Валютная и финансовая политика государств СНГ в 2014–2016 годах

Валютная и финансовая политика государств – участников СНГ в 2014–2016 годах (информационно-аналитический обзор)


ВВЕДЕНИЕ

Положение дел в валютно-финансовой сфере определяется общим состоянием экономики государств – участников СНГ, комплексом факторов общего характера, а также спецификой национальных банковских и финансовых систем. Важнейшим приоритетом интеграционного сотрудничества в указанной сфере является постоянное совершенствование механизмов межгосударственного взаимодействия, направленных на минимизацию текущих и возможных рисков для финансов государств – участников СНГ.

В этих целях государства – участники СНГ принимают активные меры для обеспечения и сохранения макроэкономической стабильности, поддержания устойчивого функционирования банковских систем и курсов национальных валют, оптимизации расходов государственных бюджетов, оказания финансовой поддержки предпринимателям, наращивания их региональных торговых и инвестиционных связей.

Информация о мерах государственной валютно-финансовой политики, реализуемых в рамках СНГ в 2014–2016 годах, подготовлена на основе материалов государств – участников СНГ, представленных в этот период в Исполнительный комитет СНГ. При подготовке документа использованы также материалы официальных сайтов национальных ведомств государств – участников СНГ в Интернете и данные Статистического комитета СНГ.

Информация представляет практический интерес, содержит обширный массив фактических данных о принимаемых мерах и их результатах.

Целью документа является информирование заинтересованных организаций о практике работы профильных ведомств государств – участников СНГ и органов отраслевого сотрудничества СНГ. Обмен опытом в указанной сфере позволит определять и использовать в практической деятельности наилучшие финансовые и банковские наработки национальных ведомств и органов отраслевого сотрудничества, а в перспективе –координировать действия и принимать согласованные решения по развитию валютной и финансовой политики в рамках СНГ.

 

Решение актуальных вопросов финансово-экономической деятельности

К концу 2015 года в большинстве государств – участников СНГ стала несколько сглаживаться острота кризисных проявлений, несмотря на сохраняющуюся неблагоприятную внешнюю конъюнктуру, главным фактором которой оставались низкие цены на энергоносители и сокращение внешнеторгового товарооборота.

Состояние государственных финансов государств – участников СНГ на протяжении 2014 года ухудшавшееся одновременно с замедлением экономического роста, в 2015 году по-прежнему испытывало негативное влияние внешних факторов. В боль­шинстве государств – участников СНГ отмечалось замедление роста доходов консоли­дированных бюджетов по сравнению с показателями предыдущего года. Вместе с этим усилия правительств, направленные на консолидацию государственных рас­ходов, позволили ограничить рост бюджетного дефицита, который не превышал в большинстве случаев уровня 3–4% ВВП.

Центральные (национальные) банки стран Содружества в 2015 году продол­жали проводить сдержанную денежную политику, в результате чего денежная масса по сравнению с 2014 годом в большинстве государств несколько сократилась.

Объем банковского кредитования в 2015 году по сравнению с 2014 годом замедлился во всех государствах Содружества. Ставки рефинансирования централь­ных (национальных) банков на фоне сохраняющихся высоких рисков в экономике также преимущественно выросли или остались на уровне предыдущего года.

Политика национальных (центральных) банков большинства стран СНГ бы­ла направлена на поддержание большей гибкости курсов национальных валют. В конце лета 2015 года Национальный Банк Республики Казахстан отказался от привязки на­циональной валюты к доллару США и девальвировал тенге. В конце III квартала 2015 года девальвация национальной валюты также прошла в Беларуси, Кыргызстане и Туркменистане, а в конце года – в Азербайджане.

Для решения актуальных вопросов в финансово-экономической сфере государства – участники СНГ реализуют комплексы антикризисных мер, которые содержат ряд общих черт.

В Азербайджанской Республике последовательно проводится реформа национальной экономики, принимаются меры социальной защиты населения, развернута программа приватизации с участием зарубежных и местных инвесторов. Предоставляются льготные кредиты предпринимательству и фермерам, идет реализация инвестиционных проектов. Регулирование валютного рынка осуществляется с учетом международной практики, принимаются меры по поддержанию стабильного курса национальной валюты и оптимизации банковского сектора.

В Республике Армения в рамках ориентированной на экспорт стратегии промышленной политики посредством государственной поддержки осуществляются стимулирование экспорта промышленной продукции, расширение ее номенклатуры. Указанные меры призваны обеспечить  диверсификацию экспортного ассортимента и рынков, повышение экономической и инвестиционной активности в республике, техническое и технологическое переоснащение экономики. 

В Республике Беларусь благодаря макроэкономической корректировке отмечена стабилизация ряда основных экономических индикаторов. Жесткая монетарная и фискальная политика позволила снизить уровень инфляции. Политика гибкого курсообразования способствует поддержанию уровня международных резервов, повышению конкурентоспособности страны, устойчивости экономики к внешним шокам. В 2015 году Национальным банком обеспечено сглаживание резких колебаний курса белорусского рубля, принимаются меры по сокращению использования иностранной валюты на территории республики. В целях совершенствования денежного обращения и сокращения государственных расходов на обслуживание наличных расчетов проведена деноминация белорусского рубля.

В Республике Казахстан принимаются меры по стабилизации финансового сектора, оптимизации бюджетной политики, приватизации и стимулированию экономической конкуренции, улучшению инвестиционного климата, точечной поддержке реального сектора экономики. Идет активная реализация ключевых инфраструктурных проектов. С августа 2015 года денежно-кредитная политика республики основана на режиме инфляционного таргетирования, свободно плавающий обменный курс тенге формируется на основе рыночного спроса и предложения с учетом фундаментальных внутренних и внешних макроэкономических факторов.

 В Кыргызской Республике неотложные антикризисные меры финансового характера предусматривают поддержание стабильных цен на продовольствие, финансирование товарооборота в национальных валютах, конвертацию ранее выданных долларовых кредитов в сомы, финансовую поддержку предпринимателей, обеспечение энергетической безопасности и благоприятного инвестиционного климата, развитие туристического сектора и транспортной инфраструктуры. Принятая в ноябре 2015 года правительственная программа «Стабильность, доверие и новые возможности» определила в качестве основных приоритетов сохранение макроэкономической стабильности, продвижение экспорта и поддержку импортозамещения, развитие регионов и социальную поддержку населения.

В Республике Молдова принимаемые изменения и дополнения в законодательные документы в части налоговой, таможенной и бюджетной политики направлены на обеспечение стабильной экономической среды, благоприятной для развития национального бизнеса и привлечения иностранных инвесторов, совершенствование механизмов налогообложения, поддержку бизнес-среды. Приняты ряд конкретных решений по стимулированию предпринимательской деятельности, созданию «единого окна» для выдачи разрешений на ведение бизнеса и упрощению  режимов таможенных проверок.

В Российской Федерации последовательная денежно-кредитная политика в режиме плавающего валютного курса позволила компенсировать негативное влияние внешних факторов и адаптировать экономику к меняющимся внешним условиям. Курс рубля принял на себя основной удар, сыграв роль амортизатора для экономики. Ослабление рубля оказало поддержку экспортерам, способствовало зарождению процессов импортозамещения и обеспечило адекватную подстройку платежного баланса России. Кроме того, переход к плавающему валютному курсу позволил сохранить международные резервы, необходимые стране в текущих условиях. Система инструментов денежно-кредитной политики была дополнена новыми инструментами рефинансирования в иностранной валюте. В условиях ослабления инфляции и при сохранении рисков значительного охлаждения экономики Банк России с начала 2016 года постепенно смягчал денежно-кредитную политику, ключевая ставка была снижена до 11 % годовых. Проводимая бюджетная политика позволила при сведении консолидированного бюджета выйти на приемлемый уровень дефицита при одновременном существенном сокращении внешнего долга.

В Республике Таджикистан особое внимание уделяется наращиванию отечественного производства, экспортного потенциала, созданию рабочих мест, полному и качественному исполнению доходной части государственного бюджета и сокращению второстепенных расходов. Реализуются ряд дополнительных мер для наиболее эффективного использования финансовых, производственных и природных ресурсов и их потенциала, продвижения действенной финансово-кредитной политики, обеспечения продовольственной безопасности и создания благоприятных условий ведения бизнеса.

В Туркменистане в рамках Государственной программы по наращиванию объемов экспорта национальной продукции приняты 33 проекта, нацеленные на развитие химической индустрии, сельского хозяйства, фармацевтики, легкой, пищевой и других отраслей промышленности. Самоокупаемость таких предприятий планируется обеспечить в течение ближайших лет за счет выпуска высококонкурентных на мировом рынке товаров. Основными задачами в сфере экономики определены создание надежной инвестиционной среды, укрепление платежеспособности страны, расширение внешнеторгового оборота, масштабное развитие малого и среднего предпринимательства, создание новых рабочих мест и последовательное увеличение денежных доходов населения.

В Республике Узбекистан приоритетными направлениями определены осуществление глубоких структурных преобразований экономики, защита интересов частного предпринимательства и малого бизнеса, последовательное сокращение доли государства в экономике. Признано целесообразным под прямым управлением государства сохранить только предприятия, осуществляющие добычу и переработку углеводородного сырья, драгоценных и цветных металлов, урана, а также стратегические инфраструктурные отрасли – железные и автомобильные дороги, авиационные перевозки, генерирование электроэнергии, электрические и коммунальные сети. Принимаются меры для поэтапного увеличения глубины переработки отечественных сырьевых ресурсов, расширения объемов и номенклатуры продукции с высокой добавленной стоимостью.

В Украине определены меры по укреплению банковской системы, возобновлению доступного кредитования, проведению эффективной и прозрачной приватизации с участием широкого круга инвесторов, открытию новых рынков для украинского экспорта. Мероприятия имеют целью обеспечить в стране экономический рост, создать новые рабочие места, снизить уровень бедности и восстановить доверие к власти.

Перечисленные действия государств – участников СНГ в значительной мере способствовали адаптации экономики к глобальным кризисным явлениям и мировой конъюнктуре на энергоносители в 2015 году. В целях дальнейшего смягчения негативных внешних шоков большинство государств – участников СНГ актуализировали в начале 2016 года национальные программы по преодолению кризисных явлений. Эти программы последовательно развивают положения документов, принятых ранее, и имеют ряд общих элементов. В частности, в финансовой сфере предусмотрены дополнительные меры поддержки макроэкономической стабильности и устойчивого курса национальных валют, оздоровления банковской системы, оптимизации расходов государственного бюджета, обеспечения предпринимательской деятельности и сохранения социальных программ.

 

Надзор и регулирование банковской деятельности

Повышение устойчивости валютно-финансовой сферы государств – участников СНГ, укрепление позиций банковского сектора обеспечиваются за счет совершенствования системы банковского регулирования и надзора, внедрения в банковскую практику международных стандартов, разработанных Базельским комитетом по банковскому надзору (далее – Базельский комитет).

В современных условиях особое значение для государств – участников СНГ приобретают вопросы гармонизации режимов банковского регулирования и надзора, а также применения центральными (национальными) банками рекомендаций и положений пакетов Базель II и Базель III, разработанных Базельским комитетом и внедряемых в большинстве стран мира. В этих целях Экономическим советом СНГ принято решение осуществлять системный мониторинг мероприятий в указанной области на основе информации, предоставляемой Исполнительному комитету СНГ правительствами и центральными (национальными) банками государств – участников СНГ.

Как показывают результаты этого мониторинга, банковский сектор государств – участников СНГ в целом функционирует довольно устойчиво, несмотря на некоторое ухудшение качества активов в отдельных государствах. Бюджеты 2015 года большинством государств – участников СНГ были исполнены с дефицитом. Но утвержденное ориентирное значение годового дефицита консолидированного бюджета к ВВП (не более 4 % ВВП) в истекшем году превышено не было. Показатель отношения государственного долга к ВВП с учетом государственных гарантий остался во всех государствах – участниках СНГ ниже рекомендованного уровня (не более 80 % ВВП).

Рынок кредитных ресурсов демонстрирует определенный рост. Увеличивается количество операций с использованием банковских платежных карт. Рядом стран принимаются меры по сокращению долларовых расчетов в экономике. В то же время с начала 2016 года отмечается рост просроченной кредитной задолженности, что требует активных действий мегарегуляторов в рамках национальных программ и мероприятий по наращиванию потенциала финансово-банковских систем и преодолению кризисных явлений.

В Республике Армения регулирование банковской системы осуществляется в соответствии с национальными законами, которые основаны на стандартах Базельского комитета. Проводятся лицензирование и государственная регистрация финансовых организаций, в том числе банков, приняты экономические нормативы банковской деятельности и методы надзора.

В Республике Беларусь установлены требования к организации банками корпоративного управления и системы управления рисками, а также к системе внутреннего контроля. Предусмотрена корректировка порядка расчета нормативного капитала, уточнен подход к оценке рисков при расчете достаточности капитала. С 1 октября 2016 года будет введена дополнительная корректировка порядка расчета показателей ликвидности.

В Республике Казахстан ведется активная работа в части повышения уровня соответствия стандартам Базельского комитета, в том числе по капиталу и ликвидности. Целью этих мероприятий является формирование устойчивого к финансовым стрессам и конкурентоспособного на международном уровне банковского сектора. Дополнительно для банков установлены буферы капитала, что способствует укреплению макропруденциального контроля.

В Кыргызской Республике принимаются меры по развитию микрокредитных агентств, финансовой поддержке малого и среднего бизнеса, регулированию обмена наличной иностранной валюты. Обеспечивается надзорное реагирование, вводятся специальные режимы и ограничения деятельности отдельных коммерческих банков.

В Республике Молдова постоянно совершенствует формы и методы банковского надзора с учетом документов Базельского комитета. Утверждена концепция по внедрению центра рисков, который объединяет информационные решения (программы) пруденциального надзора: регистр кредитного риска, программы оптимизации лицензирования, мониторинга прозрачности акционеров и дистанционного анализа транзакций.

В Российской Федерации с учетом международных соглашений Базеля II и III Банком России уточнены требования к расчету достаточности собственных средств кредитных организаций и введены надбавки к указанным нормативам, оптимизирован расчет показателя краткосрочной ликвидности, определен подход к расчету кредитного риска на основе внутренних рейтингов банков, установлены дополнительные требования к системам управления рисками и капиталом кредитных организаций, уточнены подходы к оценке экономического положения банков и специального процентного риска по инструментам секьюритизации, приняты меры, позволяющие дифференцировать ипотечное кредитование по уровню риска при расчете обязательных нормативов,  уточнены подходы к расчету собственных средств (капитала) и обязательных нормативов консолидированного надзора за банковскими группами, введены обязательные требования в области раскрытия информации и т.д.

В Республике Таджикистан проводятся реструктуризация банковского сектора и оздоровление рынка банковских услуг. Предусмотрены автоматизация процесса классификации кредитов и создание фонда возможных потерь по ним. Национальный банк Таджикистана ежеквартально проводит встречи с руководителями банков по вопросам текущего состояния банковской системы, обзора макроэкономических параметров и возможных кризисных ситуаций.

Меры, предпринятые государствами – участниками СНГ в                            2015–2016 годах не допустили существенных колебаний основных показателей деятельности банков под воздействием внешних факторов и поддержали стабильную работу банковского сектора

Применение стандартов, разработанных Базельским комитетом, требует от банковского сектора активных действий по развитию собственных методик и систем поддержания достаточности капитала и управления рисками. Практика ежегодного сопоставления данных о применяемых в государствах – участниках СНГ режимах банковского регулирования и надзора подтвердила свою актуальность. Указанная работа позволяет создать необходимый задел для определения общих подходов к внедрению международных рекомендаций в банковской сфере, учитывающих специфику национального законодательства и банковских систем. Сближение пруденциальных требований государств – участников СНГ, скоординированное применение ими нормативов Базеля II и III может послужить основой для дальнейшей гармонизации банковского надзора.

 

Финансовая поддержка малого и среднего бизнеса

Как показал мониторинг реализуемых в рамках СНГ мер по повышению роли малого и среднего предпринимательства (МСП), практически все государства – участники СНГ и профильные органы отраслевого сотрудничества СНГ осуществляют системную реализацию указанных мероприятий, имеющих особое значение для обеспечения экономического роста, сохранения занятости населения и эффективного использования конкурентных преимуществ на внутреннем и внешнем рынках.

В сфере финансовой и налоговой поддержки МСП можно выделить следующие результаты и инициативы.

В Азербайджанской Республике в 2015 году были выделены кредиты малого объема 5 157 субъектам предпринимательства на сумму 55,5 млн манатов и 29 субъектам предпринимательства кредиты среднего объема на сумму 6,1 млн манатов. Эти кредиты способствовали созданию более 9 тыс. новых рабочих мест.

Для облегчения налоговой нагрузки МСП, ведения налоговых и бухгалтерских отчетов в стране применяется упрощенный налог по ставкам 2
и 4 %. Создана возможность предоставления налоговой декларации в онлайн-режиме. Одновременно в целях дополнительной поддержки бизнеса и ослабления налогового бремени для поддержки строительной отрасли лицам, занимающимся строительством зданий, предоставлено право стать плательщиками упрощенного налога.

Совокупный объем налогооблагаемых операций, обязательных для становления на учет как плательщика НДС, увеличен со 120 до 200 тыс. манатов (с 80 до 30 тыс. долларов США). Одновременно лицам, занятым в сфере торговли и общественного питания, превысившим указанный уровень, предоставлено право выбора режима налогообложения, т.е. либо становиться на учет как плательщик НДС, либо оставаться плательщиком упрощенного налога, но по иным ставкам (6 и 8 % соответственно).

Юридические и физические лица, осуществляющие инвестиционную деятельность, при получении ими в установленном порядке документа о поощрении инвестиций, сроком на семь лет полностью освобождаются от НДС, имущественного и земельного налога, а также от уплаты 50 % налога на доходы и прибыль.

В Республике Армения основные виды финансовой поддержки субъектов МСП из государственного бюджета в рамках ежегодных программ государственной поддержки включают:

предоставление начинающим предпринимателям через партнерские коммерческие банки кредитов со 100%?ной гарантией. С 2016 года максимальная сумма кредита составляет 5 млн драмов, срок кредитования 5 лет с 10%-ной ставкой кредитования;

предоставление субъектам МСП через государственное кредитное учреждение «Инвестиции МСП» мелких и средних кредитов суммой до 50 млн драмов и крупных – более 50 млн драмов для пополнения оборотных средств сроком до 3 лет и на капитальные вложения – до 5 лет с годовой кредитной ставкой от 10 до 18 %;

предоставление кредитных гарантий Фондом «Национальный центр развития малого и среднего предпринимательства Армении» при недостаточности ликвидного залога у платежеспособных субъектов МСП, что особенно актуально для сегмента МСП приграничных и отдаленных районов;

предоставление кредитных гарантий в рамках Программы поддержки приоритетных секторов сроком до 5 лет с годовой средней кредитной ставкой 12,5 %. Общая сумма гарантии не может превышать 15 млн драмов и 70 % общей суммы кредитного обязательства;

частичное субсидирование кредитов (на 2–3 процентных пункта) от «Инвестиции МСП» для экспортно-ориентированных предприятий;  софинансирование сертифицирования производимых товаров в международных организациях и участия предприятий в зарубежных выставках (до 50 % суммы расходов);

снижение  с 1 октября 2015 года до 1 % уровня налоговой ставки для плательщиков налога с оборота, занимающихся торговой деятельностью (для хозяйствующих субъектов, не документирующих свои сделки по приобретаемым товарам, установлена налоговая ставка в размере 5 %);

внедрение с 1 октября 2014 года льготного налогового режима для семейного предпринимательства (членами одной семьи без  привлечения других наемных работников).

В рамках реализации утвержденной Стратегии развития малого и среднего предпринимательства на 2016–2018 годы планируются увеличение численности, производительности и доли продукции субъектов МСП в общем объеме экспорта, а также создание базы для стабильного обеспечения удельного веса сектора МСП в ВВП страны до 40 %.

В Республике Беларусь государственная поддержка МСП осуществляется в соответствии с программами, разрабатываемыми согласно нормам Закона Республики Беларусь от 1 июля 2010 года «О поддержке малого и среднего предпринимательства». Источниками финансирования таких программ являются средства республиканского и местных бюджетов, а также внебюджетные источники. В рамках реализации мероприятий в отчетный период осуществлялась финансовая поддержка субъектов МСП по созданию, развитию и расширению производства товаров (работ, услуг); организации, развитию производства, реализации экспортно-ориентированной, импортозамещающей продукции; производству продукции, направленной на энерго- и ресурсосбережение; внедрению новых технологий.

Постоянно совершенствуется инфраструктура поддержки МСП. Сеть субъектов инфраструктуры поддержки по состоянию на 1 января 2016 года состоит из 88 центров поддержки предпринимательства и 19 инкубаторов малого предпринимательства во всех регионах республики.

Вовлечение в предпринимательскую деятельность социально незащищенных групп населения достигается за счет финансовой поддержки, организационного и методического обеспечения.

В Республике Казахстан утвержденая Единая программа поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса-2020» предусматривает следующие финансовые меры:

субсидирование процентной ставки по кредитам банков, частичное гарантирование кредитов банков второго уровня, выделение целевых государственных грантов;

поддержка предпринимателей моногородов, малых городов и сельских населенных пунктов отраслевую поддержку предпринимателей, осуществляющих деятельность в приоритетных секторах, снижение валютных рисков предпринимателей (субсидирование процентной ставки по валютным кредитам);

микрокредитование субъектов предпринимательства, субсидирование процентной ставки по кредитам микрофинансовых организаций гарантирование кредитов микрофинансовых организаций в банках второго уровня компенсация расходов, связанных с переездом бизнеса.

В Кыргызской Республике с принятием постановления Правительства Кыргызской Республики от 12 января 2015 года № 4 была запущена регулятивная реформа  «Системный анализ регулирования»,  направленная на выявление барьеров, мешающих ведению бизнеса в Кыргызстане и, как следствие, экономическому развитию страны. Цели реформы – упрощение законодательной базы в сфере предпринимательства, радикальное изменение инвестиционного климата в Кыргызстане, минимизация коррупции и создание благоприятных условий для национальных и зарубежных инвесторов.

В Российской Федерации на федеральном уровне сформирована многоканальная система финансовой поддержки субъектов МСП. Ключевое место в системе поддержки занимают следующие программы:

Программа финансовой поддержки МСП, реализуемая Минэкономразвития России;

Программа льготного кредитования и предоставления гарантий, реализуемая госкорпорацией «Внешэкономбанк»;

программы поддержки, реализуемые АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».

Также действуют программы поддержки инновационного, молодежного, социального предпринимательства, а также МСП, ориентированных на внешнеэкономическую деятельность.

Начиная с 2015 года Банк России оказывает постоянное экспертно­методическое содействие в создании АО «Корпорация МСП» и сопровождение всех запущенных программ финансовой поддержки МСП. В частности: 

увеличен срок кредитов, предоставляемых АО «МСП Банк» в рамках специнструмента (ставка 6,5 % годовых), с 1 года до 3 лет;

проводятся операции рефинансирования АО «МСП Банк» под обеспечение в виде кредитов микрофинансовым организациям (МФО) и лизинговым компаниям;

осуществляется рефинансирование ведущих банков, кредитующих МСП, по ставке 6,5 % годовых (специнструмент) под поручительства АО «Корпорация «МСП»;

предоставляется возможность рефинансирования кредитов, выданных субъектам МСП, отнесенным ко II категории качества;

установлено специальное значение коэффициента риска 0,75, используемого при расчете нормативов достаточности капитала при кредитовании МСП;

гарантии АО «МСП Банк» как оператора гарантийного механизма финансирования субъектов МСП отнесены к обеспечению I категории качества;

банкам предоставлено право оценивать кредитный риск МСП по незначительным по величине ссудам на портфельной основе;

кредитные организации вправе не осуществлять процедуру оценки деятельности заемщика на предмет ее реальности в отношении ссуд, предоставленным субъектам МСП, величина которых не превышает 0,1 % величины капитала банка, но не более 10 млн рублей;

предусмотрены льготные подходы к оценке кредитного риска, которые могут использоваться при формировании резервов по ссудам, предоставляемым, в том числе субъектам МСП, реализующим инвестиционные проекты;

предусматривается льготный период (2 года), в течение которого кредитная организация может не формировать резерв на возможные потери по кредитам, предоставленным юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям на реализацию инвестиционных проектов;

расширен перечень обеспечения I категории качества поручительствами (гарантиями) юридических лиц в части, по которой исполнение обязательств прямо либо через третье лицо (третьих лиц) обеспечено гарантией Российской Федерации;

определены критерии, которым должны соответствовать МФО, предоставляющие микрозаймы субъектам МСП для их признания МФО предпринимательского финансирования.

Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрены специальные налоговые режимы для субъектов МСП: упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единый сельскохозяйственный налог, патентная система налогообложения.

Также в целях налогового стимулирования предпринимательской деятельности в последние годы в Налоговый кодекс Российской Федерации внесены ряд изменений. В частности, освобождены от налогов субсидии, получаемые предпринимателями в рамках государственной финансовой программы поддержки МСП; отменен НДС на выкупаемое у муниципалитетов и субъектов Российской Федерации имущество; с 1 января 2013 года в самостоятельный налоговый режим выделена патентная система налогообложения.

Приняты ряд решений по обеспечению приемлемого уровня финансовой нагрузки в связи с уплатой субъектами МСП страховых взносов.

Правительством Республики Таджикистан принята и успешно реализуется Программа государственной поддержки предпринимательства в Республике Таджикистан на 2012–2020 годы. Программой предусмотрена подготовка предложений по снижению процентных ставок по кредитам, выдаваемым банками и другими финансовыми институтами субъектам МСП, а также по совершенствованию механизма государственного субсидирования части коммерческой процентной ставки по банковским кредитам, предоставляемым субъектам МСП.

Определены приоритетные виды деятельности субъектов МСП, которым может предоставляться финансовая поддержка: сельское хозяйство, производство и переработка продукции (в том числе производство товаров народного потребления, пищевой и промышленной продукции), строительство (включая строительство дорог, мостов и малых ГЭС), утилизация промышленных и бытовых отходов, жилищно-коммунальное хозяйство, организация обучения техническим профессиям, туризм и инновационная деятельность.

Налоговым кодексом Республики Таджикистан предусмотрены налоговые льготы вновь созданным предприятиям, в том числе субъектам МСП, обеспечивающим переработку хлопка-волокна.

Также предусмотрена упрощенная система налогообложения для субъектов МСП, в соответствии с которой налог на прибыль для юридических лиц или подоходный налог для индивидуальных предпринимателей уплачивается в упрощенном порядке.

Предусмотрен упрощенный режим налогообложения для сельскохозяйственных производителей (единый налог), который представляет собой специальный налоговый режим для субъектов МСП, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции без последующей переработки.

Режим налогообложения физических лиц, осуществляющих индивидуальную предпринимательскую деятельность на основе патента, представляет собой фиксированные размеры платежей, независимо от полученных доходов.

В Республике Узбекистан сформирована законодательная и нормативная база, создающая благоприятные условия для развития МСП, привлечения инвестиций и организации производства конкурентоспособной и экспортоориентированной продукции. Существенно упрощен и стал более прозрачным порядок государственной регистрации субъектов предпринимательства и их подключения к инженерно-коммуникационным сетям. Так, в два раза сокращены ставки государственной пошлины за регистрацию, значительно расширен перечень видов деятельности, по которым предельная среднегодовая численность работников малых предприятий увеличена до 100 человек, разработан и внедрен механизм по масштабному вовлечению субъектов МСП в процесс государственных закупок.

Указом Президента Республики Узбекистан от 16 июля 2012 года упразднены ряд форм статистической, налоговой и финансовой отчетности. В частности, с 1 января 2013 года упразднено предоставление ежемесячной отчетности видов налогов и других обязательных платежей, кроме налога на дополнительную прибыль. Также до конца 2014 года осуществлен поэтапный переход на электронную систему сдачи налоговой, статистической и финансовой отчетности.

Регулярно сокращается ставка единого налогового платежа. Начиная с 2011 года этот показатель снижен до 6 %, а с 2012 года для микрофирм и малых предприятий в промышленной сфере ставка единого налогового платежа установлена в размере 5 %.

Правительством Узбекистана уделяется особое внимание развитию экспортного потенциала малого бизнеса. Для малых предприятий, у которых доля экспорта товаров, работ, услуг собственного производства за свободно конвертируемую валюту (за исключением сырьевых товаров) ‎составляет 15-30 % в общем объеме реализации‎, установленная ставка налога снижается на 30 %, для МСП с долей экспорта 30 % и более ставка снижается на 50 %.

Принимаемые для развития ускоренными темпами сферы МСП меры позволяют успешно решать задачи наполнения внутреннего рынка конкурентоспособной и качественной продукцией, создания новых рабочих мест, увеличения доходов и повышения благосостояния народа.

Консультативный совет по поддержке и развитию малого предпринимательства в государствах – участниках СНГ развивает работу по перспективным направлениям поддержки МСП, в том числе по направлениям кредитования субъектов МСП, развитию инновационных кластеров и экспортно-ориентированных структур, взаимодействию общественных организаций в сфере МСП. Важными направлениями деятельности совета являются содействие развитию инфраструктуры поддержки МСП и формированию специализированных институтов, оказывающих сервисное и финансовое обеспечение бизнеса.

 

Отраслевое сотрудничество в финансовой сфере

Основными органами отраслевого сотрудничества СНГ в данной области определены Координационный совет руководителей налоговых служб государств – участников СНГ (далее – Совет), Совет руководителей государственных органов по регулированию рынков ценных бумаг государств – участников СНГ, Межгосударственный координационный совет руководителей органов страхового надзора государств – участников СНГ, Координационный совет по бухгалтерскому учету при Исполнительном комитете СНГ и Межгосударственный банк. В сфере финансового контроля также активно работает Совет руководителей высших органов финансового контроля государств – участников СНГ, который регулярно рассматривает основные направления деятельности контрольных ведомств государств – участников СНГ.

Государствами – участниками СНГ и органами отраслевого сотрудничсетва при участии Исполнительного комитета СНГ успешно выполнены ряд мероприятий по формированию интегрированного валютного рынка, совершенствованию системы валютного регулирования и валютного контроля, либерализации рынка финансовых услуг, развитию страховой, налоговой и бухгалтерской деятельности. В 2014–2015 годах подготовлены и внесены на рассмотрение высших органов СНГ вопросы: об основных целевых макроэкономических показателях государств – участников СНГ, о развитии банковского регулирования и надзора, о развитии страховых услуг, о рынке ценных бумаг, о состоянии малого и среднего предпринимательства, о налогообложении в СНГ, о практике межведомственного взаимодействия налоговых служб в контрольной работе,  о рынке аудиторских услуг и применении международных стандартов аудита, о состоянии конкуренции и ценообразовании на рынках нефти и нефтепродуктов, о конкуренции в сфере лекарственных средств, о финансовой грамотности и развитии финансового образования в  государствах – участниках  СНГ, отчеты о деятельности отраслевых советов валютно-финансовой сферы и др.

На системной основе осуществляется подготовка информационно-аналитических материалов. На сайте Исполнительного комитета СНГ в Интернете размещены доклады о взаимодействии государств – участников СНГ в финансово-банковской сфере, о регулировании деятельности системно значимых финансовых институтов государств – участников СНГ, о налоговом законодательстве государств – участников СНГ и его роли в процессах развития национальной экономики, о развитии рынка страховых услуг, обзоры международных мероприятий СНГ финансово-экономической направленности.

Основные результаты деятельности указанных органов отраслевого сотрудничества СНГ:

Налоговая политика и налоговое администрирование. Совет и налоговые службы государств – участников СНГ проводят совместную аналитическую и консультативную работу по гармонизации налогового законодательства. Организован регулярный обмен информацией между налоговыми органами о порядке взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров и услуг на основе Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) между государствами – участниками СНГ от 25 ноября 1998 года.

В рамках Совета действуют пять рабочих групп по направлениям налогового законодательства государств – участников СНГ, информационного обмена, налогового контроля, налогообложения физических лиц и субъектов малого предпринимательства.

В ходе заседаний Совета рассматриваются широкий круг вопросов налоговой деятельности, внедрения инновационных методов налогового контроля, подготовки кадров в сфере налогов и налогообложения, рассматривается уровень налоговой нагрузки на экономику государств – участников СНГ, состояние и перспективы развития электронного обмена информацией между налоговыми органами и другие вопросы.

Обсуджение указанной тематики позволяет вырабатывать рекомендации по организации сотрудничества в налоговой сфере, повышению эффективности налогового контроля и улучшению взаимодействия и координации работ в этой области. Также Совет активно взаимодействует с другими органами отраслевого сотрудничества отраслевыми советами СНГ, ведущими международными организациями и учреждениями по вопросам налоговой политики и налогового администрирования.

На ближайшую перспективу Совет планирует координировать работу  государств – участников СНГ по следующим направлениям:

подготовка к подписанию Протокола об обмене информацией в электронном виде между налоговыми службами для осуществления налогового администрирования, разработка программного обеспечения и организация информационного обмена в соответствии с Протоколом;

обмен опытом использования информационных технологий и электронной обработки данных, учета объектов, связанных с налогообложением физических лиц, а также организация информационного обмена о порядке взимания косвенных налогов при импорте и экспорте товаров (услуг);

разработка согласованных подходов по устранению барьеров, препятствующих реализации соглашений об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонений от уплаты налогов на доходы и капитал;

совершенствование налоговых режимов в целях развития МСП.

Бухгалтерский учет и аудиторская деятельность. Центральным вопросом деятельности Координационного совета по бухгалтерскому учету при Исполнительном комитете СНГ (далее - Совет) является обмен опытом и информацией о состоянии и развитии национальных систем регулирования бухгалтерского учета и аудиторской деятельности, в том числе опытом применения Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) и Международных стандартов аудита (MCA) экономическими субъектами государств – участников СНГ. Применение признанных на международном уровне стандартов в сфере финансовой отчетности и аудита способствует формированию объективной и надежной информации о финансовом положении экономических субъектов и в этой связи имеет особую актуальность.

Актуализированная информация о применении МСФО и MCA, а также состоянии рынка аудиторских услуг регулярно рассматривается на заседаниях Совета и размещается на сайте Исполнительного комитета СНГ в Интернете.

Советом создана рабочая группа по вопросам взаимного признания национальных сертификаций специалистов по бухгалтерскому учету. Подготовленные рабочей группы предложения рекомендованы к применению в государствах – участниках СНГ.

Подготовленные Советом информационные доклады о состоянии рынка аудиторских услуг и применении МСА, а также о мерах поддержки аудиторских организаций государств – участников СНГ одобрены на заседаниях Экономического совета СНГ, документы направлены в государства - участники СНГ для использования в практической работе  и подготовки дальнейших рекомендаций по вопросам развития национальных систем аудиторской деятельности, в том числе с учетом опыта применения МСА.

Деятельность Совета в перспективе будет сосредоточена на реализации Соглашения о консолидированной финансовой отчетности национальных хозяйствующих субъектов государств – участников СНГ от 20 ноября 2013 года, разработке примерных требований к профессиональной квалификации специалистов в области бухгалтерского учета и подходов к их сертификации в государствах – участниках СНГ, подготовке рекомендаций по организации и осуществлению надзора за аудиторскими организациями.

Государственный финансовый контроль. Совет руководителей высших органов финансового контроля государств – участников СНГ обеспечивает взаимодействие  высших национальных органов этой сферы, его деятельность позволяет вырабатывать согласованные подходы и общие позиции участников по актуальным теоретическим и практическим вопросам. В работе Совета принимают участие руководители высших органов финансового контроля  государств – участников СНГ, а также представители Исполнительного комитета СНГ.

Основная цель контроля – содействие поступательному развитию экономики и общества, преодоление коррупционных рисков, неэффективного менеджмента, совершенствование системы показателей и индикаторов эффективности использования государственных финансовых ресурсов. В этих целях Советом проводится анализ ключевых национальных контрольных показателей и подготовка стандартов государственного финансового контроля (аудита). Принимаются соответствующие резолюции и итоговые документы.

В частности, в принятой в 2014 году Резолюции «Об эффективности использования бюджетных средств, направленных на осуществление государственных закупок в государствах – участниках СНГ» признано целесообразным обеспечивать прозрачность использования денежных средств, направленных на осуществление государственных закупок, единый подход при проведении аудиторских/контрольных мероприятий согласно международным стандартам, продолжить над стандартами внешнего финансового контроля и системами ключевых национальных показателей.

В принятом на XV сессии Совета 7 октября 2015 года Совместном заявлении «Государственный аудит как инструмент повышения эффективности государственных программ» подчеркнуто, что основная цель контроля – содействие поступательному развитию экономики и общества, преодоление коррупционных рисков, повышение  эффективности менеджмента, совершенствование системы показателей и индикаторов эффективности использования государственных финансовых ресурсов.

В 2015 году Советом были подведены итоги исследования степени подготовленности стран к внедрению и использованию систем ключевых национальных показателей. Одобрен разработанный Счетной палатой Российской Федерации проект стандарта «Организация и проведение совместных и параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий (аудитов) высшими органами финансового контроля государств-участников СНГ». Документ определяет порядок осуществления совместной контрольной и экспертно-аналитической деятельности.

В 2016 году Совет продолжает разработку стандартов государственного финансового контроля, организует ряд параллельных и совместных двух и многосторонних контрольно-аналитических мероприятий (аудитов) и  рабочих се­минаров по своей проблематике.

Рынок страховых услуг государств – участников СНГ. Межгосударственный координационный совет руководителей органов страхового надзора государств – участников СНГ (далее - Совет) развивает работу:

по совершенствованию обмена надзорной практикой путем проведения регулярных семинаров руководителей надзорного блока;

созданию условий противодействия трансграничному мошенничеству путем формирования единого информационного массива в отношении страхователей;

выработке единых подходов к формированию нормативной базы по электронному документообороту при заключении договора ОСАГО в виде электронного документа и отдельных процедур урегулирования убытков;

обеспечению возможности инвестирования активов страховщиков в национальные активы стран СНГ на взаимной основе;

стимулированию перестрахования в рамках СНГ.

В ходе заседаний Совета в 2014–2015 годах были рассмотрены основные показатели деятельности страховых организаций, обсужден широкий круг вопросов, в том числе касательно обязательного автострахования, медицинского, страхования жизни, финансовой грамотности в страховой деятельности, противодействия страховому мошенничеству и др.

Подготовленный Советом Обзор развития рынка страховых услуг в государствах – участниках СНГ рассмотрен на заседании Экономического совета СНГ 15 декабря 2015 года. В Обзоре обобщена информация об основных видах страхования, административных требованиях, налогообложении страховых компаний, антикризисных мерах поддержки, перспективах сотрудничества, развитии инвестиционной деятельности и т.д. Использование материалов Обзора позволит выделять и применять наиболее эффективные механизмы и наработки, реализуемые в государствах Содружества для решения проблем страхового рынка, связанных в том числе с эффективным взаимодействием страховщиков при трансграничных операциях.

В рамках Совета реализованы следующие инициативы его участников:

создана Рабочая группа по разработке Глоссария страховых терминов государств – участников СНГ, который в качестве единого юридически значимого документа может использоваться при заключении договоров страхования и разрешении споров страховщиками и государственными органами государств – участников СНГ;

на двусторонней основе достигнуты договоренности о совместном рассмотрении обращений граждан, в которых затрагиваются вопросы, связанные со страховым законодательством;

осуществляется разработка документа, закрепляющего гармонизированные подходы к заключению договоров ОСАГО в виде электронных документов;

создана и обновляется информационная база нормативных актов в сфере страхования, размещенная на сайте Исполнительного комитета СНГ в Интернете.

В 2016 году Совет организует совместные мероприятия с участием представителей страхового сообщества государств – участников СНГ, направленные на гармонизацию страхового законодательства. Будут подготовлены информационно-аналитические доклады о развитии обязательного автострахования и рынка перестрахования в СНГ, продолжена работа над проектом Глоссария страховых терминов, формирование информационной базы нормативных-правовых актов, регулирующих страховую деятельность, и подготовлен проект единого документа, определяющего порядок электронного документооборота в сфере гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Рынок ценных бумаг государств – участников СНГ. Совет руководителей государственных органов по регулированию рынков ценных бумаг государств – участников СНГ (далее - Совет) координирует деятельность профильных национальных ведомств в целях выработки согласованных подходов к формированию интегрированного торгового пространства ценных бумаг, созданию необходимых условий движения капиталов в рамках СНГ, формированию эффективной системы контроля и надзора за фондовым рынком, обеспечению защиты прав инвесторов.

В 2014–2015 годах Советом рассмотрены в ходе заседаний вопросы сравнительного анализа и совершенствования законодательства государств – участников СНГ, регулирующего государственные ценные бумаги и их рыночное обращение, вопросы взаимного размещения ценных бумаг эмитентов государств – участников СНГ и др. Подготовлены проекты рекомендаций по гармонизации законодательства государств – участников СНГ, регулирующего деятельность акционерных обществ, порядок осуществления пруденциального надзора на рынках ценных бумаг, вопросы ликвидации профессиональных участников рынка ценных бумаг в СНГ. Аналитический обзор «О состоянии рынка ценных бумаг государств – участников СНГ» рассмотрен на заседании Экономического совета СНГ 20 июня 2014 года.

26 ноября 2015 года на XIX заседании Совета были рассмотрены результаты анализа законодательства государств – участников СНГ в части допуска на рынок эмитентов и ценных бумаг, а также условий прямых сделок с ценными бумагами на регулируемом рынке. Проведено сопоставление законодательных норм деятельности акционерных обществ в части раскрытия информации и порядка осуществления пруденциального надзора на рынке ценных бумаг.

Принято решение о целесообразности дальнейшей гармонизации законодательных норм, регулирующих вопросы бухгалтерского учета и аудита в сфере ценных бумах, о подготовке специалистов, а также о взаимном размещении ценных бумаг эмитентов на территориях стран СНГ.

Планируется развивать совместную деятельность по организации взаимного допуска профессиональных участников рынка к биржевым торгам в рамках СНГ, обеспечению взаимного допуска ценных бумаг к обращению на биржах СНГ, формированию интегрированного депозитарного и информационного пространства на фондовом рынке. Будет продолжено совершенствование нормативной законодательной базы государств – участников СНГ в сфере ценных бумаг.

 

Расчеты в национальных валютах

Межгосударственным банком (МГБ) создана и развивается расчетная площадка в национальных валютах, которая обслуживает расчеты центральных (национальных) банков, межгосударственных интеграционных органов, банков-корреспондентов и хозяйствующих субъектов государств – участников СНГ. МГБ является участником платежных систем центральных (национальных) банков Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана. На территориях этих государств МГБ осуществляет платежно-расчетные и клиринговые операции в соответствии с национальным законодательством и соглашениями между МГБ и центральными (национальными) банками его государств-участников. В настоящее время МГБ поддерживает корреспондентские отношения с 55 банками государств – участников СНГ и дальнего зарубежья.

Также в рамках интегрированного валютного рынка на площадке Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ) действуют национальные банки Беларуси и Таджикистана, белорусские и казахстанские коммерческие банки. Принимаются меры для расширения торговли национальными валютами государств – участников СНГ, в настоящее время ММВБ планирует запустить торги с таджикским сомони.

Присутствие на площадке ММВБ дает банкам возможность повысить качество и уровень обслуживания внешнеэкономических операций между хозяйствующими субъектами, снизить транзакционные расходы и расширить перечень доступных банковских продуктов.


 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты мероприятий валютно-финансового характера, реализованных в 2014–2016 годах  государствами – участниками СНГ, органами отраслевого сотрудничества и Исполнительным комитетом СНГ, подтверждают, что устойчивое развитие указанного направления интеграционного сотрудничества, укрепление финансовых, торговых и инвестиционных связей государств – участников СНГ в современных условиях могут быть обеспечены  исключительно за счет принятия в рамках Содружества согласованных мер оперативного и долгосрочного характера, ориентированных на преодоление неблагоприятных внешних факторов, присущих  мировой финансово-экономической системе.

Принятый Советом глав правительств СНГ 29 мая 2015 года План совместных действий по решению актуальных вопросов в финансово-экономической сфере определил основные направления совместной работы государств – участников СНГ на ближайший период. Это обеспечение макроэкономической стабильности и экономического роста, развитие финансовых рынков и взаимной торговли.

Как показывает мониторинг хода выполнения Плана, государства –участники СНГ и органы отраслевого сотрудничества СНГ активно участвуют в выполнении мероприятий Плана, получены первые практические результаты.

В 2016–2020 годах предусмотрено выполнение пакета совместных мероприятий, ориентированных на дальнейшее развитие валютно-финансовой сферы. Эти меры включают:

подготовку предложений по сближению норм регулирования и контроля в валютно-финансовой сфере с учетом наилучшей международной практики, обмен информацией о состоянии национальных финансовых рынков, о развитии банковского регулирования, надзора и практики использования международных норм, проведение совместных и параллельных мероприятий финансового контроля и аудита;

расширение использования национальных валют во взаиморасчетах государств – участников СНГ, упрощение процедур трансграничных платежей и организации взаимного допуска национальных банков  на валютные рынки для проведения межбанковских конверсионных операций, развитие взаиморасчетов банков-корреспондентов и хозяйствующих субъектов государств – участников СНГ в национальных валютах;

выработку согласованных мер по развитию рынка финансовых услуг государств – участников СНГ и его поэтапной либерализации с учетом положений Концепции либерализации рынка финансовых услуг государств – участников СНГ от 30 мая 2012 года;

системный анализ основных показателей монетарной и финансово-банковской деятельности государств – участников СНГ.

Реализация указанных мер, как представляется, позволит придать дополнительный импульс развитию валютно-финансовой интеграции на пространстве СНГ, решению актуальных задач экономического характера, стоящих перед государствами – участниками СНГ, наращиванию их финансового и банковского потенциала.

 

Экономический департамент Исполнительного комитета СНГ