Методические рекомендации по проведению в образовательных учреждениях государств - участников СНГ единого урока, посвящённого Году книги в Содружестве Независимых Государств

Методические рекомендации
по проведению в образовательных учреждениях
государств - участников СНГ единого урока,
посвящённого Году книги
в Содружестве Независимых Государств

 

 

1. Краткое обоснование актуальности проведения единого урока

Советом глав государств СНГ 11 октября 2017 года в Сочи принято решение об объявлении в Содружестве Независимых Государств 2019 года Годом книги. В соответствии с п. 9 Плана работы Совета по сотрудничеству в области образования государств - участников СНГ на 2019–2020 гг. предусмотрено проведение в мае 2019 года в образовательных учреждениях государств - участников СНГ единого урока, посвящённого Году книги в Содружестве Независимых Государств.

Актуальность проведения единого урока во многом обусловлена современной социокультурной ситуацией, характеризующейся конфликтом между традиционной книжной культурой и вызовами цифровой эпохи. Инфокоммуникационные технологии, пронизывающие все сферы жизнедеятельности человека, оказывают существенное влияние на характер чтения и способы взаимодействия автора и читателя. Литература во всём мире вытесняется видео- и телевизионной культурой изображения. «Мозаичная» культура (А. Моль) сформировала «клиповое сознание» и особый тип восприятия литературы («скорочтение», беглое чтение). В настоящее время зафиксирована общемировая тенденция снижения статуса чтения и читательской культуры, большая популярность развлекательной литературы, снижение востребованности «высокой» литературы и – как следствие – распространение невзыскательного вкуса и предпочтений в области чтения, ухудшение владения родным языком, снижение уровня грамотности населения.

Во многих странах приняты национальные программы поддержки и развития чтения, в том числе и в Российской Федерации (2006 год). Среди задач, обозначенных в этих программах, на первом месте стоит изменение отношения к книге и чтению в целом, внедрение различных программ чтения в систему образования. Главными институтами, содействующими поддержке и развитию чтения и грамотности, признаются образовательные и культурно-просветительские учреждения и библиотеки.

Современные специалисты говорят об изменении модели детского и подросткового чтения (его статуса, длительности, характера, способа работы с печатным текстом, репертуара чтения, мотивов и стимулов чтения и др.). Отмечается близость модели чтения подростка модели чтения взрослого человека, преобладание у детей прагматичных мотивов чтения, восприятие ими чтения как работы, а не как удовольствия. Кроме того, нужно учитывать, что в обиход современного школьника, живущего в «цифровую эпоху», активно вошло чтение с разнообразных носителей информации, общение по поводу прочитанного в социальных сетях. Одной из важнейших задач современного образования, осуществляющегося в условиях всеобщего доступа к информации, является формирование у учащихся читательской грамотности и информационной культуры.

Чтение по-прежнему рассматривается как универсальный способ познания мира и себя, важнейшая форма языкового общения людей посредством печатных или рукописных текстов. Чтение художественных произведений незаменимо в формировании и развитии важнейших качеств личности: устойчивой потребности в общении с книгой, умения читать медленно и вдумчиво, эмоциональной отзывчивости, творческого и воссоздающего воображения, способности к «вживанию» (эмпатии) и эмоциональному реагированию.

 

2. Цели и задачи проведения единого урока (по возрастам)

Проведение единого урока, посвящённого Году книги в СНГ, прежде всего нацелено на популяризацию книги и чтения среди детей, подростков и юношества, осознание чтения как социально и личностно значимой ценности. Вся система современного литературного образования направлена на развитие мотивации чтения и потребности в регулярном чтении, на подготовку читателя, обладающего широким кругозором, владеющего разнообразными читательскими практиками, готового к непрерывному образованию и самообразованию, ответственному и творческому решению сложных задач в различных сферах общественной жизни.

С учётом этапов возрастной эволюции читателя-школьника задачи единого урока могут быть сформулированы следующим образом:

в начальной школе – формирование информационной культуры и читательской компетентности детей, позитивного отношения к книге и библиотеке, развитие читательских интересов школьников, вовлечение в литературное творчество;

в основной школе – развитие информационной культуры и читательской компетентности учащихся, расширение их читательского кругозора, воспитание уважения к книге и активной жизненной позиции через продвижение чтения книг;  

в старших классах –  совершенствование инфо рмационной культуры и читательской компетентности учащихся, обогащение их читательских интересов, включение старшеклассников в самостоятельные исследования и проектную деятельность в области чтения.

Уместно напомнить педагогам о размышлениях выдающегося педагога-гуманиста В.А. Сухомлинского, который в книге «Павлышская средняя школа» писал: «Атмосфера любви к книге, уважения к книге, благоговения перед книгой – в этом заключается сущность школы и педагогического труда. В школе может быть всё, но если нет книг, нужных для всестороннего развития человека, для его богатой духовной жизни, или если книгу не любят и равнодушны к ней, то это ещё не школа; в школе может многого не хватать, во многом мы можем быть бедны и скромны, но, если у нас есть книги, нужные для того, чтобы перед нами всегда было широко открыто окно в мир, это уже школа».

 

3. Роль книги в жизни человека

Традиционно книга рассматривается как главный источник знаний и идей, способ общения между народами. Именно об этом говорится в Декларации о поддержке книги, принятой на заседании Совета глав государств СНГ почти десять лет назад – 9 октября 2009 года в Кишинёве. В рамках единого урока важно познакомить учащихся с одним из основополагающих принципов Декларации – «Книга без границ», реализация которого позволит книжной продукции, создаваемой в каждом из государств - участников Содружества Независимых Государств, стать достоянием других государств - участников СНГ.

Государства - участники Декларации о поддержке книги признают, что «книга – неотъемлемая часть образования, научного, культурного, социального и экономического развития; важнейшее средство хранения и передачи информации, приумножения знаний, обеспечения научной деятельности, воспитания, распространения как национальной, так и мировой культуры, предмет первой необходимости».

Выявляя роль книги в жизни современного человека, государства -участники Декларация считают, что она «утверждает и защищает высшие духовные и нравственные ценности человека и общества, охватывает все сферы культуры, науки и образования, способствует сохранению истории государств и народов… Без понимания значения книги и необходимости её поддержки невозможны развитие образования и науки, социально-экономический прогресс общества, освоение современных технологий».

В Декларации подчёркивается взаимосвязь и взаимозависимость политических, экономических, социальных, научных и культурных функций книги, необходимость рассматривать их в целостном контексте. Кроме того, утверждается, что «каждый человек должен обладать всеми возможностями для удовлетворения всесторонних потребностей в образовании, просвещении, культурном и интеллектуальном развитии с помощью книги». Поэтому развитие книгоиздания, книгораспространения и полиграфии расценивается как важная государственная задача каждой страны.

При раскрытии вопроса о роли книги в жизни человека учитель в первую очередь будет исходить из возраста школьной аудитории. При организации этого этапа урока педагог может обратиться к книгам и интернет-ресурсам, рекомендованным в специальном разделе. В частности, не утратили ценности размышления С.И. Бэлзы, составителя знаменитого издания «Homo Legens. Человек пишущий и человек читающий» (оно заслуживает демонстрации на уроке), об основополагающей роли книг в развитии нашей цивилизации: «Гигантская, накопленная за века библиотека – надёжная память человечества, где запечатлены его свершения и мечты, прозрения и заблуждения. Эта библиотека создавалась на камне и металле, глиняных табличках и деревянных дощечках, свитках папируса и пергаментных кодексах, пальмовых листьях и бересте, шёлке и бумаге – менялся материал и способ изготовления книги, но неизменным оставалось её назначение: служить сохранению и передаче знания, опыта, художественных ценностей… Цель искусства, цель книги – служить человеку, способствовать его счастью, помогать совершенствованию человека и человеческих отношений, содействовать сплочению, а не разобщению людей».

Учащимся начальной школы можно рассказать о Международном дне детской книги, который отмечается ежегодно с 1967 года  2 апреля – в день рождения Х.К. Андерсена. Учащимся основной и старшей школы полезно будет узнать о проведении в 1972 году Международного года книги под девизом «Книга для всех». В программе года были определены благородные задачи: повышение роли книги в жизни современного человека; расширение книгоиздательства и библиотечного обслуживания населения во всех странах; более эффективное использование книги как средства образования, научного и технического прогресса, как орудия борьбы за мир, сотрудничество и взаимопонимание между народами. На это была нацелена и Московская международная книжная выставка-ярмарка, ведущая свою историю с 1977 года.

Интересно сопоставить девизы и целевые установки Международного года книги 1972 года и Года книги в Содружестве Независимых Государств 2019 года. Стоит подробно познакомить школьников с планом мероприятий, посвящённых Году книги в СНГ (http://cis.minsk.by/page.php?id=19294), и ходом проведения отдельных событий в январе - мае 2019 года, что получило отражение в СМИ и на сайте Исполкома СНГ (http://e-cis.info/ ). Среди важных событий Года книги – запланированная на 18 сентября 2019 года «Читательская Ассамблея Содружества» (https://bookunion.ru/news/rossiyskiy_ knizhnyy_soyuz_planiruet_provedenie_bolshoy_chitatelskoy_assamblei_sodruzhestva/). Нужно рассказать о Всемирном дне книги и авторского права, который с 1996 года ежегодно  отмечается 23 апреля. Учащихся старших классов целесообразно познакомить также с Манифестом книжника, принятом на VI Санкт-Петербургском международном культурном форуме 16 ноября 2017 года (http://www.rba.ru/forum/images/6forum/3_manifest.pdf).

На этом этапе урока возможно обращение к вопросам, связанным с установлением памятников книгам, открытию музеев книги, в том числе музеев редкой книги или отдельных книг писателей (например, книги А.П. Чехова «Остров Сахалин» в г. Южно-Сахалинске). В старших классах стоит рассказать о ведущих организациях в странах СНГ, занимающихся продвижением чтения. Особое внимание нужно обратить на деятельность Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ, который регулярно проводит акцию «Книги в подарок», а также Межгосударственного совета по сотрудничеству в области периодической печати, книгоиздания, книгораспространения и полиграфии, организующего с 2004 года международный конкурс «Искусство книги».

 

4. Объединяющая роль литературного творчества

в жизни народов государств - участников СНГ

(национальная литература)

Освещая данный вопрос, прежде всего необходимо познакомить школьников с запланированными мероприятиями и проектами, часть из которых уже реализована. Так, например, открыта передвижная выставка художественных книг современных авторов государств – участников СНГ «Читаем вместе – познаем друг друга», презентация которой состоялась на XXVI Минской международной книжной выставке-ярмарке в феврале 2019 года.  Данный проект курируют Совет по культурному сотрудничеству государств - участников СНГ, Исполнительный комитет СНГ и Президентская библиотека Республики Беларусь. Предполагается, что выставка будет экспонироваться в ведущих национальных библиотеках стран СНГ, в том числе в Российской государственной библиотеке (Москва).

Учащимся будет интересно узнать, что культурной столицей в странах СНГ в 2019 году стал город Брест. Можно рассмотреть с ними логотип города Бреста, наглядно демонстрирующий, «как взаимопроникновение различных культур создает красивую гармоничную многогранную фигуру – нового человека, новые общества, достигшие высокого уровня толерантности, мультикультурализма и гуманизма» (из выступления заместителя Председателя Исполкома СНГ А. Смагулова на V Всемирном форуме по межкультурному диалогу).

Говоря об объединяющей роли литературного творчества в жизни народов государств - участников СНГ, необходимо познакомить школьников с литературно-художественным и общественно-политическим ежемесячным журналом «Дружба народов», которому в 2019 году исполняется 80 лет. На сайте журнала (http://дружбанародов.com/druzhba-narodov ) представлена история издания, его современные рубрики, авторы, редколлегия и пр. Это единственное периодическое издание, целиком посвящённое литературе и литературной критике стран СНГ. Внимание учащихся должно быть обращено также на книжное собрание «Классика литератур СНГ», включившее фольклор и литературные памятники народов Содружества (22 тома) и сводный русско-английский том «Под парусом вечного неба», в котором впервые представлены вершинные произведения всех стран Содружества.

В ходе разговора необходимо назвать имена тех авторов, кто был отмечен премией «Звезды Содружества» за выдающийся вклад в развитие литературного наследия: Максуд Ибрагимбеков и Чингиз Абдуллаев (Азербайджан), Размик Давоян (Армения), Николай Чергинец, Александр Карлюкевич, Алесь Бадак, Иван Саверченко (Беларусь), Султан Раев (Кыргызстан), Ион Друцэ (Молдова), Николай Добронравов (Россия), Низом Косим (Таджикистан).

Не менее важно сказать о перспективах объединения информационных ресурсов библиотек Содружества, что, несомненно, увеличит читательскую аудиторию, заинтересованную в знакомстве с литературным творчеством писателей СНГ. Нужно упомянуть также о некоторых проектах: «Золотая коллекция Евразии», цель которого создание цифровой коллекции наиболее выдающихся и ценных изданий, отражающих специфику народов стран СНГ и взаимодействие между народами Содружества; «Издания и электронные ресурсы национальных библиотек»; «Созвучие: литература и публицистика стран Содружества».

 

5. Методы и приёмы формирования уважительного отношения

к книге у учащихся разных возрастных групп

Формирование уважительного отношения к книге у учащихся разных возрастных групп осуществляется в процессе школьного образования, совместной работы учителя и библиотекаря, учителя и родителей. Существенную роль при этом играют предметные учебники, планомерная организация исследовательской, проектной и творческой деятельности учащихся. Взаимосвязь классного изучения литературы и внеклассного чтения, урочной и внеурочной деятельности учащихся, внеклассной и внешкольной работы является необходимым условием эффективности формирования квалифицированного читателя (и зрителя), стимулирования читательских интересов и мотивации чтения у современных школьников, расширения их читательского кругозора, приобщения разных читательских групп к культурным традициям, популяризации классической и современной литературы, раскрытия творческого потенциала личности.

 

Методы и приёмы формирования уважительного отношения

к книге у учащихся на уроках:

Беседа о любимых книгах, обмен мнениями о прочитанном, взаимные рекомендации книг для чтения, презентации о книгах и писателях, участие в буккроссинге, оформление литературного календаря (печатного и электронного), иллюстрирование, создание фотоальбомов, выразительное чтение, чтение по ролям, драматизация, инсценирование, создание видеофильмов, написание киносценария, устный (или письменный) отзыв о прочитанной книге, ведение читательского (письменного и электронного) дневника, сочинение сказок (рассказов, басен и др.), литературные викторины, литературные кроссворды, заочные экскурсии по литературным местам, написание рецензий, обсуждение театральных и кинематографических интерпретаций литературных произведений, создание буктрейлеров, участие в читательских конференциях, написание эссе и сочинений разных жанров, выполнение исследовательского или творческого (индивидуального и группового) проекта, изучение читательских интересов одноклассников, заочные экскурсии по литературным местам.

 

Методы и приёмы формирования уважительного отношения

к книге у учащихся в процессе внеклассной работы:

Эпизодические формы внеклассной работы: литературные гостиные; литературные чтения, посвящённые юбилейной дате или заранее определённой теме; читательские конференции; литературные выставки; конкурсы чтецов; конкурс сочинений; конкурс научно-исследовательских или творческих проектов и др. (практически все эти формы работы могут стать частью школьного литературного праздника, в котором принимают участие не только учащиеся и учителя, но и родители, приглашённые поэты, писатели, журналисты, актёры, учёные, сотрудники библиотек, музеев).

Постоянные формы внеклассной работы: литературные кружки (читательские, литературно-творческие, библиографические, фольклорные, драматические, литературно-краеведческие, юных переводчиков, художественного слова и др.); литературный (читательский) клуб и его секции (литературного краеведения, культуроведческая, искусствоведческая, литературоведческая, юных книголюбов и др.); литературное (филологическое) общество, объединяющее участников для занятий научно-исследовательской работой и собственно литературным творчеством; школьный театр (школьное театральное объединение); школьный литературный музей (музей-клуб) и др.

 

6. Задания и упражнения для организации единого урока

Начальная и основная школа

1. Подготовка рассказа (презентации) о наиболее понравившихся учащимся литературных произведениях, прочитанных в учебном году (при подготовке к урокам и самостоятельно).

2. Выразительное чтение стихотворений о родном языке, родной природе, чтении и книгах.

3. Презентация подготовленной вместе с товарищами газеты, составленной из лучших отзывов о современных произведениях детской или подростковой литературы.

4. Оформление  читательских впечатлений о прочитанной книге в виде «закладки», в которой указывается название книги, а также кратко фиксируются ответы на вопросы, почему/зачем/кому её надо почитать*.

5. Проведение опроса среди одноклассников для выяснения, какие книги о детстве (школе) современных авторов они читают.

6. Чтение писем Д.С. Лихачёва «Любите читать!» и «О личных библиотеках» (из «Писем о добром и прекрасном»). Какой совет учёного показался вам самым ценным? Какие вопросы у вас возникли к автору этих писем?  

7. Написание небольшого сочинения на одну из тем:

«Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты» (Ш. Блан);

«Книга… есть верный, бескорыстный и наиболее сведущий друг. Она самый терпеливый учитель» (Л.М. Леонов);

«Настоящая литература – как липовый цвет» (К.Г. Паустовский);

«Может быть, задачей писателей, поэтов и художников и является прославление жизни как самого прекрасного и разумного, что существует под солнцем» (К.Г. Паустовский);

«Чтение – это беседа с людьми, гораздо более мудрыми и интересными, чем те, с которыми нас сводит случай» (М. Пруст);

«Вечер, проведенный за чтением книг великих авторов, для нашего ума то же, что для тела – прогулка в горах» (А. Моруа);

«Книга выступает одним из звеньев в духовной связи людей, она заставляет их возвращаться к своим истокам, проникать в сокровенные глубины духа, контактировать с настоящим, прошлым и будущим. Книга связывает людей» (Ч. Айтматов).

8. Поиск репродукций картин и фотографий, запечатлевших читающих людей, и подготовка вернисажа «Человек читающий».

9. Подготовка и презентация творческого проекта: создание сайта, форума, блога, посвящённого чтению, классической или современной литературе.

10. Составление программы собственного чтения на новый учебный год. Какие литературные произведения, помимо включённых в школьную программу, вы хотели бы прочитать? Чьи советы и рекомендации вы обычно используете при выборе книг для чтения? Обсудите эти вопросы с одноклассниками в социальных сетях.

 

Старшая школа

1. Создание читательской автобиографии.

2. Написание небольшого сочинения-эссе на одну из тем:

 «Книга – это духовное завещание одного поколения другому»

(А.И. Герцен);

«Книга, быть может, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, сотворённых человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего» (М. Горький);

«Книга есть кубический кусок горячей, дымящейся совести – и больше ничего» (Б.Л. Пастернак);

«Общение с книгой – высшая и незаменимая форма интеллектуального развития человека (А.Т. Твардовский);

«Книги – это открытые двери к другим душам и другим народам»

(А. Моруа).

3. Знакомство со списком «Великие книги», включённым в известную книгу М. Адлера «Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений». Определите, с какими книгами вы уже знакомы. С какими хотелось бы познакомиться? Как вы считаете, нужны ли вообще подобного рода руководства и рекомендации?

4. Участие в конкурсе литературно-творческих работ (стихотворения, рассказы, эссе о родном крае, родном языке, родной природе).

5. Написание рецензии на одно из произведений, опубликованных в журнале «Дружба народов» за 2019 год (http://дружбанародов.com).

6. Разработка сценария игры «Критики за круглым столом» (на материале обсуждения одного из современных произведений).

7. Составление списка произведений современной литературы, включая поэтов и писателей СНГ, которые можно рекомендовать для чтения одноклассникам, а также взрослым читателям.

8. Исследование круга чтения одноклассников (анкета, интервью, тест) и презентация его результатов с выводами о соотношении классической и современной литературы в круге чтения школьников, преобладающих мотивах их обращения к художественной литературе.

9. Создание медиатекстов (киножурнала, радиопередачи, репортажа, телевизионного сюжета и др.), посвященных современной литературе и её читателям.

10. Знакомство с атласом «100 проектов про чтение. Молодёжные инициативы – 2018». Подготовка отчёта по теме «Перспективные проекты по продвижению чтения: мой выбор». В каком проекте вам хотелось бы принять участие? Возникло ли желание стать волонтёром или автором собственного проекта?

11. Разработка программы конкурса чтецов «Поэты о родном языке» («Поэты о книгах и читателях»).

12. Составление вопросов к диспуту с одноклассниками на тему: «Есть ли будущее у бумажной книги?»

 

7. Дополнительная информация для учителя

(ссылки на сайты: тексты, изображения, видеоконтент и др.)

 

Литература:

1. Адлер М. Как читать книги: руководство по чтению великих произведений / пер. с англ. М., 2011.

2. Гессе Г. Магия книги: эссе о литературе (любое издание).

3. Живые лица: Навигатор по современной отечественной детской литературе / сост. Т. Говенько. Вып. 1–2. М.: Изд-во БерИнга, 2015. Режим доступа: http://zhivye-litsa.com/

4. Карьер Ж.-К., Эко У. Не надейтесь избавиться от книг! СПб., 2013.

5. Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном (любое издание).

6. Медиа- и информационная грамотность в современном обществе // Университетская книга. 2013. №6.

7. Мелентьева Ю.П. Чтение: явление, процесс, деятельность. М., 2010.

8. Проблемы изучения литературы в современном информационно-образовательном пространстве. XXII Голубковские чтения: Материалы международной научно-практической конференции, 20-21 марта 2014 г. / отв. ред. В.Ф. Чертов. М.: Экон-Информ, 2015.

9. Равинский Д.К. История чтения: раздвигая границы исследовательского пространства // Новое литературное обозрение. 2010. №2.

10 .Слово с книге. Афоризмы. Изречения. Литературные цитаты. М., 1984.

11. Тихомирова И.И. Психология детского чтения от А до Я: методический словарь-справочник для библиотекарей. М.: РШБА: Луч, 2004.

12. Тубельская Г.Н., Соболевская Ю.Я.  Детские писатели России. Сто тридцать имен: биобиблиографический справочник. М.: РШБА, 2015.

13. Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. М.: Директ-Медиа, 2013.

14. Фостер Т. Искусство чтения: как понимать книги / пер. с англ. М., 2015.

15. Человек читающий. Писатели XX века о роли книги в жизни человека и общества / сост. С.И. Бэлза. М., 1990.

16. Читатель. Чтение. Книга: словарь-справочник для самостоятельной работы в «книжном пространстве» / авт.-сост. Е.С. Романичева,   Г.В. Пранцова. М.: Библиомир, 2018.

17. Чубарьян О.С. Человек и книга. М., 1978.

18. Щербинина Ю.В. Время библиоскопов: Современность в зеркале книжной культуры. М.: ФОРУМ; НЕОЛИТ, 2016.

19. Щербинина Ю.В. Книга – текст – коммуникация: словарь-справочник новейших терминов и понятий. М.: ФОРУМ: ИНФРА, 2015.

 

Электронные ресурсы:

Сайт Центра чтения Российской Национальной библиотеки: http://nlr.ru/prof/reader/, обзоры публикаций по чтению в профессиональной печати: http://nlr.ru/prof/reader/metodsovet/obzory-professionalnoj-pressy

Сайт Российской государственной детской библиотеки: http://rgdb.ru/

Библиогид: http://bibliogid.ru/

РГДБ-ТВ: https://tv.rgdb.ru/lectures/417-kolosova-e-a-lektsiya-semejnoe-chtenie-trudnosti-i-vozmozhnosti-realizatsii?fbclid=IwAR3DXauNX5Jl21Vg QAJstcKkOeIBxnRIuvvyJ-WOQWb2-qNb71ABUqFTeDg

ВебЛандия (лучшие сайты для детей): http://web-landia.ru/

Национальная электронная детская библиотека: http://arch.rgdb.ru/xmlui/

Международная электронная детская библиотека: http://ru.childrenslibrary.or

Центр детской книги Библиотеки иностранной литературы: http://deti.libfl.ru/, Видеоматериалы: http://deti.libfl.ru/site/video

Русская ассоциация чтения: http://rusreadorg.ru/

Русская школьная библиотечная ассоциация (РШБА): http://rusla.ru/rsba/

100 проектов про чтение. Актуальные инициативы. Культурно-образовательный атлас / ред.-сост. Р.В. Рапопорт. М., 2016. Режим доступа: http://nlr.ru/prof/reader/images/Docum/Knig-polka/100proyektov_2016text.pdf

100 проектов про чтение. Молодёжные инициативы – 2018. Образовательный атлас / науч. ред. Т.Г. Галактионова. СПб., 2018. Режим доступа: http://nlr.ru/prof/reader/images/Docum/Knig-polka/100proyektov_2018.pdf

Сайт о книгах, их создателях и читающих детях «Папмамбук»: https://www.papmambook.ru/

Сайт Межрегионального центра библиотечного сотрудничества: http://mcbs.ru/

Некоммерческий проект о книгах и чтении «Горький»: https://gorky.media/redaction

Фундаментальная электронная библиотека. Русская литература и фольклор: http://feb-web.ru/

Проект «Живые страницы»: http://tolstoy.ru/projects /Живые страницы

Блог “БиблиоNЕТиК@”  для любителей чтения. Образ книги в литературе: http://shgpi.edu.ru/biblioteka/blog/?p=3799

Классическая литература в современном школьном образовании: http://cis.minsk.by/page.php?id=19294

Санкт-Петербургский Центр современной литературы и книги в поддержку современного литературного процесса как части национальной культуры: https://litcenterspb.ru/

Центр современной литературы и книги: https://litcenterspb.ru/

Сайт «Ассоциации учителей литературы и русского языка»: http://uchitel-slovesnik.ru

Сайт журнала «Литература в школе»: http://litervsh.ru/

Сайт журнала «Литература»: http://lit.1september.ru/

 

Методические рекомендации подготовлены рабочей группой, созданной в Московском педагогическом государственном университете – базовой организации государств – участников СНГ по подготовке педагогических кадров - под руководством Виктора Федоровича Чертова, д.п.н., профессора, заведующего кафедрой методики преподавания литературы

  


* «Закладка» разработана экспертами Русской ассоциации чтения (РАЧ). См.: http://rusreadorg.ru/ru.