Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Концепция председательства Кыргызской Республики в Содружестве Независимых Государств в 2016 году

В 2016 году Кыргызской Республикой председательство будет осуществляться в лице представителей одновременно в Совете глав государств, Совете глав правительств, Совете министров иностранных дел, Экономическом совете, Совете постоянных полномочных представителей государств – участников Содружества при уставных и других органах Содружества, а также в Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ.

Председательство Кыргызстана в СНГ будет исходить из принципа преемственности в целях дальнейшего развития двадцатипятилетнего опыта функционирования Содружества и наращивания многостороннего сотрудничества государств-участников на современном этапе.

Кыргызская Республика занимает неизменную позицию, нацеленную на укрепление интеграции государств-участников, и считает, что СНГ остается основной диалоговой площадкой для взаимодействия стран на постсоветском пространстве.

При этом Кыргызская Республика поддерживает предложения о необходимости трансформации Организации, оптимизации и реформирования отраслевых органов СНГ, сокращения излишних рабочих структур и секретариатов, снижения затрат на проведение мероприятий и содержание аппаратов.

Кыргызская Республика в рамках председательства будет в тесном взаимодействии с сопредседательствующими Республикой Казахстан и Российской Федерацией реализовывать инициативы по реформированию органов СНГ.

Председательство Кыргызской Республики в Содружестве Независимых Государств будет направлено на дальнейшее поддержание мира, безопасности и межнационального согласия на пространстве Содружества, углубление экономического развития на основе принятых концептуальных и стратегических документов.

Приоритетными целями председательства Кыргызстана в СНГ будут являться:

1. Дальнейшее укрепление всестороннего конструктивного взаимодействия между государствами – участниками Содружества, основанного на принципах равенства, доверия, взаимопонимания и добрососедства.

2. Оптимизация и реформирование отраслевых органов СНГ исходя из оценки эффективности и практической пользы их деятельности, устранение дублирования выполняемых функций и задач, создание более экономичного механизма их деятельности.

3. Расширение роли СНГ путем сопряжения и взаимного учета процессов интеграции в Содружестве Независимых Государств и Евразийском экономическом союзе, куда вошли пять государств – участников Содружества.

4. Поиск новых форм эффективного экономического и политического взаимодействия СНГ с ШОС, Европейским Союзом, государствами Юго-Восточной Азии и странами БРИКС.

5. Сотрудничество по вопросам борьбы с терроризмом и экстремизмом во всех его формах и проявлениях, организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков, коррупцией, отмыванием денег и торговлей людьми.

6. Сотрудничество и взаимодействие при ликвидации чрезвычайных ситуаций, природных и техногенных катастроф, устранении последствий и оказании гуманитарной помощи, обеспечении экологической безопасности.

 

Гуманитарное сотрудничество

Одной из первоочередных задач председательства Кыргызской Республики является выполнение Плана мероприятий, посвященных 25-летию Содружества. В данном контексте Кыргызская Республика будет всемерно содействовать реализации 28 организационных, экономических, научно-практических и гуманитарных юбилейных мероприятий в 2016 году.

В рамках саммита СНГ в Кыргызской Республике в 2016 году планируется принятие Заявления глав государств Содружества в связи
с 25-летием образования СНГ, которое важно распространить и на других международных площадках.

Также основные усилия Кыргызская Республика направит на реализацию Решения Совета глав государств СНГ об объявлении 2016 года Годом образования в Содружестве.

В сфере образования Кыргызская Республика планирует уделить приоритетное внимание взаимодействию государств в сфере профессионального образования, в частности повышению конкурентоспособности квалифицированных рабочих кадров и специалистов, подготавливаемых в образовательных организациях начального и среднего профессионального образования, а также развитию стандартов профессионального образования в тесной взаимосвязи с квалификационными требованиями внутреннего и внешнего рынков труда.

 

Экономическое сотрудничество

Основное внимание Кыргызская Республика уделит исполнению Плана мероприятий по реализации третьего этапа (2016–2020 годы) Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года, Плана мероприятий по решению актуальных вопросов в финансово-экономической сфере, реализации положений Договора о зоне свободной торговли в части торговли услугами и государственных закупок.

Для  углубления экономического сотрудничества в интересах стран СНГ важно объединение интеграционных усилий на пространстве Содружества. Кыргызстан видит необходимым укрепление торгово-экономического взаимодействия стран СНГ и начавшего свою деятельность Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В этой связи целесообразно разработать Концепцию экономического сопряжения СНГ и ЕАЭС, а также План мероприятий по ее претворению в жизнь.

Введение в перспективе полномасштабного режима свободной торговли между двумя интеграционными объединениями будет способствовать укреплению конкурентоспособности государств СНГ и ЕАЭС в глобальном масштабе и устойчивому экономическому росту стран СНГ.

Кыргызская Республика также поддерживает инициативу Президента Российской Федерации В. Путина о сближении интеграционных процессов в Евро-Атлантике и Евразии, а также формировании в перспективе единого экономического и гуманитарного пространства от Атлантики до Тихого океана.

 

Сотрудничество в области безопасности и обороны

Глобальный характер существующих вызовов и угроз безопасности нацеливает государства – участники СНГ на совместную работу.

Особую обеспокоенность вызывают рост активности террористической организации «Исламское государство», многочисленные факты вербовки и выезда граждан СНГ для участия в вооруженных конфликтах на стороне ИГ, а также их последующее возвращение для продолжения террористической и вербовочной деятельности в своих странах.

Наиболее серьезным внешним вызовом для стран постсоветского пространства, несомненно, остается афганский фактор с исходящими с территории этой страны угрозами терроризма, экстремизма, наркотрафика.

В качестве важного инструмента стабильного развития и обеспечения безопасности в рамках Организации Кыргызская Республика рассматривает укрепление всего спектра сотрудничества с государствами – участниками Содружества.

Вызовы и угрозы безопасности постоянно меняются. В нынешних условиях интеграция является основным фактором развития, в этой связи Кыргызстан считает важным Содружеству адаптировать свою повестку и приоритеты к новым реалиям.

Для противодействия подобным негативным явлениям Кыргызская Республика считает целесообразным:

в полной мере задействовать потенциал Антитеррористического центра государств – участников СНГ, а также усилить международное сотрудничество с региональными организациями, имеющими опыт в данной сфере (ОДКБ, ШОС);

усилить информационную безопасность и принять соответствующие меры по пресечению пропаганды террористической и экстремистской идеологии, выработать порядок координации взаимодействия по недопущению распространения в Интернете противоправной информации с учетом принятых судебных актов государств – участников Содружества;

развитие нормативно-правовой базы СНГ в области обеспечения пограничной безопасности государств, а также решение вопросов, связанных с недостаточной обустроенностью пограничной инфраструктуры;

развитие нормативно-правовой базы СНГ в области обеспечения безопасности воздушного пространства, единой системы связи, а также инженерного обеспечения вооруженных сил государств – участников СНГ.

В сфере пограничной безопасности Кыргызстан всемерно окажет содействие выполнению Программы сотрудничества государств – участников СНГ в укреплении пограничной безопасности на внешних границах на 2016–2020 годы; Плана мероприятий по реализации Протокола от 5 октября 2007 года об утверждении Положения об организации взаимодействия пограничных и иных ведомств государств – участников СНГ в оказании помощи при возникновении и урегулировании (ликвидации) кризисных ситуаций на внешних границах.

 

Сотрудничество в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

В настоящее время государства все чаще сталкиваются с природными стихийными бедствиями.

Центрально-Азиатский регион в силу природно-климатических условий горного ландшафта подвергается многочисленным стихийным бедствиям, которые оказывают постоянное негативное воздействие на население и экономику республик.

На территории Кыргызстана расположено 92 объекта с радиоактивными и токсичными отходами горнорудного производства, в том числе 36 хвостохранилищ, 31 из которых содержит радиоактивные отходы.

Большинство чрезвычайных ситуаций как в Кыргызстане, так и в других государствах – участниках СНГ вызывается опасными метеорологическими, агрометеорологическими, гидрологическими явлениями: бурями, ураганами, смерчами, шквалами, ливнями, снегопадами, гололедом, сильным морозом, сильной жарой, засухами, наводнениями.

С учетом вышеизложенного приобретает важность обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.

В этом ключе являются своевременными разработка и подписание 16 октября 2015 года Соглашения о сотрудничестве государств – участников СНГ в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение о взаимодействии в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера от 22 января 1993 года.

Одновременно Кыргызская Республика акцентирует внимание на необходимости:

мониторинга потенциально опасных территорий и технического состояния объектов;

продолжения совместной работы по локализации хвостохранилищ, поиска новых решений данной проблемы, развития методов их прогноза и предупреждения;

реализации Межгосударственной целевой программы «Рекультивация территорий государств, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств»;

выработки единых стандартов реагирования, оказания гуманитарной помощи и взаимодействия с пострадавшим государством – участником СНГ.

 

Сотрудничество в области экологической безопасности

Структура экономик и экономический рост многих стран базируются в основном на техногенном, экстенсивном и природоемком развитии. Создаются риски резкого ухудшения экономических показателей в случае истощения природных ресурсов и загрязнения окружающей среды.

В связи с чем переход к устойчивому развитию делает необходимым включение экологического фактора в систему основных экономических показателей развития.

Кыргызстан считает важным уделить особое внимание формированию и последовательной реализации в Содружестве единой политики в области экологической безопасности и охраны окружающей среды, охватывающей все аспекты устойчивости экосистем.

Представляется важным акцентировать работу отраслевых органов Содружества над инструментами регулирования деловой среды для развития бизнеса и отраслей, в первую очередь в сфере производства экологически чистой продукции. Прежде всего в области сельского хозяйства и энергетики как ключевых приоритетах зеленого развития, а также в горнодобывающем секторе.

Учитывая, что в настоящее время вопрос изменения климата приобретает актуальность, Кыргызская Республика акцентирует внимание на необходимости активизации работы в данном направлении: обмен опытом о работе, проводимой в странах СНГ, мерах по адаптации к изменению климата и смягчению его последствий.

 

Сотрудничество в области науки, инноваций и культуры

Кыргызстан целиком поддерживает идею развития научных и инновационных технологий, что является одним из необходимых условий устойчивого экономического роста, обеспечения безопасности и повышения качества жизни граждан СНГ. Основой для этой работы станет дальнейшая реализация Перечня пилотных проектов Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2020 года.

Одновременно Кыргызская Республика акцентирует внимание на выполнении Плана мероприятий на 2016–2017 годы по реализации Стратегии международного молодежного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2020 года, Плана мероприятий на 2016–2018 годы по реализации Стратегии развития физической культуры и спорта государств – участников СНГ до 2020 года, а также продолжит оказывать содействие в осуществлении Межгосударственной программы «Культурные столицы Содружества».

Кыргызская Республика готова работать по всем направлениям многостороннего сотрудничества и взаимодействия в целях дальнейшего укрепления эффективности и авторитета Содружества Независимых Государств и надеется на поддержку сопредседательства со стороны Республики Казахстан и Российской Федерации.