Исполнительный комитет СНГ


Заявление Миссии наблюдателей от Содружества Независимых Государств по результатам наблюдения за подготовкой и проведением выборов в Милли Меджлис Азербайджанской Республики



Заявление Миссии наблюдателей от Содружества Независимых Государств по результатам наблюдения за подготовкой и проведением выборов в Милли Меджлис Азербайджанской Республики

 

Выполняя международные обязательства, Азербайджанская Республика направила в Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств приглашение Миссии наблюдателей от СНГ (далее – Миссия) на выборы в Милли Меджлис Азербайджанской Республики (далее – выборы).

В состав Миссии в количестве 352 человек вошли представители 8 государств – участников СНГ (за исключением Республики Армения, Республики Молдова), Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ, Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств.

Наблюдатели от СНГ проводили мониторинг независимо и самостоятельно, в своей работе руководствовались Положением о Миссии наблюдателей от СНГ на президентских и парламентских выборах, а также референдумах в государствах – участниках Содружества Независимых Государств.

В ходе избирательной кампании представители Миссии встречались с руководством Кабинета Министров, Министерства иностранных дел, Центральной избирательной комиссии Азербайджанской Республики, с руководством предвыборных штабов ряда политических партий и политических блоков, выдвинувших кандидатов в депутаты.

 

Законодательная база для проведения выборов

Выборы проводились на основе положений Конституции и Избирательного кодекса Азербайджанской Республики (далее – Кодекс).

Проведенный экспертами Миссии анализ Кодекса показал, что данный законодательный акт соответствует Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках СНГ и обеспечивает возможности для проведения свободных и демократических выборов.

Кодекс предусматривает право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти, принципы периодичности, обязательности, справедливости и свободы выборов на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании, обеспечивающие свободу волеизъявления избирателей, открытый и гласный характер выборов, судебную и иную защиту избирательных прав и свобод гражданина, международное и национальное наблюдение за выборами, гарантирует реализацию избирательных прав и свобод участников избирательного процесса.

 

Деятельность избирательных комиссий по подготовке к выборам

Организацию и проведение выборов осуществляли Центральная избирательная комиссия (далее – ЦИК), 125 окружных и 5 314 участковых избирательных комиссий (далее – ОИК и УИК соответственно).

Согласно Кодексу ЦИК состоит из 18 человек, которые избираются Милли Меджлисом: 6 членов ЦИК представляют политическую партию, депутаты которой имеют большинство в парламенте, 6 – политические партии, составляющие меньшинство в Милли Меджлисе, остальные 6 – от независимых депутатов.

Окружные избирательные комиссии в составе 9 членов формируются Центральной избирательной комиссией.

Участковые избирательные комиссии формируются соответствующими окружными избирательными комиссиями в составе 6 человек.

Зарегистрированные кандидаты, политические партии и политические блоки партий, зарегистрировавшие кандидата, имели возможность направить по одному своему представителю в состав избирательных комиссий в качестве члена комиссии с правом совещательного голоса.

Миссия отмечает эффективную и открытую работу ЦИК. О ее заседаниях, проходивших с участием международных наблюдателей, представителей политических партий, блоков политических партий, журналистов, сообщалось заранее. Принятые решения доводились до общественности через государственные СМИ.

Центральная избирательная комиссия обеспечила ОИК и УИК текстами Кодекса с внесенными изменениями и дополнениями, памятками, инструкциями и разъяснениями, касающимися практического применения положений Кодекса. Также была издана «Памятка для кандидатов в депутаты Милли Меджлиса», в которой отражены правила выдвижения, сбора подписей, предоставления документов для регистрации кандидатов, процесс их регистрации в ОИК, права и обязанности кандидатов. В помощь наблюдателям была издана брошюра «Памятка для наблюдателей».

Проведены тренинги по вопросам избирательного законодательства для председателей и членов ОИК и УИК с участием ответственных работников ЦИК, сотрудников органов исполнительной власти, прокуратуры, полиции, судов.

Совместно с Верховным Судом были организованы специализированные курсы по избирательному праву для председателей ОИК, на которых рассматривались дополнения и изменения, внесенные в Кодекс.

Для молодых людей, которые впервые имели возможность воспользоваться своим избирательным правом, были организованы семинары, где представители ОИК и УИК разъясняли законодательные основы проведения выборов в Милли Меджлис, информировали о порядке голосования.

На Интернет-сайте ЦИК регулярно обновлялась информация о подготовке к выборам.

По заказу ЦИК по телеканалам транслировались ролики агитационного и информационного характера на темы: «Не забудьте проверить свое имя в списке избирателей», «Списки избирателей на веб-сайте ЦИК», «Процедура голосования» и другие.

Распространялись информационные плакаты о выборах.

В целях предоставления как можно большему количеству граждан Азербайджанской Республики возможности воспользоваться своим избирательным правом ЦИК разрешила гражданам участвовать в голосовании на основании удостоверений личности с истекшим сроком действия.

В установленные сроки окружными избирательными комиссиями были распределены 5 096 574 избирательных бюллетеня, это больше общего числа избирателей на 3 %, как и предусмотрено Кодексом.

Участковые избирательные комиссии направили гражданам приглашения на выборы с указанием времени и места голосования, номеров телефонов избирательных участков, а также подробным описанием процедуры голосования с иллюстрациями.

Наблюдатели от СНГ, осуществлявшие долгосрочное наблюдение, изучили работу окружных и участковых избирательных комиссий городов Баку, Гянджа, Ленкорань, Нефтчала и Сумгайыт, Бейлаганского, Билясуварского, Сальянского, Шамахынского, Агстафинского районов, которая, по их мнению, велась в соответствии с Кодексом.

Избирательным комиссиям были выделены наиболее приспособленные для организации голосования помещения, оснащенные средствами связи и оргтехникой, обеспеченные необходимой справочно-методической литературой, нормативными документами.

Посещая избирательные участки, наблюдатели от СНГ оказывали консультативную помощь членам избирательных комиссий, в доброжелательной форме высказывали рекомендации устранить выявленные недостатки, касающиеся ведения делопроизводства, расстановки кабин и урн для голосования, в целях наилучшего обзора процесса голосования. Члены УИК с пониманием воспринимали замечания наблюдателей от СНГ.

Наблюдатели, посетив окружные и участковые избирательные комиссии, отмечают открытость и прозрачность в их работе, а также стремление членов комиссий провести выборы на высоком организационном уровне.

 

Порядок выдвижения и регистрация кандидатов

В соответствии с Конституцией Азербайджанской Республики 125 депутатов Милли Меджлиса избираются сроком на 5 лет по мажоритарной системе.

Миссия отмечает, что в стране были созданы равные условия для участия в выборах представителям политических партий, блоков политических партий и гражданам, которым для выдвижения кандидатом в депутаты необходимо было собрать не менее 450 подписей избирателей.

В соответствии с Кодексом в ЦИК 1412 человек получили подписные листы единой формы для сбора подписей в свою поддержку. Однако впоследствии 297 не вернули их.

Из 1115 человек, вернувших подписные листы, 72 отказались выдвигать свои кандидатуры. Окружные избирательные комиссии отказали в регистрации 300 кандидатам. Все они имели возможность оспорить решения данных комиссий.

В ЦИК поступили 172 обращения по поводу выдвижения кандидатур. В 131 случае решения ОИК были оставлены в силе, а кандидатуры 36 человек ЦИК зарегистрировала. Пять кандидатов в депутаты были восстановлены решениями Верховного Суда Азербайджанской Республики, 4 – Бакинским Апелляционным Судом.

Таким образом, за 125 депутатских мест вели борьбу 690 кандидатов. Среди них представители 9 политических партий и 5 блоков, объединяющих 13 политических партий, 385 независимых кандидатов.

Участие в избирательной кампании такого количества кандидатов в депутаты свидетельствует, по мнению Миссии, о наличии в стране политического плюрализма, показывает, что избиратели в день голосования имели реальную возможность выбора.

 

Предвыборная агитация

Предвыборная агитация в поддержку кандидатов в депутаты проводилась открыто и гласно.

ЦИК предоставила всем зарегистрированным кандидатам по четыре минуты бесплатного эфирного времени на телевидении и места для публикации в периодической печати для ознакомления избирателей с предвыборной платформой.

В Нахчыванской Автономной Республике бесплатное эфирное время предоставлялось на телеканале NAXTV, а для кандидатов остальных 118 округов – на Общественном телевидении.

В целях размещения материалов предвыборной агитации в органах печати в Нахчыванской Автономной Республике была выделена газета «Şərq Qapısı». Для кандидатов остальных избирательных округов – газета «Азербайджан». Материалы предвыборной кампании печатались в газетах в равном объеме в день предоставления бесплатного эфирного времени.

В республике было установлено более 5 000 специальных щитов для размещения предвыборных агитационных плакатов согласно требованиям Кодекса.

В ходе агитационной кампании митинги, собрания, встречи с избирателями проводились в заранее отведенных местах. Местные исполнительные органы власти в 3 440 населенных пунктах республики выделили около 5 000 мест для проведения встреч с избирателями.

В целях привлечения электората кандидаты в депутаты и политические партии принимали участие в теледебатах.

В то же время некоторые кандидаты использовали эфирное время для распространения сведений, оскорбляющих честь и достоинство их соперников и подрывающих авторитет политических партий, блоков политических партий. В связи с этим Председатель ЦИК М. Панахов призвал конкурентов не нарушать требований Кодекса в агитационный период.

В некоторых случаях агитационные материалы размещались в неустановленных местах. Миссией также отмечены эпизодические факты повреждения или уничтожения предвыборных агитационных материалов отдельных кандидатов в депутаты.

Тем не менее Миссия считает, что данный этап избирательной кампании в Азербайджанской Республике начался, проводился и завершился в соответствии с Кодексом. Кандидатам в депутаты были созданы равные условия для политической борьбы за голоса избирателей. Серьезных нарушений в ходе агитации не зафиксировано.

 

Списки избирателей

Списки избирателей составлялись участковыми избирательными комиссиями при содействии местных органов власти. В соответствии с Кодексом в списки избирателей включались граждане Азербайджанской Республики, обладавшие на день голосования активным избирательным правом и постоянно проживавшие на территории соответствующего избирательного участка (проживание на территории избирательного участка в течение не менее 6 месяцев за последние 12 месяцев, предшествовавших дню объявления выборов).

В целях устранения неточностей в списках члены УИК обращались с запросами в управления паспортной регистрации, совершали поквартирный и подворный обход.

Граждане имели возможность заблаговременно ознакомиться со списками в участковых избирательных комиссиях, а также на сайте ЦИК. В случаях выявления ошибок для их исправления избиратели могли обратиться в ЦИК по телефонной «горячей линии» или через Интернет, заполнив электронную заявку.

В случае отсутствия гражданина в основном списке избирателей он мог быть включен участковой избирательной комиссией в дополнительный список по письменному заявлению.

По информации Центральной избирательной комиссии, количество избирателей составило около 5 млн человек.

 

Работа с жалобами и заявлениями

Штаб Миссии в рамках мониторинга избирательной кампании взаимодействовал с республиканскими органами, в компетенцию которых входит рассмотрение жалоб и заявлений, связанных с нарушениями избирательного законодательства. Состоялись встречи членов Миссии с руководством Генеральной прокуратуры, Верховного Суда, Министерства внутренних дел Азербайджанской Республики.

В целях обеспечения эффективной реализации и защиты избирательных прав граждан при Центральной и окружных избирательных комиссиях были созданы экспертные группы по рассмотрению жалоб, связанных с нарушениями избирательных прав. Информация о результатах рассмотрения жалоб и заявлений размещалась на Интернет-сайте ЦИК.

Для поддержания связи с общественностью, оперативного реагирования на жалобы и предложения граждан, связанные с работой правоохранительных органов, в преддверии выборов в Главном управлении полиции Баку была открыта телефонная «горячая линия».

В Центральную избирательную комиссию, по состоянию на 6 ноября 2010 года, поступили и были рассмотрены 262 заявления.

По информации Верховного Суда Азербайджанской Республики, по состоянию на 5 ноября текущего года в Бакинский Апелляционный Суд поступили 96 обращений, связанных с нарушениями избирательного законодательства. Семь из них возвращены заявителям. Из рассмотренных 87 обращений 80 отклонены, по одному – отказано в исковом требовании. Были удовлетворены 5 заявлений об отмене решений ЦИК и 1 заявление ОИК об отмене регистрации кандидатуры. Два дела находятся в производстве, по ним назначена экспертиза.

В кассационной инстанции рассмотрены 52 дела, 4 иска удовлетворены.

По сведениям Министерства внутренних дел Азербайджанской Республики, по состоянию на 6 ноября в органы внутренних дел поступили 30 заявлений, 23 из них переадресованы ЦИК, по 2 фактам отказано в возбуждении уголовного дела в связи с примирением сторон, материалы по 5 фактам были направлены в суды для принятия мер административного воздействия.

По линии Генеральной прокуратуры Азербайджанской Республики обращений, заявлений и жалоб не было.

 

Наблюдение за голосованием и подсчетом голосов избирателей

Мониторинг избирательной кампании в Азербайджанской Республике осуществляли 1 029 международных наблюдателей из 48 стран. Кроме того, за ходом голосования наблюдали более 46 тыс. местных наблюдателей от кандидатов, политических партий, блоков политических партий, граждан и неправительственных организаций.

В день выборов представители Миссии СНГ осуществляли наблюдение во всех 125 избирательных округах и посетили более 2 500 избирательных участков.

В целях обеспечения прозрачности процесса голосования на 500 избирательных участках использовались веб-камеры.

Для предотвращения возможного многократного голосования использовалась маркировка большого пальца левой руки избирателя.

На участках, где побывали наблюдатели от СНГ, голосование соответствовало требованиям Кодекса, проходило в спокойной обстановке.

После закрытия участков члены Миссии осуществляли наблюдение за подсчетом голосов избирателей и имели возможность получить копию протокола голосования.

Итоги голосования с помощью Государственной автоматизированной информационной системы передавались в ЦИК и одновременно размещались на Интернет-странице ЦИК.

 

Выводы и оценки

По мнению Миссии, власти страны приняли необходимые меры для проведения демократических, прозрачных и свободных выборов.

Миссия констатирует, что отдельные нарушения в процессе избирательной кампании не носили массового характера, не помешали свободному волеизъявлению избирателей и не повлияли на итоги голосования.

Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств считает, что выборы в Милли Меджлис Азербайджанской Республики 7 ноября 2010 года проведены в соответствии с нормами действующего избирательного законодательства, на высоком организационном уровне.



Адрес публикации: http://cis.minsk.by/page.php?id=18748

Дата публикации: 24 января 2011 года