Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Заявление Миссии наблюдателей от Содружества Независимых Государств по результатам наблюдения за подготовкой и проведением выборов Президента Республики Таджикистан 11 октября 2020 года

Общие положения

По приглашению Министерства иностранных дел Республики Таджикистан Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств (далее – Миссия) осуществляла мониторинг подготовки и проведения выборов Президента Республики Таджикистан (далее – выборы).

Решение о назначении выборов на 11 октября 2020 года принято на совместном заседании Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан, состоявшемся 6 августа 2020 года.

Миссия приступила к мониторингу избирательной кампании 21 сентября 2020 года, выполняла свои функции свободно и независимо, руководствуясь законодательством Республики Таджикистан, документами Содружества, соблюдая принцип невмешательства в избирательный процесс и уважая суверенитет государства.

В составе Миссии были аккредитованы 98 наблюдателей, представляющих Азербайджанскую Республику, Республику Беларусь, Республику Казахстан, Кыргызскую Республику, Республику Молдова, Российскую Федерацию, Республику Узбекистан, Межпарламентскую Ассамблею государств – участников СНГ, Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, а также Исполнительный комитет СНГ. Среди них – депутаты национальных парламентов, представители дипломатического корпуса, избирательных комиссий государств – участников Содружества.

На долгосрочной основе работали 7 наблюдателей. Координировал их деятельность Штаб Миссии, располагавшийся в городе Душанбе.

Члены Миссии обсудили ход электоральной кампании с Председателем Центральной комиссии по выборам и референдумам Б. Худоерзодой, Председателем Верховного Суда Ш. Шохиеном, руководством Министерства внутренних дел, Генеральной прокуратуры Республики Таджикистан, кандидатами на пост Президента М. Абдуллоевым, А. Гаффорзодой, Р. Латифзодой, Р. Рахматзодой, руководством предвыборного штаба кандидата на пост Президента Э. Рахмона, Главой Миссии БДИПЧ ОБСЕ И. Алексеевой-Робинсон.

В рамках мониторинга выборов долгосрочные наблюдатели от СНГ ознакомились с работой окружных и участковых избирательных комиссий в 19 избирательных округах Горно-Бадахшанской автономной области, Согдийской, Хатлонской областей, городов и районов республиканского подчинения, а также города Душанбе.

Миссия работала открыто и гласно. Штабом Миссии выпущены информационные сообщения и промежуточный отчет о ходе наблюдения за подготовкой выборов, даны интервью представителям средств массовой информации.

 

Законодательная база для проведения выборов

Выборы проводились на основе положений Конституции Республики Таджикистан, Конституционного Закона «О выборах Президента Республики Таджикистан» (далее – Закон), других законодательных актов, регулирующих подготовку и проведение выборов, а также постановлений Центральной комиссии по выборам и референдумам Республики Таджикистан (далее – Центральная комиссия), разъясняющих отдельные положения Закона.

После президентских выборов 2013 года в Закон были внесены изменения, основные из которых следующие:

изменены требования, предъявляемые к кандидату в Президенты, в части возраста, образования и наличия только гражданства Республики Таджикистан;

определены права и обязанности национальных и международных наблюдателей;

изменен порядок формирования окружных и участковых комиссий;

закреплено положение о недопустимости участия членов избирательных комиссий в деятельности политических партий.

Анализ избирательного законодательства страны, проведенный экспертами Миссии и Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств – участников МПА СНГ, показал, что оно содержит положения об обеспечении избирательных прав и свобод граждан, организации выборов независимыми избирательными органами на основе всеобщего и равного избирательного права, тайного голосования, при наличии механизмов защиты избирательных прав и разрешения электоральных споров, что отвечает международным стандартам демократических выборов.

По мнению Миссии, избирательное законодательство Республики Таджикистан предоставляет возможность для проведения свободных и демократических выборов.

 

Формирование избирательных комиссий и их деятельность

Проведение избирательной кампании обеспечивали Центральная комиссия, 68 окружных и 3414 участковых избирательных комиссий по выборам Президента Республики Таджикистан, в том числе 39 – за рубежом.

Центральная комиссия избирается Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли по представлению Президента Республики Таджикистан в составе 7 человек сроком на 7 лет. Членами Центральной комиссии не могут быть избраны граждане, состоящие в какой-либо политической партии. Действующий состав Центральной комиссии сформирован 25 октября 2019 года.

Окружные избирательные комиссии по выборам Президента Республики Таджикистан (далее – окружные комиссии, ОИК) были образованы Центральной комиссией по представлению местных исполнительных органов государственной власти в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и не менее 4 членов комиссии.

Участковые избирательные комиссии по выборам Президента Республики Таджикистан (далее – участковые комиссии, УИК) были образованы окружными комиссиями по представлению местных исполнительных органов государственной власти в составе от 5 до 19 членов, включая председателя, его заместителя и секретаря комиссии.

Миссия отмечает, что формирование окружных и участковых комиссий прошло в соответствии с определенными в Законе порядком и сроками.

Постановлением Центральной комиссии от 7 августа 2020 года был утвержден Календарный план основных мероприятий по подготовке и проведению выборов Президента Республики Таджикистан.

Кроме того, Центральная комиссия разработала и утвердила более 22 инструкций, положений, правил, рекомендаций для нижестоящих избирательных комиссий.

В июле – августе 2020 года Центральная комиссия провела курсы по вопросам организации избирательного процесса, на которых было подготовлено более 130 экспертов-тренеров из числа ученых-правоведов, работников министерств и ведомств, представителей общественных организаций.

Учеба организаторов выборов проходила в формате семинаров с участием экспертов-тренеров, сотрудников Центральной комиссии, судей, политологов, представителей общественных организаций. Данные семинары для потенциальных членов окружных и участковых комиссий были организованы в два этапа во всех городах и районах республики. В этих мероприятиях приняло участие свыше 35 тысяч человек.

После образования УИК их председатели, заместители председателя и секретари продолжили обучение на тренингах, организованных окружными комиссиями в каждом избирательном округе.

В целях повышения правовой культуры организаторов и участников выборов Центральная комиссия разработала сборник «Вопросы и ответы по избирательному законодательству», памятки для сотрудников органов внутренних дел и волонтеров.

При Центральной комиссии была создана Рабочая группа по рассмотрению жалоб и заявлений участников избирательного процесса в период подготовки и проведения выборов.

В рамках долгосрочного мониторинга избирательной кампании члены Миссии посещали окружные и участковые комиссии в регионах республики и городе Душанбе. Наблюдатели от Содружества отмечали профессионализм членов комиссий, а также надлежащее оборудование и оснащение помещений для голосования.

По мнению Миссии, Центральная, окружные и участковые избирательные комиссии приняли необходимые меры для подготовки и проведения выборов на высоком организационном уровне.

 

Списки избирателей

В соответствии с Законом списки избирателей составлялись участковыми комиссиями по каждому избирательному участку. В списки включались граждане Республики Таджикистан, имеющие право участвовать в голосовании, постоянно или временно проживающие к моменту составления списков на территории соответствующих избирательных участков.

Списки за 15 дней до дня голосования размещались в помещениях участковых комиссий для всеобщего ознакомления. В случаях невключения, неправильного включения в список или исключения из списка, а также неточностей в указании персональных данных избиратель был вправе обратиться в участковую комиссию с заявлением о внесении необходимых исправлений. Отказ в удовлетворении заявления мог быть обжалован в вышестоящей комиссии или суде.

При перемене избирателем места своего пребывания в период между предоставлением списков избирателей для всеобщего ознакомления и днем выборов участковая избирательная комиссия по просьбе избирателя и по предъявлении документа, удостоверяющего его личность, выдавала избирателю удостоверение на право голосования.

На основании удостоверения на право голосования УИК в день голосования включала избирателя в дополнительный список на избирательном участке по месту его пребывания.

В день голосования избиратели, по каким-либо причинам не включенные в список избирателей, на основании документа, удостоверяющего личность и место жительства, также включались в дополнительный список.

По информации Центральной комиссии, в списки для участия в выборах были включены свыше 4 млн 900 тыс. избирателей.

 

Выдвижение и регистрация кандидатов на пост Президента Республики Таджикистан

Согласно Конституции Республики Таджикистан кандидатом на пост Президента может быть выдвинуто лицо не моложе 30 лет, имеющее только гражданство Республики Таджикистан, высшее образование, владеющее государственным языком и проживающее на территории республики не менее последних 10 лет.

В соответствии с Законом право выдвижения кандидатов на пост Президента предоставлено политическим партиям, Федерации независимых профсоюзов Таджикистана, Союзу молодежи Таджикистана, Маджлису народных депутатов Горно-Бадахшанской автономной области, областным маджлисам народных депутатов, Душанбинскому городскому Маджлису народных депутатов, а также собраниям представителей депутатов маджлисов народных депутатов городов и районов и республиканского подчинения.

Своих кандидатов на пост Президента выдвинули 6 политических партий: от Аграрной партии был выдвинут Р. Латифзода, от Демократической партии – С. Усмонзода, от Социалистической партии – А. Гаффорзода, от Партии экономических реформ – Р. Рахматзода, от Коммунистической партии – М. Абдуллоев. Э. Рахмон был выдвинут Народно-демократической партией, а также Федерацией независимых профсоюзов и Союзом молодежи Республики Таджикистан.

Выдвинутые претенденты должны были в период с 6 августа по 10 сентября 2020 года собрать в свою поддержку подписи не менее 5 % избирателей.

После проверки представленных претендентами документов Центральной комиссией 13 сентября 2020 года в качестве кандидатов в Президенты Республики Таджикистан были зарегистрированы М. Абдуллоев, А. Гаффорзода, Р. Латифзода, Р. Рахматзода и Э. Рахмон.

Центральная комиссия своим решением от 14 сентября 2020 года отказала в регистрации кандидатом на пост Президента С. Усмонзоде на основании несоответствия поданных документов требованиям Закона. Отказ в регистрации кандидата на пост Президента мог быть обжалован в Верховном Суде республики, однако Демократическая партия Таджикистана этим правом не воспользовалась.

Фамилии зарегистрированных кандидатов на пост Президента были включены в избирательный бюллетень в алфавитном порядке.

По мнению Миссии, процедуры выдвижения и регистрации кандидатов на пост Президента были проведены в соответствии с Законом.

 

Предвыборная агитация и освещение избирательной кампании

Агитационная кампания кандидатов в Президенты началась со дня их регистрации и продлилась по 10 октября 2020 года.

Для обеспечения равных условий ведения предвыборной агитации Центральная комиссия 14 июля 2020 года приняла Постановление «О порядке использования государственных средств массовой информации кандидатами на пост Президента Республики Таджикистан». В соответствии с ним кандидатам на пост Президента выделялось безвозмездно по 40 минут, а одному из доверенных лиц кандидатов – по 20 минут эфирного времени для выступления на одном из каналов государственного телевидения «Точикистон», «Чахоннамо», «Сафина» и радиовещания «Овози Точик», «Садои Душанбе», «Фарханг». В государственных республиканских, областных, городских и районных печатных изданиях кандидаты на пост Президента и их доверенные лица имели право бесплатно и на равных условиях публиковать предвыборные программы, а также агитационные материалы в объеме до 12 печатных страниц.

Кандидаты на пост Президента также имели право осуществлять предвыборную агитацию на государственном телевидении и радио, в печатных СМИ на платной основе за счет средств выдвинувших их политических партий.

Окружные комиссии совместно с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в каждом избирательном округе определили от 2 до 5 мест для проведения встреч кандидатов, их доверенных лиц с избирателями, оказывали содействие в организации таких мероприятий, оповещении граждан о времени и месте их проведения.

Наблюдатели констатируют, что агитационная кампания проходила спокойно, с соблюдением требований Закона. По мнению Миссии, всем кандидатам на пост Президента были предоставлены предусмотренные законодательством возможности для ведения предвыборной агитации.

Центральная и нижестоящие избирательные комиссии, органы государственной власти, СМИ подробно информировали население страны о проходившей избирательной кампании.

Ход подготовки к выборам освещался в новостных теле- и радиопрограммах. Соответствующая информация публиковалась в центральной и местной печати. Руководством Центральной комиссии, учеными, экспертами в области права регулярно давались интервью республиканским и региональным средствам массовой информации, в которых обсуждались вопросы проведения выборов, разъяснялись нормы избирательного законодательства.

Национальное информационное агентство Таджикистана «Ховар» создало информационный ресурс «Выборы Президента Республики Таджикистан - 2020», посвященный важнейшим событиям избирательной кампании в республике.

На сайте Центральной комиссии размещались сведения о ее деятельности, а также нормативно-правовые документы о выборах.

Для дополнительного информирования избирателей было разработано бесплатное мобильное приложение «Выборы Президента Республики Таджикистан – 2020», содержащее материалы информационного характера и официальные новости избирательной кампании.

По каналам телевидения и радио регулярно транслировались информационные ролики о предстоящих выборах, разъясняющие права избирателей и процедуру голосования.

По заказу Центральной комиссии были изготовлены плакаты единого образца с биографическими данными кандидатов в Президенты, а также разъяснительные плакаты о правилах поведения на избирательном участке, процедуре заполнения избирательного бюллетеня, которые вывешивались в помещениях окружных и участковых комиссий.

На центральных улицах населенных пунктов были размещены баннеры, плакаты, растяжки с датой выборов и призывами принять участие в голосовании. Для оповещения граждан также использовались СМС-сообщения.

Участковые комиссии направили избирателям извещения о дне выборов с указанием адреса избирательного участка и времени голосования.

 

Работа с жалобами и заявлениями

Штаб Миссии в рамках мониторинга избирательной кампании взаимодействовал с республиканскими органами, в компетенцию которых входит рассмотрение жалоб и заявлений, связанных с нарушениями законодательства о выборах.

По сведениям Центральной комиссии, по состоянию на 10 октября 2020 года ею получены 2 обращения, по которым заявителям даны соответствующие разъяснения.

По информации Генеральной прокуратуры, в период подготовки к выборам Президента Республики Таджикистан в органы прокуратуры от политических партий, общественных организаций и граждан жалоб и заявлений о нарушениях избирательного законодательства не поступало.

По информации Министерства внутренних дел, органами внутренних дел правонарушений, связанных с избирательной кампанией, зарегистрировано не было.

Верховный Суд сообщил, что в суды республики жалоб, касающихся выборов Президента, не поступало.

 

Наблюдение за голосованием и подсчетом голосов избирателей

Согласно Закону избиратели, не имевшие возможности в день выборов находиться по месту жительства, могли за 5 дней до выборов проголосовать досрочно в помещении участковой избирательной комиссии с использованием избирательных листов.

В день выборов 11 октября 2020 года голосование проводилось с 6.00 до 20.00.

В рамках мер по предотвращению распространения инфекционных заболеваний, в том числе COVID-19, Министерство здравоохранения разработало и утвердило Порядок организации профилактических работ по проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий в ходе выборов Президента Республики Таджикистан, в котором предусмотрено использование средств защиты (маски, перчатки), дезинфицирующих средств для обработки рук и поверхностей, соблюдение правила социального дистанцирования избирателями, членами участковых комиссий, наблюдателями.

В целях создания условий для реализации избирательных прав лиц с ограниченными физическими возможностями участковые комиссии оборудовали помещения избирательных участков пандусами, установили специальные кабины, приспособленные для заполнения бюллетеня сидя, организовали дежурство волонтеров для оказания необходимой помощи гражданам, нуждавшимся в ней в силу возраста или состояния здоровья.

Также на избирательных участках действовали медпункты, комнаты матери и ребенка.

Участковые комиссии обеспечили возможность голосования лицам, которые по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам не могли прийти в день выборов в помещение избирательного участка. В таких случаях голосование организовывалось по месту пребывания избирателя с использованием переносного ящика для голосования.

В день выборов представители Миссии посетили 487 избирательных участков.

По мнению наблюдателей от СНГ, голосование проходило в спокойной обстановке, при высокой активности избирателей.

Члены Миссии присутствовали при подсчете голосов и отмечают, что данная процедура проходила в соответствии с требованиями Закона.

Наблюдатели от СНГ не зафиксировали нарушений, которые могли бы оказать влияние на результаты выборов.

Миссия считает, что избирательные комиссии всех уровней при содействии органов власти обеспечили проведение выборов на высоком организационном уровне.

 

Выводы 

Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств приходит к выводам о том, что выборы Президента Республики Таджикистан, состоявшиеся 11 октября 2020 года: 

проведены в соответствии с Конституцией и Конституционным законом Республики Таджикистан «О выборах Президента Республики Таджикистан»; 

соответствуют общепризнанным принципам проведения демократических выборов; 

были открытыми, конкурентными и обеспечили свободное волеизъявление избирателей Республики Таджикистан.