Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

В Москве завершился крупнейший форум работников дошкольного образования России и стран СНГ

20 августа 2018 года в Крокус Сити Холле в Москве завершился Всероссийский форум работников дошкольного образования «Ориентиры детства». Мероприятие собрало около шести тысяч воспитателей, со всей России и территории стран СНГ.

 


 

Форум открыла председатель Российского общества «Знание», Депутат Государственной Думы Любовь ДУХАНИНА. «Отрадно, что подготовка к 1 сентября начинается такими масштабными мероприятиями, посвященными именно дошкольникам, – сказала Любовь Николаевна – Дети сейчас другие, новые. Ученые выяснили, что у детей пластичность мозга исчисляется цифрой с 18 нолями, в то время как у взрослых – с 11-ю. Для ребенка это двоякая ситуация: безграничные возможности, но и невероятная уязвимость психики. Очень важна среда, в которой развивается ребенок: среда в семье и, конечно, среда детского сада. От нее зависит эмоциональное, психологическое, духовно-нравственное развитие, мотивация к достижению целей, гражданская позиция. От воспитателя это требует колоссального профессионализма. Педагог должен быть гибким, быстро внедрять новые и эффективные практики в свою работу.

В обращении к участникам Первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по образованию и науке Людмила ДУДОВА говорила о кадровом кризисе в дошкольном образовании. «Это отнюдь не вина педагога. Более трудолюбивых воспитателей, чем в России, не найти. Государству пора повернуться лицом к воспитателям. Необходимо пересмотреть стандарт кадрового состава детского сада: второй воспитатель, психолог, логопед».

Эту тему затронул в выступлении и вице-президент Российской академии образования, президент Российского психологического общества Юрий Петрович ЗИНЧЕНКО. «Проанализировав имеющиеся научные и практические результаты в области дошкольного образования как в нашей стране, так и в мире, мы пришли к выводу, что у нас нет новых нормативов развития ребенка, которые бы четко соответствовали той социальной ситуации развития, в которой находятся современные дошкольники», - сказал он.

Первым шагом на пути к достижению этой цели стала утвержденная О. Ю. Васильевой Концепция развития психологической службы в системе образования РФ до 2025 года. Ведущие специалисты Российской академии образования, Московского университета и других вузов постарались учесть в этой Концепции все риски и перспективы современного мира.

Также для решения этой проблемы необходимо проводить лонгитюдные популяционные исследования современного детства и создать единую информационную базу результатов. В этом году на базе РАО создан Федеральный ресурсный центр психологической службы в системе образования. Его задачей является как раз координация научно-исследовательской и практической деятельности образовательных организаций в регионах. Также в РАО существует высокотехнологичный Data-центр, на базе которого мы можем проводить исследования с большими данными.

Сейчас в детских садах и школах остро не хватает психологов. Один специалист в среднем приходится на 300 детей. РАО активно развивает ряд проектов для решения данной проблемы.

«Без вас, как прямых и самых важных участников воспитательной и образовательной работы с дошкольниками, нам не справиться», – подчеркнул Юрий Петрович.

Важность проходящего в события подчеркнула в своем приветствии участникам форума Министр просвещения Российской Федерации О. Ю. ВАСИЛЬЕВА: «Сегодня обеспечение доступности и качества дошкольного образования является одним из приоритетных направлений образовательной политики России. Важно, чтобы образование самых юных граждан отвечало современным требованиям, а также учитывало тенденции общественного развития на перспективу. Необходимы широкая поддержка усилий государства, подкрепленная активным участием педагогических, научных, экспертных организаций, и максимальное использование опыта и традиций отечественного дошкольного образования, которыми по праву славится наша страна». 

Одним из центральных событий форума стало принятие манифеста работников дошкольного образования. В нем педагогическое сообщество отражает свое единое видение позиции воспитателя в отношении множества вопросов и проблем, возникающих в современных условиях в детских садах. К ним можно отнести вопросы, связанные с улучшением материальной базы детских садов, использованием ИКТ и различных электронных гаджетов в образовании.

В рамках форума прошло закрытое совещание Генеральных секретарей Национальных комиссий по делам ЮНЕСКО стран СНГ. Коллеги обсудили перспективы сотрудничества в сфере образования и совместных исследований детства. В совещании приняли участие руководители комиссий ЮНЕСКО из Молдовы, Киргизии, Армении и России.

Форум прошел при поддержке Министерства просвещения РФ, Российской академии образования, Комиссии Российской федерации по делам ЮНЕСКО.

 

*   *   *


Любовь ДУХАНИНА: «Воспитать любознательного, инициативного и самостоятельного ребенка»

Заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке, председатель Российского общества «Знание» Любовь Духанина в выступлении на форуме «Ориентиры детства» обозначила актуальные проблемы дошкольного образования и рассказала о конкретных шагах государства к их решению.

На форуме собрались 6500 педагогов со всей России. Любовь Николаевна, подчеркнула социальную значимость профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования. Но констатировала, что многие проблемы по-прежнему сохраняются. До сих пор существует практика уплотнения групп в детских садах - в некоторых регионах России число малышей в одной группе достигает 45 человек при норме в 25. На сегодня около 300 тысяч детей ясельного возраста ожидают места в дошкольных учреждениях.

 Доступность качественного образования для детей дошкольного возраста, по мнению Л. Н. Духаниной, снижается, в том числе, из-за отсутствия обучающих материалов, игрушек, оборудованных площадок для прогулок. Зарплаты педагогов и воспитателей в детских садах по-прежнему не соответствуют уровню ответственности и реальной нагрузки, приходящейся на каждого отдельного специалиста. Есть случаи, когда зарплату работникам дошкольных учреждений задерживают. Три четверти воспитателей вынуждены трудиться больше, чем на одну ставку, работе с детьми некоторые педагоги посвящают до 55 часов в неделю.

В регионах нет единой системы формирования нагрузки и оплаты труда воспитателей, сохраняется проблема частичной или полной невыплаты зарплаты.  По данным опроса, проведенного Общероссийским народным фронтом в 2017 году, 6,4 % воспитателей от всех опрошенных признались, что им не оплачивают сверхурочное время. А 55,2 % от всех педагогов, чтобы получить премию, выполняют работу, которая не является их должностной обязанностью: убирают территорию рядом с садиком, занимаются ее благоустройством и даже ремонтируют групповые помещения.

Как сообщила Л.Н. Духанина, Правительством России разработан федеральный проект, который учитывает одновременно необходимость развития занятости среди женщин и создания 250 тысяч мест в ясельных группах детских садов в ближайшие три года. Особое внимание будет уделяться подготовке специалистов по уходу за детьми. На эти цели  предполагается выделить около 1,5 миллиардов рублей.

«Еще одна задача, которую решает Правительство, – это обеспечение справедливого, прозрачного распределения финансов  в системе дошкольного образования, – сказала Любовь Николаевна. – В Госдуму внесен на рассмотрение законопроект, в соответствии с которым родители смогут получать сертификат на дошкольное образование для своего малыша, “наполненный” бюджетными деньгами».

Ни для кого не секрет, сообщила спикер, что взросление наших маленьких сограждан происходит в изменившихся условиях. Их опыт отличается от родительского. В стремлении обеспечить безопасность ребенку ограничивается его активность и самостоятельность. Часто оба родителя нацелены на карьеру, а не на воспитание; теряет прежние черты дворовое общение. На смену ему приходит виртуальный мир. 

Спикер сообщила, что власти готовы решительно принимать меры в отношении групп в социальных сетях, угрожающих здоровью и жизни подрастающего поколения. Она привела в пример, как в свое время в Японии в течение одних суток были изъяты из продажи игры «Тамагочи». «И наша реакция в подобных случаях должна быть очень быстрой», – заключила Любовь Николаевна.

По данным опроса родителей, приоритеты в образовании детей в дошкольных учреждениях указывают на предпочтение ими образовательных функций детского сада, таких как подготовка к школе, психологический комфорт, безопасность и другие факторы. Увы, игра – основной инструмент познания ребенком мира – оказывается у родителей не в приоритете.

«Нужно приходить к таким формам воспитания и образования малышей, в которых равноправным партнером с детским садом была бы семья, – сказала Л.Н. Духанина. – У государства и родителей одна цель – воспитать любознательного, инициативного, уверенного в своих силах, физически развитого ребенка. Мы должны объединиться, чтобы сделать дошкольное образование доступным и качественным, создать для всех дошколят ситуацию равных стартовых возможностей, а также благоприятные условия для гармоничного развития в дальнейшем».

 

Источник: Пресс-служба Всероссийского форума работников дошкольного образования