ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Принятое в СНГ распределение чрезвычайных ситуаций по причинным группам выглядит следующим образом:
- техногенные - чрезвычайные ситуации, связанные с деятельностью человека, и делятся на транспортные аварии (катастрофы), пожары, взрывы, аварии с выбросом химически опасных веществ, аварии с выбросом радиоактивных веществ, аварии с выбросом БОВ, внезапное обрушение зданий, сооружений, пород, аварии на электроэнергетических системах, аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения, аварии систем связи и телекоммуникаций, аварии на промышленных очистных сооружениях, гидродинамические аварии, аварии в системах нефтегазового промышленного комплекса;
- природные - опасные геофизические явления, геологические опасные явления, метеорологические и агрометеорологические опасные явления, гидрологические опасные явления, гидрогеологические опасные явления, природные пожары, чрезвычайные ситуации, связанные с изменением состояния суши (почвы, недра, ландшафта), гидросферы (водной среды), биосферы, чрезвычайные ситуации, связанные с изменением состава и свойств атмосферы (воздушной среды);
- биолого-социальные - инфекционные заболевания людей, отравления людей, инфекционные заболевания сельскохозяйственных животных, массовые отравления сельскохозяйственных животных, массовая гибель диких животных, поражения сельскохозяйственных растений вредителями и болезнями.
Распределение чрезвычайных ситуаций по причинным группам выглядит следующим образом: техногенные - 72,5 %, природные - 24,5 %, биолого-социальные - 3,0 %.
Число погибших во время чрезвычайных ситуаций распределяется примерно следующим образом: техногенные - 78,0 %, природные - 16,0 %, биолого-социальные - 6,0 %.
Количество пострадавших приходится на: техногенные -1,5 %, природные - 97,5 %, биолого-социальные - 1,0 %.
Учитывая рост плотности и численности населения, его миграцию, критический износ в СНГ основных производственных фондов, размещение производств в непосредственной близости от населенных пунктов, устаревшие технологии, человеческий фактор, резкий рост современных (но не новых) транспортных средств и отсутствие современной транспортной инфраструктуры и средств регулирования транспортными потоками, просчеты при проектировании и строительстве различных объектов, а также нарушения при их эксплуатации и др. последствия от техногенных чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти, будут существенны, а учитывая, что по статистике наблюдается их рост, эта проблема наиболее актуальна.
При возрастающем количестве чрезвычайных ситуаций возникает необходимость поиска новых современных методов и механизмов совместного использования предупредительных мер, аварийно-спасательных сил и средств для защиты населения, территорий и объектов государств - участников СНГ от стихийных природных явлений, техногенных аварий и катастроф, чрезвычайных ситуаций биолого-социального характера.
В Содружестве Независимых Государств работа в части, касающейся предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проводится комплексно. Следует отметить наличие тесного и плодотворного взаимодействия министерств и ведомств государств - участников СНГ в работе Межгосударственного совета по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера (организация системы экстренной помощи государствам СНГ в случае возникновения на их территориях чрезвычайных ситуаций, которые носят трансграничный характер), Межгосударственного совета по гидрометеорологии (взаимодействие в прогнозировании и предупреждении о циклонах, штормах, ураганах, грозовых шквалах, пылевых бурях, засухах, ливнях, наводнениях, внезапном понижении температуры воздуха, снегопадах, граде, снежных лавинах и т. д.), Межгосударственного совета по промышленной безопасности (технологическая и производственная безопасность, состояние производственных фондов), Межгосударственного экологического совета (природопользование и экологическая безопасность). Данные направления сотрудничества неразрывно связаны и имеют одну главную цель - защита населения и экономики государств Содружества от природных стихийных явлений, техногенных аварий и катастроф и иных чрезвычайных ситуаций. В этом направлении осуществляется тесное взаимодействие вышеуказанных отраслевых органов Содружества, которые, взаимно дополняя друг друга, обеспечивают полный цикл прогнозирования, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Координация вопросов сотрудничества осуществляется через полномочных представителей государств СНГ в этих органах (члены советов), имеющих ранг руководителя (заместителя) соответствующего министерства или ведомства, и руководителей структур, созданных при отраслевых советах.
На территории СНГ сохранено общее пространство обмена гидрометеорологической информацией и создана Межгосударственная гидрометеорологическая сеть СНГ. Проводится работа по оптимизации системы связи и передачи информации, а также по внедрению станций приема спутниковой информации нового поколения. Согласован порядок взаимодействия национальных гидрометеослужб при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Определен Региональный специализированный метеорологический центр (НПО “Тайфун” Росгидромета) по обеспечению государств СНГ необходимой информацией о направлениях распространения шлейфов загрязняющих веществ при техногенных авариях (в том числе на АЭС). Создан Центр мониторинга засух. Ведется оценка трансграничного переноса воды, наносов, загрязняющих веществ через границы государств - участников СНГ.
Осуществляется работа по гармонизации природоохранного законодательства, применению научно обоснованных норм вовлечения природных ресурсов, экологических норм и стандартов, содействие разработке общих методических подходов в области экономики природопользования и охраны окружающей среды, организация разработки и содействие осуществлению межгосударственных программ и проектов; содействие созданию и функционированию межгосударственной информационной системы и системы экологического мониторинга.
В рамках Межгосударственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций создан Корпус сил СНГ для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Утвержден Реестр формирований, выделяемых от государств СНГ в состав Корпуса сил СНГ - перечень специализированных подразделений, их численный состав по специальностям, а также используемая техника и технические средства. В настоящее время Корпус сил СНГ располагает: личным составом в количестве - 2 052 человек; специализированной техникой в количестве - 363 единицы.
Создана и функционирует система оповещения с использованием мощностей Центра управления кризисными ситуациями МЧС России для сбора информации по предупреждению чрезвычайных ситуаций в государствах СНГ и управления процессами их ликвидации с учетом возможностей Корпуса сил СНГ.
Для повышения эффективности при оказании помощи силы прикрытия распределены на три региона - Западный (Беларусь, Молдова, Украина, Россия), Южный (государства Закавказья, Россия), Восточный (государства Средней Азии, Казахстан, Россия).
Первоочередные мероприятия, необходимые для организации взаимодействия государств при чрезвычайных ситуациях, определены Порядком взаимодействия государств - участников СНГ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Межгосударственное сотрудничество в сфере обеспечения экологической безопасности осуществляется на основе Соглашения о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды, принятого Советом глав правительств СНГ 8 февраля 1992 года (г.Москва).
Основными задачами этого сотрудничества являются:
- координация и проведение согласованной политики государств – участников Соглашения в области экологии и охраны окружающей природной среды;
- подготовка рекомендаций по гармонизации природоохранительного законодательства, научно обоснованных норм вовлечения природных ресурсов, экологических норм и стандартов государств – участников Соглашения;
- содействие разработке общих методических подходов в области экономики природопользования и охраны окружающей среды;
- организация разработки и содействие осуществлению межгосударственных программ и проектов в области природопользования и экологической безопасности;
- содействие созданию и функционированию межгосударственной экологической информационной системы;
- содействие созданию межгосударственной системы экологического мониторинга в целях сбора, оценки, прогноза и обмена экологической информацией государств – участников Соглашения;
- ведение Красной книги государств – участников Содружества Независимых Государств;
- согласование методов по осуществлению контроля за генетическими изменениями в сообществах живых и растительных организмов, защите редких и исчезающих видов;
- осуществление согласованной научно–технической деятельности в области охраны окружающей природной среды, организация скоординированных фундаментальных и прикладных экологических исследований, совершенствование экологического образования и воспитания;
- координация действий государств – участников Соглашения в области экологии и охраны окружающей природной среды в рамках международного сотрудничества с учетом обязательств, вытекающих из ранее принятых бывшим Союзом ССР и его республиками соглашений;
- организация обмена опытом работы и повышения квалификации специалистов в области охраны окружающей природной среды;
- содействие подготовке кадров в области экологии и охраны окружающей природной среды.
Координирует данную деятельность Межгосударственный экологический совет в заседаниях которого участвуют все государства – участники СНГ, за исключением Украины, не подписавшей вышеуказанное Соглашение.
По инициативе Совета подготовлены и приняты нормативные правовые акты, регламентирующие межгосударственное сотрудничество в сфере обеспечения экологической безопасности.
В 2001 году были проведены Экологический форум «Планетарные проблемы природопользования и защиты окружающей среды» и Международная конференция «Законодательство в СНГ – гармонизация в природоохранном аспекте».
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Государства – участники СНГ осуществляют согласованную деятельность в области обеспечения промышленной безопасности на опасных производственных объектах, устанавливают требования промышленной безопасности к проектированию, строительству, техническому перевооружению, эксплуатации опасных производственных объектов. Ведется работа по гармонизации и сближению национальных процедур, требований и условий лицензирования видов деятельности в области промышленной безопасности, а также по подготовке и аттестации специалистов, эксплуатирующих опасные производственные объекты. Ведется разработка межгосударственных программ, осуществляется обмен информацией по проблемам, представляющим взаимный интерес.
Координацию данной деятельности осуществляет Межгосударственный совет по промышленной безопасности (МСПБ). Организационно-техническое обеспечение деятельности МСПБ осуществляется Исполнительным комитетом СНГ.
Правовой основой вышеуказанной деятельности является Соглашение о сотрудничестве в области обеспечения промышленной безопасности на опасных производственных объектах от 28 сентября 2001 года. Положение о МСПБ принято этим же Соглашением.
МСПБ утвердил:
- План основных мероприятий по реализации Соглашения на период до 2010 года;
- Общие принципы подготовки, аттестации и сертификации персонала по вопросам промышленной безопасности, эксплуатирующих опасные производственные объекты;
- Концепцию взаимодействия государств – участников СНГ в области обеспечения промышленной безопасности на опасных производственных объектах;
- Форму обмена информацией об авариях на опасных производственных объектах и Порядок ведения обмена.
МСПБ имеет собственный Интернет-сайт (www.mspbsng.org).