Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Промежуточный отчет
Миссии наблюдателей от Содружества Независимых Государств по результатам наблюдения за подготовкой выборов
Президента Республики Таджикистан

(21 сентября – 5 октября 2020 года)

 

По приглашению Министерства иностранных дел Республики Таджикистан Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств (далее – Миссия) осуществляет мониторинг подготовки и проведения выборов Президента Республики Таджикистан (далее – выборы).

 

Общие положения

Решение о назначении выборов на 11 октября 2020 года принято на совместном заседании Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан, состоявшемся 6 августа 2020 года.

Миссия приступила к мониторингу избирательной кампании 21 сентября 2020 года, выполняет свои функции свободно и независимо, руководствуясь законодательством Республики Таджикистан, документами Содружества, соблюдая принцип невмешательства в избирательный процесс и уважая суверенитет государства.

В составе Миссии на 5 октября 2020 года аккредитованы 96 наблюдателей, представляющих Азербайджанскую Республику, Республику Беларусь, Республику Казахстан, Республику Молдова, Российскую Федерацию, Республику Узбекистан, Межпарламентскую Ассамблею государств – участников СНГ, Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, а также Исполнительный комитет СНГ. Среди них – депутаты национальных парламентов, представители дипломатического корпуса, избирательных комиссий государств – участников СНГ.

На долгосрочной основе работают 7 наблюдателей. Координирует их деятельность Штаб Миссии, располагающийся в городе Душанбе.

Члены Миссии обсуждали проведение предвыборной кампании с руководством Центральной комиссии по выборам и референдумам, Министерства иностранных дел, Верховного Суда, Министерства внутренних дел, Генеральной прокуратуры Республики Таджикистан, с кандидатами на пост Президента М. Абдуллоевым, А. Гаффорзода, Р. Латифзода, Р. Рахматзода, руководством предвыборного штаба кандидата на пост Президента Э. Рахмона.

В рамках мониторинга электоральной кампании долгосрочные наблюдатели от СНГ ознакомились с работой окружных и участковых избирательных комиссий в избирательных округах Горно-Бадахшанской автономной области, Согдийской, Хатлонской областей, городов и районов республиканского подчинения, а также города Душанбе.

Миссия работает открыто и гласно. Штабом Миссии выпущены информационные сообщения, даны интервью представителям средств массовой информации.

 

Законодательная база для проведения выборов

Выборы проводятся на основе положений Конституции Республики Таджикистан, Конституционного закона «О выборах Президента Республики Таджикистан» (далее – Закон), других законодательных актов, регулирующих подготовку и проведение выборов, а также постановлений Центральной комиссии по выборам и референдумам Республики Таджикистан (далее – Центральная комиссия), разъясняющих отдельные положения Закона.

Эксперты Миссии и Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств – участников МПА СНГ завершают анализ избирательного законодательства Республики Таджикистан. Миссия изложит свое мнение об избирательном законодательстве после дня голосования в итоговом документе.

 

Формирование избирательных комиссий и их деятельность

Проведение избирательной кампании обеспечивают Центральная комиссия, 68 окружных и 3414 участковых избирательных комиссий по выборам Президента Республики Таджикистан, в том числе 39 – за рубежом.

Центральная комиссия избирается Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли по представлению Президента Республики Таджикистан в составе 7 человек сроком на 7 лет. Членами Центральной комиссии не могут быть избраны граждане, состоящие в какой-либо политической партии. Действующий состав Центральной комиссии сформирован 25 октября 2019 года.

Окружные избирательные комиссии по выборам Президента Республики Таджикистан (далее – окружные комиссии, ОИК) образованы Центральной комиссией по представлению местных исполнительных органов государственной власти в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и не менее 4 членов комиссии.

Участковые избирательные комиссии по выборам Президента Республики Таджикистан (далее – участковые комиссии, УИК) образованы окружными комиссиями по представлению местных исполнительных органов государственной власти в составе от 5 до 19 членов, включая председателя, его заместителя и секретаря комиссии.

Центральная комиссия проводит большую организационную работу по подготовке выборов.

Постановлением Центральной комиссии от 7 августа 2020 года утвержден Календарный план основных мероприятий по подготовке и проведению выборов Президента Республики Таджикистан.

Кроме того, Центральная комиссия разработала и утвердила более 22 инструкций, положений, правил, рекомендаций для нижестоящих избирательных комиссий.

В июле – августе 2020 года Центральная комиссия провела курсы по вопросам организации избирательного процесса, на которых были подготовлены более 130 экспертов-тренеров из числа ученых-правоведов, работников министерств и ведомств, представителей общественных организаций.

Учеба организаторов выборов проходила в формате семинаров с участием экспертов-тренеров, сотрудников Центральной комиссии, судей, политологов, представителей общественных организаций. Данные семинары для потенциальных членов окружных и участковых комиссий были организованы в два этапа во всех городах и районах республики. В этих мероприятиях приняли участие свыше 35 тысяч человек.

После образования УИК их председатели, заместители председателя и секретари продолжают обучение на тренингах, организованных окружными комиссиями в каждом избирательном округе.

В целях повышения правовой культуры организаторов и участников выборов Центральная комиссия разработала сборник «Вопросы и ответы по избирательному законодательству», памятки для сотрудников органов внутренних дел и волонтеров.

При Центральной комиссии создана Рабочая группа по рассмотрению жалоб и заявлений участников избирательного процесса в период подготовки и проведения выборов.

В рамках долгосрочного мониторинга избирательной кампании члены Миссии посещают окружные и участковые комиссии в регионах республики и городе Душанбе. Наблюдатели от Содружества отмечают профессионализм членов комиссий, а также надлежащее оборудование и оснащение помещений для голосования.

 

Списки избирателей

В соответствии с Законом списки избирателей составляются участковыми комиссиями по каждому избирательному участку. В списки включаются граждане Республики Таджикистан, имеющие право участвовать в голосовании, постоянно или временно проживающие к моменту составления списков на территориях соответствующих избирательных участков.

Списки за 15 дней до дня голосования размещены в помещениях участковых комиссий для всеобщего ознакомления. В случаях невключения, неправильного включения в список или исключения из списка, а также неточностей в указании персональных данных избиратель вправе обратиться в участковую комиссию с заявлением о внесении необходимых исправлений. Отказ в удовлетворении заявления может быть обжалован в вышестоящей комиссии или суде.

При перемене избирателем места своего пребывания в период между предоставлением списков избирателей для всеобщего ознакомления и днем выборов участковая избирательная комиссия по просьбе избирателя и по предъявлении документа, удостоверяющего его личность, выдает избирателю удостоверение на право голосования.

На основании удостоверения на право голосования УИК в день голосования будут включать избирателя в дополнительный список на избирательном участке по месту его пребывания.

В день голосования избиратели, по каким-либо причинам не включенные в список избирателей, на основании документа, удостоверяющего личность и место жительства, могут быть включены в дополнительный список.

По информации Центральной комиссии, в списки для участия в выборах включены свыше 4 млн 900 тыс. избирателей.

 

Выдвижение и регистрация кандидатов на пост Президента Республики Таджикистан

Согласно Конституции Республики Таджикистан кандидатом на пост Президента может быть выдвинуто лицо не моложе 30 лет, имеющее только гражданство Республики Таджикистан, высшее образование, владеющее государственным языком и проживающее на территории республики не менее последних 10 лет.

В соответствии с Законом право выдвижения кандидатов на пост Президента предоставлено политическим партиям, Федерации независимых профсоюзов Таджикистана, Союзу молодежи Таджикистана, Маджлису народных депутатов Горно-Бадахшанской автономной области, областным маджлисам народных депутатов, Душанбинскому городскому Маджлису народных депутатов, а также собраниям представителей депутатов маджлисов народных депутатов городов и районов республиканского подчинения.

Своих кандидатов на пост Президента выдвинули 6 политических партий: от Аграрной партии был выдвинут Р. Латифзода, от Демократической партии – С. Усмонзода, от Социалистической партии – А. Гаффорзода, от Партии экономических реформ – Р. Рахматзода, от Коммунистической партии – М. Абдуллоев. Э. Рахмон был выдвинут Народно-демократической партией, а также Федерацией независимых профсоюзов и Союзом молодежи Республики Таджикистан.

Выдвинутые претенденты должны были в период с 6 августа по 10 сентября 2020 года собрать в свою поддержку не менее 5 % подписей избирателей.

После проверки предоставленных претендентами документов Центральной комиссией 13 сентября 2020 года в качестве кандидатов в Президенты Республики Таджикистан были зарегистрированы М. Абдуллоев, А. Гаффорзода, Р. Латифзода, Р. Рахматзода и Э. Рахмон.

Центральная комиссия своим решением от 14 сентября 2020 года отказала в регистрации кандидатом на пост Президента С. Усмонзода на основании несоответствия поданных документов требованиям Закона. Отказ в регистрации кандидата на пост Президента мог быть обжалован в Верховном Суде республики, однако Демократическая партия Таджикистана этим правом не воспользовалась.

Фамилии зарегистрированных кандидатов на пост Президента включены в избирательный бюллетень в алфавитном порядке.

 

Предвыборная агитация и освещение избирательной кампании

Агитационная кампания кандидатов в Президенты началась со дня их регистрации и продлится по 10 октября 2020 года.

Для обеспечения равных условий ведения предвыборной агитации Центральная комиссия 14 июля 2020 года приняла Постановление «О порядке использования государственных средств массовой информации кандидатами на пост Президента Республики Таджикистан». В соответствии с ним кандидатам на пост Президента выделено безвозмездно по 40 минут, а одному из доверенных лиц кандидатов – 20 минут эфирного времени для выступления на одном из каналов государственного телевидения «Точикистон», «Чахоннамо», «Сафина» и радиовещания «Овози Точик», «Садои Душанбе», «Фарханг». В государственных республиканских, областных, городских и районных печатных изданиях кандидаты на пост Президента и их доверенные лица имеют право бесплатно и на равных условиях публиковать предвыборные программы, а также агитационные материалы в объеме до 12 печатных страниц.

Кандидаты на пост Президента также имеют право осуществлять предвыборную агитацию на государственном телевидении и радио, в печатных СМИ на платной основе за счет средств выдвинувших их политических партий.

Окружные комиссии совместно с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в каждом избирательном округе определили от 2 до 5 мест для проведения встреч кандидатов, их доверенных лиц с избирателями, оказывали содействие в организации таких мероприятий, оповещении граждан о времени и месте их проведения.

Наблюдатели констатируют, что агитационная кампания проходит спокойно, с соблюдением требований Закона.

Центральная и нижестоящие избирательные комиссии, органы государственной власти, СМИ подробно информируют население страны о проходящей избирательной кампании.

Ход подготовки к выборам освещается в новостных теле- и радиопрограммах. Соответствующая информация публикуется в центральной и местной печати. Руководством Центральной комиссии, учеными и экспертами в области права регулярно даются интервью республиканским и региональным средствам массовой информации, в которых обсуждаются вопросы проведения выборов, разъясняются нормы избирательного законодательства.

Национальное информационное агентство Таджикистана «Ховар» создало информационный ресурс «Выборы Президента Республики Таджикистан – 2020», посвященный важнейшим событиям избирательной кампании в республике.

На сайте Центральной комиссии размещаются сведения о ее деятельности, а также нормативно-правовые документы о выборах.

Для дополнительного информирования избирателей разработано бесплатное мобильное приложение «Выборы Президента Республики Таджикистан – 2020», содержащее материалы информационного характера и официальные новости избирательной кампании.

По каналам телевидения и радио регулярно транслируются информационные ролики о предстоящих выборах, разъясняющие права избирателей и процедуру голосования.

По заказу Центральной комиссии изготовлены плакаты единого образца с биографическими данными кандидатов в Президенты, а также разъяснительные плакаты о правилах поведения на избирательном участке, процедуре заполнения избирательного бюллетеня, которые будут вывешены в помещениях окружных и участковых комиссий.

На центральных улицах населенных пунктов размещены баннеры, плакаты, растяжки с датой выборов и призывами принять участие в голосовании. Для оповещения граждан используются СМС-сообщения.

Участковые комиссии направили избирателям извещения о дне выборов с указанием адреса избирательного участка и времени голосования.

 

Работа с жалобами и заявлениями

Штаб Миссии обратился в Центральную комиссию, Генеральную прокуратуру, Верховный Суд и Министерство внутренних дел Республики Таджикистан с просьбой проинформировать Миссию о возможных обращениях граждан, связанных с нарушениями избирательного процесса, и результатах их рассмотрения. После изучения и обобщения ответов соответствующая информация будет учтена при подготовке итогового заявления Миссии.

***

Свои окончательные выводы и оценки по результатам мониторинга избирательной кампании в Республике Таджикистан Миссия изложит в итоговом документе после проведения выборов.