Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Промежуточный отчет
Миссии наблюдателей от СНГ о ходе наблюдения
за подготовкой и проведением выборов депутатов
Жогорку Кенеша Кыргызской Республики

(14–27 сентября 2020 года)

 

Общие положения

По приглашению Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики (далее – Центральная комиссия, ЦИК) Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств (далее – Миссия) осуществляет мониторинг подготовки и проведения выборов в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики, назначенных Указом Президента Кыргызской Республики от 2 июля 2020 года № 139 на 4 октября 2020 года.

В соответствии с Положением о Миссии наблюдателей от СНГ Совет постоянных полномочных представителей государств – участников Содружества при уставных и других органах Содружества согласовал в качестве Главы Миссии кандидатуру первого заместителя Председателя Исполнительного комитета – Исполнительного секретаря СНГ Гуминского В.А.

Миссия приступила к мониторингу избирательной кампании 14 сентября 2020 года, осуществляет свои функции свободно и независимо, руководствуясь законодательством страны пребывания, не вмешиваясь в ход избирательного процесса и во внутренние дела государства.

В составе Миссии аккредитованы представители Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ, Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств. Всего – 144 наблюдателя, 12 из которых работают на долгосрочной основе.

Представители Миссии обсуждали предвыборную кампанию с руководством Центральной комиссии, Министерства иностранных дел, Верховного Суда, Генеральной прокуратуры Кыргызской Республики. Состоялись встречи наблюдателей с лидерами, руководством избирательных штабов восьми политических партий, участвующих в выборах (далее – партия).

Миссия работает открыто и гласно, ее деятельность освещается в прессе. Штабом Миссии выпускаются информационные сообщения.

Миссия отмечает, что в республике созданы необходимые условия для международного наблюдения за выборами.

 

Законодательная база для проведения выборов

Избирательная кампания проводится на основе положений Конституции и Конституционного закона Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» (далее – Конституционный закон), других законодательных актов, регулирующих подготовку и проведение выборов, а также постановлений Центральной комиссии, разъясняющих отдельные аспекты подготовки и проведения избирательной кампании.

После парламентских выборов 2015 года Конституционный закон был существенно доработан. В 2017, 2019 и 2020 годах в положения, регламентирующие проведение выборов парламента, были внесены изменения, касающиеся:

снижения избирательного порога, необходимого для участия партии в распределении депутатских мандатов, с 9 до 7 процентов;

ужесточения санкций за злоупотребления административным ресурсом, а также подкуп избирателей в период агитационной кампании;

мер по обеспечению участия женщин в распределении депутатских мандатов;

обеспечения избирательных прав лиц с ограниченными возможностями здоровья;

ряда других положений, регулирующих порядок выдвижения и регистрации списка кандидатов в депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, участие в выборах политических партий, ведение списков избирателей, а также касающихся мер улучшения инклюзивности (вовлеченности) граждан в выборный процесс.

Эксперты Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств – участников МПА СНГ, входящие в состав Миссии, проводят анализ избирательного законодательства Кыргызской Республики на соответствие общепризнанным нормам международного права в области демократических выборов. Результаты анализа будут представлены в итоговом документе по результатам мониторинга выборов.

 

Формирование избирательных комиссий и их деятельность

Подготовку и проведение выборов осуществляют:

Центральная комиссия;

54 территориальные избирательные комиссии по выборам и проведению референдумов (далее – территориальные комиссии, ТИК);

2 475 участковых избирательных комиссий по выборам и проведению референдумов (далее – участковые комиссии, УИК), в том числе 45 – за рубежом.

Центральная комиссия – постоянно действующий государственный орган, который возглавляет единую систему избирательных комиссий.

Состав ЦИК формируется сроком на 5 лет и состоит из 12 человек, которые работают на профессиональной основе.

Избирает членов Центральной комиссии Жогорку Кенеш Кыргызской Республики с учетом представительства лиц одного пола не более 70 %. Одна треть состава избирается по представлению Президента Кыргызской Республики, одна треть – парламентского большинства и одна треть – парламентской оппозиции. Действующий состав Центральной комиссии был избран в 2016 году.

Территориальные комиссии формируются Центральной комиссией в составе не менее 11 членов сроком на 5 лет в равном соотношении представителей от политических партий и представительных органов местного самоуправления.

Участковые комиссии формируются территориальной комиссией в составе не менее 7 членов также сроком на 5 лет и в том же порядке.

Составы территориальных и участковых комиссий были сформированы в январе 2020 года.

Информация о месторасположении и контактных телефонах ТИК и УИК была опубликована в местной печати.

В начале избирательной кампании ЦИК приняла Обращение по выборам депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, в котором призвала организаторов и участников избирательного процесса строго соблюдать требования норм избирательного законодательства, проявлять взаимное уважение и терпимость. В своем обращении ЦИК заверила, что приложит максимум усилий для того, чтобы выборы прошли в спокойной, стабильной атмосфере, и создаст все необходимые условия для полной реализации избирательных прав граждан Кыргызстана.

Постановлением Центральной комиссии утвержден Календарный план основных организационно-практических мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

Кроме того, ЦИК приняла ряд постановлений, детализирующих отдельные положения избирательного законодательства.

При Центральной комиссии созданы рабочие группы: по вопросам приема документов политических партий, информирования избирателей и иных субъектов избирательного процесса и правилам агитации, по рассмотрению заявлений и жалоб и ряд других.

Избиратели могут получить консультацию по выборным вопросам и процедурам, обратившись на горячую линию колл-центра ЦИК. Через сайт Центральной комиссии можно отправить обращение ее руководству и в соответствующие структурные подразделения. Работает также Общественная приемная ЦИК.

В целях улучшения оперативного обмена информацией с Центральной комиссией все УИК обеспечены планшетами. В них загружена необходимая информация о выборных процедурах в виде учебных роликов, специальных программ и приложений. В условиях пандемии COVID-19 использование планшетов позволило обеспечить обучение членов избирательных комиссий. После улучшения эпидемической ситуации учеба проводилась в очном формате.

Кроме обучения членов избирательных комиссий, ЦИК проводила обучающие тренинги для политических партий, правоохранительных органов, средств массовой информации, неправительственных организаций.

Для обеспечения единообразного применения норм Конституционного закона Центральная комиссия издала Руководство для участковых и территориальных комиссий, в котором были собраны необходимые методические разъяснения и образцы избирательной документации.

В помощь участникам избирательного процесса ЦИК подготовила 15 методических материалов, 12 плакатов информационного характера, 20 обучающих и 20 информационных роликов, 4 материала в форме инфографики.

В порядке содействия политическим партиям на официальном сайте ЦИК размещены формы заявлений на регистрацию кандидатов, подготовлен сборник методических материалов и нормативных актов по вопросам агитации, избирательных споров и финансирования избирательной кампании. Проведены информационно-разъяснительные семинары по избирательному законодательству.

На информационном ресурсе talapker.shailoo.gov.kg размещены данные о партиях, выдвинутых ими списках кандидатов, предвыборных программах и движении средств избирательных фондов.

Центральной комиссией предусмотрены меры по обеспечению избирательных прав граждан с ограниченными возможностями здоровья, включающие специальные требования к помещениям для голосования, а также к политическим партиям при проведения агитационных мероприятий. В частности, партии, участвующие в выборах, должны публиковать и распространять не менее одного процента агитационных материалов с использованием сурдоперевода, напечатанных увеличенным шрифтом, удобным для прочтения, а также с использованием шрифта Брайля или иных специальных средств.

В целях оперативного реагирования на нарушения избирательного законодательства и информирования граждан о принимаемых мерах решениями Центральной и территориальных комиссий сформированы координационные группы оперативного реагирования соответствующего уровня. В их состав вошли представители избирательных комиссий, органов прокуратуры, внутренних дел и национальной безопасности Кыргызской Республики. Вся информация о поступивших в координационную группу ЦИК обращениях о нарушениях избирательного законодательства и принятых мерах размещена на сайте Центральной комиссии.

Центральная комиссия совместно с Министерством здравоохранения разработала Алгоритм действий по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности и защиты здоровья граждан от COVID-19 в ходе организации и проведения выборов. В нем определены порядок работы избирательных комиссий и рекомендации избирателям в день голосования.

В рамках долгосрочного мониторинга выборов члены Миссии ознакомились с деятельностью территориальных и участковых избирательных комиссий Джалал-Абадской, Иссык-Кульской, Таласской, Чуйской областей, городов Бишкека и Оша.

Наблюдатели от СНГ принимают участие в заседаниях Центральной комиссии и отмечают коллегиальность и гласность в ее работе, открытое обсуждение рассматриваемых вопросов.

Миссия отмечает, что Центральная комиссия предпринимает необходимые меры по подготовке и проведению выборов.

 

Списки избирателей

В соответствии с Конституционным законом составление списков избирателей производилось на основе персональных данных, содержащихся в Едином государственном реестре населения, с учетом границ избирательных участков.

В списки включались граждане Кыргызской Республики, обладающие на день голосования активным избирательным правом и прошедшие биометрическую регистрацию в порядке, установленном законодательством.

Актуализация списка избирателей осуществляется Центральной комиссией во взаимодействии с Государственной регистрационной службой на постоянной основе. В межвыборный период он обновляется ежемесячно, в период подготовки и проведения выборов – ежедневно.

В зависимости от степени готовности списки избирателей подразделяются на предварительные, контрольные и окончательные.

Предварительный список формируется путем автоматической выгрузки из Единого государственного реестра населения данных о гражданах, достигших 18-летнего возраста, сдавших биометрические данные, и с учетом границ избирательных участков. Он был размещен на государственном портале tizme.gov.kg за 80 календарных дней до дня голосования, а за 70 дней – вывешен в помещениях УИК.

Правильность своих данных в списках можно было также проверить с помощью мобильного приложения или обратившись в колл-центр Государственной регистрационной службы по телефону либо отправив смс-сообщение.

В соответствии с законодательством контрольный список избирателей, содержащий актуализированную информацию, был составлен Центральной комиссией, направлен в участковые избирательные комиссии и до 4 сентября вывешен в помещениях УИК.

Избиратель в случае обнаружения ошибки или неточности, отсутствия его в списке избирателей мог обратиться не позднее 15 дней до выборов в соответствующую УИК или подать заявление в электронном виде через сервис «Кабинет избирателей» на государственном портале.

В эти же сроки избиратель имел право заявить о намерении голосовать по месту своего фактического нахождения (по избирательному адресу) путем подачи заявления в соответствующую участковую комиссию. В этом случае он вносится в список данного избирательного участка и исключается из списка по месту его постоянного проживания.

Миссия наблюдателей от СНГ отмечает большое количество избирателей, принявших решение голосовать по избирательному адресу. Этим правом воспользовались 488 124 человека.

Таким образом, ознакомиться со списками и подать заявление об ошибке или неточности в нем, о намерении голосовать по избирательному адресу можно было с 16 июля до 20 сентября на сайте ЦИК, а с 26 июля до 20 сентября 2020 года – в помещениях УИК.

По информации Государственной регистрационной службы, 437 384 гражданина, обладающих активным избирательным правом, не прошли биометрическую регистрацию и не смогут принять участие в выборах. При этом необходимо отметить, что благодаря работе, проделанной Государственной регистрационной службой совместно с ЦИК, количество таких граждан сократилось с 2017 года на 300 тысяч человек.

После обработки заявлений Центральная комиссия сформировала окончательный список избирателей, который 27 сентября был вывешен в участковых комиссиях.

Согласно данным Центральной комиссии количество избирателей составило 3 523 532 человека.

 

Выдвижение и регистрация списков политических партий

В соответствии с Конституцией Кыргызской Республики Жогорку Кенеш состоит из 120 депутатов, избираемых сроком на 5 лет по пропорциональной системе.

Депутатом Жогорку Кенеша может быть избран гражданин Кыргызской Республики, достигший на день выборов 21 года, обладающий избирательным правом.

По результатам выборов партии может быть предоставлено не более 65 депутатских мандатов в парламенте.

Право выдвигать списки кандидатов в депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики (далее – список кандидатов) имеют политические партии, прошедшие государственную регистрацию в установленном порядке не менее чем за 6 месяцев до дня официального опубликования решения о назначении выборов.

Выдвижение списков кандидатов проходило с 4 июля до 20 августа.

После объявления о начале избирательного процесса уведомления о намерении участвовать в парламентских выборах подали 44 партии. Провели съезды и утвердили списки кандидатов в депутаты 23 политические партии, 9 партий направили официальные уведомления в Центральную комиссию о том, что они не намерены продолжать участие в выборах, 10 – уведомили ЦИК об этом устно, одна партия не предоставила информацию о своих намерениях и одна – не открыла в установленное время избирательный фонд, что в соответствии с законодательством не позволило ей продолжить участие в избирательной кампании.

В установленные Конституционным законом сроки документы на регистрацию списка кандидатов предоставили 17 политических партий:

1. «Актив»,

2. Политическая партия ветеранов войны в Афганистане и участников других боевых конфликтов,

3. «Мекен Ынтымагы»,

4. Социалистическая партия «Ата Мекен»,

5. «Мекенчил»,

6. Партия государственного единства и патриотизма «Бир Бол»,

7. «Ыйман Нуру»,

8. «Замандаш»,

9. «Чон казат»,

10. «Реформа»,

11. «Республика»,

12. «Бутун Кыргызстан»,

13. «Социал-демократы»,

14. Демократическая партия «Биримдик» (Единство),

15. «Мекеним Кыргызстан»,

16. «Ордо»,

17. «Кыргызстан».

 

Центральная комиссия приняла решение о возврате партии «Кыргызстан» документов для регистрации списка кандидатов, а также отказала в регистрации списков кандидатов партий «Актив» и «Бутун Кыргызстан».

Рассмотрев поданные партиями жалобы, Административный суд города Бишкека отменил решения ЦИК касательно регистрации списков партий «Кыргызстан» и «Бутун Кыргызстан», оставив в силе решение по списку кандидатов партии «Актив».

Центральная комиссия обжаловала решение суда первой инстанции в Верховный Суд по регистрации списка кандидатов партии «Кыргызстан». Верховный Суд Кыргызской Республики оставил в силе решение Административного суда, а жалоба, поданная в кассационном порядке партией «Актив», Верховным Судом удовлетворена не была.

По мнению Миссии, рассмотрение судами дел по жалобам осуществлялось с соблюдением принципов и правил судопроизводства.

Дальнейшую предвыборную борьбу продолжили 16 партий.

Наблюдатели от Содружества полагают, что участие в избирательной кампании такого количества политических партий свидетельствует о соблюдении принципов альтернативности и конкурентности.

 

Предвыборная агитация и освещение избирательной кампании

Агитационная кампания началась со дня окончания срока регистрации списков кандидатов – 4 сентября 2020 года. В этот же день лидеры 14 из 16 партий подписали Меморандум между политическими партиями, зарегистрировавшими списки кандидатов для участия в выборах депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, назначенных на 4 октября 2020 года.

Подписывая документ, партии подтвердили свою готовность решать споры с политическими оппонентами в открытой, публичной дискуссии на основе закона, соблюдать в процессе выборов этические и моральные нормы, вести агитационную работу без использования грязных технологий по отношению друг к другу, соблюдать правила агитации, установленные законодательством о выборах.

В целях обеспечения единообразного применения законодательства в период избирательной кампании Центральная комиссия приняла положение «О порядке проведения предвыборной агитации при проведении выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики».

С учетом сложной эпидемической ситуации предвыборная агитация проводилась в основном через средства массовой информации, интернет-издания, социальные сети, а также посредством выпуска и распространения печатных и других агитационных материалов. В меньшей степени партии использовали подомовой обход, митинги и собрания.

В соответствии с Конституционным законом общий объем бесплатного эфирного времени, выделяемого государственными организациями телерадиовещания каждой партии для ведения агитации, должен был быть не менее одного часа в рабочие дни и приходиться на период с 20 до 24 часов. Также государственными печатными СМИ предоставлялись партиям бесплатные печатные площади в размере не менее одной страницы формата А4.

Бесплатную печатную площадь партии получили в газетах «Эркин-Тоо» и «Кыргыз Туусу».

На телеканалах ОТРК и «ЭлТР» партиям было предоставлено время для индивидуальных выступлений, теледебатов, в том числе с участием только женщин-кандидатов, молодежного крыла, а на заключительном этапе – лидеров партий. График их выхода в эфир был утвержден ЦИК на основании проведенной жеребьевки.

В целях обеспечения участия регионов в выборном процессе впервые выделено бесплатное эфирное время на областных телеканалах.

Для ведения предвыборной агитации кандидаты могли приобрести эфирное время и печатную площадь в СМИ за счет средств своих избирательных фондов.

Всего для освещения предвыборной агитации ЦИК аккредитовала 61 теле- и 27 радиокомпаний, 59 печатных и 77 интернет-изданий.

В рамках информирования избирателей и иных субъектов избирательного процесса о ходе подготовки и проведения выборов по заказу Центральной комиссии были изготовлены видеоролики на кыргызском и русском языках информационного, обучающего и мобилизационного характера, которые транслировались на телеканалах ОТРК, ГТРК «ЭлТР», 5 канале, ТРК «Пирамида», ряде частных каналов, а также размещались на официальных аккаунтах ЦИК на интернет-портале Youtube.

Были изготовлены 1300 информационных билбордов, распространены в регионах страны 22 748 тыс. плакатов, содержащих информацию о выборах и призывающих граждан принять в них участие.

По мнению наблюдателей от СНГ, партии имели равные условия доступа к средствам массовой информации и интернет-изданиям, а гражданам была предоставлена возможность получать информацию о партиях и кандидатах, этапах и ходе электоральной кампании.

 

Работа с жалобами и заявлениями

Штаб Миссии обратился в Центральную комиссию, Верховный Суд, Генеральную прокуратуру и Министерство внутренних дел Кыргызской Республики с просьбой проинформировать о результатах рассмотрения поступивших к ним обращений граждан, связанных с нарушениями избирательного процесса.

Миссия продолжает осуществлять наблюдение за ходом избирательной кампании и свои окончательные выводы и оценки изложит в итоговом документе по результатам мониторинга выборов.