку проекту оказывает Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ. В консорциум Сетевого университета входят 27 ведущих вузов из девяти стран: Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана и Украины.

Целью создания «Сетевого университета СНГ» является разработка и внедрение аналога программы «Эразмус Мундус» в рамках общего образовательного пространства СНГ.

В 2012–2013 учебном году для обучения в Сетевом университете были выделены 142 квоты за счет средств МФГС, 3 – Министерства образования Беларуси, 32 – Министерства образования и науки Казахстана, 10 – соответствующего министерства Кыргызстана и 81 – России.

Можно с уверенностью говорить, что с началом работы Сетевого университета заложены основы академической мобильности студентов, которые, получив диплом бакалавра или специалиста в вузе своего государства, могут далее получить диплом магистра – в вузе другой страны.

Таким образом, уже сегодня в рамках СНГ созданы основы общего образовательного пространства, позволяющие молодым людям использовать для получения образования возможности не только своего государства, но и стран Содружества.

Созданию общего образовательного пространства реально способствует деятельность базовых организаций государств – участников СНГ по сотрудничеству в области образования. Такой статус в соответствии с решениями Совета глав правительств имеют 15 высших учебных заведений. Первым вузом, получившим этот статус, был Московский государственный лингвистический университет.

Базовая организация – это, прежде всего, анализ, обобщение и распространение передового опыта; организация совместных исследований; разработка и внедрение новых программ; координация научного, методического и информационного обеспечения программ подготовки специалистов. Разумеется, базовая организация стремится организовать свою работу и на территориях других стран СНГ. Так, например, в настоящее время открыты и действуют 2 филиала, созданные белорусскими базовыми учреждениями: Ереванский филиал Международного государственного экологического университета имени А. Д. Сахарова в Армении и совместный инженерно-технический факультет БНТУ и Таджикского технического университета им. академика М. С. Осими в г. Душанбе. А Республиканским институтом профессионального образования, еще одной базовой организацией, начата работа по созданию ресурсного центра начального профессионального образования по строительным профессиям в Азербайджане.

Т. Ковалева обратила также внимание на масштабный проект, который реализует Московский государственный технический университет имени Баумана, - базовая организация по профессиональной переподготовке и повышению квалификации кадров по новым направлениям развития техники и технологий. Это проект по дистанционному обучению «Открытие ²точек доступа² к программам инженерных специальностей в странах СНГ и проведение мастер-классов».

На предстоящем майском заседании Совета глав правительств предполагается рассмотреть проекты 3-х важных документов в области образования:

– Протокола о внесении изменений в Соглашение о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства СНГ от 17 января 1997 года;

– Соглашения о взаимном признании документов о высшем/высшем профессиональном образовании;

–  Плана основных мероприятий сотрудничества государств – участников СНГ в области образования на 2013–2015 годы.

Очень важным, по мнению Т. Ковалевой, является проект Соглашения о взаимном признании документов о высшем образовании. Проект согласовывался на 8 заседаниях экспертных групп в течение длительного времени. Документ определяет основы взаимного признания документов по аттестованным или аккредитованным образовательным программам, прежде всего в целях продолжения образования в других государствах Содружества. Он закладывает порядок соотнесения документов из разных стран с учетом нормативных сроков обучения, устанавливает порядок взаимодействия уполномоченных органов по признанию документов об образовании в части обмена необходимой информацией.

Проект Плана содержит ряд значимых мероприятий и долгосрочных проектов сотрудничества в сфере образования. Предполагается проведение, уже в третий раз, Съезда учителей и работников образования, а также в первый раз – Съезда учителей русского языка. Планируется также установить практику проведения единых уроков в странах Содружества, посвященных Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Будут приниматься меры по развитию Сетевого университета СНГ, дистанционного образования.

В работе находятся проекты еще 3-х не менее значимых документов:

– Соглашения о предоставлении равных прав гражданам государств – участников СНГ для поступления и обучения в учебных заведениях государств – участников СНГ. Этот проект касается в том числе  поступления и обучения в высших учебных заведениях (пока такого документа в рамках СНГ нет);

– Соглашения о повышении квалификации педагогических работников общеобразовательных учреждений. Проект предполагает, прежде всего, зафиксировать договоренность о том, какое обучение, какой продолжительности в учебных часах, можно относить к повышению квалификации. Он также закрепит равные права педагогических работников других государств СНГ, осуществляющих свою деятельность на территории данной страны, на повышение квалификации;

–  Решения об учреждении нагрудного знака СНГ «Отличник образования Содружества Независимых Государств».

Ключевым документом, определяющим сотрудничество в сфере туризма, отметила Т. Ковалева, является Соглашение о сотрудничестве в области туризма от 23 декабря 1993 года, которое подписали все страны СНГ.

Она обратила внимание на то, что Совет по туризму внес предложение, а Совет по гуманитарному сотрудничеству государств – участников СНГ поддержал его и разработал соответствующий проект Решения Совета глав государств об объявлении 2014 года Годом туризма в Содружестве Независимых Государств. Это Решение одобрено на заседании СМИД 5 апреля 2013 года, и вопрос внесен в проект повестки дня очередного заседания Совета глав государств (осень 2013 г.).

Совет по туризму уже приступил к формированию проекта Плана мероприятий, посвященных Году туризма. В настоящее время в Исполнительный комитет СНГ поступают предложения в проект Плана от заинтересованных ведомств государств СНГ.

Предполагается, что итогом Года туризма в СНГ станет принятие Советом глав правительств СНГ Стратегии сотрудничества в области туризма на период до 2020 года. Проект Стратегии Ростуризмом подготовлен, обсужден рабочей группой и 23–24 мая будет рассмотрен экспертами.

Этот проект нацелен на:

– гармонизацию национального и межгосударственного законодательства в области туризма;

– обеспечение безопасности в сфере туризма на пространстве СНГ;

– гармонизацию стандартов предоставляемых туристских услуг;

– объединение усилий в совершенствовании системы подготовки кадров;

– продвижение туристических продуктов на пространстве СНГ и международном рынке.

В будущее, по словам Т. Ковалевой, обращено и сотрудничество государств – участников СНГ в области спорта, которое значительно активизировалось в Год спорта и здорового образа жизни в СНГ, который был объявлен в 2012 году.

В этот год утверждена Стратегия развития физической культуры и спорта до 2020 года, которая нацеливает на усиление доступности спорта самым широким слоям населения, на увеличение круга людей, ведущих здоровый образ жизни.

Советом по физической культуре и спорту определены 3 этапа реализации Стратегии и организована подготовка проекта Плана мероприятий по реализации Стратегии на 2013–2015 годы. Этот проект 5 апреля т. г. одобрен на заседании Совета министров иностранных дел СНГ и включен для рассмотрения в проект повестки дня заседания Совета глав правительств 31 мая 2013 года в Минске. Проект Плана содержит около 100 мероприятий. Из них более 20 предложений касаются массовых спортивных мероприятий. Среди них: Международные спортивные игры государств – участников СНГ, Фестиваль школьного спорта государств – участников СНГ.

Ряд мероприятий привлечет людей с ограниченными возможностями к занятиям физкультурой и спортом. Планируется провести спартакиаду воспитанников детских домов и школ-интернатов государств – участников СНГ. Предполагается объединение усилий в развитии спорта высших достижений, в том числе проведение совместных учебно-тренировочных сборов.

Проект Плана нацеливает на совместную работу по созданию Концепции социальной и профессиональной адаптации спортсменов, закончивших профессиональную деятельность; проведение совместных конференций и семинаров по допинг-контролю.

Предполагается проведение в 2014 году совещания ректоров вузов физической культуры и научных организаций в области спорта государств Содружества. Будет организован уже ставший традиционным Межгосударственный форум «Здоровье населения – основа процветания стран Содружества».

Особое внимание в проекте Плана уделяется поддержке и развитию национальных видов спорта. В том числе предполагается проведение Фестиваля национальных видов спорта государств – участников СНГ. Т. Ковалева отметила, что тема поддержки и развития национальных видов спорта получает в 2013 году особую актуальность. Рабочей группой рассмотрен и направлен на обсуждение Совета по физической культуре и спорту проект соответствующей Программы.

В настоящее время в Содружестве активно развивается несколько десятков национальных видов спорта. Ряд национальных видов спорта (нарды, русские шашки и другие интеллектуальные виды игр, а также единоборства) пользуются широкой популярностью в государствах – участниках СНГ, хотя имеют национальные особенности правил.

Основными задачами, заложенными в проекте Программы, являются:

– совершенствование законодательства, направленного на дальнейшее развитие и популяризацию национальных видов спорта, в том числе в системе воспитания и образования;

– создание инфраструктуры для развития национальных видов спорта;

– содействие их включению в международную соревновательную практику;

– проведение соответствующих научных исследований.

«Тема образования, спорта и туризма очень значима и главное, что отличает сотрудничество стран Содружества в этих областях, – это нацеленность на последовательное решение конкретных задач в интересах наших граждан», - резюмировала Т. Ковалева.

 

Пресс-служба
Исполнительного комитета СНГ