Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

СНГ: Альтернативы нет?

В Госдуме РФ оценили деятельность СНГ за 25 лет и пришли к выводу, что нынешние принципы взаимодействия пора переформатировать

Глава фракции «Единая Россия» Владимир Васильев и лидер ЛДПР Владимир Жириновский уверены: союзы на основе СНГ нужны и важны, но должны эффективно работать. Фото: Евгения Гусева/ kpmedia.ru
 

МОГЛО БЫТЬ ХУЖЕ

- В следующем году председательствовать в СНГ будет Россия, поэтому надо придать новый импульс интеграционным процессам на евразийском пространстве, - отметил первый заместитель председателя Госдумы Иван Мельников.

Подводя итоги двадцатипятилетия, депутаты согласились, что СНГ обеспечило цивилизованный развод бывших советских республик и способствовало сохранению свободной торговли, безвизового режима, разрешению или замораживанию конфликтов на постсоветском пространстве. Но экономические результаты этих процессов были негативными: ВВП стран СНГ в 90-е годы уменьшился на 40%, а его доля в мировом ВВП упала с десяти до трех процентов.

- Без Содружества результаты были бы еще хуже, - уверен Председатель Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Калашников.

Его поддержал директор Первого департамента стран СНГ МИД Михаил Евдокимов, который отметил, что реальной альтернативы Содружеству в региональном измерении не существует.

- Более 40 государств изъявляют желание вступить в различные союзы, создаваемые на базе СНГ. Надо сделать работу таких объединений более эффективной, - заявил лидер фракции «Единая Россия» Владимир Васильев.
 

РОЖДЕНЫ НЕ В СССР

Директор Института каспийского сотрудничества Сергей Михеев уверен, что сегодня нужны проекты, которые могли бы заинтересовать лидеров стран СНГ и воспринимались бы как отвечающие их стратегическим интересам.

Советник Президента России Сергей Глазьев предложил создать коалицию интеллектуалов, которые сформировали бы общую идеологию для евразийского пространства.

- К сожалению, общие исторические корни во многом потеряны, чему свидетельствуют участившиеся публикации исторических мифов, создаваемых по политическим заказам, - сказал эксперт.

С ним согласен специальный представитель президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, заметивший, что в год юбилея СНГ двадцать пять лет исполнится целому поколению молодых людей, никогда не живших в СССР. Поэтому надо расширить квоты для детей, молодежи из СНГ для возможного образования в РФ. Если этого не сделать, это приведет к не очень хорошим последствиям, предупредил спецпредставитель президента.

- Мы должны понимать, что сегодня подросток из Казахстана, Таджикистана, Беларуси ищет образование вообще в мире. Мы должны понять, что ребенку из Минска поехать учиться в Вильнюс проще и дешевле, чем в Москву, или в Ленинград, или в Смоленск. Это все непростые вещи, - добавил Швыдкой. - В противном случае еще через 25 лет в наших интеграционных структурах мы заговорим на каком-то другом языке.
 

 

Есть вопрос

Оценку дадут историки

Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота принял участие в парламентских слушаниях «25-летие СНГ и инициативы российского председательствования». И после завершения заседания по сложившейся хорошей традиции пообщался с журналистами.

- Григорий Алексеевич, дайте оценку событиям, которые про-изошли в Беловежской пуще.

- Я бы предоставил возможность давать оценку историкам. Произошло то, что произошло. После развала СССР было естественное опасение, что все те связи, которые существовали внутри одной страны, будут разорваны. И это остановит и промышленность, и гуманитарное взаимодействие, и даже передвижение людей по территории, по которой они привыкли свободно передвигаться. И была найдена такая форма, как СНГ. Насколько она удачна или неудачна? Другой формы история нам не предложила. Как отметил сегодня в выступлении представитель Исполкома СНГ, вся критика организации справедлива и понятна, но связана она с завышенными ожиданиями от этого института. СНГ свою миссию несет, поэтому его надо и сохранять, и укреплять, и развивать.

- Чтобы вы отнесли к числу положительных результатов?

- Удалось сохранить экономические связи, кооперацию в промышленности, это, пожалуй, основное, ну и, конечно, гуманитарные связи. Благодаря Содружеству Независимых Государств осталась, за небольшим исключением, возможность безвизового передвижения по постсоветскому пространству. Это огромное благо, которое должно быть сохранено.

- Не потеряет ли актуальности СНГ при активном развитии ЕАЭС?

- Одно другому не противоречит. Более того, такие интеграционные структуры, как ЕАЭС, СНГ, Союзное государство, ОДКБ и ШОС дополняют друг друга. Так, к примеру, Союзное государство постоянно демонстрирует прогресс. Это проект, который работает, и на пути реализации сделано очень много полезного. У нас нет пограничного контроля, есть свободное передвижение услуг и товаров. Конечно, в ходе любого развития всплывают все новые и новые проблемы, встают все новые и новые задачи. Это абсолютно естественный процесс.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Ответственный секретарь Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Сергей Стрельченко: Потенциал союзных республик был такой, что его хватило и на 25 лет Содружества

- Стала уже привычной фраза про то, что Содружество Независимых Государств было формой цивилизованного развода СССР после подписания Беловежских соглашений. При этом мы не отдаем себе отчет в том, что фраза эта в известной степени уничижительная, поскольку умаляет значение первого на постсоветском пространстве интеграционного образования. Но она еще и несправедливая, более того - в исторической перспективе оказалась абсолютно неверной. Потому что сила, нет, не инерции, а реально существовавшей интеграции союзных республик в составе СССР была настолько подлинной, настолько естественной, настолько исторически, экономически, культурно и много чем еще оправданной и обусловленной, что ее хватило не только на сохранение этого единства на период становления национальных государств, но она продолжает действовать вот уже двадцать пять лет.

На примере интеграционных процессов, последовательно сближавших Республику Беларусь и Российскую Федерацию, можно проследить логику, по которой будут развиваться интеграционные процессы на постсоветском пространстве в целом.

Например, соглашения 1992 и 1995 годов создали субъектам хозяйствования Беларуси и России условия для свободной торговли и взаимного допуска на рынки, для них был отменен таможенный досмотр. Именно таким путем затем пойдут Беларусь, Россия и Казахстан, образовывая свой Таможенный союз и придя в конечном итоге к созданию Евразийского экономического союза.

Справка «СВ»

В СНГ входит 11 стран постсоветского пространства: Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан и Украина. До 2009 года в состав СНГ входила также Грузия. В 2014 году после государственного переворота на Украине неоднократно звучали заявления о предстоящем выходе Украины из организации, однако официальную заявку страна на данный момент времени не подавала.

 

Источник: Союзное вече