Исполком СНГ

Итоги заседания Совета постоянных полномочных представителей государств – участников Содружества при уставных и других органах Содружества (21 октября 2014 года)

В Минске в Исполнительном комитете СНГ 21 октября состоялось заседание Совета постоянных полномочных представителей государств – участников Содружества при уставных и других органах Содружества. В заседании Совета приняли участие представители всех государств – участников СНГ, первый заместитель Председателя Исполнительного комитета – Исполнительного секретаря СНГ В. Г. Гаркун, Председатель Экономического Суда СНГ Л. Э. Каменкова, руководители департаментов и других структурных подразделений Исполкома СНГ.

Председательствовал на заседании В. П. Пугачев – Постоянный полномочный представитель Республики Беларусь при уставных и других органах Содружества.

На заседании Совета постпредов рассмотрены и обсуждены вопросы повестки дня:

1. Об итогах заседаний Совета министров иностранных дел и Совета глав государств СНГ и задачах Совета постоянных полномочных представителей государств – участников Содружества при уставных и других органах Содружества и Исполнительного комитета СНГ по реализации принятых документов.

2. О ходе реализации документов по вопросам сотрудничества в сфере миграции, принятых в рамках СНГ.

3. О проекте повестки дня очередного заседания Совета постоянных полномочных представителей государств – участников Содружества при уставных и других органах Содружества.

Информацию по первому вопросу повестки дня предоставил Председательствующий в Совете постпредов В. П. Пугачев.

Докладчик информировал членов Совета, что, по мнению участников заседаний Совета министров иностранных дел и Совета глав государств СНГ, состоявшихся 9 и 10 октября 2014 года в Минске, они прошли на высоком уровне и весьма результативно.

В указанных заседаниях приняли участие делегации всех государств – участников Содружества. Все вопросы, внесенные в проекты повесток дня, рассмотрены и по ним приняты соответствующие решения.

На заседаниях Совета министров иностранных дел и Совета глав государств СНГ состоялся продуктивный обмен мнениями о состоянии и развитии сотрудничества в различных сферах интеграционного взаимодействия государств – участников Содружества.

На заседании Совета министров иностранных дел приняты 24 документа, а на заседании Совета глав государств СНГ – 17.

Среди них:

Решение об Обращении глав государств – участников СНГ к народам государств – участников Содружества и мировой общественности в связи с   70-й годовщиной Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов;

Решение о Заявлении глав государств – участников СНГ о сохранении и укреплении международной системы контроля над наркотиками;

Решение о роли Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ в развитии межрегионального сотрудничества государств – участников СНГ;

Решение о реализации в 2015 году Межгосударственной программы «Культурные столицы Содружества» в Российской Федерации и Республике Таджикистан;

Решение о Программе сотрудничества государств – участников СНГ в противодействии незаконной миграции на 2015–2019 годы;

Решение о Концепции сотрудничества государств – участников СНГ в противодействии торговле людьми;

Протокол о внесении изменений в Соглашение об образовании Совета руководителей подразделений финансовой разведки государств – участников СНГ от 5 декабря 2012 года;

Соглашение о порядке формирования и применения совместных групп специалистов (экспертов) пограничных ведомств для быстрого реагирования на угрозы пограничной безопасности на внешних границах государств – участников СНГ;

Решение об объявлении 2016 года Годом образования в СНГ;

Решение о ходе выполнения Плана основных мероприятий по реализации Концепции дальнейшего развития СНГ;

Решение о председательстве в Содружестве Независимых Государств, а также три документа по вопросам инвентаризации договорно-правовой базы СНГ и другие.

Очередные заседания Совета министров иностранных дел и Совета глав государств СНГ решено провести соответственно 3 апреля 2015 года в Оше (Кыргызская Республика) и IV квартале 2015 года в Астане.

Из 17 документов, принятых Советом глав государств СНГ, 13 вступили в силу с момента подписания, а 4 вступят в силу после проведения в государствах – участниках СНГ соответствующих внутригосударственных процедур.

Докладчик поблагодарил постпредов, руководство и сотрудников Исполкома СНГ за большую работу, которая способствовала успешному проведению заседаний Совета министров иностранных дел и Совета глав государств СНГ.

Участники заседания, приняв предоставленную Информацию к сведению, поручили постпредам и Исполкому СНГ содействовать реализации документов, принятых на заседаниях Совета министров иностранных дел и Совета глав государств СНГ 9 и 10 октября 2014 года.

Информацию по второму вопросу повестки дня предоставил заместитель директора департамента по сотрудничеству в сфере безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам – начальник отдела по сотрудничеству в сфере миграции и противодействия торговли людьми Исполкома СНГ Н. Д. Курманов.

В Информации отмечено, что на сегодняшний день в Содружестве Независимых Государств создана необходимая организационная и правовая основа для межгосударственного сотрудничества в сфере миграции.

Вопросами миграции занимаются три органа СНГ:

Совет руководителей миграционных органов государств – участников СНГ (далее – Совет), которому отводится основная координирующая роль;

Консультативный Совет по труду, миграции и социальной защите населения государств – участников СНГ (далее – Консультативный Совет);

Совместная комиссия государств – участников Соглашения о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией от 6 марта 1998 года (далее – Совместная комиссия).

Совет, созданный в 2007 году, провел 16 заседаний, на которых рассмотрел более 150 вопросов. Совет определяет приоритетные направления сотрудничества в сфере регулирования миграционных процессов, координирует взаимодействие миграционных и иных органов отраслевого сотрудничества СНГ по основным направлениям миграционной политики, содействует обеспечению защиты прав и законных интересов мигрантов.

Консультативный Совет, созданный в 1992 году, провел 26 заседаний, на которых рассмотрел более 300 вопросов. Основными его задачами  являются: выработка согласованной политики, гармонизация законодательства и урегулирование вопросов, связанных с трудовыми отношениями, миграцией, занятостью, социальной защитой населения и охраной труда в СНГ.

Совместная комиссия, созданная в 2004 году, провела 17 заседаний, на которых рассмотрела около 250 вопросов. Совместная комиссия развивает сотрудничество, подготавливает рекомендации по проектам международных договоров, содействует информационному обмену, анализирует и обменивается опытом работы в области противодействия незаконной миграции.

Указанные органы Содружества совместно с другими органами отраслевого сотрудничества СНГ и компетентными органами государств – участников СНГ в части их касающейся реализуют документы по вопросам сотрудничества в сфере миграции, принятые в рамках СНГ.

Основные задачи в области миграции сформулированы в Концепции дальнейшего развития СНГ от 5 октября 2007 года и Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года от 14 ноября 2008 года.

В соответствии с положениями этих документов приоритетными направлениями сотрудничества в области миграции являются:

формирование условий для проведения согласованной миграционной политики;

регулирование трудовой миграции на основе достижения соответствия объемов, направлений и структуры миграционных потоков интересам мигрантов с учетом законодательства принимающего государства;

формирование общего рынка труда, создание правовых, экономических и организационных условий для перехода к свободному перемещению рабочей силы;

обеспечение интеграции иммигрантов в общество и формирование у граждан государств – участников СНГ уважительного отношения к законодательству, языку и культуре страны пребывания;

противодействие незаконной миграции.

Создание общего рынка труда как составной и необходимой части общего экономического пространства станет важнейшим фактором экономического подъема государств – участников СНГ, на взаимовыгодной основе будет способствовать развитию интеграционных процессов на пространстве Содружества.

В Информации также отмечено, что в целях преодоления стихийности трудовой миграции, придания этому процессу регулируемого и прозрачного характера, отвечающего интересам социально-экономического развития государств, в Содружестве разработана и постоянно совершенствуется соответствующая нормативно-правовая база.

К числу основных ее документов относятся:

Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15 апреля 1994 года;

Декларация о согласованной миграционной политике от 5 октября 2007 года;

Комплексный план первоочередных мер, направленных на практическую реализацию принципов, заложенных в Декларации о согласованной миграционной политике государств – участников СНГ от 20 ноября 2009 года;

Конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей от 25 ноября 2005 года;

Концепция общего миграционного пространства от 17 мая 2012 года.

В Информации отмечено, что вступление в силу в сентябре 2012 года Договора о зоне свободной торговли привнесло новое качество в экономическое взаимодействие на пространстве Содружества, затронув и миграционную сферу.

В рамках выполнения Плана мероприятий по реализации первого (2009–2011 годы) и второго (2012–2015 годы) этапов Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года в области занятости населения и трудовой миграции подготовлены соответствующие документы.

Приняты и направлены для реализации и использования в работе в государства – участники СНГ:

Система мониторинга и оперативного обмена информацией о состоянии национальных рынков труда и наличии вакантных рабочих мест;

Основные механизмы и направления реализации программ занятости и создания новых рабочих мест;

Механизмы реализации многосторонних межправительственных документов (соглашений и конвенций), регулирующих защиту прав трудящихся-мигрантов на пространстве СНГ.

Разработаны проекты:

новой Концепции поэтапного формирования общего рынка труда и регулирования миграции рабочей силы государств – участников СНГ и Приоритетных мероприятий по формированию общего рынка труда и регулированию миграции рабочей силы государств – участников СНГ;

Плана мероприятий по реализации Концепции согласованной социальной и демографической политики государств – участников СНГ;

Соглашения о принципах сближения законодательства в области занятости населения и трудовой миграции государств – участников СНГ;

Соглашения о сотрудничестве по внедрению электронной карты трудящегося-мигранта на территориях государств – участников СНГ;

нормативов «качества жизни» в соответствии с международной практикой и других документов.

В Информации отмечено, что в Содружестве создана комплексная правовая база сотрудничества государств – участников СНГ в противодействии незаконной миграции, основанная на нормах международного права и национальном законодательстве государств – участников СНГ.

Совет глав правительств СНГ 6 марта 1998 года принял Соглашение о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией, а 25 января 2000 года утвердил Положение об общей базе данных о незаконных мигрантах и лицах, въезд которым в государства – участники СНГ закрыт в соответствии с их действующим законодательством, и порядке обмена информацией о незаконной миграции.

Эти документы являются основой правовой базы по осуществлению взаимодействия государств – участников СНГ в области миграционного контроля, учета иностранных граждан, незаконно пребывающих на их территориях, выработки механизма депортации, гармонизации национального законодательства и обмена информацией о незаконной миграции.

Совет глав государств СНГ 16 сентября 2004 года одобрил Концепцию сотрудничества государств – участников СНГ в противодействии незаконной миграции, которая представляет собой систему основных принципов и направлений взаимодействия органов государственной власти государств – участников СНГ в обеспечении безопасности государств, общества и личности от угроз незаконной миграции.

В соответствии с указанной Концепцией приняты и реализуются среднесрочные программы сотрудничества государств – участников СНГ в противодействии незаконной миграции.

В настоящее время действует Программа сотрудничества государств – участников СНГ в противодействии незаконной миграции на 2012–2014 годы, в соответствии с которой и другими документами Содружества реализован ряд мероприятий по противодействию незаконной миграции.

Продолжается совершенствование международно-правовой базы сотрудничества государств – участников СНГ в сфере миграции.

Межпарламентской Ассамблеей государств – участников СНГ в рамках реализации программ и Перспективного плана модельного законотворчества в Содружестве Независимых Государств на 2011–2015 годы приняты:

Концепция общего миграционного пространства государств – участников СНГ и модельное соглашение о реадмиссии;

рекомендации:

по стимулированию интеграции иммигрантов в принимающие сообщества, в том числе через обучение государственному языку принимающего государства, содействие в трудоустройстве, получении общего и профессионального образования, участие в местном самоуправлении;

по развитию миграции, осуществляемой с целью обучения и стажировки граждан государств – участников СНГ (проходят процедуру предварительного согласования).

Приняты нормативно-правовые акты об усилении уголовной ответственности за преступления, связанные с незаконной миграцией.

Продолжается работа по совершенствованию национальных механизмов выдворения и/или депортации, а также высылки незаконных мигрантов.

Проведены совместные и/или согласованные профилактические, оперативно-разыскные мероприятия и специальные операции по противодействию незаконной миграции.

Органы отраслевого сотрудничества СНГ и руководители подразделений компетентных органов регулярно обобщают и рассматривают на своих заседаниях информацию о состоянии и эффективности взаимодействия, опыт проведения указанных мероприятий и специальных операций компетентными органами государств – участников СНГ.

Продолжена работа по:

реализации Положения об общей базе данных о незаконных мигрантах и лицах, въезд которым в государства – участники Соглашения о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией закрыт в соответствии с их действующим национальным законодательством, и порядке обмена информацией о незаконной миграции от 25 января 2000 года;

созданию специализированных учреждений временного содержания иностранных граждан, задержанных на период определения их правового положения, подлежащих административному выдворению и/или депортации, а также высылке;

дальнейшему развитию сотрудничества государств – участников СНГ в сфере совершенствования пограничного контроля на государственных границах государств – участников СНГ;

созданию в государствах – участниках СНГ Единой системы учета граждан третьих государств и лиц без гражданства, въезжающих на территории государств – участников СНГ.

Приняты меры по совершенствованию технической и иной защиты паспортов, въездных виз, иных документов, используемых при въезде, пребывании и выезде с территорий государств – участников СНГ.

Продолжены контакты с представителями международных организаций, правоохранительных органов, органов безопасности и специальных служб зарубежных стран в целях обмена информацией о деятельности организованных преступных групп (преступных организаций), направленной на создание каналов незаконной миграции, а также пресечения противоправной деятельности их участников (организаторов), сообщников и ликвидации этих каналов.

Проведены семинары и рабочие встречи по актуальным проблемам сотрудничества в противодействии незаконной миграции.

Осуществляется прогнозирование, в том числе с учетом международной обстановки, миграционных процессов для выявления новых каналов незаконной миграции из третьих государств, исследование явления незаконной миграции и связанных с ней противоправных деяний, взаимодействие со средствами массовой информации в проведении информационно-пропагандистских мероприятий по вопросам миграции, издание информационных материалов и обмен ими.

Продолжено на договорной основе сотрудничество в подготовке, повышении квалификации, переподготовке сотрудников компетентных органов, в том числе на базе Международного учебного центра подготовки, повышения квалификации, переподготовки кадров в сфере миграции и противодействия торговле людьми Учреждения образования «Академия МВД Республики Беларусь», федерального государственного казенного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России», а также путем консультаций и стажировок в специализированных подразделениях.

Осуществляется ежегодный мониторинг выполнения Программы о сотрудничестве государств – участников СНГ в противодействии незаконной миграции на 2012–2014 годы. Подготовлены справки и доклады Совету глав государств и Совету глав правительств СНГ о ходе выполнения указанной Программы за 2012 и 2012–2013 годы. На заседании Совета глав государств СНГ 10 октября 2014 года принята Программа сотрудничества государств – участников СНГ в противодействии незаконной миграции на 2015–2019 годы.

Докладчик проинформировал членов Совета постпредов о том, что отдельные мероприятия документов, принятых в сфере миграции в рамках Содружества, пока не выполнены в полном объеме, хотя работа по их реализации ведется.

Члены Совета постпредов, приняв предоставленную Информацию к сведению, предложили Совету руководителей миграционных органов государств – участников СНГ, Консультативному Совету по труду, миграции и социальной защите населения государств – участников СНГ, Совместной комиссии государств – участников Соглашения о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией от 6 марта 1998 года, органам отраслевого сотрудничества СНГ и компетентным органам государств – участников СНГ в части их касающейся продолжить работу по реализации документов, принятых в рамках СНГ в сфере миграции, обратив особое внимание на выполнение мероприятий, не исполненных в установленные сроки.

Очередное заседание Совета постпредов решено провести 25 ноября 2014 года. Предполагается, что на нем будут рассмотрены вопросы: об итогах заседания Совета глав правительств СНГ и задачах Совета постоянных полномочных представителей государств – участников Содружества при уставных и других органах Содружества и Исполнительного комитета СНГ по реализации принятых документов, о деятельности Совета по туризму государств – участников Содружества Независимых Государств и другие.

 
Организационный департамент
Исполнительного комитета СНГ
Настройки внешнего вида сайта