Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Кыргызстан — во главе СНГ

Наступивший 2016–й для Кыргызстана будет особым в том плане, что пройдет под знаком председательства в Содружестве Независимых Государств, причем в год 25–летия СНГ.

Углубление мирового экономического кризиса, продление западных санкций против России, что в той или иной степени сказывается и на ее партнерах по СНГ, обострение отношений между некоторыми из них, стремительное усиление угрозы международного терроризма во главе с так называемым “Исламским государством” — эти и многие другие вызовы как горох из мешка сыплются на постсоветское пространство. Находить ответы на очень непростые вопросы государства Содружества будут, как и прежде, совместно. Но тон в решении политических, социально–экономических и других уравнений со многими неизвестными в течение предстоящих месяцев предстоит задавать именно Кыргызстану.

Как заявил в ходе недавнего заседания Экономического совета Содружества Председатель Исполнительного комитета — Исполнительный секретарь СНГ Сергей Лебедев, приоритеты сотрудничества стран СНГ в 2016 году будут лежать в экономической сфере, что определит и ключевой вектор коллективных усилий. Речь идет прежде всего о согласовании действий в экономической и финансовой сферах с тем, чтобы отдельные действия государств не ущемляли интересы других партнеров Содружества, о движении в направлении перехода к расчетам между странами СНГ в национальной валюте, а не в долларах и евро, что, на взгляд экспертов, облегчит торговые отношения между странами.

По словам Лебедева, проблемы, связанные с падением цен на нефть, повлияли на состояние в экономиках стран СНГ, но вместе с тем побудили их активизировать сотрудничество. И как раз по этой причине на заседаниях глав правительств в Астане и Душанбе было принято много решений, направленных на укрепление партнерства в экономической сфере.

Не менее важным С.Лебедев считает более тесное согласование действий в международной сфере при обеспечении безопасности, подчеркивая: “Те угрозы, о которых мы знаем, активизация экстремистов создают определенное напряжение и на границах стран СНГ, и это также требует более тесного взаимодействия”.

Комментируя переход эстафеты председательства в СНГ от Казахстана к Кыргызстану, сообщаем, что от нашей республики своевременно было получено заявление о разработке соответствующей концепции. Она, по словам московских экспертов, содержательная, предусматривает ряд заседаний и в Кыргызстане, и в других государствах Содружества.

Конкретизируя это высказывание, гендиректор Делового центра экономического развития СНГ Владимир Савченко отмечает: базовой при подготовке данного документа стала Стратегия экономического развития СНГ до 2020 года. Она представляет собой систему согласованных странами взглядов на общие цели, приоритеты и перспективы социально–экономического развития для углубления межгосударственных экономических отношений.

В соответствии с этим документом и под эгидой председательства Кыргызстана в 2016 году пройдет ряд важных мероприятий, нацеленных на развитие интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Одно из важнейших — планируемый на март в Москве Международный экономический форум под названием “25 лет вместе: новые форматы взаимодействия”.

Ожидается, что участниками форума, инициируемого Исполкомом СНГ и Деловым центром экономического развития СНГ, станут и представители многих других государств ближнего и дальнего зарубежья. В их числе — вице–премьер–министры, главы ведомств, представители министерств экономического развития, финансов, промышленности и торговли, экспертного сообщества, инвестиционных, банковских и бизнес–структур. Уже известны и некоторые темы сессионных заседаний: “Один пояс — один путь”, “Финансово–банковское взаимодействие”, “Инновации в СНГ”, “Регулирование торговых, производственных и правовых стандартов”, “Стимулирование регионального роста”.

Главным мероприятием, ответственной за которое будет наша республика, станет юбилейный саммит СНГ, планируемый на сентябрь в КР. Для проведения его на должном уровне от Кыргызстана потребуется многое, и не только в организационном плане. Слово “юбилейный” говорит само за себя. И подразумевает не только подведение итогов очередного года функционирования СНГ, но и анализ эффективности существования Содружества за весь четвертьвековой период, успешность достижения изначально провозглашенных и возникших впоследствии задач, дальнейшие перспективы. Их определят документы, принятые на саммите, адаптирующие деятельность СНГ к современным условиям. И, самое главное, определяющие новые горизонты Содружества, которое, как бы кто ни критиковал его, давно стало важнейшим и неотъемлемым фактором современного мироустройства, интеграционным стержнем не только для постсоветских стран.

Сегодня СНГ, чего скрывать, переживает очередной непростой этап, очередную проверку на прочность. Достаточно упомянуть о новых вызовах в отношении зоны свободной торговли СНГ, договор о создании которой был подписан еще 18 октября 2011 года главами правительств Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана, Украины (в дальнейшем к нему присоединился Узбекистан). Как известно, в связи с тем, что с 1 января 2016 года начинает работать торгово–экономический раздел соглашения об ассоциации между Украиной и Евросоюзом, Россия приостанавливает действие договора о ЗСТ с этой страной. И в течение уже ближайшего времени государствам Содружества предстоит выработать в рамках действующего правового поля механизмы реагирования на возможные риски, связанные с происходящим.

Впрочем, за всю свою историю Содружество Независимых Государств сталкивалось уже со множеством трудноразрешимых задач, но так или иначе решало или продолжает решать каждую из них. Так что, можно надеяться, будут найдены оптимальные выходы и из нынешней ситуации. И здесь свою конструктивную роль может и способен сыграть Кыргызстан, который, по словам Сергея Лебедева, был и остается активным участником СНГ, не раз выступал со многими полезными для этого межгосударственного объединения инициативами. Однако новые конструктивные инициативы, исходящие от нашей стороны по разным аспектам жизнедеятельности Содружества, нужны не только ему. Они очень важны и для нас самих, для укрепления авторитета Кыргызстана на международной арене, среди стран–партнеров, для решения наших многих собственных проблем. Это — еще одна уникальная возможность, и ею необходимо воспользоваться в полной мере.

 

Источник: Вечерний Бишкек