Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Информация об итогах заседаний Совета министров иностранных дел и Совета глав государств Содружества Независимых Государств, состоявшихся 9–10 декабря 2010 года в г. Москве

В Москве 9–10 декабря 2010 года состоялись заседания Совета министров иностранных дел и Совета глав государств Содружества Независимых Государств.

 

На заседании СМИД СНГ рассмотрено 18 проектов документов, направленных на дальнейшее развитие и углубление межгосударственного сотрудничества в экономике, гуманитарной сфере, в области обеспечения безопасности. По всем вопросам повестки дня приняты согласованные решения.

 

В рамках своей компетенции Советом министров иностранных дел СНГ были приняты решения:

 

о проведении в апреле 2011 года в образовательных учреждениях государств – участников Содружества Независимых Государств единого урока (дня), посвященного 50-летию полета в космос Ю. А. Гагарина

 

(Решением, внесенным Российской Федерацией, предусматривается проведение в апреле 2011 года в образовательных учреждениях государств – участников Содружества единого урока (дня), посвященного 50-летию полета в космос Ю. А. Гагарина);

 

об Информации о деятельности Межгосударственной телерадиокомпании «Мир»

 

(Решением отмечаются позитивные изменения в деятельностиМежгосударственной телерадиокомпании «Мир» (далее – МРТК «Мир») в части расширения тематики вещания, более полного и глубокого информирования и освещения событий, происходящих в государствах –участниках СНГ, существенного расширения зрительской аудитории телеканала, рекомендуется и далее последовательно и объективно осуществлять освещение жизнедеятельности государств – участников СНГ.

 

Государствам – участникам Содружества рекомендовано при переходе на цифровое телерадиовещание включить телеканал «Мир» в социальные и общедоступные пакеты телеканалов государств – участников СНГ. Проектом также одобрено создание концепции Информационного канала «Мир 24» на базе МРТК «Мир» и рекомендовано ее рассмотрение в органах СНГ согласно установленному порядку.

 

МРТК «Мир» создана Соглашением глав государств – участников СНГ от 9 октября 1992 года в целях освещения политического, экономического и гуманитарного сотрудничества, формирования общего информационного пространства Содружества.

 

Структура МРТК «Мир» представляет собой управляющий орган в Москве, национальные филиалы и представительства в 9 государствах – участниках СНГ, региональные филиалы в Санкт-Петербурге, Владикавказе и Алматы, корреспондентский пункт в Кабардино-Балкарии, оснащенные наземными станциями системы спутниковой связи и телерадиокомплексами.

 

МРТК «Мир» ведет круглосуточное телевизионное вещание на территориях всех государств – участников СНГ (за исключением Туркменистана), а также Балтии с охватом аудитории свыше 50 млн человек.

 

В целях укрепления позитивного имиджа каждого из государств СНГ и всего Содружества в целом более чем в два раза увеличен объем информационного вещания. Совместное производство специальных программ гуманитарной направленности ведется Межгосударственным фондом гуманитарного сотрудничества, совместно с Советом руководителей государственных и общественных телекомпаний СНГ создан Межгосударственный информационный пул. Радио «Мир» транслируется в 5 государствах: Республике Армения, Республике Беларусь, Кыргызской Республике, Российской Федерации и Латвии с аудиторией вещания 8,2 млн человек.

 

На дальнейшее развитие МРТК «Мир» существенное влияние оказало принятое 14 ноября 2008 года Решение СГП СНГ о переводе материальной базы телерадиокомпании, ее филиалов и представительств на новые цифровые и мультимедийные технологии.

 

Концепция информационного телеканала «Мир 24» разработана в соответствии с Решением СГП СНГ от 23 мая 2008 года о повышении эффективности МРТК «Мир» в период перехода на полномасштабное теле- и радиовещание как важного средства межгосударственного, межнационального общения.

 

Стратегия Концепции заключается в создании на основе ускоренного развития МРТК «Мир» и в дополнение к существующим телеканалам «Мир» и «Мир+3» нового специализированного круглосуточного информационного канала, отвечающего современным реалиям. Концепция содержит разделы, определяющие основные цели и задачи, новые элементы вещания, описание проекта.

 

Формат информационного телеканала «Мир 24» охватывает 5-минутные новостные выпуски, каждые 3 часа в эфире будут размещаться 20-минутные новостные блоки с подробными комментариями о последних событиях в государствах Содружества и мире. Предусмотрены следующие цикловые рубрики: информационные, культурологические, страноведческие, образовательные, познавательные, документальные и спортивные.

 

Техническая база телеканала «Мир 24» будет основана на новых цифровых и мультимедийных технологиях.

 

Создание и развитие сети вещания телеканала «Мир 24» в странах – учредителях МРТК «Мир» позволит выполнить задачу по вхождению телеканала «Мир 24» в число лидеров телеканалов на территориях государств – участников СНГ, специализирующихся на круглосуточном информационном вещании);

 

о реализации Плана многоуровневых межмидовских консультаций в рамках Содружества Независимых Государств на 2010 год и о Плане на 2011 год

 

(Решением принята к сведению Информация о многоуровневых межмидовских консультаций, состоявшихся в рамках СНГ в 2010 году, и утвержден План этих консультаций на 2011 год.

 

В отчетном периоде были проведены 5 консультаций по ключевым вопросам мировой политики, включая обсуждение вопросов о продвижении российской инициативы заключения нового Договора о европейской безопасности, взаимодействии государств – участников Содружества с международными финансово-экономическими организациями, развитии сотрудничества в противодействии новым вызовам и угрозам и др.

 

Участники межмидовских консультаций в целом сформировали согласованные подходы по рассматриваемым вопросам.

 

На 16 декабря 2010 г. запланировано проведение консультаций по проблематике экспортного контроля и нераспространения);

 

о проекте Соглашения о порядке пересмотра степени секретности сведений, засекреченных в период существования Союза Советских Социалистических Республик

 

(Протокольным решением поручено Исполнительному комитету СНГ организовать доработку, согласование и внесение в установленном порядке на рассмотрение очередного заседания Совета глав правительств СНГ проекта вышеназванного документа).

 

Совет министров иностранных дел СНГ принял решение провести очередное заседание Совета министров иностранных дел Содружества в конце марта – начале апреля 2011 года в городе Киеве, Украина.

 

На заседании Совета министров иностранных дел СНГ были одобрены проекты документов, вносимые на рассмотрение очередного заседания Совета глав государств СНГ.

* * *

10 декабря 2010 года состоялось заседание Совета глав государств СНГ, в котором приняли участие: Президент Азербайджанской Республики Ильхам АЛИЕВ, Президент Республики Армения Серж САРГСЯН, Президент Республики Беларусь Александр ЛУКАШЕНКО, Президент Республики Казахстан Нурсултан НАЗАРБАЕВ, Президент Кыргызской Республики
Роза ОТУНБАЕВА, Президент Российской Федерации Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Президент Республики Таджикистан Эмомали РАХМОН, Президент Узбекистана Ислам КАРИМОВ, Президент Украины Виктор ЯНУКОВИЧ, вице-премьер Правительства Республики Молдова Валериу ЛАЗЭР, заместитель Председателя Кабинета Министров Туркменистана Назаргулы ШАГУЛАЕВ, Председатель Исполнительного комитета – Исполнительный секретарь СНГ Сергей ЛЕБЕДЕВ.

 

Вначале состоялось заседание Совета глав государств СНГ в узком составе. В данном формате состоялся обмен мнениями по повестке дня, а также актуальным проблемам дальнейшего укрепления и повышения эффективности Содружества Независимых Государств.

 

На расширенном заседании СГГ СНГ были рассмотрены и приняты решения по более чем 20 проектам документов, направленным на активизацию интеграционных процессов в экономической и гуманитарной сферах, в обеспечении безопасности и в других направлениях деятельности Содружества.

 

К числу наиболее важных вопросов, предлагаемых для рассмотрения в сфере экономики, относятся проекты решений:

 

о ходе подготовки проекта Договора о зоне свободной торговли

 

(Решением принята к сведению информация о ходе подготовки проекта Договора о зоне свободной торговли, а также рекомендовано правительствам государств – участников СНГ ускорить проведение его внутригосударственного согласования.

 

Основные положения проекта базируются на нормах и правилах Всемирной торговой организации (ВТО). Документ фиксирует применение правил определения страны происхождения товаров, вопросы свободы транзита, реэкспорта, специальных защитных мер, антидемпинговых и компенсационных мер, предоставления субсидий, технических барьеров в торговле, санитарных и фитосанитарных мер, таможенного администрирования, правил разрешения споров и других аспектов торговых отношений.

 

В марте 2009 года была создана Рабочая группа по ведению переговоров по проекту вышеназванного Договора, которая в течение 2009–2010 годов провела 8 раундов переговоров. Согласованию проблемных вопросов было посвящено совещание министров экономики государств – участников СНГ, состоявшееся 16 сентября 2010 года, в ходе которого урегулированы практически все принципиальные разногласия.

 

Информация о ходе подготовки проекта Договора была рассмотрена на заседании Совета глав правительств СНГ 19 ноября 2010 года. Решением Совета Рабочей группе поручено принять меры по завершению подготовки проекта до конца 2010 года.

 

В ходе заседания Рабочей группы, назначенного на 21–23 декабря 2010 года, планируется окончательно согласовать текст проекта Договора, который будет направлен в государства Содружества для внутреннего согласования.

 

Предполагается, что новый Договор заменит собой многочисленные действующие торговые соглашения между сторонами, которые устанавливают разный объем прав и обязательств участников, содержит зачастую различный понятийный аппарат.

 

Подписание Договора будет способствовать полномасштабной либерализации торговли на пространстве СНГ, ликвидации возникших и иногда не оправданных в сегодняшней экономической обстановке барьеров во взаимной торговле);

 

об объявлении 2011 года Годом повышения продовольственной безопасности в Содружестве Независимых Государств

 

(Решением 2011 год объявлен Годом повышения продовольственной безопасности в Содружестве Независимых Государств и поручено правительствам государств – участников Содружества Независимых Государств, Межправительственному совету по вопросам агропромышленного комплекса СНГ и другим заинтересованным органам отраслевого сотрудничества СНГ предусмотреть мероприятия по подготовке и проведению в 2011 году Года повышения продовольственной безопасности в Содружестве Независимых Государств.

 

Целью продовольственной безопасности государств – участников СНГ является обеспечение за счет национального производства основными видами продовольствия всего населения при условии физической и экономической доступности продуктов питания в таком количестве и при том качестве, которые необходимы для сохранения и поддержания жизни и дееспособности человека.

 

Придавая исключительно важное значение этой проблеме, главы правительств государств Содружества приняли Комплекс совместных мер по повышению продовольственной безопасности государств – участников СНГ, утвердили детально проработанную Концепцию повышения их продовольственной безопасности.

 

Государствами Содружества в 2009 году в городе Ашхабаде по инициативе Президента Туркменистана проведен Сельскохозяйственный форум, на котором значительное внимание было уделено проблеме продовольственной безопасности.

 

Правительствами государств Содружества утверждены Основные направления создания и функционирования рынка мясомолочной продукции, принят ряд документов о внедрении лизинговых операций при поставках сельскохозяйственной техники и оборудования сельскохозяйственным товаропроизводителям, во многих государствах – участниках СНГ приняты законы о продовольственной безопасности, а в России – Доктрина продовольственной безопасности.

 

Вместе с тем природные катаклизмы лета 2010 года наглядно показали, что в обеспечении продовольственной безопасности очень важны коллективные усилия. В этой связи предложение Республики Казахстан об объявлении 2011 года Годом повышения продовольственной безопасности в СНГ заслуживает всемерной поддержки.

 

В течение этого года будут решаться вопросы, предусмотренные Планом мероприятий по реализации Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года, в том числе по развитию производственной базы агропромышленного комплекса и дальнейшей интеграции рынков основных видов сельскохозяйственной продукции. Сельскохозяйственные товаропроизводители государств Содружества примут активное участие в межгосударственной выставке, посвященной 20-летию СНГ.

 

Намечаемые мероприятия позволят приблизить решение проблемы повышения продовольственной безопасности государств Содружества).

* * *

В области политического взаимодействия принято Решение о взаимодействии государств – участников Содружества Независимых Государств в рамках ОБСЕ

 

(Решением дана высокая оценка итогов председательства Республики Казахстан в ОБСЕ, включая проведение исторического саммита ОБСЕ и принятие Астанинской юбилейной Декларации «На пути к сообществу безопасности», нацеленных на повышение эффективности Организации, и отмечено, что важную роль в обеспечении успеха председательства сыграла коллективная поддержка со стороны государств – участников СНГ.

 

Поддержана инициатива Республики Казахстан об использовании площадки ОБСЕ для обсуждения путей преодоления глобального финансово-экономического кризиса и укрепления общей безопасности на пространстве ОБСЕ и СНГ через продвижение евразийской интеграции, рассматривая ее в контексте гармонизации и обеспечения взаимодополняемости процессов регионального сотрудничества и интеграции, деятельности соответствующих структур. Подчеркнута готовность государств – участников СНГ принять активное участие в этой работе.

 

В плане реализации Концепции дальнейшего развития СНГ решено вести работу по согласованию позиций и осуществлению взаимодействия государств – участников СНГ в рамках ОБСЕ по вопросам, представляющим взаимный интерес.

 

Приветствуется избрание Украины председательствующей в ОБСЕ в 2013 году и выражена поддержка со стороны всех государств – участников СНГ активной роли украинского председательства в ОБСЕ).

* * *

В сфере гуманитарного сотрудничества приняты решения:

 

о Стратегии международного молодежного сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств на период до 2020 года

 

(Решением утверждена Стратегия международного молодежного сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств на период до 2020 года и поручено Совету по делам молодежи СНГ совместно с другими органами отраслевого сотрудничества СНГ в гуманитарной сфере разработать и внести на рассмотрение Совета глав правительств проект Плана мероприятий по ее реализации.

 

Стратегия определяет концептуальные основы развития международного молодежного сотрудничества в Содружестве, которые базируются на основных международных документах и документах СНГ о молодежной политике.

 

Основными целями международного молодежного сотрудничества в СНГ являются раскрытие творческого, образовательного, социального и духовно-нравственного потенциала молодого поколения, укрепление дружбы, взаимопонимания и взаимодействия народов государств – участников Содружества, а также поддержание интеграционных процессов в СНГ, содействие консолидации общего гуманитарного, экономического и социокультурного пространства на основе опыта сотрудничества государств – участников СНГ в различных областях гуманитарной деятельности. В Стратегии заложены основные задачи, принципы и направления международного молодежного сотрудничества государств – участниковСодружества Независимых Государств на период до 2020 года.

 

Стратегия закрепляет широкий комплекс форм и механизмов по реализации целей и задач Стратегии.

 

Реализация международного молодежного сотрудничества обеспечивается посредством:

 

ежегодного формирования консолидированного плана мероприятий (проектов) в сфере международного молодежного сотрудничества;

 

организации конкурсов и предоставления грантов;

 

оказания организационной, информационной помощи и других видов поддержки молодежным объединениям и организациям в реализации ими межгосударственных программ и проектов;

 

создания межгосударственной программы поддержки лидеров детских и молодежных объединений и организаций;

 

продолжения практики проведения в Содружестве годов, посвященных тематике гуманитарного сотрудничества.

 

Координация работы по практической реализации Стратегии возлагается на Совет по делам молодежи во взаимодействии с другими органами отраслевого сотрудничества СНГ, Исполнительным комитетом Содружества, институтами гражданского общества, деловыми кругами и международными организациями.

 

Финансирование мероприятий по реализации Стратегии предполагается осуществлять в пределах средств, выделяемых из государственных бюджетов государств – участников СНГ, а также грантов, предоставляемых Межгосударственным фондом гуманитарного сотрудничества государств – участников Содружества);

 

об итогах проведения в государствах – участниках Содружества Независимых Государств мероприятий в рамках празднования
65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов

 

(принято решение:

 

одобрить работу по празднованию 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов как даты всемирно-исторического значения, проведенную государствами – участниками СНГ и Исполнительным комитетом Содружества с широким участием общественности, а также меры, принятые по поддержке ветеранов войны;

 

продолжить на регулярной основе работу по тематике Победы над фашизмом, нацеленную на сохранение памяти о подвиге наших народов, укрепление дружбы между ними, патриотическое воспитание молодого поколения, защиту социально-экономических прав и интересов ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла.

 

Правительствам государств – участников СНГ поручено принять меры для достижения этих целей, в том числе с привлечением общественных и ветеранских организаций, включая Международный союз «Содружество общественных организаций ветеранов (пенсионеров) независимых государств» и участников Международного проекта-акции «Мы – наследники Победы».

 

Предложить государству, председательствующему в СНГ, подготовить проект Обращения глав государств – участников Содружества Независимых Государств в связи с 70-й годовщиной начала Великой Отечественной войны 1941–1945 годов и внести его в установленном порядке на рассмотрение Совета глав государств СНГ);

 

об Обращении Совета глав государств Содружества Независимых Государств в связи с 25-й годовщиной аварии на Чернобыльской АЭС

 

(принято решение:

 

принять ОбращениеСовета глав государств Содружества Независимых Государств в связи с 25-й годовщиной аварии на Чернобыльской АЭС;

 

государствам – участникам СНГ распространить текст Обращения в средствах массовой информации накануне 25-й годовщины аварии на Чернобыльской АЭС;

 

государству, председательствующему в 2011 году в Совете министров иностранных дел СНГ, распространить текст указанного Обращения в Организации Объединенных Наций в качестве официального документа.

 

В тексте Обращения указывается, что важнейшей задачей преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС является комплексная радиационная и социально-экономическая реабилитация загрязненных территорий, развитие социального и экономического потенциала пострадавших регионов.

 

Решение этой задачи требует новых научно обоснованных подходов, значительных ресурсов и, как следствие, финансового, научного и технического содействия со стороны международного сообщества.

 

В Обращении заявляется о решимости создать необходимые условия для обеспечения социальной защиты участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и содержится призыв к мировому сообществу продолжить сотрудничество в преодолении последствий этой катастрофы, дополняющей масштабные усилия государств по возрождению пострадавших регионов).

* * *

В сфере обеспечения безопасности были приняты решения:

 

о Концепции военного сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств до 2015 года

 

(Решением утверждена вышеназванная Концепция, реализация которой возложена на Совет министров обороны государств – участников СНГ.

 

Документ является логическим продолжением Концепции военного сотрудничества государств – участников СНГ до 2010 года. В 9 разделах проекта изложены положения, представляющие собой систему согласованных взглядов государств Содружества на цели, задачи, принципы, основные области, формы и методы развития военного сотрудничества на многосторонней основе, а также механизм его осуществления.

 

Основной целью дальнейшего развития военного сотрудничества на период до 2015 года является расширение взаимодействия в военной сфере на основе развития партнерских отношений в областях, представляющих взаимный интерес, для укрепления национальной и совместной военной безопасности.

 

В Концепции определены основные задачи, в том числе: определение совместных приоритетов в сфере обеспечения военной безопасности и военного сотрудничества, создание и развитие совместных (объединенных) систем взаимодействия в военной сфере (Объединенной системы противовоздушной обороны государств – участников СНГ, Совместной (объединенной) системы связи вооруженных сил государств – участников СНГ, Объединенной системы контроля и оценки радиационной, химической и биологической обстановки министерств обороны государств – участников СНГ, Единой системы государственного радиолокационного опознавания «Пароль» и ряд других).

 

С учетом существующего уровня военного сотрудничества дальнейшее совершенствование многопрофильного характера отношений в военной сфере предполагается осуществлять в военно-политической, военной, военно-технической, военно-научной областях, а также в области противодействия терроризму и иным современным вызовам и угрозам военного характера, в области миротворческой деятельности, в социально-правовой и гуманитарной областях и в других областях и направлениях, представляющих взаимный интерес.

 

Реализация положений Концепции позволит сохранить и укрепить достигнутый позитивный уровень в сфере военного сотрудничества и обеспечить дальнейшее его развитие на среднесрочную перспективу на основе постепенного и поэтапного достижения качественно нового состояния партнерских отношений);

 

о Плане мероприятий по реализации Концепции согласованной пограничной политики государств – участников Содружества Независимых Государств на 2011–2015 годы

 

(Решением утвержден План по реализации вышеназванной Концепции и поручено Совету командующих Пограничными войсками организовать работу по его выполнению во взаимодействии с заинтересованными ведомствами государств – участников Содружества и органами СНГ.

 

Концепция содержит 6 разделов, предусматривающих осуществление организационно-правовых, организационно-практических мероприятий, а также мероприятий в области информационного, научного, кадрового и финансового обеспечения.

 

В течение 2011–2012 гг. планируется разработать и внести на рассмотрение высших органов СНГ ряд проектов документов, направленных на углубление развития пограничного сотрудничества, проводить на регулярной основе совместные специальные пограничные операции, оперативно-разыскные и профилактические мероприятия по противодействию вызовам и угрозам безопасности, активизировать сотрудничество с пограничными ведомствами государств, не входящих в СНГ, и международными региональными организациями. Предусмотрены также мероприятия по расширению сотрудничества в области культуры, спорта и ветеранской работы.

 

В рамках реализации мероприятий по совершенствованию сотрудничества в сфере обмена информацией запланировано разработать и внедрить Автоматизированную систему оперативного обмена информацией Совета командующих Пограничными войсками.

 

Реализация мероприятий Плана позволит обеспечить дальнейшее развитие и совершенствование механизмов сотрудничества в обеспечении пограничной безопасности, целостной системы охраны внешних границ и экономических зон государств – участников СНГ, а также оптимизировать противодействие правонарушениям, создающим угрозу пограничной безопасности государств Содружества);

 

о Межгосударственной программе совместных мер борьбы с преступностью на 2011–2013 годы;

 

о Программе сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2011–2013 годы;

 

о Программе сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и противодействии наркомании на 2011–2013 годы;

 

о Программе сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с торговлей людьми на 2011–2013 годы

 

(решениями утверждены вышеназванные программы. Их финансирование будет осуществляться заинтересованными государствами – участниками СНГ по договоренности в рамках финансовых средств, ежегодно предусматриваемых в национальных бюджетах компетентным министерствам и ведомствам на выполнение их функций.

 

Программы нацелены на дальнейшее совершенствование сотрудничества государств – участников СНГ, уставных органов и органов отраслевого сотрудничества СНГ в борьбе с преступностью, терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма,незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в противодействии наркомании и торговле людьми.

 

Программы предусматривают осуществление совместных организационно-правовых, организационно-практических мероприятий, предусматривающих развитие международно-правовой базы сотрудничества государств – участников СНГ, совершенствование и гармонизацию национального законодательства государств Содружества, проведение комплексных совместных и/или согласованных межведомственных профилактических, оперативно-разыскных мероприятий и специальных операций. В отдельных разделах программ изложены мероприятия, касающиеся информационного, научного, кадрового, материально-технического и финансового обеспечения, а также механизма контроля за их реализацией.

 

Реализация программ будет способствовать активизации сотрудничества государств – участников СНГ в борьбе с преступностью в любых ее формах и проявлениях, повышению результативности проводимых комплексных совместных и/или согласованных межведомственных профилактических, оперативно-разыскных мероприятий и специальных операций, совершенствованию информационного, научного и материального технического обеспечения);

 

о внесении изменений и дополнений в Положение о Координационном совете генеральных прокуроров государств – участников Содружества Независимых Государств

 

(принято решение внести в Положение о Координационном совете генеральных прокуроров государств – участников Содружества Независимых Государстве изменения и дополнения, которые нацелены на усиление координирующей роли Совета в борьбе с преступностью).

 

В ходе заседания СГГ СНГ также подписаны:

 

Договор государств – участников Содружества Независимых Государств о межгосударственном розыске лиц

 

(Договор направлен на создание эффективных механизмов сотрудничества государств – участников СНГ в межгосударственном розыске лиц, скрывающихся от правоохранительных и других компетентных органов сторон и уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, исполнения решения судов по искам, пропавших без вести или утративших связь с родственниками, для установления личности человека, не способного сообщить о себе установочные данные, а также в случае обнаружения неопознанного трупа.

 

В проект Договора включены 15 статей, определяющих понятийный аппарат, формы и направления сотрудничества правоохранительных и других компетентных органов сторон в межгосударственном розыске лиц, порядок направления и исполнения запросов.

 

Формирование и ведение централизованного информационного массива межгосударственного розыска возлагается на Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации в рамках Межгосударственного информационного банка);

 

Протокол о внесении изменения в Соглашение об образовании Совета руководителей миграционных органов государств – участников Содружества Независимых Государств от 5 октября 2007 года

 

(Протоколом предлагается возложить на Совет руководителей миграционных органов государств – участников СНГ функцию по координации деятельности органов отраслевого сотрудничества Содружества Независимых Государств по вопросам в сфере миграции, находящимся в компетенции Совета).

* * *

Главами государств Содружества были согласованы и подписаны два документа, направленные на совершенствование судебных механизмов разрешения экономических споров в рамках Содружества, защиту прав и законных интересов хозяйствующих субъектов государств – участников СНГ, в том числе:

 

Протокол о внесении изменений в Соглашение между Содружеством Независимых Государств и Евразийским экономическим сообществом о выполнении Экономическим Судом Содружества Независимых Государств функций Суда Евразийского экономического сообщества от 3 марта 2004 года

 

(Протоколом предусмотрено расширение компетенции Экономического Суда СНГ в связи с формированием Таможенного союза (далее – ТС). Экономический Суд СНГ наделяется дополнительными функциями по рассмотрению дел о соответствии актов органов ТС международным договорам, формирующим правовую базу этого союза, об оспаривании решений, действий (бездействия) органов ТС, толкованию международных договоров, формирующих правовую базу ТС, актов, принятых органами ТС, разрешению споров между Комиссией ТС и государствами, входящими в ТС, а также между государствами – членами ТС по выполнению ими обязательств, принятых в рамках ТС);

 

Протокол о внесении изменений в Соглашение о размере государственной пошлины и порядке ее взыскания при рассмотрении хозяйственных споров между субъектами хозяйствования разных государств от 24 декабря 1993 года

 

(Протокол устанавливает единые дифференцированные ставки государственной пошлины в рублях Российской Федерации при обращении в суд другого государства – участника Соглашения с иском по спорам имущественного и неимущественного характера, а также устанавливает при уплате государственной пошлины в судебно-арбитражные органы государств – участников СНГ в качестве единого денежного эквивалента рубль Российской Федерации).

 

На заседании СГГ СНГ были приняты решения о председательстве в Содружестве Независимых Государств (председательство в Содружестве Независимых Государств в течение 2011 года осуществляется Республикой Таджикистан в лице ее представителя одновременно в Совете глав государств, Совете глав правительств, Совете министров иностранных дел, Экономическом совете, Совете постоянных полномочных представителей государств – участников Содружества при уставных и других органах Содружеств, а также в Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ. Решением также рекомендовано государствам – участникам СНГ, которые будут осуществлять председательские функции в органах СНГ в 2011 году и в последующие годы, продолжать работу по ключевым направлениям взаимодействия, в том числе в сферах инновационного сотрудничества, сохранения исторической памяти, воспитания чувств патриотизма, заботы о ветеранах Великой Отечественной войны, с учетом опыта российского председательства), о награждении Грамотой Содружества Независимых Государств проректоров Российского университета дружбы народов Гладуша Александра Дмитриевича и Красновой Гульнары Амангельдиновны, о проведении неформального заседания Совета глав государств Содружества Независимых Государств, посвященного 20-летию Содружества, в декабре 2011 года в городе Москве, Российская Федерация.

 

Принято решение провести очередное заседание Совета глав государств Содружества в сентябре 2011 года в городе Душанбе, Республика Таджикистан.

* * *

Выводы:

 

итоги очередного заседания Совета глав государств СНГ свидетельствуют о стремлении его участников создать более эффективные правовые механизмы во взаимной торговле и по другим направлениям экономического сотрудничества, целенаправленно расширять и углублять интеграционные процессы в политической, культурно-гуманитарной сферах, в области обеспечения безопасности, в других приоритетных направлениях деятельности СНГ.

 

Комментарии к итогам саммита СГП:

 

Президента Российской Федерации Д. Медведева в рамках председательства Российской Федерации в СНГ: «…В деятельности СНГ всегда будут трудности, но у нас нет другой площадки согласования вопросов для практически всех государств на постсоветском пространстве. … Мы не по всем вопросам так быстро договариваемся, как хотелось бы, не по всем вопросам голосуют те или иные государства. Но каких бы разных позиций ни придерживались участники, все признали, что без СНГ развитие наших стран было бы другим. Существующие сегодня связи были бы деформированы. Все направления СНГ – и политическое, и экономическое, и гуманитарное –должны быть востребованы в будущем году»;

 

Президента Украины В. Януковича: «Сегодня Украина планирует расширить свое участие в Содружестве не только в экономической, но и в гуманитарной сфере». По словам Президента Украины, в частности, изучается возможность снятия оговорок к соглашению о гуманитарном сотрудничестве, а также присоединения к деятельности Совета по гуманитарному сотрудничеству и Международного фонда гуманитарного сотрудничества. «Формально этот процесс должен закончиться в 2011 году», – заявил Президент. При этом В. Янукович особо подчеркнул, что в Украине пройдет очередной форум творческой и научной интеллигенции государств – участников СНГ. Кроме того, по его словам, в 2011 году Украина станет хозяйкой Экономического совета СНГ. «Мы готовы реализовать предложенную нами концепцию ежегодного форума содружества "Ялтинские деловые встречи" и провести его заседание в 2011 году в Крыму», – сказал он;

 

Министра иностранных дел Российской Федерации С. Лаврова в рамках председательства Российской Федерации в Совете министров иностранных дел СНГ: «Взаимодействие в формате СМИД СНГ и в целом на пространстве Содружества дает результаты».

 

10.12.2010. (http://www.prime-tass.ru/news/)

10.12.2010 // Новость: Вся правда

(http://vsekommentarii.com/news/2010/12/10/3000157.htm)

09.12.2010 ИТАР-ТАСС (http://er.ru/about/text. shtml?17/4193,110989)

 

 

Аналитический отдел информационно-аналитического департамента
Исполнительного комитета СНГ