Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

"Ратификация устава СНГ повысила бы статус Украины в рамках Содружества" - Исполнительный секретарь СНГ Сергей Лебедев рассказал о своих ожиданиях от Украины

Вчера исполнительный секретарь Содружества Независимых Государств СЕРГЕЙ ЛЕБЕДЕВ прибыл в Киев с двухдневным визитом. В интервью специальному корреспонденту Ъ СЕРГЕЮ СИДОРЕНКО он рассказал об ожидаемом развитии сотрудничества Украины и СНГ, а также о ходе переговоров по созданию зоны свободной торговли (ЗСТ) в рамках Содружества. Господин Лебедев заверил Ъ, что СНГ не подталкивает Украину ко вступлению в другие политические и экономические объединения, в частности в Таможенный союз.

 

– Какова цель вашего приезда в Киев?

– В пятницу я встречусь с президентом Виктором Януковичем и министром иностранных дел Константином Грищенко. Будем говорить о том, где Украина может нарастить уровень своего участия в интеграционном взаимодействии в рамках СНГ. Вторая цель – подготовка к целому ряду мероприятий в рамках Содружества, которые пройдут на территории Украины. А их планируется достаточно много. Назову ближайшие: 8 апреля в Киеве состоится заседание совета глав МИДов, 15 апреля в Ялте – экономического совета СНГ.

 

– Чем объясняется проведение большого количества мероприятий СНГ именно в Украине?

– В течение последних пяти лет Украина ослабила свое сотрудничество в рамках СНГ и даже отозвала некоторых своих представителей из состава органов Содружества. Сейчас они вернулись и активно работают. В тот период Украина отказывалась подписывать многие важные документы, принимавшиеся в рамках Содружества. Нынешнее руководство страны пересматривает эти решения, и в прошлом году Киев подписал целый ряд документов, регламентирующих внутренние процедуры СНГ.

 

– То есть нынешним форматом участия Украины в работе СНГ вы довольны?

– Меня лично как исполнительного секретаря радует, что Украина сейчас развернулась в сторону сотрудничества со странами СНГ. Но в то же время я хотел бы, чтобы она еще более активно участвовала в деятельности Содружества. Потенциал для этого есть.

 

– Украина не ратифицировала устав СНГ. Ожидаете ли вы того, чтобы Киев вновь поднял вопрос о полноправном членстве в Содружестве?

– Это внутреннее дело Украины. Несмотря на то что страна не ратифицировала устав, она сейчас активно участвует в работе Содружества, а для нас более важно содержание, а не форма. Хотя я считаю, что ратификация устава СНГ, конечно же, повысила бы статус Украины в рамках Содружества. Это был бы знаковый в политическом плане шаг, и я очень надеюсь, что когда-нибудь это произойдет.

 

– По каким направлениям вы хотели бы видеть активизацию деятельности Украины в СНГ?

– Киев считает важнейшим экономическое сотрудничество в рамках СНГ. Кстати, такая ситуация не только с Украиной – экономика является приоритетом номер один для всех стран Содружества. Но есть две сферы – гуманитарная и сфера безопасности, в которых нам хотелось бы более активного участия Украины. Пока ваша страна не является членом совета по гуманитарному сотрудничеству и межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества. Было бы неплохо, если бы вы присоединились к этим двум важным органам СНГ. Я об этом уже говорил с представителями руководства Украины и вижу, что в этом вопросе они настроены позитивно.

 

– Каких изменений вы ожидаете в сфере безопасности?

– Здесь уже есть определенные подвижки. Впервые за многие годы в Украине прошло заседание Совета министров обороны стран СНГ. Несмотря на то что Украина формально не является членом этого органа, она принимает активное участие в его работе. У нас существует тесное взаимодействие относительно ПВО и ряда других проектов. Потенциал для активизации сотрудничества в сфере безопасности имеется, и неплохой.

 

– На пространстве СНГ существует "родственное" Содружеству объединение – Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Поднимается ли в рамках СНГ вопрос о возможном участии Украины в его работе?

– Нет и не будет подниматься. Это суверенное право каждого государства – участвовать или нет. Ряд государств–членов СНГ оказался готов к более тесному сотрудничеству в сфере безопасности, и они объединились в рамках ОДКБ. Те, кто готов к глубокому взаимодействию в экономической сфере, тоже объединились – в ЕврАзЭС, Таможенный союз. Сейчас на повестке дня – создание единого экономического пространства (ЕЭП, включает Россию, Белоруссию, Казахстан.–Ъ). Некоторые государства готовы к этому. Украина, насколько я понимаю, пока нет. И подталкивать ее к этому решению никто не будет.

 

– Как обстоят дела с подготовкой соглашения о ЗСТ в рамках СНГ?

– Действительно, мы сейчас ведем работу по подготовке нового договора о зоне свободной торговли. Старый договор о ЗСТ, подписанный в 1994 году, по мнению большинства стран–участниц СНГ, устарел. На сегодня новый документ практически готов. 8-10 февраля рабочая группа согласовала текст проекта договора и двух приложений к нему, осталось завершить согласование еще трех приложений. Но и там переговоры почти завершены, остаются только незначительные доработки и уточнения. Мы очень надеемся, что в марте согласование закончится и 15 апреля текст будет представлен на рассмотрение экономического совета СНГ в Ялте, а 20 мая в Минске его подпишут главы правительств стран СНГ. Хочу отметить, что украинская делегация активнейшим образом работает над подготовкой договора, и поэтому мы очень надеемся, что Киев этот договор подпишет.

 

– Сократится ли количество изъятий и ограничений из ЗСТ в новом договоре по сравнению со старым?

– Существенно. Сейчас в проекте остается только 2 изъятия из режима свободной торговли, в отношении которых применяются импортные пошлины. В старом договоре таких изъятий 37. Количество и уровень экспортных пошлин мы планируем зафиксировать на нынешнем уровне, но есть договоренность, что после вступления в силу нового договора о ЗСТ стороны начнут переговоры об их поэтапной отмене.

 

– У Украины уже есть ряд двусторонних соглашений о ЗСТ со странами–членами СНГ. Что будет с этими документами после подписания нового многостороннего договора?

– Подписание нового договора о ЗСТ в рамках СНГ предполагает отмену действия ранее заключенных двусторонних соглашений о ЗСТ.

 

– Каковы перспективы реформирования СНГ?

– Разговоры на эту тему ведутся постоянно. Мы и сами заинтересованы в том, чтобы Содружество совершенствовалось. Каждый год мы принимаем какие-то документы, которые немного меняют нашу работу, привносят в нее новые элементы.

 

– Может, все-таки требуется кардинальная реформа?

– Нет. Мы в СНГ считаем, что нужны эволюционные изменения, а не революционные. Ломать действующие механизмы, которые неплохо себя зарекомендовали, никто не собирается. Поэтому я предпочитаю говорить не о реформировании, а о совершенствовании работы СНГ.

 

– Изменится ли механизм взаимодействия стран–членов Содружества? Возможна более тесная интеграция стран или, напротив, большая самостоятельность?

– Вот как раз эти механизмы нельзя менять ни в коем случае. Они обеспечивают компромиссный вариант. Если перейти к более тесному взаимодействию, ввести более жесткие обязательства сторон, то есть риск, что это создаст проблемы для дальнейшего участия в СНГ некоторых стран – например, Туркмении. К слову, в декабре нынешнего года Содружеству исполняется 20 лет. К юбилею, среди прочего, будет подготовлено совместное заявление глав государств и аналитический доклад об итогах деятельности СНГ за этот период. В этих документах будут определены ориентиры дальнейшего развития Содружества.

 

– В 2008 году Грузия приняла решение о выходе из СНГ. Нет ли у вас ожидания, что начнется обратный процесс?

– Выйдя из СНГ, Грузия все же осталась участником порядка 75 договоров, подписанных в рамках Содружества. Есть пару соглашений, из которых она вышла за последние 2 года, но и сегодня Тбилиси остается стороной около 70 договоров СНГ, в том числе в сфере транспорта и связи. Что касается возможности возобновления членства, то я таких сигналов не вижу.

 

17 февраля 2011 года