Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

27 ноября в штаб-квартире СНГ в Минске состоялась пресс-конференция, посвященная вопросам сотрудничества государств – участников СНГ в сфере миграции

Открыл пресс-конференцию заместитель директора департамента по сотрудничеству в сфере безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам Исполнительного комитета СНГ Нурлан Курманов.

В своем выступлении он отметил, что уже с момента образования СНГ проблемам регулирования миграционных процессов уделялось повышенное внимание.

На сегодняшний день в Содружестве создана необходимая организационно-правовая основа для межгосударственного взаимодействия. Так, вопросами миграции занимаются три органа отраслевого сотрудничества – Консультативный Совет по труду, миграции и социальной защите населения, вырабатывающий согласованную политику по важнейшим проблемам, представляющим взаимный интерес, Совместная комиссия по сотрудничеству в борьбе с незаконной миграцией и Совет руководителей миграционных органов, которому отводится основная координирующая роль.

Условно взаимодействие стран можно разделить на два направления: сотрудничество в области трудовой миграции и в противодействии незаконной миграции. Оба они неразрывно связаны друг с другом.

Для развития сотрудничества в области трудовой миграции в СНГ приняты: Конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей, соглашения, регламентирующие вопросы охраны труда, взаимного признания прав на возмещение вреда, расследования несчастных случаев на производстве, требований по охране труда, к взаимопоставляемой продукции, нормирования труда, регулирования социально-трудовых отношений в транснациональных корпорациях.

Что касается борьбы с незаконной миграцией, то в Содружестве действуют соответствующие Концепция и Соглашение, а также Конвенция о приграничном сотрудничестве, Положение об общей базе данных о незаконных мигрантах и лицах, въезд которым в страны СНГ закрыт, и порядке обмена информацией о незаконной миграции, одобрены модельные проекты Соглашения о реадмиссии и Протокола к нему, Программа сотрудничества в противодействии незаконной миграции на 2012–2014 годы.

По словам Н. Курманова, сегодня всем странам понятно, что решать вопросы миграции необходимо комплексно. Такой подход закреплен в Концепции дальнейшего развития СНГ и Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года. При этом приоритетом должно стать формирование условий для проведения согласованной миграционной политики и общего рынка труда.

Для воплощения этих целей на практике в СНГ доработаны проекты документов, касающиеся занятости населения и создания новых рабочих мест, мониторинга и оперативного обмена информацией о состоянии национальных рынков труда, реализации многосторонних межправительственных соглашений и конвенций по защите прав трудящихся-мигрантов, и направлены в государства – участники СНГ для внутригосударственного согласования. В стадии разработки находятся документы по нормативам «качества жизни» в соответствии с международной практикой.

Н. Курманов подробно остановился на факторах, определяющих характер и содержание современных межгосударственных миграционных процессов на территориальном пространстве СНГ. Это - социально-экономическое развитие,  демографическая составляющая трудового потенциала, занятость и рынок труда, а также природные и техногенные факторы.

С учетом всех этих аспектов государства – участники Содружества Независимых Государств договорились о том, что основополагающим межгосударственным документом, который необходим для определения характера, содержания, форм и методов их согласованного взаимодействия в миграционной сфере, должна стать Концепция общего миграционного пространства государств – участников Содружества Независимых Государств. Документ был принят 17 мая 2012 года Межпарламентской Ассамблеей государств – участников СНГ. Его положения полностью соответствуют общепризнанным принципам и нормам международного права, обязательствам государств, вытекающим из международных договоров в сфере миграции, а также учитывают опыт стран СНГ, равно как и международный, по управлению миграционными процессами.

Кроме этого, Концепция является основой для целенаправленного и конструктивного взаимодействия органов государственной власти, институтов гражданского общества, бизнес-структур, действующих на территориях наших стран, а также отдельных граждан в решении задач в сфере миграции населения на пространстве СНГ. В Концепции определены цели, задачи и принципы межгосударственной миграционной политики, а также ее основные направления сотрудничества в области приема, интеграции и адаптации мигрантов, переселяющихся на постоянное место жительства в другое государство СНГ, в области привлечения и интеграции трудовых мигрантов и в сфере учебной миграции и образования.

Концепция предусматривает создание межгосударственной инфраструктуры СНГ для оказания миграционных услуг, основными функциями которой должны стать подбор кандидатов на вакансии в государствах трудоустройства, организация их подготовки и выезд с учетом заявок работодателей, оформление документов, отслеживание соблюдения трудовых договоров, помощь в адаптации и контроле за выездом трудового мигранта по истечении разрешенного срока пребывания и т. п.

Н. Курманов подчеркнул, что одним из главных инициаторов разработки данного документа стала Россия, которая, несомненно, является самой привлекательной страной для трудящихся-мигрантов в СНГ. Безусловную заинтересованность России в разрешении проблем миграции подтверждает принятие Концепции государственной миграционной политики России на период до 2025 года.

В завершение Н. Курманов отметил, что решением Совета руководителей миграционных органов государств – участников СНГ в проект повестки дня очередного заседания Совета включен вопрос «О проекте Стратегии взаимодействия миграционных органов государств – участников СНГ со средствами массовой информации», и выразил надежду, что «сегодняшняя пресс-конференция станет одним из первых шагов по налаживанию такого взаимодействия».

На пресс-конференции выступил также заместитель директора департамента гуманитарного сотрудничества, общеполитических и социальных проблем Георгий Хосроев.

Основной темой его выступления стала трудовая миграция и защита прав трудящихся-мигрантов в странах Содружества.

Г. Хосроев напомнил, что еще в 1992 году был создан Консультативный Совет по труду, миграции и социальной защите населения государств – участников СНГ, в состав которого вошли руководители министерств и ведомств, регламентирующих вопросы труда, миграции и социальной защиты населения и на который была возложена выработка согласованной политики по важнейшим проблемам, представляющим взаимный интерес.

Совет стал организационно-правовой площадкой межгосударственного взаимодействия и является одним из старейших органов отраслевого сотрудничества СНГ - 13 ноября 2012 года Совет отметил свое 20-летие. По инициативе Консультативного Совета и с его непосредственным участием разработана нормативно-правовая база Содружества в сфере миграции.

Основным правовым документом в этой сфере явилось Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов, закрепляющее основополагающие права трудовых мигрантов и направления сотрудничества государства. В развитие норм этого документа в рамках Содружества принят ряд соглашений, регламентирующих вопросы сотрудничества государств по всему спектру социально-трудовых отношений: охраны труда; взаимного признания прав на возмещение вреда; расследования несчастных случаев на производстве; требований по охране труда к взаимопоставляемой продукции; нормирования труда; регулирования социально-трудовых отношений в транснациональных корпорациях и т.д.

Г. Хосроев подчеркнул, что в СНГ в последние годы происходит сдвиг в сторону более позитивного понимания роли миграции в региональном развитии.

В настоящее время ситуация такова, что основные потоки мигрантов на территории Содружества устремлены в Российскую Федерацию. Помимо России только Казахстан и Беларусь имеют положительное сальдо в объемах трудовой миграции. Остальные государства имеют отрицательные показатели по этому пункту. Но, тем не менее, миграционный процесс всегда носит обоюдоострый характер, и потоки мигрантов являются проблемой не только для принимающей стороны, но также и для страны отправления. Миграционная взаимозависимость заставляет государства создавать необходимую инфраструктуру в виде миграционных центров, государственных и частных агентств занятости, рекрутинговых компаний, заключать двусторонние договоренности и участвовать в межгосударственном сотрудничестве в регионе.

Основная проблема сегодня – преодоление стихийности в перемещении трудовой миграции, придание этому процессу устойчивого и понятного характера, отвечающего интересам социально-экономического развития государств – участников СНГ.

Продолжая решать задачи в области миграции, которые были характерны для периода становления Содружества Независимых Государств, государства – участники СНГ пришли к общему пониманию необходимости решения вопросов миграции в регионе на основании комплексного подхода. Акцент в оценке миграционных процессов с превалировавшего в предыдущие периоды концептуального подхода «миграция – безопасность» сделан на более конструктивный подход «миграция – развитие».

В основу комплексного подхода регулирования процессов в области миграции положены четыре принципа: организованность, защита, интеграция, сотрудничество.

Подтверждение на реализацию такого подхода в области миграции нашло свое закрепление в Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года.

На основании названных документов приоритетными направлениями сотрудничества в области миграции являются:

формирование условий для проведения согласованной миграционной политики;

регулирование трудовой миграции на основе достижения соответствия объемов, направлений и структуры миграционных потоков интересам мигрантов с учетом законодательства принимающего государства;

формирование общего рынка труда, создание правовых, экономических и организационных условий для перехода к свободному перемещению рабочей силы;

обеспечение интеграции иммигрантов в общество и формирование у граждан государств – участников СНГ уважительного отношения к законодательству, языку и культуре страны пребывания.

Для реализации этих направлении в настоящее время приняты первоочередные меры.

Создание общего рынка труда как составной и необходимой части общего экономического пространства станет важнейшим фактором экономического подъема государств – участников СНГ и на взаимовыгодной основе будет способствовать развитию интеграционных процессов на пространстве Содружества.

Г. Хосроев сообщил также, что в рамках выполнения Плана мероприятий по реализации первого (2009–2011 годы) и второго (2012-2015 годы) этапов Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года в области занятости населения и трудовой миграции подготовлены следующие документы:

проект Соглашения о принципах сближения законодательства в области занятости населения и трудовой миграции государств – участников Содружества Независимых Государств;

проект Основных механизмов и направлений реализации программ занятости и создания новых рабочих мест;

проект Системы мониторинга и оперативного обмена информацией о состоянии национальных рынков труда и наличии вакантных рабочих мест;

проект Механизмов реализации многосторонних межправительственных документов (соглашений и конвенций), регулирующих защиту прав трудящихся-мигрантов на пространстве СНГ.

На сегодняшний день эти документы в рамках Консультативного Совета согласованы, осуществляется их правовая экспертиза и внутригосударственное согласование. Предстоит их подписание и реализация.

По мнению Г. Хосроева, информирование широких масс населения и работодателей стран СНГ о положении на рынке труда Содружества является важнейшей составляющей формирования общего рынка туда и миграции рабочей силы.

В этой связи создана система обеспечения взаимного доступа к интернет-ресурсам о спросе и предложении на национальных рынках труда государств – участников Содружества посредством размещения баннера «Рынок труда в СНГ» на сайтах уполномоченных органов государств – участников Содружества, ведающих вопросами занятости населения, а также на сайтах Исполкома СНГ, Межпарламентской Ассамблеи СНГ и Всеобщей конфедерации профсоюзов.

«С момента образования Содружества многое сделано для урегулирования миграционных процессов. Но прошло время, и то, что было прогрессивным вчера, сегодня уже даже не актуально. Между тем за решением этих вопросов стоят судьбы миллионов людей, вследствие чего необходимо все время адекватно реагировать на изменение ситуации,» - резюмировал Г. Хосроев.

Н. Курманов и Г. Хосроев ответили также на вопросы журналистов.

 

Пресс-служба Исполнительного комитета СНГ