2008 год в СНГ – Год транспорта

Основные результаты проведения в 2008 году Года транспорта в Содружестве Независимых Государств

Транспорт обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, выступает в качестве важного инструмента достижения социальных, экономических, внешнеполитических целей. Его устойчивое развитие в Содружестве способствует пространственной доступности национальных территорий, свободному перемещению товаров и услуг, конкуренции и свободе экономической деятельности, улучшению условий и качества жизни населения.

Согласованная транспортная политика является ключевым механизмом экономической интеграции.

Согласованность региональной транспортной политики обеспечивается путем координации государствами – участниками СНГ систем государственного регулирования и реализации программ ее развития, совершенствования законодательства в области транспорта, а также согласованным использованием транспортно-транзитного потенциала.

Решением Совета глав государств СНГ (СГГ СНГ) от 5 октября 2007 года  сотрудничество государств – участников СНГ в области транспорта было определено ключевой сферой взаимодействия в 2008 году. 

 

Во исполнение указанного Решения СГГ СНГ были разработаны Приоритетные направления  сотрудничества государств – участников СНГ в сфере транспорта на период до 2020 года, утвержденные Решением Совета глав правительств СНГ (СГП СНГ) 14 ноября 2008 года.

Этот документ определил приоритетные направления взаимодействия на период до 2020 года, к которым отнесены:

формирование сети международных транспортных коридоров  на пространстве СНГ;

повышение уровня взаимодействия между различными видами транспорта;

разработка концепции стратегического развития железнодорожного транспорта государств – участников СНГ;

повышение эффективности тарифной политики;

устранение негативного влияния фискально-административных барьеров при осуществлении международных автомобильных грузовых перевозок.

По мере реализации названных направлений сотрудничества для хозяйствующих субъектов   и потребителей транспортных услуг  будут  созданы условия:

для ускорения процедур пересечения границы;

снятия барьеров при осуществлении международных перевозок;

упорядочения дорожных и иных сборов, транзитных налогов на территории государств – участников СНГ;

обеспечения справедливой конкуренции на рынке транспортных и экспедиторских услуг и проведения антидемпинговой политики на этом рынке;

использования технических средств (подвижного состава) нового поколения с высокими эксплуатационными и экономическими характеристиками в соответствии с международными стандартами обслуживания и ремонта;

предоставления оптимальных тарифных условий для транспортировки грузов;

осуществления перевозки пассажиров и транспортировки грузов  всеми видами  транспорта, в том числе и в автомобильно- и железнодорожно-паромном сообщении между государствами – участниками СНГ и т.д.

Реализация намеченных путей развития сотрудничества потребует активизировать совместную работу в сфере транспортного права, гармонизацию транспортного образования, формирования согласованной политики в области транспортной безопасности.

Во исполнение указанного Решения СГГ СНГ также были разработаны Предложения по развитию сотрудничества государств – участников СНГ  в сфере транспорта (представляющие собой концептуальную часть Приоритетных направлений сотрудничества государств – участников СНГ в сфере транспорта на период до 2020 года), которые были включены разделом в Стратегию экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года, утвержденную СГП  СНГ 14 ноября 2008 года.         

 

Решением СГП СНГ  от 14 ноября 2008 года одобрены Основные направления развития рынка международных автотранспортных услуг, ориентированные на период до 2020 года.

Документ разработан в целях создания равных и благоприятных условий для осуществления международных автомобильных перевозок в границах СНГ и интеграции автомобильного транспорта СНГ в мировой рынок транспортных услуг.

Система мероприятий Основных направлений предусматривает  формирование гармонизированного правового пространства в сфере международных автомобильных перевозок; создание условий для ликвидации барьеров в международном автомобильном сообщении;  развитие материально-технической базы, технологического, экономического потенциала участников рынка автотранспортных услуг;  обеспечение безопасности рынка и усиление координирующей роли государств – участников СНГ в развитии рынка международных автотранспортных услуг.

За счет реализации мероприятий и выполнения работ, предусмотренных Основными направлениями, в государствах Содружества предполагается:  

повышение конкурентоспособности национальных производителей автотранспортных услуг;

обеспечение к 2020 году в государствах – участниках СНГ создания не менее 200 тыс. новых рабочих мест;

увеличение не менее чем в 2 раза валютных поступлений от международных автомобильных перевозок;

увеличение в 2,5-3 раза доли перевозок внешнеторговых грузов с применением высокоэффективных технологий (по терминальной системе, в контейнерах и транспортных пакетах и др.);

снижения на 10-12 % удельных затрат по устранению вредного воздействия автотранспорта на окружающую среду.

Для хозяйствующих субъектов  и потребителей транспортных услуг будут, в частности обеспечены:

 повышение  эффективности и качества автотранспортного обслуживания участников рынка (предоставляемых дорожно-транспортных, информационных и транспортно-логистических услуг);

сокращение времени доставки грузов автомобильным транспортом;

повышение сохранности грузов в пути,

устранение или значительное снижение влияния барьеров в международном автомобильном сообщении.


На заседании Совета глав правительств СНГ 23 мая 2008 года утверждена Концепция повышения эксплуатационной надежности мостовых сооружений на автомобильных дорогах государств – участников СНГ на 2008 – 2015 годы.

Ее цель состоит в повышении безопасности движения, увеличении сроков эксплуатации  и грузоподъемности мостовых сооружений.

Неблагоприятная, а в некоторых случаях опасная для участников дорожного движения ситуация с мостами на дорогах СНГ сдерживает намеченное совершенствование автомобильных дорог СНГ и развитие торговых связей.

В частности, в настоящее время количество мостов, находящихся в неудовлетворительном и аварийном состоянии  в СНГ составляет от  20 до 70% общего количества сооружений. Парки мостов резко отличаются по долговечности: время эксплуатации без появления дефектов колеблется от 0 до 10 лет, работоспособность сохраняется в течение 10-30 лет, велик разброс по срокам службы от 25 до 90 лет. Различные и условия движения по мостам дорог СНГ: количество мостов, на которых не обеспечиваются расчетные скорости, колеблется в разных государствах от 20 до 80% общего количества мостов. Количество мостов с недостаточной грузоподъемностью составляет 15-75% сооружений.

Реализация предусмотренных Концепцией мероприятий позволит, в частности:

обеспечить к 2015 году период эксплуатации мостов с сохранением их работоспособного состояния 35-45 лет (для мостов основных маршрутов, направлениях МТК); 30-40 лет для мостов на промежуточных маршрутах; 25-35 лет для мостов на ответвлениях и соединительных дорогах;

снизить в 2-3 раза количество мостов, находящихся в неудовлетворительном состоянии;

увеличить количество мостов, удовлетворяющих требованиям по грузоподъемности (надежности, безопасности конструкций);

 

23 мая 2008 года СГП СНГ принял также  Решение о мерах  по обеспечению пополнения, модернизации и ремонта парка грузовых вагонов совместного использования государств – участников Содружества Независимых Государств.

Рост перевозок грузов, характерный для большинства железных дорог государств Содружества, происходит на фоне серьезных проблем с подвижным составом. Вследствие дефицита грузовых вагонов затруднено удовлетворение возрастающих потребностей экономики государств – участников СНГ в перевозках грузов.

Исполнение предусмотренных Решением поручений  позволит:

увеличить рабочий парк железнодорожного транспорта;

повысить на 5-10% производительность грузовых вагонов и на 15-20% производительность специализированных вагонов;

снизить затраты на содержание (сократить на 10-20% эксплуатационные расходы) и ремонт подвижного состава;

улучшить качественные показатели графика движения поездов и безопасность движения.

 

На заседании Экономического совета СНГ 12 декабря 2008 года утверждены Единые требования к дополнительному обучению на профессиональную компетентность международных автомобильных перевозчиков государств – участников СНГ.

Принятие Единых требований позволит ввести  в действие в государствах – участниках СНГ согласованную систему дополнительного обучения на профессиональную компетентность международных автомобильных перевозчиков.

Введение этой системы в свою очередь даст возможность  смягчить действие барьеров, связанных с допуском национальных автомобильных перевозчиков на рынки международных автотранспортных услуг СНГ и европейских стран, т.е. исключить их дискриминацию  по критерию профессиональной компетентности, поддержать конкурентоспособность  международных автомобильных перевозчиков государств – участников СНГ.

 

Одним из основных направлений сотрудничества в транспортной сфере является также Тарифная политика на железнодорожном транспорте государств – участников СНГ. 

По предложениям железнодорожных администраций государств – участников СНГ к Тарифной политике СНГ на 2008 фрахтовый год были, в частности:

увеличены ставки в связи с изменением их уровня в Международном железнодорожном транзитном тарифе (МТТ) за пробег дизель-генераторного вагона в составе приватной порожней рефрижераторной секции, порожних вагонов, вагонов с контрольной рамой, вагонов-прикрытий, порожних транспортеров, вагонов с проводниками;

введен порядок определения провозной платы за возврат съемного оборудования в приватных или арендованных вагонах, а также за возврат приватных вагонов, оснащенных несъемным дополнительным оборудованием, масса которых не включена в массу тары вагона, за возврат многооборотного крепления, не принадлежащего железным дорогам;

уточнены правила определения провозной платы на перевозку скоропортящихся грузов в рефрижераторной секции, сформированной из
пяти груженых вагонов и более;

уточнен порядок определения провозной платы за перевозку опасных грузов  и актуализирован соответствующий Перечень;

внесены изменения в порядок определения провозной платы.

Принятые дополнения и изменения, введение сквозных тарифных ставок и поправочных коэффициентов позволило оптимизировать тарифные условия  осуществления международных железнодорожных перевозок грузов по территории государств – участников СНГ, а также  повысить эффективность взаимного использования вагонов железнодорожными администрациями, и, как следствие, обеспечить взаимовыгодное сотрудничество и рост доходов железных дорог при перевозках грузов в международном сообщении;

 

В течение  2008 года  органами отраслевого сотрудничества СНГ в области транспорта  и транспортными ведомствами государств – участников СНГ проводилась работа по реализации ранее принятых в рамках СНГ решений и международных договоров  в области транспорта.

В области железнодорожного транспорта, в частности:

разработаны графики движения и планы формирования грузовых поездов, порядки направления вагонопотоков в международном сообщении на 2008-2009 и 2009-2010  годы;

решены вопросы организации перевозок скоропортящихся грузов в универсальных контейнерах;

согласованы правила перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа.

Подведены итоги  переписи грузовых  вагонов и контейнеров и взаиморасчетов между железнодорожными администрациями государств Содружества.

По итогам 2008 года выполнены все принятые обязательства по перевозкам грузов,  возросли объемы  перевозок (хотя к концу года темпы роста замедлились), грузооборот и дальность перевозок, улучшилось взаимодействие железнодорожных администраций по оказанию «вагонной помощи» для отгрузки предъявляемых грузов.

Вместе с тем, отмечаются и сложности в организации перевозочного процесса на международном уровне:  увеличилось  количество отцепок грузовых вагонов от поездов на межгосударственных пунктах пропуска (преимущественно по требованиям таможенных органов), допускались задержки поездов из-за несвоевременной подсылки локомотивов, не всегда выполнялись нормативы по передаче порожних вагонов (особенно  полувагонов и крытого подвижного состава), объявлялся режим срочного возврата грузовых вагонов и имели место нарушения положений, регламентирующих использование вагонов «чужой» принадлежности.

Решение этих проблем является одной из главных задач 2009 года.

В области автомобильного транспорта  и дорожного хозяйства согласовывались вопросы практического применения:

Соглашения о взаимодействии государств – участников СНГ в области международных автомобильных грузовых перевозок (в части введения безразшительной системы на транзитные автомобильные перевозки грузов);

Соглашения о массах  и габаритах транспортных средств, осуществляющих международные перевозки по автомобильным дорогам государств-участников СНГ (в части возможности изменения установленных нормативов осевых масс);

международного сертификата взвешивания грузовых транспортных средств на территории государств – участников СНГ (были определены перечни уполномоченных станций взвешивания, расположенных на территориях Беларуси, России и Украины);

Протокола о международных автомобильных дорогах СНГ (согласовывались вопросы развития автомобильных дорог на подъездах к границам сопредельных государств);

Концепции присоединения государств – участников СНГ  к международным конвенциям и соглашениям в области автомобильного транспорта.

В оперативном режиме рассматривались:

ситуация в области преодоления барьеров в международном автомобильном сообщении (проведена комплексная оценка открытости рынка международных автомобильных перевозок в государствах-участниках СНГ);

вопросы применения новых правил режима труда и отдыха водителей и регламентов их проверки;

меры по унификации единых требований, предъявляемых  к выхлопам двигателей автомобилей, эксплуатируемых на территории СНГ;

вопросы реализации пилотного коммерческого проекта доставки грузов автомобильным транспортом из Китая в Европу в рамках концепции возрождения Великого Шелкового Пути.

В области воздушного транспорта в течение 2008 года велась практическая реализация положений:

Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства;

Основных направлений развития гражданской авиации и мер по повышению безопасности полетов в государствах – участниках СНГ (разработан  и одобрен комплекс мероприятий по обеспечению безопасности полетов в гражданской авиации, утверждены поправки к Авиационным правилам в части сертификационных требований к оборудованию аэродромов и воздушных трасс, норм летной годности самолетов транспортной категории, подготовки персонала).

При участии авиационных администраций государств – участников СНГ подготовлен представленный на рассмотрение СГП СНГ 14 ноября 2008 года доклад «О состоянии конкуренции на рынках авиаперевозок государств – участников СНГ».
 


 

Согласованная транспортная политика – один из  ключевых механизмов экономической интеграции

 

 

Департамент экономического сотрудничества
Исполнительного комитета СНГ