Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Информация о проектах документов, вносимых на рассмотрение заседания Совета глав государств СНГ (11 октября 2017 года, город Сочи, Российская Федерация)

ИНФОРМАЦИЯ
о проектах документов, вносимых на рассмотрение
Совета глав государств Содружества Независимых Государств
(11 октября 2017 года, город Сочи, Российская Федерация)

 

На заседании Совета глав государств СНГ (далее – СГГ) планируется рассмотреть около 20 вопросов, направленных на дальнейшее развитие  сотрудничества в политической, экономической и культурно-гуманитарной областях и  в других ключевых направлениях деятельности Содружества.

В узком формате планируется обменяться мнениями о взаимодействии в рамках Содружества Независимых Государств, а также обсудить вопросы о председательстве в Содружестве Независимых Государств, дате и месте проведения очередного заседания СГГ СНГ.

На расширенном заседании предполагается рассмотреть важные вопросы, нацеленные на дальнейшее развитие сотрудничества в экономике, культурно-гуманитарных областях, в сферах оборонной политики, охраны внешних границ, противодействия терроризму, а также ряд проектов, направленных на адаптацию Содружества к новым реалиям.

Наиболее значимым из них является проект Заявления глав государств – участников Содружества Независимых Государств о поддержке института семьи и традиционных семейных ценностей.

В проекте Заявления отмечается, что поддержка института семьи как связующего звена поколений и основы для обеспечения здорового и устойчивого будущего является одним из главных приоритетов правовой, социально-экономической и социально-демографической политики государств – участников Содружества Независимых Государств.

Подчеркивается важность выработки эффективных организационно-правовых, экономических и информационно-просветительских мер, направленных на формирование благоприятных условий для создания семьи, охраны здоровья матери и ребенка, развития института усыновления, поддержки молодых родителей, заботы о старших поколениях.

Акцентируется внимание на необходимости взаимодействия в решении проблем, связанных с насилием в семье, нарушением прав ребенка, а также по вопросам профилактики, предотвращения и расследования преступлений в отношении детей, снижения детской смертности, повышения уровня культуры воспитания.

В заключительной части проекта документа отражено, что главы государств – участников СНГ поддерживают усилия международного сообщества в достижении стратегических целей по развитию эффективных форм и способов защиты института семьи, обеспечению гендерного равенства и расширению прав и возможностей женщин, в том числе по соблюдению баланса между работой и семьей, а также по поощрению и защите прав детей. Отмечается, что страны Содружества подтверждают намерение и впредь предпринимать соответствующие шаги в целях взаимовыгодного сотрудничества и продвижения общих позиций по этим проблемам на международной арене.

В проекте Решения предполагается поручить Российской Федерации как государству, председательствующему в Содружестве Независимых Государств, распространить текст вышеуказанного Заявления в ООН, ОБСЕ и других международных организациях.

В рамках экономического сотрудничества предполагается рассмотреть и одобрить проект Конвенции Содружества Независимых Государств о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях.

Целями сотрудничества в области исследования и использования космического пространства в мирных целях являются:

содействие социально-экономическому развитию сторон путем эффективного использования космической техники и космических технологий, результатов космической деятельности;

получение экономического эффекта и качественных преимуществ от объединения финансовых, научно-технических, производственных и интеллектуальных ресурсов государств – участников СНГ при реализации совместных проектов;

развитие научно-технического потенциала и космической инфраструктуры сторон;

совершенствование и накопление знаний о Земле и космическом пространстве.

Проект определяет следующие направления сотрудничества:

фундаментальные и прикладные космические исследования, включая дистанционное зондирование космической среды, астрономические исследования и изучение планет;

дистанционное зондирование Земли;

координатно-временное и навигационное обеспечение;

решение проблемы утилизации космического мусора;

предотвращение астероидно-кометной угрозы;

обеспечение экологической безопасности и охраны окружающей среды при осуществлении космической деятельности;

научно-исследовательские, опытно-конструкторские, опытно-технологические и другие работы, связанные с космической техникой и космической инфраструктурой;

пилотируемые космические полеты;

предоставление и использование космических услуг;

подготовка и переподготовка кадров для космической отрасли;

гармонизация национальных нормативных правовых и технических документов сторон в космической сфере.

Кроме этого, в проекте содержатся принципы, задачи и организационные основы совместной деятельности.

Координация совместной деятельности сторон осуществляется Межгосударственным советом по космосу, являющимся органом отраслевого сотрудничества СНГ в области исследования и использования космического пространства в мирных целях.

Реализация Соглашения будет стимулировать развитие научно-технического и инновационного потенциалов государств – участников СНГ и их сотрудничество в области исследования и использования космического пространства в мирных целях.

Наиболее значимыми гуманитарными проектами, включенными в повестку дня, являются решения:

об объявлении в Содружестве Независимых Государств 2019 года Годом книги, 2020 года – Годом 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.

Проектом Решения предусматривается также поручить Исполнительному комитету СНГ подготовить и внести в установленном порядке в 2018 году на рассмотрение СГГ СНГ проекты Плана основных мероприятий по подготовке и празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов и Решения о нем;

о реализации Межгосударственной программы «Культурные столицы Содружества» в 2018 году в Республике Армения, в 2019 году – в Республике Беларусь, в 2020 году – в Республике Казахстан.

В перечень культурных столиц Содружества в 2018 году планируется включить город Горис (Республика Армения); в 2019 году – город Брест (Республика Беларусь); в 2020 году – город Шымкент (Республика Казахстан).

Традиционно в повестку дня заседания СГГ включены вопросы, направленные на обеспечение безопасности и противодействие новым вызовам и угрозам. Среди них проекты:

Основных направлений адаптации объединенной системы противовоздушной обороны государств – участников Содружества Независимых Государств к решению задач воздушно-космической обороны.

Предусматриваются меры по совершенствованию нормативно-правовой базы, организационной структуры и системы управления объединенной системы ПВО стран Содружества.

Отдельным разделом запланированы мероприятия по строительству объединенной системы воздушно-космической обороны ВКО государств – участников СНГ.

Кроме того, в проекте уделено внимание вопросам военно-технического сотрудничества, а также проведению совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки.

В качестве важнейшей цели предусматривается создание к 2025 году объединенной системы воздушно-космической обороны государств – участников СНГ на основе дальнейшего совершенствования существующей объединенной системы противовоздушной обороны государств – участников СНГ;

Решения о Концепции сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Проект Концепции создает правовую основу для эффективной системы международного сотрудничества государств – участников СНГ в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в соответствии с международными стандартами ПОД/ФТ/ФРОМУ.

В проекте изложены принципы, задачи, основные формы и направления сотрудничества.

Задачами государст  – участников СНГ в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ являются:

выработка согласованных подходов государств – участников СНГ к  вопросам ПОД/ФТ/ФРОМУ;

повышение эффективности взаимодействия компетентных органов государств – участников СНГ в данной сфере;

определение основных рисков ОД/ФТ/ФРОМУ, актуальных для государств – участников СНГ, и мер, необходимых для их минимизации;

взаимное содействие в обеспечении положительных результатов проводимых Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее – ФАТФ) и региональными группами по типу ФАТФ оценок соответствия национальных систем ПОД/ФТ/ФРОМУ Рекомендациям ФАТФ.

Проект предусматривает развитие национальных систем ПОД/ФТ/ФРОМУ государств – участников СНГ; формирование и осуществление эффективной государственной (межгосударственной) политики, призванной обеспечить минимизацию выявленных рисков; создание национальных систем оценки рисков; разработку и реализацию совместных программ и планов и другие направления сотрудничества.

В проекте перечисляются основные формы сотрудничества, в том числе обмен информацией, нормативными правовыми актами и методическими пособиями, опытом работы компетентных органов государств – участников СНГ, наделенных полномочиями в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, и др.

Кроме этого, в документ включены разделы, регулирующие информационное и научное обеспечение сотрудничества, материально-техническое, финансовое и кадровое обеспечение;

Концепции сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в противодействии коррупции.

Концепция направлена на развитие правовых и организационных основ сотрудничества в противодействии коррупции. Ее положения являются основой для разработки международных договоров, а также межгосударственных программ в сфере противодействия коррупции.

Основными направлениями сотрудничества государств – участников СНГ в противодействии коррупции являются:

совершенствование договорно-правовой базы сотрудничества в противодействии коррупции;

разработка и реализация совместных программ и планов по противодействию коррупции;

осуществление согласованных мер в сотрудничестве с международными организациями в сфере противодействия коррупции;

оказание взаимной консультативной помощи в разработке национальной системы мер противодействия коррупционным преступлениям и правонарушениям;

содействие обеспечению неотвратимости ответственности за коррупционные преступления и правонарушения;

оценка эффективности совместных усилий, предпринимаемых компетентными органами государств – участников СНГ в сфере противодействия коррупции, внедрение положительного опыта в практику их деятельности;

подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров, участвующих в противодействии коррупционным преступлениям и правонарушениям;

совершенствование модельного законодательства СНГ в сфере противодействия коррупции.

Проект документа определяет также принципы, цели, задачи и формы сотрудничества, его информационное, научное, материально-техническое и финансовое обеспечение.

Контроль над исполнением решений, принятых в рамках Концепции на национальном уровне, будут осуществлять компетентные органы государств – участников СНГ;

Соглашения о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий.

Соглашение развивает правовые и организационные основы сотрудничества правоохранительных органов сторон в борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий. В проекте представлен  детальный понятийный аппарат и значительно расширен перечень умышленных уголовно наказуемых деяний в сфере информационных технологий. Впервые в нем обозначены правонарушения, связанные с  детской порнографией, а также осуществлением террористической деятельности или оправданием терроризма.

Проект документа закрепляет различные формы сотрудничества, включая  обмен информацией, исполнение запросов об оказании содействия в получении информации,  планирование и проведение скоординированных мероприятий и операций по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений в сфере информационных технологий и др.

Проект Соглашения допускает передачу запроса и материалов исполненного запроса по техническим каналам связи при наличии двусторонней договоренности между компетентными органами сторон. Кроме того, оговаривается возможность присутствия представителей заинтересованной стороны при исполнении запроса.

Подписание Соглашения позволит повысить эффективность противодействия преступлениям в сфере информационных технологий на пространстве Содружества;

Протокола о порядке передачи наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, являющихся вещественными доказательствами по уголовным делам.

Проект предусматривает порядок оформления и исполнения запросов о передаче наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, являющихся вещественными доказательствами по уголовным делам, для использования их в уголовном процессе.

Кроме этого, он закрепляет положение о перемещении вышеперечисленных вещественных доказательств через государственные границы участников Протокола, а также перемещении транзитом по их территориям в первоочередном (приоритетном) порядке.

Подписание Протокола будет способствовать активизации сотрудничества в предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков и оружия.

Не менее значимыми в сфере обеспечения безопасности являются проекты:

Решения о внесении изменения в Положение о Совете министров внутренних дел государств – участников Содружества Независимых Государств.

Вносимые изменения направлены на дальнейшее совершенствование системы управленческой деятельности Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств – участников Содружества.

В частности, проектом Решения предлагается увеличить срок назначения (освобождения) директора БКБОП и его первого заместителя с двух до трех лет;

Соглашения между Правительством Российской Федерации и Содружеством Независимых Государств об условиях пребывания на территории Российской Федерации Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств – участников Содружества Независимых Государств.

Проект направлен на создание надлежащих условий для деятельности на территории Российской Федерации Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств – участников Содружества Независимых Государств, а также сотрудников БКБОП и членов их семей.

Положения проекта документа соответствуют нормам, принципам международного права и сложившейся международной практике.

В рамках совершенствования деятельности Содружества планируется рассмотреть ряд важных проектов организационно-управленческого характера.

Наиболее значимыми из них являются проекты:

решений Совета глав государств СНГ о Разграничении полномочий между Советом глав государств и Советом глав правительств Содружества Независимых Государств, о Положении о Совете министров иностранных дел Содружества Независимых Государств и о Положении об Экономическом совете Содружества Независимых Государств.

Разработка новых проектов осуществлена с учетом документов, принятых за прошедшее время в Содружестве, а также сложившейся практики принятия решений Советом глав государств и Советом глав правительств СНГ.

Предлагается к компетенции Совета глав государств СНГ отнести вопросы определения стратегии и направлений дальнейшего развития Содружества, а также сотрудничества в сферах оборонной политики, охраны внешних границ, борьбы с преступностью, противодействия терроризму и иным вызовам и угрозам.

Кроме этого, предусматривается возможность делегирования Советом глав государств СНГ своих полномочий не только Совету глав правительств, Совету министров иностранных дел и Экономическому совету СНГ, но и Совету министров обороны государств – участников СНГ, а также Совету командующих Пограничными войсками.

Вопросы, касающиеся реализации положений Договора о зоне свободной торговли, принятия совместных программ и планов в различных областях экономического, социального и культурно-гуманитарного сотрудничества, предлагается передать для рассмотрения Совету глав правительств СНГ, а создания базовых организаций государств – участников СНГ – Совету министров иностранных дел и Экономическому совету СНГ в целях разгрузки повестки дня Совета глав правительств СНГ.

К полномочиям Совета министров иностранных дел и Экономического совета СНГ также предлагается отнести учреждение базовых организаций, а также принятие окончательных решений по ряду вопросов сотрудничества в различных сферах, в том числе и возможность подписания на заседаниях Совета министров иностранных дел и Экономического совета СНГ международных договоров.

Органам отраслевого сотрудничества СНГ предлагается предоставить право подписывать документы по вопросам практического взаимодействия государств – участников СНГ в различных областях на основании решений экспертных групп, Совета постоянных полномочных представителей государств – участников Содружества при уставных и других органах Содружества, Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ при отсутствии возражений государств – участников СНГ;

Решения о совершенствовании деятельности Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств и ее адаптации к современным реалиям.

В целях повышения качества разрабатываемых модельных законодательных актов предлагается расширить практику привлечения экспертов из органов отраслевого сотрудничества СНГ, ведущих научных центров государств – участников СНГ и специализированных международных организаций к законопроектной деятельности МПА СНГ.

Предлагается ввести процедуру открытого конкурса для определения разработчиков проектов конкретных правовых актов.

В рамках совершенствования механизма трансформации модельных законов, рекомендаций и других правовых актов в национальные правовые системы представляется целесообразным расширять практику регионального представления принятых МПА СНГ модельных документов.

Предлагается активизировать деятельность таких новых форм работы, как межпарламентские слушания по наиболее актуальным проблемам с прениями и выработкой по итогам дискуссии предложений для государств – участников СНГ, уставных органов и органов отраслевого сотрудничества СНГ, международных организаций, включая разработку модельного законодательства.

В рамках сотрудничества с ведущим европейским институтом на данном направлении – Венецианской комиссией – МПА СНГ может выступить в качестве заслуживающего доверия эксперта в сфере избирательного законодательства на пространстве Содружества.

Имеющийся опыт миротворчества позволит МПА СНГ стать проводником мирных инициатив, направленных на снижение напряженности в зонах потенциальной нестабильности.

Внесено предложение наделить МПА СНГ этими функциями по поручению Совета глав государств СНГ.

Планируется дальнейшее развитие конгрессной деятельности МПА СНГ, направленной на формирование скоординированной позиции государств – участников СНГ в вопросах совершенствования законодательной базы, разработки и реализации национальных программ.

Кроме этого, главы государств – участников СНГ рассмотрят проект Решения о награждении Грамотой Содружества Независимых Государств.

Проектом Решения предлагается наградить Грамотой Содружества Независимых Государств Председателя Координационной службы Совета командующих Пограничными войсками генерал-полковника А. Л. Манилова.

 

Информационно-аналитический департамент
Исполнительного комитета СНГ

 


Адрес страницы в интернете: https://cis.minsk.by/news/8225